Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Храмы Сузунского района

Храмы Сузунского района


31.08.2010.
Живоносный источник • № 1 (2) 2010 год

Вознесенская церковь села Сузун

Появление Вознесенской церкви в Сузуне было связано с созданием медеплавильного завода и монетного двора. По первоначальному плану их строительство должно было закончиться в октябре 1764 года, но из-за различных задержек продолжалось и в первой половине 1765 года. Делу помешал пожар, случившийся 14 июня 1765 года и уничтоживший практически все постройки.

Новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер третьего класса В. Фролов. Он же составил и проект новой церкви в честь Вознесения Господня. Она была построена и освящена в 1771 году. Это был деревянный, однопрестольный храм, обшитый тёсом и выкрашенный в светло-зелёный цвет. В плане сельская церковь имела форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами.

Храмы Сузунского района

Чертёж сузунской церкви. XIX век.

В сентябре 1766 г. восстановленные медеплавильный завод и монетный двор стал чеканить «сибирские» деньги, имевшие обращение только на территории Азиатской части России, а с 1784 до 1848 — деньги общероссийского образца. Здесь же плавили серебро и медь, производили чугун, изготавливали различные металлические предметы, необходимые в быту.


Вид на Сузун и Вознесенскую церковь. Начало XX века.

В современном посёлке сохранилось здание управляющего медеплавильным заводом и монетным двором. Оно было построено в 1765 г. одновременно как казенная квартира и контора. Всем жителям посёлка это здание знакомо, ведь в нём находится Сузунский краеведческий музей. В 1848 г. Сузунский монетный двор был закрыт, а в 1914 г. был закрыт и медеплавильный завод.

За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания, затем — с увеличением числа прихожан. Приход храма состоял из жителей села Сузун Барнаульского уезда. По распоряжению Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества прихожан. Известно, что в 1911 г. приход состоял из 3797 человек, в 1914 г. — 3918 человек, а в 1920-е годы в связи с революцией количество прихожан сократилось до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов, храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым.

При Вознесенской церкви действовала своя церковно-приходская школа, открытая в 1895 г. и размещавшаяся в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. в ней обучались 85 человек. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви установить не удалось, да и о многих других служителях информации крайне мало.

Наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, служившем в храме с 1901 по 1919 гг.

Василий Трифонович Дуплев родился 10 марта 1868 г. в г. Бийске, в мещанской семье. Обучался в Бийском городском училище. Указом Томской Духовной консистории от 22 сентября 1883 г. определён вольнонаёмным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви села Ново-Тырышкино. В1886 г. Василий Дуплев получил назначение к Александро-Невской церкви г. Бийска. В 1890 г. псаломщик Василий Дуплев был рукоположен в диакона, а еще через пять лет, в 1895 г. — в священника. В 1898— 1901 гг. отец Василий служил на приходах Омской епархии. В 1901 г. возвратился в Томскую епархию и назначается к Вознесенской церкви с. Сузун. В 1903 г. за устройство в с. Сузун столовой Красного Креста по бесплатному кормлению голодающих жителей села священник Василий Дуплев удостаивается Знака Общества Красного Креста. В 1931 г. состоял священником церкви села Вяткино Усть-Пристанского района Запсибкрая (ныне территория Алтайского края). 20 апреля 1931 священник Василий Дуплев был арестован, а 13 июня того же года осуждён Особой Тройкой при полномочном представительстве ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу. Расстрелян в 1931 г. в Барнауле. Реабилитирован 26 июля 1989 года прокуратурой Алтайского края.

После издания советским правительством в 1918 году Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви началось разграбление, закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто ещё более жестоко, чем в европейской части России.

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещён колокольный звон. Колокола снимали с церквей и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в сузунскую пожарную часть попал один из колоколов Вознесенской церкви (ныне хранится в районном музее). Последнее богослужение было отслужено в апреле 1937 года. Постановлением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты. Церковное здание было передано в ведение райкома профсоюза работников лесной промышленности. После войны церковь разобрали и на месте храма построили летнюю танцплощадку. Впоследствии перед ней был выстроен клуб. В 1954 г. клуб сгорел, но был вновь отстроен. Позднее в нём разместился кинотеатр «Родина». Шли годы, здание кинотеатра пришло в негодность, и его разобрали. Клуб был переведён в дом культуры, построенный на другом месте. После закрытия церкви в здании бывшей церковно-приходской школы первоначально размещалась библиотека, а сейчас там находится отдел соцзащиты.

