Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть III)

Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть III)


12.03.2018.
Валентина ЛЕСКИНА, п. Степной, 2011 год

Жизнь, несмотря на утраты, продолжалась. Надо было поднимать разрушенное хозяйство. Первыми после объявления капитуляции Гер­мании прибыли домой в деревню Веснина иска­леченные войной фронтовики. Офицер Колотов Иван Семёнович, награждённый многочислен­ными орденами и медалями за боевые заслуги (работал учителем в школе, а затем на руково­дящих постах в Искитимском районе). Матвеев Иван Иванович, остался без ноги. Вернулся ра­неным Благочевский Михаил Петрович. Савен­ков Василий Титович был ранен дважды...

Вернули в деревню освободившихся от войны лошадей. Вернувшиеся с войны пахари переложи­ли самую тяжелую работу на свои плечи. Деревня и народ в ней воспряли духом. У многих фронто­виков были награды за боевые заслуги, а также у тех, кто трудился в тылу (они получили медаль «За доблестный труд в период войны 1941-45»). Такую же награду за доблестный труд получили дети войны: Божок Николай Петрович (1930 г.р.), Матвеева (Беликова) Мария Дмитриевна (1928), Матвеев Николай Дмитриевич (1930). А вме­сте с ними и труженики тыла: Ананченко Дарья Климентьевна, Сахнова (Калашникова) Мария Ивановна, Ткаченко Мария Ивановна, Бахарев Иван Никифорович, Лазарчук Наталья Дмитри­евна, Долгушина Мария Яковлевна, Шеповалова (Шевелева) Анна Григорьевна, Ярышева Федора Кузьминична, Савенков Василий Титович и др. Также позднее указам Президиума верховного совета СССР медалями за «Трудовую доблесть и трудовое отличие» была награждена Беликова (Матвеева) Мария Дмитриевна. Орденом тру­дового красного знамени — Морозова Пелагея Трофимовна. Медалями за поднятие целинных и залежных земель — дочери Кузнецова Григория Илларионовича Ольга Григорьевна и Валентина Григорьевна.

Все-таки, несмотря на окончание войны, си­туация в мире оставалась неспокойной. Война противодействующих миров - социализма и капитализма - перешла в холодную. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений. Лидером в ней были США, которые с 1945 года располага­ли атомным оружием. В конце 1940-х был раз­работан не один план ядерной атаки на СССР.

Поэтому, не успев восстановиться после разру­шительной войны, Советскому Союзу пришлось приложить не мало усилий, чтобы создать сило­вое равновесие.

В 1949 году в России была испытана собствен­ная атомная бомба, а в 1951 — водородная. Ста­тистика гласит, что изобретение такого оружия в материальном исчислении подобна войне, ко­торую испытала наша страна с фашизмом. Это необходимо было сделать для восстановления и развития страны. Люди понимали это и дела­ли всё, что могли. Они выдержали непосильные налоги в колхозе. На каждый двор был доведён план сдачи продуктов государству: мяса, молока, яиц, шкур животных и т. д.

Каждый человек-колхозник не имел в то вре­мя паспорта и права выйти из колхоза, уехать в другой населённый пункт. На это нужны были уважительные причины: призыв в армию, учёба (с согласия правления колхоза), выход замуж.

Костянная (Гончарова) Мария Артемьевна, 1913 года рождения, получила документ, удосто­веряющий ее личность (паспорт) только 30 апре­ля 1980 года. (YIII - ЕТ № 692656, выдан Искитимским ГОВД НСО). Именно в этот год была проведена паспортизация населения нашей об­ласти. А её младшая сестра Анна (1925 г. р.) получила паспорт 27.12.1941 года (Y-KP № 569759) по причине учебы. Переселенцы из Курской губер­нии, прибывшие в деревню Веснина в 1910 году, супруги Савенковы Тит Фёдорович (умер в 1973) и Ульяна Поликарповна (умерла в 1972) никогда не имели паспортов. В церквях регистрировали рождение, крещение, женитьбу, а также отпе­вание в случае смерти. Все сведения заносили в церковные книги. После закрытия церквей кни­ги были переданы в сельские Советы,

Каждый работоспособный член семьи обязан был за год выработать в колхозе обязательное количество трудодней. Исключением из этого служила уважительная причина - болезнь. Мно­годетность женщины не была уважительной причиной. Многодетная Холодова Анна Куприяновна из-за детей не могла работать в поле, и её работа заключалась в том, что она пекла для колхозников хлеб у себя на дому.

