Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Аркадий ПАЗОВСКИЙ. Память – категория социальная

Аркадий ПАЗОВСКИЙ. Память – категория социальная


20.08.2021.

Аркадий ПАЗОВСКИЙ

кандидат социологических наук,

доцент кафедры журналистики НГПУ, действительный член Русского географического общества

Говорят, в истории нет сослагательного наклонения. Не раз, не два слышал из уст, читал этот мем в статьях и книгах весьма уважаемых исследователей, преподавателей, краеведов… И каждый раз ловил себя на мысли: о какой же истории речь идет? Если о той, которую пишут победители, о так называемой официальной истории, то там не только сослагательного, но интенционально и изъявительного наклонения не бывает. Одно повелительное: установка мыслить в определенно заданных границах и направлении. Ведь победителей, как известно, не судят. Вернее они сами себя не судят, по крайней мере публично, да и другим, прежде всего профессиональным аналитикам, такая публичность заказана по определению. Неудобными фактами, которые не укладываются в официально заданные границы создаваемой ими истории, не просто приходится – требуется пренебрегать, артефакты – прятать подальше от любознательных глаз в спецхраны, а еще лучше, по возможности, уничтожать, чтобы подданные знали и помнили все так, как надо... Только это уже вовсе и не история, а ее, так сказать, триумфальная фальсификация получается. История, как бы то ни было, «архивируется» в мифах, легендах, преданиях, до поры до времени покоится в памяти определенных социальных групп – прямых и косвенных свидетелей и хранителей прошлого.

Так, говоря словами академика Д.С. Лихачева, память противостоит уничтожающей силе времени. Справедливость данной ремарки великого отечественного ученого-гуманиста характерно демонстрируют и подтверждают события, происходящие в последние десятилетия, после отречения государства от идеологического детерминизма, раскрепощения социальной, народной памяти и открывшейся возможности для проведения альтернативных исследований, публикации их результатов, восстановления и создания немыслимых еще в не столь отдаленном до перестроечном прошлом символических форм. Вышедшее из «монолитного советского единства» российское общество, находясь еще на причале своей новой истории, в конце 80-х годов ХХ века, в условиях политического плюрализма как-то вдруг стало приобретать идеологически весьма сегментированную, или, как говорят, гетерогенную, по своим общественно-политическим, культурно-психологическим, мировоззренческим критериям социальную среду.

Можно предположить, что стерилизация общественного сознания советских людей даже на протяжении четырех-пяти поколений оказалась не способной выхолостить историческую, социокультурную память.

И она обрела реальное воплощение. Указом Президента Российской Федерации от 07 ноября 1996 года № 1537, в целях исключения противостояния политических сил, единения и консолидации российского общества день 07 ноября был объявлен Днем согласия и примирения, а на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления возложена обязанность принять меры для приведения в надлежащее состояние памятников жертвам революций, гражданской войны, политических репрессий независимо от их политической принадлежности. Несмотря на это, в обществе сложились, созрели и стали отчетливо проявляться в противоречиях между социальными группами, представляющими традиционные советские и возродившиеся досоветские (назовем их классическими российскими) общественно-политические ценности, которые нередко выливаются в конфликты на социокультурном уровне.

Новосибирск

Три года назад, 16 июля 2017 г., в Новосибирске возле собора во имя Александра Невского был установлен памятник императору Николаю II и цесаревичу Алексею. Комментируя это знаменательное для многих новосибирцев событие, корреспондент местного выпуска газеты «Комсомольская правда» писала на сайте: «Все, казалось бы, просто: православные христиане изъявили волю – и появился памятник. Но сугубо мирское событие в социальных сетях и на нашем сайте превратилось в поле битвы». Очередное противостояние общественных противоречий развернулось два года спустя, когда 9 мая 2019 г., в день 74-й годовщины Великой Победы, на территории Новосибирского обкома КПРФ коммунисты открыли памятник генералиссимусу И.В. Сталину.

И это лишь кажется, что происходит борьба с символами. На самом деле идет идеологическая борьба с памятью. И пока еще в обширном российском пространстве нет единого понимания того, что и император Николай II, и генералиссимус Иосиф Сталин – это символы нашей общей драматической истории. И дело здесь даже не в любви одних приоритетов к памяти других, дело в уважении, в беспристрастном отношении к трагическому прошлому своей страны. Только на этой, объективной основе может состояться общественное согласие.