Ведомость о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год.

1е) Построена 1771го года Генваря 29го дня коштом казенным.

2е) Зданием деревянная с таковою же колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же.

3е) Престолов один во имя Вознесения Господня.

4е) Утварью достаточна.

5е) Причета положено здавна священников три диаконов два дьячков три и пономарей три.

6е) Земли при сей церкви усадебной нет сенокосной 27 пашенной 270 десятин нами не принята потому что отведена была на неудобном месте дело об оной производится в Алтайском Горном Правлении с 1836го года сентября 8го дня плана на землю не имеется.

7е) Домы у священника и диакона обетвенныя деревянныя в разных местах между обывательскими домами а Калмакова и в исправлении дьяческой должности Тюшнякова пономаря Седачева и причетника Попова домов нет потому что 1й живет в квартире за которую помесячно платит деньги 2й такожде 3й в доме матери своей вдовы священнической жены Пелагии Седачевой а последний в домех матери своей вдовы диаконской жены Евдокии Поповой земли под домы священно и церковнослужителей нет особо отведенной.

8е) На содержание священно и церковнослужителей жалование не получается хотя сельские прихожане обезались давать ругу но весьма немногие и притом неполную отдают ругу и потому содержание весьма скудно.

9е) Зданий при сей церкви никаких нет.

10е) Растоянием сия церковь от Консистории в 400х верстах от духовнаго правления и благочиннаго в 124х верстах.

11е) Ближайшия к сей церкви Малышевская Христорождественская в 18ти верстах Павловская Введенская в 75ти верстах.

12е) Приписной церкви нет.

13е) Домовой в сем приходе нет.

14е) О тех церковному имуществу есть зделина 1804го года скреплена присудствующим иереем Феодором Киселевым и утверждена печатию Духовнаго правления, после того другая зделина 1824го года скреплена протоиереем Созонтом Куртуховым, утверждена печатию Духовнаго правления.

15е) Приходорасходныя книги о сумме свечьной и церковной за шнуром и печатию Духовнаго правления даны 1809го года хранятся в целости после того разходная выдана 1831го года скреплена иереем Пантелеевым и утверждена печатию Духовнаго правления а приходная 1837го года скреплена иереем Михаилом Маминым и утверждена печатию Духовнаго правления ведутая исправны.

16е) Копии с метричьных книг с 1802го года хранятся в целости.

17е) Исповедныя росписи с 1808го года хранятся в целости.

18е) В обыскной книге выданной за шнуром и печатию Духовнаго правления в 1840м году и скреплена присудству-ющим иереем Александром Наумовым писанных 52 листа а неписанных выданной в 1841м году и скреплена присудствующим протоиереем Петром Васильевым 164 листа.

Центр хранения архивного фонда Алтайского края.

Ф. Д-89, оп. 1, д. 1, лист 74—75.

Подготовлено к публикации иереем И. Затолокиным.


Освящение колоколов. 26 июля 2006 года.

Среди последних священников Вознесенской церкви с. Сузун были отцы Василий Коронатов и Василий Вятчанин (Вятчинин).

Василий Сергеевич Коронатов родился около 1885 г. О кончил Томскую церковно-учительскую школу и богословские классы Томской Духовной семинарии в 1916 г. В 1911 г. был учителем муж ской церковноприходской школы при Александро-Невской церкви г. Новониколаевска. 8 мая 1916 года был рукоположен в священника и получил назначение к церкви села Сенчанского. Через год отца Василия перевели к Свято-Троицкой церкви села Верх-Тулинского, где он служил, по крайней мере до конца 1918 года. В 1920—1923 гг. он состоял при Вознесенской церкви с. Сузун, а 17 февраля 1923 г. был переведен к Свято-Троицкой церкви с. Меретского.

