Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Андрей ОБОРКИН. Из истории первых русских поселений на территории Искитимского района (первая четверть XVIII века)

Андрей ОБОРКИН. Из истории первых русских поселений на территории Искитимского района (первая четверть XVIII века)


04.05.2022.

Из истории первых русских поселений

на территории Искитимского района

(первая четверть XVIII века)

Андрей ОБОРКИН

историк, член «Российского общества историков-архивистов», Искитим

В 1984 году специалист по истории Азиатской России периода феодализма Н.А. Миненко, ссылаясь на исторические документы, обнаруженные в Центральном государственном архиве древних актов (ныне – Российский государственный архив древних актов), отнесла сооружение Бердского острога к периоду между 1702 и 1709 годов.

Мы еще более ограничиваем строительство русской крепости и первых деревень в бассейне реки Берди отрезком времени 1702 – 1707 гг. по следующим причинам.

Упомянутая местность представляла собой в то время пограничную буферную зону («фронтир») между русскими владениями на севере и улусами алтайских кочевников на юге. Телеутские князьки взимали ясак с местных жителей, чатских татар, ставших двоеданцами, и не допускали русских на эти земли. Так, А.П. Уманский указывал, что «Земли до широты Новосибирска [и, тем более, южнее, в том числе территория современного Искитимского района. – А.О.] считались областью кочевания подвластных Джунгарии телеутов. Русские власти признавали наличие межи, отделявшей «телеуцкую землицу» от русских владений – на левом берегу Оби это была территория между реками Уень и Ирмень, а на правобережье Оби – между реками Иня и Лаилахан».

Пермский археолог и историк В.А. Оборин справедливо отмечает: «Города Сибири, как и Урала возникли в условиях внешней военной опасности со стороны соседних феодальных государств и немирно настроенной части нерусского населения… Под защитой укреплений городов на первых порах только и было возможно земледельческое освоение свободных земель». То есть первые русские селения могли возникнуть и на Берди только после строительства острога, под его военным прикрытием. Это мнение разделяют и другие исследователи.

М.В. Шиловский указывает, что «первыми переселенцами фронтирной зоны стали служилые люди – казаки пешие и конные, стрельцы, пушкари, направляемые сюда по царскому указу».

Барнаульский историк Ю.С. Булыгин, ссылаясь на два источника из Государственного архива Алтайского края, устанавливает «косвенную дату существования в низовьях р. Бердь д. Морозовой» уже в 1708 году. Следовательно, крепость на Берди была сооружена не позднее 1707 года.

Первые казаки – строители Бердского острога, вынужденные кормиться «с травы», сразу же после его сооружения заняли в округе лучшие земли под свои заимки для занятий хлебопашеством, промысловой охотой (в первую очередь на пушных зверей) и рыболовством. Так, не позднее 1707 года, на территории Искитимского района одновременно с деревней Морозовой, возникли казачьи посёлки (позднее – деревни) Шадрина, Шипунова, Гуселетова (после 1914 год – село Гуселетовское), Бороздина, Ельцовская (после образования деревни Нижней Ельцовки – деревня Верх-Ельцовская). Как правило, остроги строились весной, в тёплое время года, в считанные недели, а то и дни. Следовательно, и первые русские поселения (в виде казачьих заимок) в междуречье Оби и Берди были построены весной-летом. Бердский острог не имел своих штатов, поэтому его казаки числились в штатах служилых людей Кузнецкого острога.

Рассмотрим раннюю историю этих селений, а также происхождение их первых насельников и старожилов.

Деревня Морозова (ныне – село Бердь)

Возникла как заимка казачьего десятника Бердского острога «Ивана Харитонова сына Морозова» (48 лет от роду) между 1702 и 1707 годами. Она упоминается и в списке 1717 года. Служилые люди Кузнецкого и Бердского острогов Морозовы (их родовое поселение Морозово находится к югу от города Кемерова), видимо, происходят из томской ветви рода тобольских служилых людей Морозовских: в 1623 году в Томске проживал «иноземец литовский сын боярский» Петр Яковлев сын Морозовской, «родом поляк, отец служил по Тобольску, а затем прислан в Томской, где и умер, а он Петр поверстан в дети боярские в отцово место». В 1717 году в Бердском остроге в десятке «Григорея Романца» служил еще один казак «Иван Харитонов сын Морозов» (18 лет), младший брат десятника Ивана Морозова, там же обитал «казачий сын Осип Марозов». В 1719 году во время первой ревизии оба Ивана Харитоновича (большой и меньшой) были записаны в деревню Морозовой.

