Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > 16 февраля 1893 года - День утверждения места для строительства железнодорожного моста через Обь

16 февраля 1893 года - День утверждения места для строительства железнодорожного моста через Обь


16.02.2019.
В 1890 году была издана карта Военного топографического отдела Главного штаба под редакцией полковника Большого, в которой указывалось предпочтительное место, где Сибирская железная дорога должна пересечь реку Обь.

Красная линия проходила по броду для скота немного ниже устья реки Ини – там, где располагалось село Кривощековское. В конце августа 1891 года, когда основной объем изыскательских работ в намеченном районе был уже выполнен, сюда приехали начальник Управления по сооружению железных дорог МПС  Константин Яковлевич Михайловский и действительный статский советник, генерал Владимир Ильич Березин, будущий подрядчик на строительстве моста. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил командир изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Итогом совещания стало решение, которое подтвердило изначальный вариант военных топографов. 16 февраля 1893 г. в Петербурге на втором заседании Комитета Сибирской железной дороги под председательством великого князя Николая Александровича было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось. 

Город Новосибирск (Новониколаевск) возник на кабинетской земле. Кабинетские земли - это личная собственность императора России.
За пользование такой землёй жители платили арендную плату. Вместе с ростом города поднимались и арендные платежи. За 1 кв.сажень (1 сажень = 2.13 м) земли в 1910 году кабинет взимал 80 копеек (в 1893 году – 7 копеек). С предпринимателей брали деньги за коммерческую деятельность. Власти вмешивались в техническую и акционерную политику компаний и в любой момент могли прервать договор об аренде. Купцы Савва Морозов, Бородин и другие, ознакомившись с этими условиями, предпочли открыть предприятия в других городах Сибири. Жители, осознавая, что такая ситуация может привести к упадку хозяйства поселка, в 1901 году начали хлопотать о выкупе кабинетских земель. 13 февраля 1903 года император Николай II разрешил городу выкупить землю, но условия сделки согласовали лишь к 1907 году. В течение 20 лет город должен быть выплатить около миллиона рублей.

Основную массу жителей составляли переселенцы. В конце XIX века в поселок ежегодно прибывало 12 000 сезонных рабочих. Трудное положение мигрантов, особенно в период голода 1891 – 1892 годов, заставило правительство развернуть сеть стационарных точек для помощи переселенцам. В 1895 году в Новониколаевске возник переселенческий пункт. Он размещался вблизи станции на берегу Оби в сосновом бору (современный Железнодорожный район). Переселенцы жили в бараках, между которыми росли одинокие деревья. Бараки были огорожены забором, рядом размещался медпункт. Со станции на пункт переселенцев водили определенной дорогой, некоторые из них селились вдоль неё и образовали Переселенческую улицу.

 
Источники:
https://multiurok.ru/blog/khronika-novosibirska-1893-god-sobytiia-fevralia-1.html
https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/399286-16-fevralya-1893-goda-den-utverzhdeniya-mesta-dlya-stroitelstva-zheleznodorozhnogo-mosta-cherez-ob.html
 

 


 


Вернуться назад