Жительницы деревни Сахнова Анна и Ананченко Прасковья вместе с двумя детьми в 1949 году по решению правления колхоза «Серп и мо­лот» были высланы из деревни Веснина в другой район за тунеядство, по причине того, что не ра­ботали в колхозе. Их мужья не имели права сле­довать за ними.

Народ в деревне был обязан участвовать в приобретении облигаций государственного зай­ма. Много лет спустя средства, занятые государ­ству, заёмщикам частично возвращены.

Постепенно утихало горе утрат, люди находи­ли время для отдыха и праздника. Изначально в деревне Веснина был почитаемым застольным праздником Дмитриев день.

«Дмитриева неделя» приходилась как раз на окончание уборки урожая и осеннего забоя ско­та в подворьях. В это время было кстати отдох­нуть: сходить в церковь, помолиться и поставить свечку святому великомученику Дмитрию Солунскому, совершить поминовение в честь пав­ших воинов, а также усопших родных и близких. Действовали церкви в селах Локти, Завьялово и Тула, позднее в Бородавкино.

В деревне Веснина, как и прежде, сохранялось святое отношение к семье, родителям и стар­шим. Людям были присущи доброта, жизнера­достность, сплоченность. Праздник в деревне был как глоток свежего воздуха, как лучик солнца для каждого уставшего от повседневной жизни и работы человека. Весело проводили как государ­ственные (выборы), так и православные празд­ники (Пасха, Троица, Рождество, Крещение). Их в деревнях празднуют до сих пор.

Особенно дети любили Новогодние и Рожде­ственские колядки. Каждый мог повеселиться сам и повеселить земляков. Масленица сопрово­ждалась песнями, гуляниями, угощением блина­ми и сожжением чучела-масленицы.

В деревне Веснина старожилам особо запом­нились три талантливых гармониста: Бахарев Аполлон Иванович (ослеп после того, как пере­болел оспой), Шелудченко Александр Архипович и Грибков Павел.

Особой удалью плясками и частушками отли­чалась молодёжь. Веснинские ребята гордились своей деревней Веснянкой. А в адрес соседних деревень пелись шуточные частушки:

В Бородавкино ходили,

Ничего не видели.

Только видели одно:

Висит ведро - худое дно.

Бородавкино в горе,

Хуже нет его нигде.

А Веснянка на лугу,

Насмотреться не могу.

Весело, нарядно, незабываемо, на тройках, разукрашенных попонами и колокольчиками на дугах, проходили в деревне свадьбы. Наталья Ивановна Костянная в праздничные и свобод­ные от работы дни открывала на улицу окно гор­ницы и заводила патефон. Проходившие мимо люди с удовольствием и благодарностью слуша­ли народные песни в исполнении Руслановой, Лемешева, Шаляпина, ансамбля Александрова. Наталья Ивановна часто вспоминала о своей «первой» далёкой родине, о своём нелёгком дет­стве и юности, как работала 16 лет у священни­ка прислугой, потом замужество, и новая жизнь здесь, в Весниной. Перелистывая альбом с пла­стинками, находила свою любимую песню «По­лоса ли моя, полосонька» и со слезами на глазах слушала её.

Рядом с ней слушали песню прижавшиеся к ней внуки, и не понимали, почему бабушка пла­чет. Поняли тогда, когда стали взрослыми:

Полоса ли моя, полосонька,

Полоса ль моя, да не паханная.

