Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Диакон Дмитрий ЦЫПЛАКОВ, Светлана ЦЫПЛАКОВА. Пасха и Рождество в народной жизни в советский период. Воспоминания. Интервью
Диакон Дмитрий ЦЫПЛАКОВ, Светлана ЦЫПЛАКОВА. Пасха и Рождество в народной жизни в советский период. Воспоминания. Интервью27.08.2021. |
||||||||
Новосибирская православная духовная семинария Новосибирский государственный педагогический университет Народная культура, как наиболее консервативный, статичный элемент культуры, хранит и оберегает значимые ценностные доминанты общества, а потому она является социально-формирующим компонентом, без которого распадается общество. Область ценностей безусловно включает в себя и ценности религиозные, составляющие важный элемент жизненного мира людей. Мы можем вспомнить слова замечательного русского философа Семена Франка, который в книге «Духовные основы общества» писал о том, что изучение общества, должно «с самого начала исходить из религиозного убеждения (подтверждаемого историческим опытом и углубленным рассмотрением общественной жизни), что есть вечные, вытекающие из существа человека и общества закономерности, которые человек хотя и может нарушить, но которые он не может нарушать безнаказанно и которые поэтому определяют истинную цель его стремлений. Человек не есть своевольный хозяин своей жизни; он есть свободный исполнитель высших велений, которые вместе с тем суть вечные условия его жизни» [c. 35]. Таким образом, жизненный мир человека, как члена социума включает в себя и религиозные представления, и народная культура всегда была носителем этих высших ценностных элементов, собирает их в себе как неизменную органическую часть. Советская безбожная секуляризация, проводимая с 1918 года, включала не только юридический, но и ценностно-культурный компонент. Задача советской секуляризации (декларировавшаяся уже не как буржуазная, а как марксистская) состояла в полном уничтожении религии как социального явления. Весной 1918 года был создан восьмой ликвидационный отдел Народного комиссариата юстиции для осуществления декретов Совета Народных Комиссаров по отделению Церкви от государства. Секуляризация проводилась силовыми методами, в том числе через уничтожение активных носителей церковного мировоззрения для формирования такого общества, в котором религиозные ценности в жизненном мире должны были быть замещены советской идеологией. Для этого все, что относилось к «горнему» миру, к религии должно быть или вытравлено или лишено своей силы. Вот почему подлинно верующие становились препятствием для формирования «имманентного» безрелигиозного пространства, для построения социализма и коммунизма. В настоящее время, оценивая результаты такого масштабного социального эксперимента по изгнанию религии из социума, можно сказать, что он так и не был выполнен. Религиозные обычаи и традиции продолжали оставаться важной составляющей частью народных обычаев и традиций и в советское время. Среди них выделялись главные православные праздники – Рождество и Пасха. Нами были собраны и обработаны ряд воспоминаний, носящих характер «религиозной биографии», то есть бесхитростных рассказов о том, как тот или иной человек соотносился с верой и Церковью в то непростое время. Так пожилая женщина 1939 г. р. вспоминает о праздновании Рождества Христова в белорусской деревне Бозок, Осиповического района, Могилевской области. Эти воспоминания интересны, потому что Белоруссия должна была стать по замыслу Союза воинствующих безбожников первой советской республикой без религии. - Значит у вас в деревне колядовали, да?
