Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Иеромонах Симон (Истюков). Основные события церковной и гражданской истории Новониколаевска и прилегающих территорий в 1920 году
Иеромонах Симон (Истюков). Основные события церковной и гражданской истории Новониколаевска и прилегающих территорий в 1920 году23.09.2021. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иеромонах Симон (Истюков) старший преподаватель кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии. 14 декабря 1919 года Новониколаевск был занят войсками Красной армии, была восстановлена советская власть. Высшим органом гос. власти в Сибири в 1920 году был Сибревком (в 1920 году находился в Омске, в Новониколаевск был переведен в 1921 год). Также были созданы губернские, уездные волостные сельские ревкомы, в том числе Новониколаевский ревком. Город Новониколаевск До 1920 года Новониколаевск был уездным городом Томской губернии. С января по апрель 1920 года он был центром Томской губернии, потом центр губернии был опять перенесен в Томск. Новониколаевская губерния была создана позднее, в 1921 году. Население Новониколаевска составило на 1 января 1920 г. 67,5 тыс. чел. В городе свирепствовал тиф, от которого зимой 1919/20 г. погибло несколько тысяч человек1. Эпидемия тифа была самой серьезной проблемой, которую нужно было решить новой власти. В городе было 14 тысяч тифозных больных, из них лишь 5 тысяч размещалось в лазаретах и госпиталях, немалая часть была в поездах и на станции, но большая часть - по частным квартирам В городе была создана чрезвычайная комиссия Чекатиф. По причине эпидемии в городе в начале 1920 года были закрыты школы и вообще учебные заведения, а также цирки, театры и кинематографы. Благодаря принятым мерам к концу марта эпидемия тифа в городе стала ослабевать2. Другой острой проблемой был квартирный кризис. В докладе чрезвычайной квартирной комиссии 17 марта 1920 г. разъяснялось: «Ни для кого не секрет, что квартирный кризис в Новониколаевске достиг кульминационной точки напряжения: главным образом этому спо 1 Николаев А.А. Краткий очерк истории Новосибирской области // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/kratkiy-ocherk-istorii-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 12.10.2020) 2 Кокоулин В.Г. Новониколаевский ревком // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/novonikolaevskiy-revkom.html (дата обращения: 12.10.2020) собствует сильно развившаяся эпидемия, следствием чего явилась необходимость занятия всех более и менее подходящих зданий под госпиталя...»1. Недостатком помещений объясняется обратный перенос столицы губернии в Томск в апреле 1920 г., губернские учреждения было просто негде разместить. Новая власть также распорядилась переименовать улицы Новониколаевска. В 1920 г. Николаевский проспект стал Красным проспектом, улица Кабинетная - Советской, Гудимовская - Коммунистической и т.д.2 Таким образом, советским названиям улиц Новосибирска в этом году исполнилось сто лет. В годы Гражданской войны промышленность на территории современной Новосибирской области пришла в упадок, предприятия были закрыты и разграблены. В городах с приходом новой власти развернулась национализация промышленных предприятий. Предприятиями стали управлять совнархозы. В ведение Новониколаевского уездного совнархоза в конце 1919 - начале 1920 года перешли 21 мыловаренный завод, 8 химических, 10 по переработке пищевых продуктов, 9 табачных, 10 текстильных предприятий и 6 типографий. Смена собственников временно дезорганизовала производство. Усилия местных властей сосредоточились на проведении ударных работ по восстановлению железнодорожного моста через реку Обь и промышленных предприятий. К середине 1920 года мост был восстановлен и открылось регулярное движение поездов по всему Транссибу3. В апреле 1920 года в Новониколаевске прошли выборы в городской Совет рабочих и крестьянских