Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Митрополит Томский и Сибирский григорианской ориентации Димитрий (Беликов)

Митрополит Томский и Сибирский григорианской ориентации Димитрий (Беликов)


12.07.2010.
Преосвященный Димитрий, в миру Дмитрий Никанорович Беликов, родился 19 октября 1852 г. в Симбирской губернии в семье священника. Окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1874-1878 гг. учился в Казанской духовной академии, которую окончил по церковно-историческому отделению со степенью кандидата.

Митрополит Томский и Сибирский григорианской ориентации Димитрий (Беликов)
Митрополит Томский и Сибирский Димитрий (Беликов)


В ноябре 1878 г. публично защитил сочинение и был допущен к чтению лекций по общей гражданской истории (древней) в звании приват-доцента Казанской духовной академии. В октябре 1882 г. архиепископом Казанским Высокопреосвященным Палладием он был рукоположен во священники Покровской церкви в Казани с оставлением за ним должности приват-доцента. В 1887 г. он представил к защите магистерскую диссертацию «Христианство у готов» в совет Казанской духовной академии, а в марте 1888 г. Святейший синод утвердил его в степени магистра богословия. В декабре 1888 г. священник Димитрий Беликов был утвержден в звании доцента по кафедре общей гражданской истории (древней) Казанской духовной академии.

22 октября 1889 г. о. Димитрий Беликов был назначен на должность профессора богословия Императорского Томского университета. В Томск прибыл весной 1890 г. и заведовал кафедрой богословия до 1904 г. Читал студентам младших курсов православного вероисповедания медицинского, а затем и юридического факультетов Томского университета обязательный курс богословия. В августе 1900 г. получил назначение Министерства народного просвещения на должность преподавателя богословия в Томском технологическом институте.

Одновременно с преподаванием с октября 1890 г. о. Димитрий состоял настоятелем университетской Казанской церкви. С декабря 1891 г. был благочинным домовых при учебных заведениях церквей в Томске, служил цензором катехизических поучений, составляемых священниками Томской епархии. В мае 1895 г. был возведен в сан протоиерея.

В 1902 г. о. Димитрий представил в Совет Казанской духовной академии диссертацию «Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)», после защиты которой был утвержден в степени доктора церковной истории, В феврале 1904 г. он был удостоен звания заслуженного профессора, в марте того же года, за выслугой лет, ему была назначена пенсия, он был выведен из штата университета с сохранением звания профессора и учебных поручений по кафедре. С 1902 г. с открытием в Томске общеобразовательных вечерних курсов для взрослых вел там занятия (на общественных началах).

Священник Димитрий Беликов заведовал археологическим и этнографическим музеем университета, составил опись нумизматических коллекций позднейшего поступления и завел инвентарную книгу для вновь поступавших в музей предметов. Он известен научными трудами по истории Сибири. В книге «Первые русские крестьяне насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта: общий очерк за ХVII и ХVIII столетия» (Томск, 1898) он внес существенные уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения края, описал бытовую сторону жизни первых русских обитателей Сибири. В работах «Старинный Свято-Троицкий собор в г. Томске» (Томск, 1900), «Томские духовные начальники (заказчики). Исторический очерк для 300-летнего юбилея г. Томска» (Томск, 1906) дал представление о церковно-религиозной жизни Томска и Томского края, описал создание первых томских храмов. Он исследовал историю томских монастырей («Старинные монастыри Томского края». Томск, 1898), историю сибирского раскола. В 1904 году Императорский Томский университет присудил ему премию имени А.М.Сибирякова, присваиваемую за научные труды по истории Сибири.

Отец Димитрий принимал участие в общественно-политической жизни Томска. В декабре 1905 г. на учредительном собрании Томского отдела «Союза 17 октября» он был избран в бюро отдела. В 1906 г. духовенство Томской епархии избрало его членом Государственного совета, и в августе того же года он уехал из Томска в Петербург. В 1908 г. был назначен председателем Учебного комитета при Святейшем синоде, а также настоятелем синодальной Святых семи вселенских соборов церкви в Петербурге. Возведен в сан митрофорного протоиерея.