Забайкалье

Происходит это пока с переменными успехами. Еще в 1994 г. группа ученых, писателей, общественных деятелей, в числе которых были академик Д.С. Лихачев, писатель В.Г. Распутин, адмирал В.Н. Щербаков заявили о необходимости реабилитации адмирала А.В. Колчака. Эту идею поддержали генеральный прокурор России Ю.И. Скуратов и начальник Генштаба Министерства обороны РФ генерал армии А.В. Квашнин. И в 1998 г. руководитель Общественного фонда по созданию храма, музея и других сооружений в память о жертвах политических репрессий С. С. Зуев направил в Главную военную прокуратуру России заявление о реабилитации адмирала А.В. Колчака. Рассмотревшая заявление прокуратура Забайкальского военного округа отказала в реабилитации адмирала и 26 января 1999 г. военный суд ЗабВО признал Колчака не подлежащим реабилитации. Военные юристы посчитали, что, несмотря на свои широкие полномочия, адмирал Колчак не остановил террора, проводимого его контрразведкой в отношении гражданского населения.

Решение военного суда ЗабВО об отказе в реабилитации А.В. Колчака как руководителя белого движения стало основанием для борьбы с памятью об адмирале и как об ученом-океанологе, исследователе Северного морского пути, и как о выдающемся российском флотоводце, и как о герое Русско-японской и Первой мировой войны.

Идеологическая конфронтация сторонников и противников увековечения памяти об адмирале А.В. Колчаке приняла уже характер не информационных битв, а судебных разбирательств от Питера до Иркутска.

Санкт-Петербург

В 2013 г. некоммерческое партнерство «Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое дело» обратилось к губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко с инициативой установить мемориальную доску адмиралу А.В. Колчаку на фасаде дома №3 по улице Большая Зеленина, где адмирал жил с 1906 по 1912 гг. В октябре вопрос рассмотрел городской Комитет по культуре. В ответе инициаторам, в частности, отмечалось: «Члены Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга, изучив документы, поддержали предложение об установке мемориальной доски Александру Васильевичу Колчаку…. не как военному преступнику, а как выдающемуся русскому офицеру, ученому и исследователю». И практически год спустя, 19 февраля 2015 г., Правительство Северной столицы вынесло Постановление за № 148 «Об установке мемориальной доски А.В. Колчаку», в котором так и говорится: « В целях увековечения памяти выдающегося русского офицера, ученого и исследователя Александра Васильевича Колчака Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Установить в 2015 году на фасаде дома N 3 по Б. Зелениной ул. мемориальную доску со следующим текстом:

 

"В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак".

…..

3. Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с партнерством организовать и провести церемонию открытия мемориальной доски.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С. Полтавченко».

И 12 ноября 2016 г. многие средства массовой информации, информационные агентства сообщили о том, что мемориальная доска адмиралу установлена. Но тут обращает внимание информация, опубликованная на сайте городского портала Fishki.net уже от 14 ноября: «По данным на сегодня: В Санкт-Петербурге мемориальную доску адмиралу Александру Колчаку, установленную на минувших выходных, закрасили из баллончика черной краской».

Но это было только начало борьбы с памятью об ученом и флотоводце.

Через три месяца, 24 января 2017 г., Смольненский районный суд рассмотрел административное дело по искам группы лиц к Правительству Санкт-Петербурга о признании незаконным Постановления № 148 «Об установке мемориальной доски А.В. Колчаку».

Свои возражения истцы аргументировали следующим образом: «судебным актом (Решение военного суда ЗабВО от 26 января 1999 г. – А. П.) было отказано в посмертной реабилитации Колчака А.В., что свидетельствует о том, что он являлся преступником, и установление ему мемориальной доски нарушает конституционное право административных истцов чтить память предков». Кроме того, установление мемориальной доски Колчаку А.В. заявители расценивали как внесудебную реабилитацию, не предусмотренную законом. Таковы основные доводы заявителей. И вполне обоснованная претензия к Правительству города: почему не опубликовали Постановление №148? Почему не организовали, не провели общественные слушания об увековечении памяти адмирала А.В. Колчака? Провели бы публичные процедуры по такому, прямо скажем, щепетильному для общественности вопросу. Вполне возможно, нашлись бы точки взаимодействия, понимания. Может быть, и до суда бы дело не дошло, и висела бы сегодня мемориальная доска на своем месте, а образ адмирала Колчака мог стать не только символом «выдающегося русского офицера, ученого и исследователя», но и символом еще одного согласия и примирения – местного значения. Именно из таких маленьких примирений шаг за шагом и создается взаимопонимание и взаимоуважение носителей разных ценностных предпочтений. Большое искусство – уметь создать и наладить такие коммуникации. Но для этого надо еще и червяка-чиновника выдавить из себя.

Мемориальную доску адмиралу Колчаку по решению суда демонтировали 5 июля 2017 г. и снесли на хранение в Музей монументальной скульптуры, может быть, до тех лучших времен, пока не научимся играть друг с другом по правилам.

А вдохновленная маленьким питерским триумфом альтернативная общественность решила сыграть на большом поле памяти А.В. Колчака в Иркутске.

