Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > М.А. Мальцев. Подвиг православных женщин в годы Смуты 1918–1919 годов: к 100-летию первых мученических подвигов за веру Христову на территории Западной Сибири

М.А. Мальцев. Подвиг православных женщин в годы Смуты 1918–1919 годов: к 100-летию первых мученических подвигов за веру Христову на территории Западной Сибири


06.08.2019.

Гражданская война в Сибири была сопряжена с особой жестокостью. Партизанские отряды, создававшиеся для борьбы с антибольшевистской властью, вскоре начали терроризировать мирное население. Духовенство рассматривалось одним из врагов в общем стане неприятеля [1] . А Гражданская война была первой решительной попыткой большевиков разрушить Церковь как институт [2] . Таким образом, священники, члены их семей оказались в числе гонимых.

Гражданская война в Сибири была сопряжена с особой жестокостью. Партизанские отряды, создававшиеся для борьбы с антибольшевистской властью, вскоре начали терроризировать мирное население. Духовенство рассматривалось одним из врагов в общем стане неприятеля [1] . А Гражданская война была первой решительной попыткой большевиков разрушить Церковь как институт [2] . Таким образом, священники, члены их семей оказались в числе гонимых.

Собранные материалы о церковно- и священнослужителях, первыми принявших в 1918-1919 гг. мученическую смерть за веру Христову на территории современной Кемеровской области, свидетельствуют, что были это в основном сельские батюшки. В вину им ставилось то, что Господь довел родиться не в бедняцкой, а дворянской семье, или сын служил в Белой армии, или просто потому, что был священником.

Но речь пойдет не о них. В год создания в 1918 г. в Москве Союза православных женщин (его традиции сохранены в возрожденной в 2010 г. Международной общественной организации «Союз православных женщин») хочется отдать дань памяти женскому подвигу в истории Церкви.

После мученической кончины священника оставалась многодетная вдова. Вся тяжесть содержания семьи, воспитания детей, выживания в безбожном мире ложилась на плечи матушки. С установлением советской власти все назначенные ранее пособия семьям погибших священников были упразднены, а члены семьи подвергались гонениям.

С шестью детьми на руках осталась после гибели мужа, священника Александра Соколова из села Ишим, Варвара Васильевна [3] ; с восемью — Надежда Павловна Скворцова, вдова псаломщика из Красного Яра [4] ; Аполинария Алексеевна Книжникова, вдова священника из села Томское, тоже с восемью, младшей дочери было 5 лет [5] ; семь детей осталось на руках Евгении Степановны Никодимовой, вдовы священника из села Кольчугино [6] ; с четырехлетней дочкой на руках осталась вдовой 26-летняя Пелагея Федоровна Одигитриевская из села Старо-Пестерево [7] .

Эти и другие женщины прошли скорбный путь среди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения, голод, нищету.

О жизненном и нравственном подвиге одной из таких православной женщины хочется рассказать. Ее звали Евдокия Петровна, была она женой священника Матвея Яковлевича Подлесского. В декабре 1919 г. в селе Драченино Щегловского уезда (современный Ленинск-Кузнецкий район) отца Матвея и еще нескольких мужчин партизаны из отряда Г. Рогова и И. Новоселова загнали в храм и подожгли его. Все происходило на глазах жен и детей. Матушка Евдокия с детьми тоже была там. Младшую дочь Елену (ей было всего 1,5 года) она держала на руках, а все остальные дети стояли рядом: дочери Серафима, Нина, Руфина и сын Алексей [8] . Выдержать такое испытание оказалось непросто, Евдокия Петровна потеряла рассудок. Постепенно сознание к ней вернулось. Вернулось и осознание того, что на руках у нее малые дети, ради которых надо жить, которых надо поднимать. И она кормила, обувала и одевала шестерых детей. Бралась за любую работу: мыла и стирала, шила и сено косила, пшеницу жала, даже печи умела класть. Евдокия Петровна вырастила и вывела в люди всех детей, вынянчила девятерых внуков, всем была крестной матерью. На этом нелегком пути помогала вера в Бога, его заступничество да добрые люди. И внуки, и правнуки хранят память об этой удивительной женщине. И мы знаем о ней благодаря им.