Не паханная, не бороненная,

Зарастай, моя полосонька,

Частым ельничком да березнечком,

Ещё горьким да осинничком,

Уж я по лесу хожу, брожу,

Во сыром бору я грибы беру.

Никто в лесе не аукнется.

Откликались пастушки-дружки,

Государевы да охотнички,

Моей матушки да помошнички.

Припаду-то я ко сырой земле,

Припаду-то я да послушаю,

Чу, заносит голос матушки: - «Ты ay, ау, моё дитятко,

Не в лесу ли ты заблудилася,

Не в траве ли ты заплуталася,

Не в росе ли ты замочилася» - «Ты родимая моя матушка,

Заблудилась я в чужой стороне,

Я запуталась в чужих людях,

Замочилась я в горючих слезах»

- «Ты родимое моё дитятко,

Ты носи платье да не складывай,

Ты терпи горе да не сказывай».

— «Ты родимая моя матушка,

Понося платье, да сложить будет,

Потерпя горе, да сказать будет».

Эта песня была напечатана в ярославских «Губернских ведомостях» в 1892 году.

В застольных песнях пели о природе, о Ермаке-первопроходце Сибири, о замёрзшем в степи ямщике (их много погибло в непогоду по старо­му Московскому тракту). Путь этот был опасным и далеко не лёгким. Также пели о бродяге, кото­рый бежал из Сахалина, о священном Байкале. Ведь Сибирь была местом ссылки для инако­мыслящих и бунтарей. Пели об отце-пахаре, рас­стрелянном в период гражданской войны, пели о горькой солдатской доле. Пели песни о легендар­ном подвиге «Варяга». Много было подвигов у российского солдата, и народ об этом слагал пес­ни, которые будут жить в веках. За столом сидели не только потомственные хлеборобы и пахари, но и потомственные воины. На долю России только в XIX веке выпало пережить 10 войн. Одна из них Отечественная 1812 года. По данным историков, в этой войне сражалось 27 тыс. сибиря­ков с армией Наполеона. В двадцатом веке Рос­сия пережила две мировых войны, одна из них Отечественная. В Первой мировой (1914-1918) участвовали и наши земляки. Уроженец дерев­ни Веснина Кузнецов Григорий Илларионович за отличия на фронте был награжден солдатскими Георгиевскими крестами третей и четвертой сте­пеней. В настоящее время его внук генерал-лейтенант Варламов Валерий Иванович, правнуки Сергей - полковник и Александр - майор, слу­жат в Москве. Мужчины семьи красноармейца Божок Ивана Трофимовича были защитниками родины в пяти поколениях: его сын Божок Петр Иванович в 1944 году погиб за родину в Великой Отечественной войне, его внук Божок Николай Петрович служил в Советской армии, его прав­нук Божок Петр Николаевич прошел Афганскую войну, продолжал службу в рядах МВД, ушел в

отставку в звании майора запаса. Его праправнук Гончаренко (по матери Божок) Евгений Никола­евич служил в Российской армии. Необходимо отметить, что со стороны России ни одна война не была захватнической.

Колхозники, все без исключения, жили небо­гато, но медицина и образование были бесплат­ными. Первым фельдшером с 1947 года и до рас­формирования деревни Веснина была Лебедева (Годицкая) Людмила Михайловна.

Чтобы легче было жить, правительство во главе с Н.С. Хрущёвым решило объединить кол­хозы. В это время чувствовался отток молодой рабочей силы из деревни. Земля требовала но­вых знаний и технологий. Так, в 1953 году колхоз «Серп и молот» (д. Веснина) объединили с сосед­ним колхозом «Путь Ильича» (с. Бородавкино), находящимся на расстоянии одного километра. Колхоз «Серп и молот» перестал существовать, но деревня Веснина не сдавала своих позиций. Её стали считать полевым станом, бригадой нового для неё колхоза.

В марте 1957 года произошла новая реорга­низация в сельском хозяйстве. Коллективную собственность (колхозы) перевели в государ­ственную - совхозы. Так деревни Веснина и Бо­родавкино стали отделением № 6 Ворошилов­ского совхоза1.