Иркутск

Вообще Иркутск под стать Питеру – город история. И надо сказать в этом плане (не официально, по духу) оба города воспринимаются как побратимы. Любовно берегут иркутяне свое прошлое. И цари, и вожди, и предшественники, и современники, и архаика, и классика, и модерн создают уникальную социально-пространственную среду города-музея (рис.1.).

Интернационал во всю стену. Артефакт советской архитектуры. Фото автора 

Имя адмирала Колчака вписано в историю Иркутска и золотыми, и кровавыми буквами. Пожалуй, наиболее красноречиво, лаконично и емко, без какого-либо налета пропагандистского намека говорится об этом в тексте мемориальной доски, установленной в здании железнодорожного вокзала (рис.2).

«Александр Васильевич Колчак

16 ноября 1874 г.

7 февраля 2020 г.

Русский флотоводец,

Полярный исследователь,

Руководитель белого движения.

На этом месте 15 января 1920 года чешско- французскими «союзниками» был арестован и выдан эсерам и большевикам А.В. Колчак В обмен на беспрепятственный выезд из Сибири.

1902 г. А.В. Колчак прибыл в Иркутск из экспедиции в Арктику.

Отсюда в феврале 1903 г. отправился на поиски барона Э.В. Толя, в марте 1904 г. на русско-японскую войну. Проездом был в 1911 и в октябре 1918 гг.»

Мемориальная доска А.В. Колчаку в здании Иркутского ЖД вокзала. Фото автора

К этому можно добавить:

7 февраля 1920 г. расстрелян по распоряжению Иркутского военно-революционного комитета.

Памятник А.В. Колчаку в Иркутске.

Память об адмирале в Иркутске жива.

Единственный в России памятник у Знаменского монастыря, созданный Народным художником России, лауреатом Государственной премии СССР В.М. Клыковым по инициативе и при финансировании ученого, юриста и криминального предпринимателя Сергея Вячеславовича Андреева (о нем разговор отдельный).

Памятный крест от Иркутского казачьего войска на месте расстрела А.В. Колчака. Фото автора

Имя Колчака среди великих российских ученых, путешественников, исследователей Азии вписано на фризе здания бывшего музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, построенного в 1883 г. (рис. 4).

Здание бывшего музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.

Коллаж автора.

На месте расстрела Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака и Председателя Совета Министров Российского правительства В.Н. Пепеляева иркутские казаки в 2014 г. установили памятный крест.

«Колчаковцы на улице Урицкого в Иркутске. Фото автора

Можно и дальше перечислять символическое пребывание адмирала А.В. Колчака в Иркутске. Даже современный постмодерн обращается к его имени. Сегодня на улицах города можно встретить современных «колчаковцев», только они и сами, наверное, об этом не догадываются (рис. 6).

Последний суд над Колчаком

Иркутск, пожалуй, единственный город в России, где упокоенный адмирал обрел свое беспристрастное признание ученого и русского офицера. Даже в следственном изоляторе Иркутска (СИЗО №1), в одной из камер которого Александр Васильевич провел свои последние дни перед казнью, создан Музей истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака.

Но и здесь есть довольно сильные оппоненты, которая требует вполне реального нового возмездия – уже памятнику и вообще всему, что связано с именем адмирала. Решение Смольненского районного суда Санкт-Петербурга вдохновило иркутских единомышленников развернуть анти-колчаковский фронт и в своем родном городе. Вот что сообщало по этому поводу информационное агентство «Красная весна» 20 июля 2017 г. под рубрикой «Война с историей»:

«Кировский районный суд Иркутска отклонил заявление с требованием убрать памятник Александру Колчаку в Иркутске. Информация об этом опубликована 20 июля на официальном сайте Кировского районного суда.

Суд не стал рассматривать поданный иск на основании того, что «из заявления не следует, что нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца».

Исковое заявление было подано в суд 17 июля 2017 года, после того как аналогичный иск был удовлетворен в Санкт-Петербурге. Петербургским активистам движения «Суть времени» удалось доказать в суде, что установка памятной доски Колчаку… является внесудебной реабилитацией военного преступника.

Памятник в Иркутске был установлен в 2004 году по инициативе лидера «банды Андриевского» Андреева Сергея Валерьевича (о чем свидетельствует табличка на памятнике), находящегося в международном розыске.

Тогда, в 2004 году, Сергей Левченко, руководитель иркутского обкома КПРФ, а ныне губернатор Иркутской области, избранный в 2015 году, заявил: «Несмотря на то, что памятник уже установлен, мы не отступимся от этой темы. С Иркутском связан кровавый период деятельности этого человека и еще живы люди, родственники которых испытали на себе колчаковский террор, поэтому устанавливать памятник этой сомнительной исторической личности, мы считаем неправомерным». Однако даже в ранге губернатора Иркутской области Сергею Левченко так и не удалось осуществить обещанное».