В годы Гражданской войны мученическую смерть принимали не только мужчины, но и женщины. Одна из них — Анна Степановна Бакановская — учительница Закона Божьего церковно-приходской школы села Николаевского Мариинского уезда (сегодня Чебулинский район).

10 мая 1919 года. Самый разгар Гражданской войны. В село Николаевка нагрянули партизаны отряда В. Шевелева-Лубкова и принялись грабить имущество священника Николаевской церкви отца Андрея Конычева.

Подробности доносят до нас «Томские Епархиальные ведомости»:

Хозяина дома не было, и вся злоба грабителей обрушилась на его беззащитную жену. На помощь к бедной женщине прибежала учительница местной школы Анна Степановна Бакановская, которая стала смело уговаривать бандитов.

— Ты кто такая?

— Учительница…

— Небось и закон Божий преподаешь?

— Конечно преподаю. Если не учить детей Закону Божию, то они будут такими же негодяями, как вы.

Учительницу выволокли на улицу и отрубили ей голову… [9]

К сожалению, никаких других сведений об этой женщине нет. Но имя Анны Степановны Бакановской — в ряду кузбасских первомучеников, ее подвиг вызывает глубокое уважение.

Жестокому насилию подверглась в те же майские дни 1919 г. супруга священника Никольской церкви села Дмитриевка Щегловского уезда (современный Кемеровский район) Марина Павловна Писемская.

Родилась она 25 февраля 1892 г. в семье потомственного дворянина Павла Павловича Сухорукова. Замуж вышла за Владимира Николаевича Писемского, окончившего Костромскую духовную семинарию и служившего в разных приходах Томской епархии. В село Дмитриевка семья переезжает 15 февраля 1914 г., когда отец Владимир получил назначение в местный Никольский храм [10] .

Батюшка преподавал Закон Божий в Дмитриевской школе, матушка Марина — в школе соседнего поселка Рудниковка. Приход в Дмитриевке был образован недавно, состоял из переселенцев. Забот у батюшки с матушкой было немало.

Жизнь Марины Павловны оборвалась трагически.

16 мая с.г. (1919 — прим. авт.) в поселке Дмитриевском Барзасской волости, на границе Щегловскаго и Мариинскаго уездов, появилась банда красных на лошадях в числе 13 человек, — читаем в газете «Сибирская жизнь». — Ограбив волостную земскую управу, пригрозив жителям, что они еще вернутся, большевики выехали из поселка, захватив с собою жену местнаго священника, а также граждан Антонова, Плаксина и секретаря волостной управы Туницкаго.

Выведя всех четырех за поселок, большевики зарубили на месте трех из них, а последняго тяжело изранили. Прежде чем убить, — арестованных истязали, отсекая постепенно пальцы рук, руки, нанося удары по всему телу.

Тела замученных были брошены красными на дороге и опознаны крестьянами и преследующими красных правительственными войсками. [11]

Марине Павловне было всего 27 лет.

Большевики для собственного оправдания часто обвиняли своих жертв. Так и матушке Марине позднее была поставлена в вину «активная борьба против советской власти» [12] . Трудно поверить, что православная женщина, мать пятерых детей, старшему из которых Николаю не исполнилось еще 10 лет, а младшей Ниночке — 2,5 годика, готовила убийство командира партизанского отряда. Думаем, что основным поводом для убийства явилась классовая ненависть — дворянское происхождение Марины Павловны. В пользу этой версии говорит и тот факт, что арестованный вместе с матушкой ее муж-священник не был убит.