Деревня Веснина прожила до 1960 года (7 лет после реорганизации). Люди активно стали разъ­езжаться после того, как убрали из деревни на­чальную школу и магазин. Сетевое радио в 1955 году довели только до с. Бородавкино. Люди вы­нуждены были уезжать в п. Октябрьский, п. Берёзовский, д. Горёвка, д. Чупино, с. Бородавкино. Последней уехала из деревни вдова Ступина Ека­терина с дочерью. Она сама своими руками по­строила саманный глинобитный уютный домик, и ей не на что было строить другой, некуда было ехать. Уехала она, когда ей дали однокомнатную квартирку в с. Бородавкино.

Место, где была деревня Веснина, перепаха­ли, там сейчас пасутся стада. Многие, кто жил и родился здесь, до сих пор тоскуют по ней. Так Бочагова Александра Дмитриевна, 1929 года рождения (уроженица д. Веснина), в своих сти­хах с тоской, любовью и нежностью описывает родные места, родные не только для неё, но и для многих её земляков.

 

1. В ноябре 1957 года зерносовхоз имени Ворошилова переименовали в зерносовхоз Степной. В 1991 году зерносовхоз Степной реорганизовали в акционерное общество закрытого типа «Степное» АОЗТ.

 

Стояла в степи деревенька.

Не вчера, не сегодня...

Годы прошли уж давненько,

У реки Мильтюш мелководной

Стояла в степи деревенька.

Берёзовых рощ не имела,

Бором, хвоёй не шумела,

Черёмухи запах весенний питая,

Из черёмух смотрелась от края до края.

Полуподковой она начиналась,

Потом поделилась на две, разбежалась.

Вот и попробуй тут разбери,

Сколько улиц имела - две или три.

Неважно, сколько улиц Веснянка имела.

Всегда красовалась в черёмухе белой,

Слушала трель соловья весной,

Аромат ненасытно вдыхала взапой.

И там, за рекою, черёмухи цвет,

Луг цветом разряжен, как сотканный плед.

Тёплый и нежный пахнёт ветерок,

Пыльцы ароматной проглотишь глоток.

Война налетела нежданно, незвано.

Веснянка как прежде стояла нарядной

В кроне черёмух душистых, зелёных,

Казалась красивой, давно всем знакомой.

Далеко от неё земли дымились.

Но осколки снарядов её в сердце вонзились.

Черёмухи заросли все жгли без стыда,

Что можно поделать - такие года.

Но старые люди мудрыми были,

Черёмухи цвет под окном сохранили.

В лютогодье войны - не сожгли, не срубили.

Для тех, кто вернётся с победой домой,

Мог любоваться её красотой.

И вновь над Веснянкой нависла гроза.

Полураздетой, раскрытой шагала беда.

Стереть деревеньку, забыть про её день рожденья,

Что б не пахло черёмухой в день майский весенний.

Не помнят и бабушки тех поколений,

Когда той Веснянке пришло возрождение.

Почему назвалась она Весниной?

Видать, потому, что родилась весной.

Убрали деревню, не оставив следа,

Нет уж черёмух - пасутся стада.

Растоптали грудь матушки мягкой земли,

По месту тому - дорогу, шоссе провели,

Начался век скорости, все говорят,

Былое забыли, вечно спешат.

Лишь мёртвые память Веснянки хранят.

Над лугом в дозоре холмочки стоят.

Куда б не забросило всех нас судьбою,

Вернёт нас память к родному с тобою.

Деревня, где я родилась...

Где я родилась и где я жила,

Где детство моё и юность прошла,

В далёкой и близкой сторонке степной,

Наречённой красиво - звалась Весняной.

Теперь там крапива дурная растёт.

Веснянка в сердцах у людей всё живёт.

Подружкою детство по ней я прошла,

Теперь юности тропка травой заросла.

Сад белых черёмух заглох, помертвел,

Под берегом омут совсем обмелел.