Василий Григорьевич Вятчинин родился в 1876 году в селе Зверинологово Уральской области. Окончил городское училище. В 1887—1902 гг. служил писарем в царской армии. В 1916—1919 гг. работал учителем. В 1919 году по мобилизации был взят в армию адмирала А. В. Колчака, где служил полковым псаломщиком. В 1920 году рукоположен в дьяконы, а в 1925 году — в священники. Служил в Никольской церкви г. Томска, Никольской церкви села Елгай Томской губернии (1926—1930). В 1930 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, однако дело было прекращено «за недостаточностью обвинительных материалов». С 1931 года служил в церкви Святителя Митрофана Воронежского села Рождественка Томской области, Иверской часовне г. Томска. Его дальнейшая судьба неизвестна.

В июле 1990 года по благословлению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона началось возрождение христианской общины, начались первые богослужения. В 1990 году по решению исполкома Сузунского районного Совета народных депутатов было безвозмездно передано общине здание бывшего районного суда, ранее принадлежавшее священнику. Тогда это здание находилось в полуразрушенном состоянии. Позднее на месте бывшего храма и позже кинотеатра началось строительство новой церкви.

Первое богослужение в новом храме служилось в Великий Четверг на Страстной седмице 2002 года.


Занятие в воскресной школе.

В октябре 2002 года завершились работы по отделке и покраске наружных стен, благоустройству территории. В 2006 году на колокольню был поднят освященный колокол, а также водружён крест.

С 1998 г. при храме стала действовать воскресная школа для детей и взрослых.

В 2003 г. школа была отмечена дипломом «Сибирской ярмарки». В 2005—2008 гг. настоятелем храма являлся протоиерей Игорь Меняйлов. C 2008 года настоятелем является иерей Николай Крукович.


Настоятель Вознесенской церкви Николай Крукович у храма. 2009 г.

Николай Степанович Крукович родился 14 сентября 1954 года в деревне Горка Солигорского района Минской области. После окончания школы в 1971 году работал на кирпичном заводе, на автобазе. В 1974—1976 гг. служил в Советской армии. Проживает в р.п. Сузун с 1979 года. Трудился в Сузунском леспромхозе плотником-строителем. Крестился в 1994 году. В октябре 1997 года начал работать на строительстве нового храма. С апреля 2002 года, с началом служб в новом храме, нёс послушание в алтаре. 23 апреля 2008 года рукоположен в сан диакона, 20 июля того же года — в сан иерея. С 29 августа 2008 года назначен настоятелем прихода в честь Вознесения Господня в р.п. Сузун.

Духовенство прихода осуществляет духовную поддержку и окормление общества Красного Креста, Дома милосердия, детского приюта «Лесовичок». Еженедельно проводятся встречи и беседы в реабилитационном центре инвалидов, коррекционной школе-интернате.

Ведётся совместная работа с учреждениями отдела культуры, управления образования, управления труда и социальной защиты населения, комитета по делам молодёжи, редакцией газеты «Новая жизнь», телеканала «Диалог».

Установленные служители Вознесенской церкви до ее закрытия в 1937 году

Священники: Василий Михневский (ок. 1802 г.) Стефан Рыбнин (с 1803 г.), Алексей Капустин, Иаков Патрушев, Иоанн Седачёв, Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь—март 1894 г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (1897— 1901 гг., затем переведён в Никольскую церковь с. Маслянинского), Василий Дуплев (1901— 1919 гг.), Василий Коронатов (1920—1923 гг.), Сергий Лаврентьев (1923—1929 гг.), протоиерей Николай Яновский (1929—1930 гг.), Максим Горчаков (1930—1931 гг.). В 1935 г. в Сузунскую церковь был назначен протоиерей Василий Вятчинин, возможно он был последним настоятелем. Имена других священников 1920—1930-х годов установить не удалось, поскольку многие документы были утрачены.

Диаконы: Евфимий Алексеев, Семён Попов, Пётр Попов, Стефан Двинянинов, Иоанн Репьёв (до 1906 г.), Павел Судник (1906—1910 гг.), Михаил Тимашев (1910—1912 гг.), Валериан Моцартов (1912—1914 гг.).