Бывали случаи, когда жена разделяла участь своего гонимого мужа и погибала вместе с ним. Так произошло с Ольгой Леонидовной Окуловой, женой старосты Преображенского собора в трагические для города Кузнецка дни декабря 1919 г.

В это время здесь побывали красные партизаны нескольких отрядов и устроили самую настоящую бойню: сожгли все четыре церкви, выпустили из тюрьмы уголовников, предали мученической кончине большое количество жителей. Цифры погибших называют разные: от нескольких десятков до нескольких сотен и даже до 2 тысяч [13] (из 4 тысяч — проживавших тогда в городе). Спасо-Преображенский собор превратился в место массовых изуверских убийств по классовому признаку [14] . Среди убитых были и многие выдающиеся жители города, в том числе церковно-, священнослужители, их родные и близкие.

Ольга Леонидовна Окулова была дочерью кузнецкого купца Леонида Никандровича Емельянова. Замуж вышла за Максима Эммануиловича Окулова. Семья посещала храм неподалеку от их дома. Ольга Леонидовна занималась воспитанием сыновей Ивана и Евгения. В мае 1900 г. Максим Окулов избирается старостой Преображенского собора, ревностно служит вплоть до своей мученической кончины, внося значительные пожертвования на украшение ризницы и другие нужды храма [15] .

В декабре 1919 г. прибывшие в город красные партизаны велят супругам Окуловым идти в собор. Ольга Леонидовна надевает лучшее платье и идет вместе с мужем. Это был их путь на голгофу. Здесь, в Преображенском соборе, Максим Эммануилович и Ольга Леонидовна были зверски убиты. Во многих публикациях рассказывается о том, что Ольгу Леонидовну изнасиловали на престоле, а потом воткнули ей в живот рублевую свечу.

Это лишь некоторые факты, свидетельствующие о том, что пришлось перенести православным женщинам в смутное время братоубийственной войны.

Были, наверное, и у них минуты уныния, когда казалось, что не на что и не на кого надеяться. Но потом находились силы. Это та сила внутренней устойчивости, сила духа, основанная на готовности все переносить и все терпеть ради Господа, которая не дала погибнуть многим людям в страшные годы гонений. К таким людям относятся слова апостола Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4,8–9).

И именно мученическим подвигом одних и исповедническим стоянием в вере других и была спасена от уничтожения Русская Церковь, и в спасении этом роль православных женщин трудно переоценить. Они наравне с мужчинами принимали мученическую смерть, а оставшиеся в живых, подобно женам-мироносицам, не оставившим Христа, сохранили преемственность до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно.

[1]Коголь Т.Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири) //Дисс. … канд. ист. наук. Томск, 1995. С. 62.

[2] Там же. С. 168.

[3] Государственный архив Томской области. (ГАТО). Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4556. Л. 15; Д. 3952. Л. 15.

[4] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4443. Л. 139, 140; Государственный архив Кемеровской области. (ГАКО). Ф. Д-60. Оп. 1. Д. 365. Л. 48об.–49.

[5] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4505. Л.106.

[6] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4446. Л. 96.

[7] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4342. Л. 143; ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 111. Л. 259об.–260.

[8] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4342. Л. 46.

[9] Томские епархиальные ведомости. (ТЕВ) 1919. №№13-14. Томск.

[10] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4284. Л. 30об., 31.

[11] Сибирская жизнь. 1919. №110. Томск.

[12] Национальный архив Республики Хакасия (НАРХ). Р-674с. Д. 17677. Л. 15.

[13]Зазубрин В . Неезжеными дорогами. // Сибирские огни, 1926, №3.

[14]Тресвятский Л.А., Шадрина А.С . Очерки по истории православия в Сибири. http://rudocs.exdat.com/docs/index-199060.html (дата обращения: 18.03.2018 г.).

[15] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 4. Д. 438. Л. 4, 4об., 5, 7, 7об., 8.


 


Вернуться назад