История на избранную тему продолжилась через год. В том же Кировском районном суде 14 июня 2018 г. судья Н.Н. Исакова рассматривала иск уже не одного, а двадцати шести, как они называли себя, «иркутских комиссаров», заявленный к Думе города Иркутска, Правительству Иркутской области, администрации г. Иркутска, Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения об установлении памятника Колчаку А.В., возложении обязанности демонтировать памятник, мемориальную доску, убрать надпись с фронтона здания.

Мотивацию изложенных заявителями требований цитирую по тексту вынесенного решения суда:

«Административные истцы полагают, что принимая решение об увековечении памяти кого бы то ни было, компетентный орган должен оценивать все стороны личности и деятельность данного лица на протяжении всей его жизни, поскольку вечной памяти заслуживает только человек, имеющий безупречную репутацию, принесший безусловную пользу обществу, при этом вклад его в развитие общества должен быть выдающимся. Установка государством, муниципалитетом памятника, мемориальной доски, памятного знака является актом признания государством (муниципалитетом) выдающихся заслуг данного лица, накладывающим на всех без исключения граждан государства обязанность чтить память о нем. Решение об установке памятника, мемориальной доски на вокзале, размещении фамилии Колчака на фронтоне музея без учета судебного акта о признании Колчака А.В. не подлежащим реабилитации, истцы полагают незаконным, противоречащим положениям Конституции РФ, нарушающим права неопределенного круга лиц, в том числе и группы административных истцов».

Мотивация иркутских заявителей аналогична питерским, да и ссылаются они на решение Смольнинского районного суда от 24 января 2017 г.

Но судья Н.Н. Исакова в резолютивной части решения указала, что ссылка на судебную практику Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга правового значения не имеет, поскольку российское законодательство не является прецедентным. Суды рассматривают дела исходя из обстоятельств, установленных в каждом конкретном деле на основании норм права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Значимыми по сути и логике рассмотренного судом иска были выводы о том, что в Российской Федерации имеют право на существование, установку и сохранение памятники, мемориальные доски и надписи выдающимся личностям, имеющим заслуги перед российским государством, независимо от их политических взглядов и стороны их участия в гражданской войне 1918-1920 годов. А доводы заявителей о том, что памятник А.В. Колчаку напротив Знаменского монастыря в Иркутске так же, как и мемориальная доска в здании железнодорожного вокзала, и надпись на фризе Иркутского краеведческого музея, обязывает всех граждан Российской Федерации, включая заявителей, относиться к нему с уважением, чтить о нём память и передавать такое отношение последующему поколению, просто не состоятельны. При этом наличие памятника, мемориальной доски и надписи на здании не исключает права истцов выражать свое личное отношение к адмиралу Колчаку.

Суд пришел к выводу, что так называемые «26 иркутских комиссаров» не доказали нарушение своих прав, а доводы, указанные ими в иске, основаны на субъективном отношении к личности Колчака А.В. Поэтому их требования к администрации Иркутска, Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения Думы Иркутска об установке памятника А.В. Колчаку напротив Знаменского монастыря и возложении обязанности на администрацию города демонтировать его, а также о возложении обязанности на Правительство Иркутской области демонтировать мемориальную доску адмиралу в здании железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский, убрать надпись «Колчак», нанесенную на фризе здания Иркутского краеведческого музея суд, используя терминологию Решения, оставил без удовлетворения.

Резюме

Два разных подхода к одной проблеме: стандартный и творческий. Это не только судей касается. Как часто мы стандартизируем свое отношение к окружающему и свои отношения с окружающими по стандартам своей идеологической зашоренности и весьма ограниченных знаний. Автор не ставил перед собой цель обсуждать личность адмирала А.В. Колчака. Главные герои – это мы с вами, нетерпимые к иному мнению, к иным, помимо наших личных и групповых ценностей, не умеющим и не желающим понимать чужое, а тем более, казалось бы, чуждое мировоззрение, уважать чужую память. Не столь давно, лет пятьдесят назад, один великий гуманист написал: «Легче любить весь мир, чем сделать добро родной матери». Этот гуманист – замечательный советский педагог – В.А. Сухомлинский. И книга его называется – «Сердце отдаю детям». В его сельской Павлышевской школе учителя учили детей понимать друг друга и творить добро. И мне под час кажется, что всем нам современным очень не хватает этой маленькой сельской школы Василия Александровича Сухомлинского.

P/S. В феврале 7 февраля 2020 года исполнилось 100 лет со дня расстрела в Иркутске адмирала А.В. Колчака.

Живоносный Источник № 1 (15) 2020 год


 


Вернуться назад