депутатов, такие же выборы прошли в июне в уездный совет. Таким образом власть перешла от чрезвычайного органа - уездного ревкома - к выборным советским органам власти4. Состояние деревни Деревня пострадала от Гражданской войны в значительно меньшей степени. Размер посевных площадей на территории Новониколаевской губернии в 1920 году по сравнению с 1917 годом сократился незначительно. Но на деревню с приходом новой власти распространились задания по продовольственной разверстке, что ввело сельское хозяйство губернии в глубокий кризис. Одной из главных задач местного руководства являлось обеспечение продовольствием центральных районов Советской России. Продразверстка предусматривала, что крестьяне должны сдать государству по твердым ценам имевшиеся в хозяйствеве излишки, которыми считалась вся продукция сверх нормативно установленных расходов для личных и хозяйственных нужд. С 1 июня 1920 года в Сибири повсеместно запретили свободную торговлю продукцией сельского хозяйства, на путях сообщения выставлялись заградотряды и посты, продармией и продотрядами использовались меры принуждения5. Колыванское восстание В 1920 году - начале 1921 года в Сибири свирепствовали продотряды, провоцируя многочисленные крестьянские восстания, которые подавлялись с большой жестокостью. В июле-августе 1920 года в 10 волостях Николаевского уезда и нескольких волостях соседнего Томского уезда проходило восстание, названное позже Колыванским крестьянским восстанием, или «Сибирской Вандеей» за особую жестокость враждовавших сторон. В докладе о деятельности агитпарохода «Красная Сибирь» в июле 1920 года отмечалось, что «весь бассейн Оби охвачен поповско-белогвардейской агитацией»6 (можно предположить, что со 1 Там же. 2 Там же. 3 Николаев А.А. Цит. соч. 4 Кокоулин В.Г. Цит. соч. 5 Шишкин В.И. Продразверстка // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/prodrazverstka (дата обращения: 12.10.2020) 6 Цит. по: Эйнгорн И.Д. Очерки религии и атеизма в Сибири (1917-1937). Томск, 1982. С. 91. ставители доклада имели в виду Колыванское восстание и другие проявления недовольства политикой военного коммунизма). 10 июля 1920 года в оперативно-разведывательной сводке штаба сводной группы советских войск докладывалось начальству: «Повстанцы вооружены - 1/3 винтовками, 2/3 - берданами, дробовиками, самодельными копьями, вилами, топорами, косами, даже ухватами и дубинами. Мобилизованные вооружены предметами хозяйственного быта. Из 2.000 колыванских повстанцев около 500 чел. имеют винтовки и дробовики, прочие же 1.500 чел. - примитивное оружие, конных - до 500 чел. из общего числа. Из всего вышесказанного явствует вывод: банды недисциплинированны, отсутствует единство и связанность действий, плохое вооружение»1. Есть одна цифра в докладе отдела управления Новониколаевского уездного исполкома советов в отдел управления Сибревкома от 11 августа: «Расстреляно на месте [советскими] отрядами в обстановке, допускающей это, до 250 человек. Арестовано и заключено в лагеря до 600 человек. Наши потери в воинских частях незначительны... В восставших местностях духовенство в своей массе было на стороне повстанцев, но, наученное горьким прошлым опытом, воздержалось от активности, хотя отдельные служители культа и выступали в роли проповедников - агитаторов, служили молебны о даровании побед повстанцам, в отдельных случаях принимали живое участие в вербовке добровольцев и вылавливании коммунистов (с. Ново-Тырышкино, Дубровино, Вьюны, Чауссы)»2. По сообщению Новониколаевской уездной ЧК, к расстрелу вместе с прочими активными участниками восстания, был приговорен священник Павел Попов, 30 лет, священник с. Ново-Тырышкино, который благословлял идти в бой и поднимал воинский дух повстанцев3. Двое священников были арестованы в окрестностях с. Болотное Томского уезда за контрреволюционную пропаганду4. О церковной жизни. Репрессии священнослужителей В