В 1920 г. протоиерей Димитрий Беликов переехал в Омск, где был хиротонисан во епископа Омского, позже был удостоен сана архиепископа. Осенью 1922 г. оказавшиеся у власти обновленцы уволили его на покой, вскоре он перебрался в д. Петухово Томского уезда (по некоторым данным он был выслан туда властями) и служил в местной приходской церкви. В 1923 году Преосвященный Димитрий был приглашен прихожанами для служения в Сретенской церкви в Томске и, был назначен томским архиереем в сане архиепископа. При сосуществовании двух направлений церковной жизни в Томске - обновленческого и староканонического (тихоновского) - было отмечено тяготение большой части верующих к последнему, возглавляемому Преосвященным Димитрием (Беликовым) 14 августа 1924 г. состоялось собрание верующих, сторонников владыки Димитрия, участники которого приняли решение объявить Троицкий собор автокефальным, т.е. совершенно самостоятельным, не подчиняющимся никакому вышестоящему учреждению, и избрать Владыку Димитрия настоятелем этого собора.

6 февраля 1926 г. Преосвященный Димитрий был подвергнут аресту, но 23 февраля выпущен на свободу «без всяких последствий».

В первых числах марта 1927 г. в Томске работал епархиальный съезд, в котором участвовало 33 священника и 30 мирян, избравших почетным председателем Преосвященного Димитрия. В сложившейся обстановке, когда связь епархии с высшей церковной властью была прервана, в церковном управлении наблюдались противоречия, съезд принял решение о создании автокефального епархиального церковного совета староправославной канонической ориентации, деятельность которого распространялась на всю бывшую Томскую губернию. Преосвященный Димитрий сказал по этому поводу на съезде: «Принципиально я не могу вопреки своим убеждениям и по внушениям своего архипастырского долга отказываться от повиновения церковной власти, канонически правильной и твердо установленной по согласию всей поместной Церкви и с авторитетным оповещением от ее лица. Но прихожу к решению о необходимости временной относительной самостоятельности ввиду переживаемого замешательства в церковной жизни… До времени полного уяснения по делу об установлении высшей церковной власти в Русской Православной Церкви я, по обстоятельствам, должен руководить церковной жизнью в епархии самостоятельно».

По окончании съезда Преосвященный Димитрий подготовил обращение к верующим, которое было распространено в Томской епархии. Он писал: «Трудно пастырское служение по долгу и совести, трудно оно всегда. Но в нынешнее время оно есть подвиг, подвиг крестоношения, связанный с лишениями, оскорблениями и многими другими скорбями. Но раз мы взяли на себя это иго, понесем его терпеливо, великодушно, честно и благочестно пред лицом взирающего на нас верховного Пастыреначальника… При всей гражданской лояльности не за страх, а за совесть будем зорко наблюдать за собою, чтобы никогда, нигде не выходить из пределов установленной законности, чем поднимем себя в глазах гражданской власти». Он призвал мирян позаботиться о клире, чтобы священники не согнулись под бременем жизненных тягот.

Будучи архиепископом Томским староканонического толка, Преосвященный Димитрий стал поддерживать позицию епископа Григория (Яцковского), и 9 июня 1928 г. на съезде духовенства григорианской ориентации, 23 делегата которого представляли все сибирские епархии, был избран митрополитом Сибирским.

После того, как в 1930 г. был закрыт для богослужения Троицкий собор, митрополит Димитрий служил в Благовещенском соборе, где размещалась архиерейская кафедра григорианцев. На архиерейские богослужения митрополита Димитрия приходило много прихожан. Находясь в преклонном возрасте, он не имел уже сильного голоса, речь его не отличалась хорошей дикцией, однако он был по-прежнему красноречив, проповеди его были полны глубоким духовным смыслом. Чтобы услышать его негромкую, но очень содержательную и умную речь люди в храме подходили к самому амвону, ловили каждое его слово. В Томске он жил на улице Черепичной, 51.

10 августа 1932 г. митрополит Димитрий (Беликов) скончался от паралича сердца, похороны его состоялись 15 августа в ограде Благовещенского собора, у правого придела храма. Хоронили со всеми почестями, в парадном облачении.

В 1934 г., когда стало ясно, что Благовещенский собор будет снесен, прах митрополита Димитрия по разрешению властей был перенесен на Преображенское кладбище. При закрытии и ликвидации этого кладбища усердием православных томичей, чтивших память о митрополите Димитрии (Беликове), его прах вновь был перезахоронен на Южном кладбище, где покоится и ныне. Отец Димитрий Беликов был женат на Надежде Степановне, урожденной Адоратской, умершей в 1903 г. (брат ее, Преосвященный Николай, был в конце ХIХ в. епископом Оренбургским и Уральским). Имел двух сыновей Бориса и Глеба и двух дочерей - Нину и Екатерину. Известно, что Екатерина последние годы жизни провела в Томске, здесь скончалась в 1943 г. и была похоронена на Южном кладбище, могила ее расположена рядом с отцовской.

Е.А. Шабунин, референт Издательского совета Новосибирской епархии
 


Вернуться назад