Вадим Журавлев, кандидат исторических наук:
«Чингис-городок-это укрепленная крепость, которая была построена восставшими чатами, татарским племенем чатов против русских. И построена на месте современного села Чингис. В то время русские владения концентрировались на севере Сибири, были связаны с пушным промыслом. А на юг русские никак не продвигались, потому что пограничные владения территории современного Казахстана, Алтая были очень опасным местом. Граница современной НСО и Алтайского края примерно эти места на север от Камня-на-Оби были крайней точкой, куда заходили отдельные воинские отряды русских».
Каждый доклад открывает неизвестную часть жизни родного края. В истории Искитимского района есть много трагических страниц. К примеру, в Завьялово для раскулачивания неугодных власти жителей придумали способ, который в дальнейшем стали называть «Сибирским», а потом «Зауральским методом».
Михаил Котляров, краевед с.Завьялово:
«Правило такое было: если не выплатил налог в этом году, на следующий год тебе налог удваивается, а потом все имущество забиралось в фонд компенсации этого налога, то есть, имущество отбиралось. Вот это был «Завьяловский метод». Вот в таких условиях у нас верующие и жили».
Тем не менее, Завьялово- лучшее место для Михаила Котлярова. Он жил в большом городе, но вернулся туда, где родился и вырос.
Михаил Котляров, краевед с.Завьялово:
«Старинное село. Оно очень интересное само по себе и окрестности этого села. Как вот Пушкин сказал: «Два чувства дивных близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В Завьялово все это представлено очень хорошо».
Каждый из участников конференции-это увлеченный житель, который изучает свои корни, жизнь своих предков. В церковной истории еще много пробелов, уверен модератор встречи Игорь Затолокин.
Игорь Затолокин, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие»:
«К сожалению, специфика нашей области такова, что у нас строили деревянные храмы. Сибирь, тайга, понятно, очень удобно. Но, само по себе было недолговечно дерево, оно долго не стоит. И мы сейчас даже пытаемся находить места, где находились эти храмы и это уже большое открытие».
Сейчас краеведы увлечены поиском информации по Легостаевской церкви. Храм хотят поставить на учет как памятник архитектуры. Кроме того, есть цель провести археологические поиски, обнаружить могилу и останки Петра Мухина, который почитался до революции как местный святой.