декабре 1919 года уехал в Иркутск вместе с отступавшими частями белой армии епископ Томский и Барнаульский Анатолий (Каменский). После его отъезда в 1920-1921 гг. Томской епархией управлял митрополит Иаков (Пятницкий). За счет беженцев, бежавших от ужасов гражданской войны, увеличилось число прихожан Новониколаевских храмов. Например, в приходе Вознесенской церкви в 1917 году насчитывалось православных прихожан 1632 человека, а в 1920 г. - 4.950 чел.5 Хотя у властей уже были планы по изъятию храмов6, первым и единственным храмом, закрытым в начале 20-х годов в Новониколаевске, стал храм в честь святителя Николая Чудотворца в военном городке. Он был передан под клуб войсковой части7. В 1920 году скончались от тифа второй священник Казанской церкви г. Новониколаевска Константин Рябцев (после его кончины на руках его жены осталось шестеро детей)1, свя 1 Верин А. Мифы о Сибирской Вандее и её уроки // Честное слово. 2020. 11 августа. URL: https://chslovo.com/2020/08/11/mify-o-sibirskoj-vandee-i-eyo-uroki/ 2 Мархинин В. История Колыванского мятежа 1920. Документы .URL: https://basiliobasilid.livejoumal.com/17945.html (дата обращения: 15.10.2020) 3 Гаврилов П. Колывань православная. Новосибирск, 2013. С. 25. См. также: И. А. Добрускина. Путеводитель по двухтомнику "Сибирская Вандея". 2006. Т. 1. Эл. версия: http://lit.lib.ru/d/dobruskina_i_a/text_0230.shtml (дата обращения: 15.10.2020) 4 Эйнгорн И.Д. Указ. соч. С. 93. 5 Филиппов Иоанн, протодиакон. Благочиние Градо-Ново-Николаевских церквей в годы революции и гражданской войны (1917-1921 г.): выпускная квалификационная работа. Обь, 2019. С. 26-27. 6 Свет негасимый (православная церковь в Новосибирске) // История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. I. Новосибирск, 2005. С. 295-348. Эл. версия: URL: http://bsk.nios.ru/content/svet-negasimyy- pravoslavnaya-cerkov-v-novosibirske (дата обращения: 12.10.2020) 7 В период с 1920-х по 1980-е гг. в здании размещался войсковой клуб, а в 1989 году после пожара руины храма были взорваны. См.: Шабунин Е.А. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая (войсковая). Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/kraeved/2032-10.html (дата обращения: 15.10.2020). щенник деревни Верх-Чик (ныне Ордынского района) Иоанн Туголуков2 и, возможно, многие другие. В 1920 году никто из духовенства Новониколаевска не был арестован. В 1920 году члены причта Бугринской церкви г. Новониколаевска были выселены из домов. В домах, где проживали священники, разместился ЧКТиф (Чрезвычайная Комиссия по борьбе с тифом), два дома псаломщиков сельским советом сдавались частным лицам. Причт снимал по одной комнате в частных домах, а один из священников жил в сторожке при церкви. Земля у прихода также согласно декрета 1917 года была отобрана3. В 1920 году метрические книги всеми приходами были сдали в органы ЗАГСа. В начале 1920-х гг. от репрессий ЧК и «красного бандитизма» (самосудов и самоуправства коммунистов на местах) пострадали большей частью сельские священники. Многие из них арестовывались многократно под самыми надуманными предлогами; часть из них была осуждена как «белогвардейские заговорщики». 14 января 1920 года был арестован, со 2 по 22 марта 1920 и с 12 мая по 20 мая 1920 г. находился в Барнаульской тюрьме и освобожден Алтайской губернской ЧК с выселением за границы Барнаульского уезда священник Никольской церкви с. Маслянино, благочинный 44-го благочиннического округа Евгений Смирнов4. В июле 1920 года к пяти годам заключения был осужден священник села Дубровское Барабинского уезда Георгий Боголюбов, обвинялся он в том, что «... вел среди несознательных масс крестьян самую злостную антисоветскую агитацию, призывая их к открытому восстанию»5. В конце 1920 г. был арестован священник поселка Дальнего Долговской волости Новониколаевского уезда6 Василий Гоголушко. Арест происходил прямо на улице: «К нему подъехали два человека - один верхом на лошади, другой в санях. Этот был в военной форме и представился комиссаром Ивановым»7. Через несколько дней женщина, черпая ведром из речной проруби воду, вытащила его отрубленную голову, завернутую в подрясник8. Десять коммунистов Черепановского уезда организовали убийство священника Савина в 1920 году, но в 1922 году были оправданы по указанию Ново-Николаевского губкома ввиду «исторической давности дела»9. 