- Да, я цыганкой была, колядовала, цыган у меня был и цыганята, молодежь вся, школьники. Ходили по хатам колядовали. Я гадала, цыган менял кони, шуткой такой все. Нам давали булки, пироги. Целые мешки наколядовали помню. - Ну, я почему-то была цыганкой. Не знаю почему, приставала к людям гадала всем, что- то говорила. Весялилися. А пели колядки. Первым голосом, высоким я пела. Без меня никто ни мог петь. На вулицах собирались молодежь и все ночь поем. - А на Пасху какие песни пели? - Разные, тоже пели. Я запомнила Пасху. Меня бабушка водила в церковь к всенощной за 12 км. Это было очень радостно. - А яйца красили? - Да красили. У битки играли. Мужики павыходят на улицу, и у битки, чье яйцо крепкое выбивают, у кого побьют яйцо, забирают. Весялилися люди тогда. - Куличи пекли? - Конечно, мама столько куличей пекла и сыр делала, масло делала. Справляли Пасху. - Освящали куличи и яйца? - Да, это мое дело было освящать. - Ходили в церковь? - Не в церковь, батюшка приезжал у Вязовницу, другую деревню и мы со всех деревень вокруг шли с узелочками, в основном дети, расстилали на улицы свои салфеточки и ложили еду. А батюшка ходил освящал. Это мое дело было освящать Пасху. А на Миколу (св. Николай) церковь у нас была в деревне, маленькая на кладбище. На Миколу у нас был праздник, мама готовилася, все люди готовилися. Кирмаш был. Приходили гости с других деревень, родня съезжалася. Много народу, танцы были потом. И вот наша детская была работа храм вымыть. Ходили в храм мыли полы, убирали, потому что батюшка приедет. - Это после войны все было. - Да, после войны. - Я во время войны совсем маленькая была. Во время войны ничего не было. Там только немцы орудовали. Бабка говорит, что деревню спалили, людей побили. У нас все деревню спалили, только одна хата осталась, почему-то и колхозный сарай. 750 человек спалили. - А после войны вы на Пасху на кладбище ходили. - На могилки. Нет не на Пасху. В какой- то день…, в четверг. - На радоницу, дяды были. - У нас в четверг был такой порядок. Пасха, Вяликодзень, у воскресенье, а потом Пасха мертвых. Батюшка приезжал с певчими, освящал могилки ходил. А батюшка был наш сват. Мой двоюродный брат на его дочке был женат. К нам в гости приезжал. Домой ехали на конях, на подводах, машин тогда было мало. - А на Пасху друг к другу ходили в гости. - Да, на Пасху, ой! Яйца накрасят. На вулице гуляли у битки. Помню, папа навыбирает яйца покрепче. Дети себе играли, мужики себе. - Запрещали Пасху праздновать? - Нет не гоняли. У нас никто не гонял никого в деревне. - И в школе? - Нет, в школе нас ругали, как только приходили в школу нас помещали в стенгазету. - Помню ходили жабровать (колядовать). - Пошли по хатам колядки гулять, жабраваць называлася. - Надо были во все хаты зайти. К кому не зайдешь, так обижаются. - И вот помню, приходим мы в школу после праздника. А в школе на нас стали кричать «цыганы, цыганы»!
- Дразнили? - Да. - А потом выпустили стенгазету и нас пропесочили, как мы ходим по хатам. - Деревня Вязовница считалась культурная. Они не колядовали, там и школа была. А мы праздники отмечали по- старинному. Как я пела, в другой деревне слышно было. - Народные песни? - Да народные. - Церковные песни пели? - Церковные почти не пели. Бабушка меня научили молитве «Отче наш», «Богородице Дево радуйся». С бабушкой молилась. А так в деревне не пели. Тот же респондент вспоминает детские годы. Это 40-е годы XX столетия, после войны. Все храмы поблизости закрыли. В нашем селе на кладбище, в местечке Липень храм закрыли, переделали под клуб. Остался один храм далеко, на старом кладбище в лесу, в деревне Кобылянке. По праздникам в этот храм приезжал батюшка и служил Литургию. Особенно много людей собиралось в этот единственный храм на Пасху. Приходили и взрослые и дети. Мы детьми стояли на ночной Пасхальной службе, потом уходили в притвор и засыпали на соломе. Радостный этот был сон и крепкий по звуки пасхальных молитв. Потом и этот храм закрыли. Батюшка уехал на Украину. А люди стали праздновать Пасху дома. Это довольно типичная история для советской деревни, где долгое время сохранялся традиционный уклад, и вместе с ним теплилась вера. Часто эти огоньки веры поддерживались редкими встречами со священнослужителями, редкими богослужениями. Условно говоря, идет речь в нашей малой выборке о «сельских жителях», учитывая географический критерий проживания. Опрошенные родились и жили определенное количество времени в Советском Союзе. В биографических нарративах советская действительность воспринимается скорее негативно, однако своим, специфическим образом, что позволила нам выявить актантная аналитическая модель. Таблица 1. Актантная модель биографического нарратива в советский период
Субъектом нарратива выступает рассказчик, который ведет повествование о себе. Особенности актанта-объекта, к обладанию которого стремится субъект, непосредственно затрагивают тему религиозного и светского. |