Псаломщики: Михаил Иванов, Андрей Никитин, Евгений Ивановский, Иоанн Добросердов, Петр Рубцов, Василий Пономаренко, Виталий Самсонов, Алексий Марсов (до 1900 г.), Александр Чирков (с 1900 г.), Михаил Симонов (с 1913 г.), Иоанн Пономарёв (1920-е гг.)

Установлено, что церковным старостой с 1897 г. был барнаульский мещанин Спиридон Пережёгин.

Христорождественская церковь села Малышево

Первые упоминания о старейшем храме на территории современного Сузунского района датируются 1722 годом — годом основания Малышевской слободы. Спустя 101 год, в 1823 г. по благословению архиепископа Тобольского Амвросия церковь была полностью перестроена. Согласно архивным записям, это была деревянная церковь, «в одной связке с колокольней, покрыта железом», с престолом, освящённым в честь Рождества Христова».

Приход этого храма был одним из самых больших в Сузунском районе: его составляли село Малышевское Барнаульского уезда и несколько деревень: Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова. Количество прихожан в 1911 г. составляло 5695 человек.

По штату при церкви полагалось иметь два священника и два псаломщика. В 1907 г. указом Томского епархиального начальства один священник и один псаломщик из штата Христорождественской церкви были откомандированы для совершения богослужений в Никольской церкви, построенной жителями села Аллак (ныне село Алтайского края), с проживанием в этом селе.

Имя первого священника Малышевской церкви к настоящему времени не установлено. В ходе архивных исследований были выявлены имена некоторых священнослужителей и церковнослужителей, в разные годы служивших в храме. Более двадцати лет в Христорождественской церкви служил священник Михаил Носов.

Михаил Александрович Носов

Михаил Александрович Носов родился в 1879 г. в семье священника. Окончил Томскую Духовную семинарию. С 1905 г. состоял псаломщиком и преподавателем Закона Божьего. Рукоположен в сан священника 10 июля 1908 г. В 1912 г. был назначен к Христорождественской церкви с. Малышево. Спустя 21 год отец Михаил был переведен к Троицкой церкви с. Заковряжино. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Распоряжением Новосибирского облисполкома от 19 ноября 1940 г. Малышевская Христорождественская церковь была закрыта, зданию придали «гражданский вид», то есть спилили кресты, разобрали купол и колокольню, богослужебную утварь и иконы изъяли, а в самом храме разместился склад зерна. Впоследствии церковь переоборудовали под клуб.

В 1970 г. обветшавшее здание было снесено. Сейчас на месте Христорождественской церкви находится дом культуры.

Установленные служители Христорождественской церкви

Священники: Гавриил Патрушев, Алексий Викторов (до апреля 1877 г.), Иоанн Титов (до июля 1881 г.), Михаил Горский (до 1881 г.), Димитрий Хворов (1881—1889 гг.), Георгий Малышев (до 1889 г., позднее служил в церкви с. Мышланского), Митрофан Мухин (1890— 1893 гг.), Виктор Островзоров, Димитрий Брусянов (до ноября 1898 г.), Гавриил Станков (до сентября 1900 г.), Николай Покровский, Сергий Туполев (1900—1901 гг.), Фока Редикульцев (1901—1905 гг., позднее служил в церкви с. Мышланского), Василий Завадовский (1901—1904 гг.), Константин Альбицкий (1904— 1911 гг.), Михаил Носов (1912—1933 гг.), Павел Дуплев (по воспоминаням старожилов он был последним священником).

Псаломщики: Иоанн Пиктусов (до 1878 г.), Григорий Сребрянский (1877—1879 гг.), Феодор Сергиевский (до апреля 1877 г.), Василий Поливанов, Алексий Елиазаров, Феоктист Мелентьев (в 1900 г. рукоположен в диакона; служил при храме до октября 1900 г.), Феодор Альбицкий (1878— 1892 гг., c 1892 г. псаломщик Вознесенской церкви с. Болтовского), Павел Островзоров, Иоанн Сребрянский, Савел Мальцев (1907—1916 гг., в 1920-е гг. — священник церкви с. Верх-Алеус), Герман Досычев (с 1916 г.)

Церковным старостой с 1900 г. состоял крестьянин Федор Ситников.