Берёзки когда-то на горке шумели,

Куковали кукушки, соловушки пели.

Тех стройных берёз и осин нет в помине,

Лишь два деревца стоят без вершины.

Они, как и люди, хранят в себе тайну,

Сражаясь с невзгодой, воркуя печально.

От участи горькой они негодуют.

И кто уготовил им долю такую?

Они со мной вместе росли и шумели,

Вокруг них с подругами мы бегали, пели.

Земля, что кормила нас щедро и сытно,

Бурьяном покрылась, утратила силу.

Непрошено боль в моё сердце пришла,

В деревне Веснянка родилась и жила.

Теперь здесь пустырь, но он дорог до боли.

Рассталась с тобой я, мой край, поневоле.

Бочагова (Турченюк) Александра Дмитриевна, 1929 г .р., жительница д. Веснина.

 

Рядом с деревней находилось кладбище, кото­рому уже более 300 лет. Там покоится прах её жи­телей. Пока жила д. Веснина, все жители без ис­ключения ходили на этот погост, когда хоронили кого-нибудь, в Родительский день и на Святую Троицу. Обычаи, ритуалы в дни поминовения объединили в себя христианскую православную и языческую веры. Усопшего, если он был верую­щим, отпевал священник. Если такового не было, отпевал крещёный, глубоко верующий человек, знающий молитвы. Женщинам, которые у гроба сидели до захоронения, раздавали платки покой­ной. Такой обычай был привезён из западных областей России. Старались готовить поминаль­ный стол из блюд, который любил покойный. В день захоронения не ходили по кладбищу, что­бы не отвлекать ранее усопших встречать вновь пришедшего в иной мир. В Родительский день несли всей деревней на могилки яства, раскла­дывали всё в чистую посуду, наливали в рюмочки воду, вино и ставили на могилы. Искренне верили, что душа покойного обязательно прилетит в образе птицы, склюёт всё, оставленное на могил­ках, будет за всё благодарна живым. В эти дни в обязательном порядке поминали своих родных и близких покойных всей семьёй дома, за столом. Мария Артемьевна Гончарова (Костянная) в те­чение многих лет после исчезновения деревни Веснина приходила на могилку своей мамы - Костянной Натальи Ивановны. Приводила с собой дочь и внуков, сыпала пшено на заросший хол­мик, ставила еду, становилась на колени перед могилкой, крестясь с молитвой, просила у мамы прощения, просила у господа Бога покоя её душе, просила рабе божьей Наталье (маме своей) цар­ствия небесного. Дети на бабушкины действия смотрели широко раскрытыми глазами, затаив дыхание. Их бабушки давно уж нет, а эти момен­ты внучки (Наталья и Галина Лескины) вспоми­нают до сих пор. Наталья Ивановна Костянная, будучи ребёнком в 1878 году (8 лет), у себя на ро­дине в Воронежской губернии получила платок покойной, которую несли на кладбище. Наталья со своей мамой случайно вышли навстречу по­хоронной процессии. У усопшей не было детей. По старинному русскому обычаю на западе Рос­сии родственники умершей передали платок но­вой хозяйке - малолетней девочке. Неизвестно, сколько лет было в то время этому платку. Ната­лья Ивановна берегла этот красивый с кистями, богатый яркими красками платок. Это была па­мять о её далёкой от этих мест Родине. За пол­тора столетия он прошёл через пять поколений женских рук. Сейчас он передан в краеведческий музей п. Степной правнучками Костянной Ната­льи Ивановны (Галиной и Натальей Лескиными).