1 Бочкарев Виталий, прот., Шабунин Е.А. Краткий очерк истории Новосибирской епархии // Сибирь Православная. 2008. № 1(7). С. 19. 2 Симон (Истюков), иеромонах. Священник и учительница // Ордынская газета. 2020. №12 (10715). С. 19. 3 Филиппов Иоанн, протодиакон. Указ.соч. С. 29. 4 Шабунин Е. Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархии // Живоносный источник. 2009. № 1(1). С. 18. 5 Искры коммунизма. Каинск, 1920. №72. 22 августа. 6 Ныне - Болотнинский район Новосибирской области 7 Мурзина Н.П., Венскович В.И. «Имя родное все выше.» // Сибирь Православная. 2012. № 1 (9). С. 48-54. 8 Там же. 9 Протокол №30 заседания Президиума Ново-Николаевского губкома РКП/б/ от 02.09.1922 // ГАНО. Ф. П-10. Оп. 1. Д. 191. Л. 28. В таблице ниже приводятся сведения о репрессированных в 1920 г. священнослужителях:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бочкарев Виталий, прот., Шабунин Е.А. Краткий очерк истории Новосибирской епархии // Сибирь Православная. 2008. № 1(7). 2. Верин А. Мифы о Сибирской Вандее и её уроки // Честное слово. 2020. 11 августа. URL: https://chslovo.com/2020/08/11/mify-o-sibirskoj-vandee-i-eyo-uroki/ 3. Гаврилов П. Колывань Православная. Новосибирск, 2013. 4. Добрускина И.А. Путеводитель по двухтомнику "Сибирская Вандея". 2006. Т. 1. Эл. версия: http://lit.lib.rU/d/dobruskina_i_a/text_0230.shtml (дата обращения: 15.10.2020) 5. Искры коммунизма. Каинск, 1920. №72. 22 августа. 6. Кокоулин В.Г. Новониколаевский ревком // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/novonikolaevskiy-revkom.html (дата обращения: 12.10.2020) 7. Мархинин В. История Колыванского мятежа 1920. Документы. URL: https://basiliobasilid.livejournal.com/17945.html (дата обращения: 15.10.2020) 8. Мурзина Н.П., Венскович В.И. "Имя родное все выше." // Сибирь Православная. 2012. № 1 (9). С. 48-54. 9. Николаев А.А. Краткий очерк истории Новосибирской области // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/kratkiy-ocherk-istorii-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 12.10.2020) 10. Протокол №30 заседания Президиума Ново-Николаевского губкома РКП/б/ от 02.09.1922 // ГАНО. Ф. П- 10. Оп. 1. Д. 191. Л. 28. 11. Свет негасимый (православная церковь в Новосибирске) // История города: Новониколаевск- Новосибирск (историчес кие очерки). T. I. Новосибирск, 2005. С. 295-348. Эл. версия: URL: http://bsk.nios.ru/content/svet-negasimyy-pravoslavnaya-cerkov-v-novosibirske (дата обращения: 12.10.2020) 12. Симон (Истюков), иеромонах. Священник и учительница // Ордынская газета. 2020. №12 (10715). С. 19. 13. Филиппов Иоанн, протодиакон. Благочиние Градо-Ново-Николаевских церквей в годы революции и гражданской войны (1917-1921 г.): выпускная квалификационная работа. Обь, 2019. 14. Шабунин Е.А. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая (войсковая). Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/kraeved/2032-10.html (дата обращения: 15.10.2020). 15. Шабунин Е. Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархии // Живоносный источник. 2009. № 1(1). 16. Шишкин В.И. Продразверстка // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/prodrazverstka (дата обращения: 12.10.2020) 17. Эйнгорн И.Д. Очерки религии и атеизма в Сибири (1917-1937). Томск, 1982. Отдельные статьи журнала Временник №2 2020 г. https://journal.dsnsk.ru/otdelnye-stati-zhurnala-vremennik-2-2020-g/ На фото Базарная площадь. Ново-Николаевск. 1919-2
Вернуться назад |