Свято-Троицкая церковь села Мереть

Самые первые исторические сведения о церкви относятся к 1752 г. Тогда церковь села Меретского именовалась Никольской. В 1860 г. пришедший в ветхость храм был полностью разобран, а на его месте выстроен новый — тоже деревянный, который был освящён в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм был выстроен в форме креста. Известно, что на колокольне храма помещалось шесть колоколов, самый большой из них весил 450 кг.


Храм в честь Воскресения Христова села Мереть

Церковные документы свидетельствуют, что храм имел всё необходимое для совершения богослужений: один серебряный позолоченый потир со всеми принадлежностями, три напрестольных Евангелия (одно из них в серебряном окладе), два серебряных напрестольных креста (один — вызолочен и украшен драгоценными камнями), шесть парчовых священнических облачений и три диаконских.

В приход Свято-Троицкой церкви входили: с. Меретское Барнаульского уезда и деревни: Кротова, Городищенская, Верх-Сузунская, Инская, Старо-Обинцева. Сохранились отрывочные упоминания о том, что в 1920-е гг. в селе Верх-Сузунском существовала часовня, которая была приписана к Троицкой церкви.

Как свидетельствуют архивные записи, в 1911 г. Свято-Троицкую церковь посещали 3399 человек, кроме того, на территории данного прихода существовала старообрядческая община, которую в 1911 г. посещали 158 человек.

Согласно определения Томской Духовной консистории причт церкви состоял из одного священника, диакона и псаломщика. Самой яркой личностью был священник Георгий Иволин, прослуживший в храме 19 лет.

Георгий Гаврилович Иволин родился около 1875 г. в семье священника Гавриила Иволина. Окончил Томскую Духовную семинарию. 8 октября 1895 рукоположен в сан священника. До 1904 г. состоял при Вознесенской церкви с. Болтовского. С 1904 по 1923 гг. — священник Свято-Троицкой церкви. Умер 2 февраля 1923 г. и погребён у храма.

Приход обладал несколькими учебными заведениями. В деревнях Верх-Сузунской, Городищенской, Инской и Старо-Обинской работали церковноприходские школы. В с. Меретском в 1893 г. открыта церковно-приходская школа (известно, что в 1911 г. в ней обучались 46 человек), такая же школа была открыта в 1904 году в деревне Верх-Сузунской (в 1911 г. — 20 учащихся). Кроме того, были церковные школы грамоты: в деревнях Городищенской, Инской, Старо-Обинской и Кротовой.

Документов о деятельности церкви в селе Мереть и учебных заведениях прихода в годы советской власти не сохранилось. Свято-Троицкая церковь была закрыта по постановлению облисполкома от 9 октября 1936 года. Здание было переоборудовано под клуб, позднее там был устроен пивной бар, сгоревший в 1980-е гг.

В тридцатые годы старостой церкви был Михаил Чукмасов.

Храмы Сузунского района

Михаил Иванович Чукмасов родился 14 октября 1885 года в Алтайском крае в семье священника. Именно отец приучил его к чтению Библии. После переезда в село Мереть обзавелся приусадебным хозяйством и работал без привлечения наемного труда. После революции 1917 года передал весь сельхозинвентарь и скот в совхоз, где и начал работать. За свою веру, грамотность, честность и порядочность был избран старостой церкви села Мереть. В 1937 году Михаил Чукмасов был арестован по подозрению в причастности к контрреволюционной монархической организации и приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 8 января 1938 года. Реабилитирован в 1959 году президиумом Новосибирского областного суда за отсутствие состава преступления.


Крестный ход по случаю обретения Креста из старого храма. 2002 г.

В 1997 г. местная администрация выделила под храм пустовавшее здание магазина; местные жители провели необходимый ремонт и переустройство. Новый храм был освящен 16 июня 1997 г. Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским, в честь Воскресения Христова. В этот же день была отслужена первая Божественная Литургия.

В августе 2002 г. на чердаке одного из сельских домов был найден Крест-Голгофа из старого храма. По воспоминаниям старожилов этому кресту было уже более 120 лет. По-видимому, после закрытия храма Крест был вынесен и спрятан прихожанами. 14 августа 2002 г. священники Новосибирской епархии отслужили благодарственный молебен по случаю обретения святыни, и по окончании молебна крест был торжественно перенесён в храм.