На старом веснинском кладбище в настоящее время стоят несколько сохранившихся крестов, видны могильные холмики, заросла канава, ко­торая считалась изгородью. На кладбище пасётся скот, через него сделали дорогу, чтобы подъехать к р. Мильтюш на рыбалку. Потомки, родственни­ки и земляки бывших жителей деревни Веснина не могут со спокойной душой смотреть на про­исходящее по той причине, что многим лежащим на этом погосте они обязаны жизнью. Здесь покоится прах мужественного народа, жившего по законам долга и чести, внёсшего огромный вклад в сохранение нашей родины. Поэтому это место для живых священно. Эти люди заслуживают уважения в памяти о них. Их души будут спо­койны и благодарны потомкам, если те исполнят свой долг перед предками, увековечат памятным знаком и облагородят святое место земляков. Всем ясно, что благодаря их усилиям и борьбе за наше будущее, их жизни продолжаются в нас. Дожившие до наших дней старожилы, неравно­душные к прошлому деревни Веснина, помогли частично восстановить историю деревни и исто­рию народа, который в ней жил. Перед вами не­полный перечень семей, которые проживали в деревне Веснина до и после ВОВ (1941-1945) и до полного исчезновения деревни.

Это семьи: Шеповалова Григория, Дмитриенко Никиты, Кузеванова Наума, Песняк Николая, СыпченкоАлексея, Сахновых Акима и Дмитрия, Шумакова Алексея, Божок Петра, Савенкова Захара, Ткаченко Фёдора, Холодова Терентия, Бордуновых Дмитрия и Андрея, Филинкова Ми­хаила, Сахнова Ивана, Ананченко Дмитрия, Сы- сенко Ивана, Ананченко Максима, Куринского Петра, Винокурова Сергея, Савенкова Андрея, Беляевой Анисии, Веснина Наума, Лазарчук Аркадия, Куринских Михаила и Ивана, Белико­ва Никиты, Холодова Даниила, Кутчер Ивана, Корниенко Григория, Лушникова Ф., Филинкова Тимофея, Куринского Кузьмы, Савенкова Тита, Червякова Иосифа, Благочевского Михаила, Самохвалова, Беляева, Сойникова Ивана, Бахарева Тимофея, Кузнецова Иллариона (23 человека), Благочевского Якова, Бочагова Дмитрия, Матве­ева Ивана, Рудневой Анны, Апухтина Гавриила, Кадочникова Николая, Беликова Степана, Сена­тора Александра, Песняк Алексея и Андрея, Ку­ринского Климентия (32 человека), Коваленко, Долгушиных Трофима и Павла, Матвеева Дми­трия, Рудневых, Бахарева Никифора, Карпушиных, Бахаревых, Канунниковых, Ткаченко Ива­на, Шелудченко Архипа, Шелудченко Григория, Костянного Артемия, Калашникова Ефима, Яры- шева Ивана, Колотова Семёна, Савенкова Ники­фора, Павленко Андрея, Кондрашовых Николая и Никиты, Шибченко Алексея, Ступиной Екате­рины, Филинкова Филиппа, Кибальной Натальи, Холодова Демьяна, Гольченко Полины, Ткаченко Кондрата, Дмитриенко Дмитрия, Божок Григо­рия, Ткаченко Петра, Сенатора Ивана, Морозовой Пелагеи Трофимовной, Алешина Андрея, Энгель Эмилии, Ананченко Федора и др.

После исчезновения родины этих людей - дерев­ни Веснина - их потомки разъехались по разным местам жительства.

Прошло полвека с того момента, как не стало деревни Веснина, но люди, родившиеся и жив­шие в ней, тосковали по своей малой родине. При встречах вспоминали свое трудное детство и юность. При случае заходили на кладбище, кланялись могилкам своих родных и близких.

Бочагова (Турченюк) Александра Дмитриев­на писала в своих стихах: «Куда б ни забросило всех нас судьбою, Вернет нас память к родному с тобою». В 2004 г. она вместе со своим земляком Божок Николаем Петровичем составили карту деревни Веснина. Эта карта была передана кра­еведам - потомкам жителей исчезнувшей деревни. При активном участии старожилов - земля­ков А .Д. Бочаговой и Н.П. Божок - Савенковым Василием Титовичем, Холодовой (Яковлевой) Матреной Терентьевной, Лебедевой (Годицкой) Людмилой Михайловной - фельдшером дерев­ни Веснина с 1947 по 1960 г. - она была уточнена и дополнена.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Большую помощь в поисках архивных данных о поселениях бывшей Томской губернии оказала краевед-библиотекарь пос. Степной Батыль Ма­рина Дмитриевна.

