Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Мой дядя – священномученик Онуфрий

Мой дядя – священномученик Онуфрий


27.02.2019.
Когда весть о канонизации архиепископа Онуфрия (Гагалюка) дошла до Ангелины Андреевны, она заплакала. То, что он был святой жизни человек, она знала всегда. Но когда это понимается и принимается всей Церковью…

Ангелина Андреевна вспоминает, как владыка посещал их дом в Ногинске, возвращаясь из очередной ссылки. Вспоминает, как она вместе с отцом приезжала к нему в гости в Старый Оскол летом 1932 года. «Архиепископ», «владыка», «священномученик» – эти слова Ангелина Андреевна выговаривает с особой торжественностью, но порой вырывается неожиданно простое и теплое словосочетание: «дядя Онуфрий».

В 1925 году трехлетняя Ангелина, дочь родного брата владыки Онуфрия, получила от святителя подарок, который бережно хранит и по сей день, – его фотокарточку с благословением. В семейном альбоме Ангелины Андреевны Грибок есть немало и других фотографий, которыми можно существенно дополнить иллюстративную часть жизнеописания священномученика Онуфрия. Среди снимков – два фотопортрета мамы владыки Екатерины Осиповны, принявшей на склоне лет монашеский постриг с именем Наталья.

Онуфрий (Гагалюк). Епископ Старооскольский

Оборот фотографии владыки Онуфрия

Семейное предание сохранило историю ее замужества. Франшиска Очковская. Так звали Екатерину Осиповну до принятия святой православной веры и свадьбы с Максимом Гагалюком. Родилась она в небогатой семье поляков-католиков. Максим был родом из крестьянской семьи малороссов-православных Подольской губернии. На территории Польши он оказался в качестве ефрейтора крепостной артиллерии. Выйдя в отставку, он собрался жениться на Франшиске. Ее братья-католики были категорически против этого брака, но не смогли ему помешать. Невеста попросту сбежала из отчего дома к своему жениху.  Нежелание братьев не могло воспрепятствовать воле Божьей.
Максим Гагалюк устроился лесником в государственное лесничество и поселился вместе со своей женой в уединенном месте – на краю большого леса, в семи верстах от ближайшего населенного пункта (села Ополе Ново-Александровского уезда Люблинской губернии). Вскоре Господь даровал Гагалюкам шестерых детишек: мальчиков и девочек поровну. Антоний  (будущий священномученик Онуфрий) был пятым по счету, а среди мальчиков самым младшим. Андрей (папа Ангелины) – средним.

Домашний иконостас Ангелины Андреевны

Перед самой революцией Андрей Максимович женился на дочери протоиерея Симеона Соколова (настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в подмосковном Ногинске) Александре. Венчались в Ногинске. Икона, которою отец Симеон благословил на брак свою дочь и Андрея Максимовича, находится в домашнем иконостасе Ангелины Андреевны. Здесь же и образ Спасителя, который часто брал с собою в дорогу архиепископ Онуфрий. О своей маме Ангелина Андреевна не может говорить спокойно. Меняется интонация голоса и на глаза наворачиваются слезы.

Мама Владыки Онуфрия

– Владыка Онуфрий, – вспоминает племянница священномученика, – очень любил мою маму. «Санечка, – говорил он, – наш ангел семейный». Мама была очень добрым и внимательным человеком. Она в царское время закончила Филаретовское духовное училище, а при советской власти работала учительницей начальных классов. Папа работал в Москве в Народном комиссариате угольной промышленности инженером по жилищно-бытовым вопросам. Протоиерей Симеон умер своей смертью. Друзья мамы предупредили его о начавшейся волне арестов, и он успел уехать в село. Там переждал опасное время и поэтому избежал ареста. Но дедушка уже тогда очень сильно болел и вскоре умер.
Ангелина Андреевна большую часть жизни преподавала в школе историю и обществоведение. Сейчас она на пенсии. Тяжелая болезнь ног сделала ее невольной затворницей в квартире московской многоэтажки. Она и по дому-то сейчас передвигается с большим трудом, а уж о том, чтобы выбраться в церковь, не мечтает. Но не так давно пришла к ней в гости сама Церковь в лице настоятеля одного из столичных храмов. Поначалу священник, собиравший информацию о пострадавших за веру в годы гонений, интересовался жизнью дяди и дедушки Ангелины Андреевны. А затем неоднократно приходил, чтобы исповедать и причастить саму «невольную затворницу».
– Теперь батюшка стал моим духовником, – говорит Ангелина Андреевна. – Когда я ему позвоню, он приезжает моментально.
Нет никакого сомнения, что это духовное утешение даровано Ангелине Андреевне по молитвам ее святого дяди – священномученика Онуфрия.

Священник Владимир РУСИН

«Православное Осколье» — №48 от 2 декабря 2005 г

http://stal-nevsky.ru/?p=19759
 


Вернуться назад