Одной из почитаемых святынь Воскресенского храма является икона Св. Пророка Божия Илии из старой церкви.

Установленные служители Троицкой церкви

Имя первого священника Троицкой церкви не сохранилось. Известно, что в храме служили священники: Николай Никитин (до 1904 г.), Иоанн Никольский (март 1904 г.), Георгий Иволин (1904—1923 гг.), Василий Коронатов (февраль—сентябрь 1923 г.), Митрофан Новиков (1923 г.), Александр Покровский (1920-е гг.), Димитрий Сибриков (с 1932 г.).

Диаконы: Филипп Яковлев (1904—1905 гг.), Александр Космаков (1905—1908 гг.; с 1908 г. — священник Сретенской церкви с. Бердского), Петр Магницкий (1908—1909 гг.), Константин Разумов (1909—1912 гг.), Михаил Иванов (1912—1916 гг.), Сергий Светозаров (1916—1919 гг.).

Псаломщики: Павел Соколов (до 1902 г.), Михаил Макаренко (1902—1903 гг.), Петр Сапфиров (июнь— август 1903 г.), Иоанн Кокшенов (1903—1905 гг.), Александр Покровский (с 1905 г.; в 1920-е годы — священник сей церкви), Андрей Окороков (1920-е гг.), Вениамин Иволин (с 1923 г.).

Вознесенская церковь села Болтово

Самым большим храмом на территории нынешнего Сузунского района была церковь в честь Вознесения Господня с. Болтовского, построенная в 1861 г.

Тогда в состав прихода входили: с. Болтовское Барнаульского уезда и две деревни: Бедрина и Лушникова. Позднее из-за относительной удалённости деревень в деревне Лушниковой был открыт самостоятельный приход. В 1914 г. в приход Болтовской церкви вошли: деревня Харьковка, засёлок Ново-Артамоновский и хутор Ново-Битковский.

В 1911 г. количество прихожан Вознесенской церкви составляло 2238 человек, через три года их число выросло в полтора раза, до 3477 человек, а в 1920-е гг. численность прихожан уменьшилась до 2535 человек.

Причта при церкви по штату полагалось: один священник, диакон и один псаломщик. Более 10 лет в Вознесенской церкви служил священник Александр Викторов.

Александр Васильевич Викторов родился 28 августа 1869 г., в семье пономаря. Обучался в одном из городских училищ Пензенской губернии. С 21 марта 1888 г. состоял псаломщиком в храмах Пензенской епархии. В 1898 г. принят на службу в Томскую епархию.11 апреля 1899 г. рукоположен в диакона, а 23 ноября 1903 г. — в священника. В период с 1901 по 1903 гг. состоял учителем пения при Томском Доме трудолюбия. В 1910 г. назначен к Вознесенской церкви с. Болтовского. В 1920-е годы уклонился в обновленческий раскол, где пребывал до самой смерти. Скончался в 1929 г.

В 1886 г. в с. Болтовском была открыта церковно-приходская школа. Сведения о деятельности школы весьма отрывочны. На настоящий момент установлено, что в 1911 г. в школе обучались 38 человек, учителем был местный диакон Виктор Примаков. К 1914 г. вторая церковно-приходская школа открылась в д. Лушниковой.

В 1941 г. по распоряжению Новосибирского облисполкома от 4 апреля Болтовская Вознесенская церковь была закрыта. После закрытия здание использовалось вначале как склад зерна, а впоследствии его переоборудовали под школьные мастерские. В помещении бывшей церковно-приходской школы долгое время находился сельский клуб. Снесён в 1960-е гг.

В 1980-е гг. в связи со строительством новой школы надобность в старых мастерских отпала и их разобрали. Сейчас на месте Вознесенской церкви пустырь.


Икона из разрушенной церкви села Болтово.

Установленные служители Вознесенской церкви

В ходе историко-архивных исследований удалось установить имена некоторых из клириков Болтовской церкви.

Священники: Гавриил Иволин (до 1904 г., позднее священник Свято-Троицкой церкви с. Меретского), Владимир Пешехонов (1904— 1910 гг.), затем священник церкви с. Никоновского), Александр Викторов (1910—1929 гг.).