Инициативу общества краеведов об установ­лении памятного знака и поклонного креста на кладбище деревни Веснина поддержал благо­чинный северного епархиального округа про­тоиерей Игорь Затолокин. Он же обратился к сотрудникам центра колокольного искусства Новосибирской митрополии Васильеву Виктору Андреевичу, Власову Александру Владимирови­чу, в поисково-исторический клуб «Наследие» Пронину Евгению Александровичу с просьбой поддержать это доброе начинание.

Одобрил идею краеведов и глава администра­ции Степного сельского совета Батыль Владимир Михайлович.

Средства на воплощение задуманного со­бирали всем миром. Из разных уголков России потомки бывших жителей деревни Веснина пе­речислили средства на изготовление и установку поклонного креста.

4 июня 2014 г. своими силами, под руковод­ством главы администрации Степного с/совета Батыль В. М., при участии сотрудников ЖКХ «Энергия» Плаксюк Николая Владимировича, Лопаткина Сергея Серофимовича, Калиновского Анатолия Александровича был установлен памятный камень у погоста бывшей д. Веснина с надписью: «Здесь навечно упокоились наши предки, жившие в д. Веснина (1700-1960). Бла­годарные потомки - 2014 г.».

Большую работу в облагораживании террито­рии, прилежащей к погосту, провел потомок жи­телей исчезнувшей деревни Савенков Александр Васильевич.

16 августа 2014 г. был установлен поклонный крест. Его освятил епископ Искитимский и Черепановский Лука. Наряду с освящением креста была совершена заупокойная лития.

«Теперь, - сказал владыка, - этот поклонный крест своим торжественным величием будет хранить не только историческую память, но и освящать и оберегать всю округу».

Людей было много. 60 буклетов с краткой историей деревни, картой, списком бывших жителей деревни Веснина хватило далеко не всем. Событие было очень важное и волнующее. Встреча земляков-односельчан сопровождалась воспоминаниями детства, юности, годами, про­житыми вместе; уточняли годы, события, имена. Много было внуков, правнуков, пожелавших уз­нать историю жизни своих предков.

В.М. Батыль от души поблагодарил всех, кто принимал участие в осуществлении данного проекта.

После торжественного мероприятия люди пошли к могилкам своих родных и близких. Но холмики от времен сравнялись с землей, давно сгнили и разрушились деревянные кресты, толь­ко редкие, сохранившиеся железные кресты на­поминали людям, что здесь православное клад­бище. Рядом с ним, с северной стороны, стоит одинокая, раскидистая береза, охраняющая веч­ный покой, лежащих в этой земле.

На поклонном кресте закреплен маленький колокол, который доносил до присутствующих свой колокольный звон. Он вселяет надежду на то, что кто-то из потомков поселится на земле своих предков, и возродится исчезнувшая дерев­ня со светлым названием Веснина - Веснянка.

Иначе не может быть! Природа и окружаю­щий мир этой частички России издревле давали поселенцам этих мест великую духовную силу, а земля кормила их. Тем более, здесь уже стоит поклонный крест — символ защиты и возрожде­ния.

Во время подготовки места для его установки сотрудниками Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии и МКП «ЖКХ Энергия» была обретена трёхстворчатая икона-складень Пресвятой Богородицы «Вла­димирская» (XIX век, медное литье) и патроны конца 19 в.

Найденные материалы переданы в краеведче­ский музей п. Степной.

 

Живоносный Источник №1 (11) 2016 год

 

 

    1. Валентина ЛЕСКИНА: Веснина. История села (Часть I)
    2. Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть II)
    3. Валентина ЛЕСКИНА. Веснина. История села (Часть III)

 


 


Вернуться назад