Диакон: Виктор Примаков.

Псаломщики: Феодор Альбицкий (1892— 1902 гг.), Виктор Лаврентьев (1904—1921 гг.).

Благовещенская церковь села Битки

В 1862 г. в с. Битковском стараниями жителей села была выстроена церковь, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По свидетельству очевидцев, Битковская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, однопрестольной, с деревянной оградой.

Приход Благовещенской церкви составляли с. Битковское и деревни: Артамонова, Шигаева, Урюпина, Маюрова, Плосская, Ересная, Шарчина. Позднее в деревнях Артамоновой и Шарчиной были построены самостоятельные храмы.

К 1914 г. состав прихода претерпел изменения: в него вошли деревни Никольская, Горбуниха и Владимировская, в то время как деревня Ересная отошла к другому.

Прихожанами церкви в 1911 г. числились 5008 человек. В 1914 г. с изменением границ прихода численность прихожан сократилась до 4794 человек, а в 1920-е гг., с приходом советской власти число прихожан резко уменьшилось до 4175 человек.

После закрытия церковь использовалась под зерносклад.

Установленные служители Благовещенской церкви

Причт церкви составляли священник, диакон и псаломщик.

Священники: Алексий Баженов (c 1908 г.), Алексий Дроздов (1913—1919 гг.), Николай Дроздов (с 1914 г.).

Диаконы: Константин Гирсамов (с 1900 г.), Александр Моцартов (с 1909 г.), Николай Дроздов (1912—1914 гг., с 1914 г. — священник при сей церкви).

Псаломщики: Владимир Зудилов (до 1900 г.), Алексий Баженов (1903—1904 гг.; позднее священник), Иоанн Васильев (с 1905 г.), Филипп Лимонов (с 1912 г.), Димитрий Солдатов (1920-е гг.).

Алексий Михайлович Баженов родился около 1881 г., окончил курс Томской Духовной семинарии. В 1903 г. назначен псаломщиком к Благовещенской церкви с. Битковского. 24 июня 1905 г. рукоположен в священника. С 1908 г. служил при церкви с. Битки.

Вознесенская церковь села Шипуново

Деревянная церковь была сооружена жителями села Шипуновского в 1899 г., и первое богослужение в новопостроенном храме состоялось на престольный праздник — Вознесение Господне.

Приход Вознесенской церкви состоял из с. Шипуновского Барнаульского уезда. В 1914 г. к храму были приписаны деревни Холодная и Фёдоровка, что отразилось на количестве прихожан. В 1911 г. храм посещали 2120 человек, к 1914 г. их число увеличивается до 3270 человек, а в 1920-е гг. возросло до 3764 человек.

Вознесенская церковь с. Шипуново. 60-е годы XX века.
Вознесенская Церковь с. Шипуново. 60-е годы XX века.

В 1904 г. в селе Шипуновском была открыта церковно-приходская школа. Известно, что в 1911 г. в школе обучались 73 человека. Учителем же была Мария Ивановна Мещерякова. В последние годы жизни она работала сторожем в колхозной конторе. Умерла в 1942 г.

В 1936 году церковь закрыли и превратили в зерносклад. Но в 1945 г. храм был вновь открыт.

По воспоминаниям старожила села, Ивана Евдокимовича Казака, храм был самым красивым на территории нынешнего Сузунского района. В церковной ограде был разбит небольшой сад. 9 февраля 1964 г. церковь сгорела, но утварь и иконы удалось спасти. Известно, что иконы Спасителя и Божией Матери из иконостаса храма находятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. Пожар стал поводом для фактического прекращения деятельности православного прихода. Согласно архивным данным, уполномоченный Совета по делам религий К. Т. Иванов сообщил, что «здание церкви в селе Шипуново Сузунского района Новосибирской области по вине исполнительного органа и священника Синерукова сгорело. В связи с этим договор с религиозным обществом расторгнут, акт об этом подписали все члены церковной «двадцатки». Религиозное общество прекратило своё существование».

В бывшей церковно-приходской школе длительное время находился клуб. В 1970-е годы обветшавшее здание было снесено.

Установленные служители Вознесенской церкви

Штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Доподлинно неизвестно, кто был первым настоятелем; но имена некоторых священников и псаломщиков, в разные годы трудившихся в храме, уже установлены.

Священник Евфимий Синеруков — последний настоятель Шипуновской церкви. 1960-е гг.

Священники: Василий Стуков (1901—1913 гг.), Илия Попов (1913—1914 гг.; в 1918 г. убит красными партизанами), Петр Шебалин (1914—1920 гг.), Хрисанф Викторов (1920—1921 гг.), Михаил Шелютто (с 1921 г.), Павел Бровченко (1920-е гг., служил до ареста в 1930 г.), Антоний Кириллов (с 1930 г.). После открытия храма в 1945 году в нем служили: Иоанн Мальцев (сентябрь-ноябрь 1945 г.), Иаков Курносов (с 1946 г.), Евфимий Синеруков (до 1964 г.).

Псаломщики: Иоанн Пасшак (1909—1911 гг.), Димитрий Моцартов (июнь—август 1911 г.), Иннокентий Невский (1911—1918 гг.), Владимир Политов (май—ноябрь 1918 г.), Виктор Синявский (с 1918 г.), Григорий Дворянов (1920-е гг.).

Одним из первых священников Вознесенской церкви являлся отец Василий Стуков.

Василий Филаретович Стуков родился около 1875 года. Окончил Томское Духовное училище. 1 сентября 1890 г. определен псаломщиком. 12 октября 1897 г. псаломщик Василий Стуков был рукоположен в диакона, а 22 ноября 1898 г — в священника. В 1901 г. священник Василий Стуков получил назначение к Вознесенской церкви с. Шипуновского. Спустя 12 лет, в 1913 г., отец Василий был переведен к Петропавловской церкви с. Шаховского Барнаульского уезда. В 1919 г. состоял священником церкви с. Волчно-Бурлинского, затем-Ми-хаило-Архангельской церкви г. Камня. Известно, что около 1927 г. Василий Стуков состоял при церкви с. Заковряшинского.

Свято-Троицкая церковь села Заковряжино

В 1888 г. в с. Заковряшинском состоялось освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь была однопрестольной, покрыта железом, крепка и благоустроена.

Приход Свято-Троицкой церкви состоял из cела Заковряшинского Барнаульского уезда. В 1914 г. в состав прихода добавилась деревня Верхне-Клитенская.

Священнослужители храма вели учет количеству прихожан. Сохранились сведения о том, что в 1911 г. Заковряшинскую церковь посещали 2283 человека. В 1914 г. их число увеличилось до 2608 человек, а в 1920-е гг. количество прихожан составило 2963 человека. В приходе Свято-Троицкой церкви в с. Заковряшинском находилась церковная школа грамоты, открытая в 1892 г. Статистические сведения за 1911 г. говорят о том, что в ней обучались 33 ученика. 20 ноября 1940 г. из Новосибирска поступило распоряжение о закрытии храма. Все церковные ценности были изъяты и вывезены в г. Новосибирск; их дальнейшая судьба неизвестна. Церковь перестроили под школу.

Установленные служители Свято-Троицкой церкви

Службы в церкви вели один священник и один псаломщик. Установлены имена некоторых священно- и церковнослужителей, в разное время состоявших при храме.

Священники: Михаил Голиков (1910—1922 гг.), Алексий Кочанин (1933), Михаил Носов (с 1933 г.). Псаломщики: Александр Виноградов (с 1891 г.), Иоанн Черкасов (1913—1921 гг.), Стефан Мешков (1920-е гг.)

Церковным старостой с 1900 г. состоял крестьянин Иван Макаров.

Наиболее полные биографические сведения собраны о священнике Михаиле Голикове.

Михаил Илларионович Голиков родился около 1881 г. Обучался в Томском Духовном училище. С 1897 по 1903 состоял учителем церковно-приходских школ. Определен псаломщиком 28 мая 1903 г. Рукоположен в диакона 1 июля 1907 г. и в священника — 8 сентября 1910 г. Назначен к Свято-Троицкой церкви с. Заковряшинского в 1910 г. Умер 23 апреля 1922 г.

Референт издательского отдела Новосибирской епархии Е. А. ШАБУНИН
 


Вернуться назад