В 1708 году в деревню поселился крестьянин Тимофей Хрусталев, в 1709 году здесь появились еще новосёлы – С. Чуркин «с товарищи». Внуки последнего жили в деревнях ведомства Бердского острога во второй половине XVIII столетия. А в 1799 году на сходе жителей Легостаевской волости волостным «головой» (главой администрации) был выбран Андрей Чуркин. В 1812 году в деревне Коенской (ныне – деревня Нижний Коен) обитали Григорей, Ермолай и Данило Чюркины.

В 1717 году в деревне Морозовой проживали «Бердевского острогу оброчные Степан Малцов, Лаврентей Макаров, Елисей Вяткин, Яков Вдовин, Козма Давыдов, Яким Иванов, Иван Муровьев, Афонасьей Третьяков, Ларион Бархотов, Гарасим Шмаков, Потап Данилов, Федор Отнезя (?), Василей Карча, Петр Микифоров».

С фамилией Морозовых связана и трагическая страница истории деревни: в 1725 году в доме крестьянина деревни Морозовой И. Морозова сгорело 147 «берских крестьян разных городов» из числа староверов, подвергших себя самосожжению.

Хрусталевы, возможно, происходят из тюменских крестьян.

Старинный урало-сибирский род Чуркиных имеет явно северно-русское происхождение. В 1739 году сибирский казак-доброволец Андрей Чюркин, служивший переводчиком в Верхне-Камчатском остроге, был зачислен в Академический отряд С.П.Крашенинникова Второй Камчатской экспедиции В.Беринга для научного изучения полуострова.

В 1904 году в деревне Морозовой существовала школа грамоты.

В конце 50-х гг. XX века деревня Морозова была назначена, ввиду строительства Новосибирской гидроэлектростанции, к переселению на правый берег реки Берди. Ввиду того, что новая деревня получила историческое название «Морозово», старое поселение стало именоваться не «Старо-Морозово» (по аналогии со Старым Искитимом), а было переименовано в деревню Бердь. Таким образом, именно селу Бердь в 2022 году исполнится 315 лет.

Деревня Бердь получила право (в соответствии с тысячелетней русской традицией) называться селом после того, как 21 февраля 2015 года Преосвященнейший Лука, епископ Искитимский и Черепановский, совершил в ней малое освящение храма Успения Божией матери.

Деревня Шадрина

 

В деревне Шадрино Искитимского района 12 февраля 2020 г. торжественно открыли новый Дом культурыПрямой потомок Ильи Шадрина, младшего сына казака Бердского острога Сидора Ивановича Шадрина – Дмитрий Афанасьевич Шадрин, с супругой. 1974 г.

Значится в списке 1717 года. Академик Н.Н. Покровский указывает, что Сидор Иванович Шадрин, отец известного сибирского старообрядца Семена Шадрина, переехал с детьми в Бердский острог в первом десятилетии XVIII века, поступил на казачью службу и мог устроить на реке Шипунихе скит.

Новосибирский историк Т.С. Мамсик, ссылаясь на документы, называет Семена Шадрина бердским разночинцем. Следовательно, он является сыном бердского служилого человека-старожила. Если сопоставить это с данными Н.Н. Покровского, то отец Семена Шадрина, зауральский крестьянин-старообрядец, был повёрстан на военную службу после прибытия на Бердь.

По сведениям кандидата социологических наук Е.А. Знобищевой (потомка рода Шадриных), изучающей историю своих предков, основателем двух бердских ветвей рода Шадриных является Федор Омельянович Шадрин, родившийся около 1620 года в Чубаровской слободе. «У него было три сына – Иван, Константин, Трофим. От них пошли следующие ответвления: от Ивана – Сидор, от Константина – два Гаврила, от Трофима – Михаил. В Берский острог попали две ветви – Михайла Трофимович и его сын (записан как глава семьи) Дмитрий Михайлович. Они – основатели деревни Шадриной. Вторая ветвь – Сидор Иванович с сыновьями Сергеем, Иваном, Семеном, Никитой, Ильей – проживали в деревне Ельцовской».

В 1717 году в Бердском остроге служили казаки «Сидор Иванов сын Шадрин» и его двоюродный племянник «Дмитрей Щедрин» (сын Михаила Трофимовича Шадрина), там же проживал и казачий сын «Сергей Щедрин», старший сын Сидора Ивановича. А в самой «деревне Щедриной» в этом же году проживал только один человек, оброчный крестьянин Осип Зырянов, а в деревне Ельцовской – оброчный «Иван Щедрин» (сын казака Сидора Шадрина). В свободное от службы время служилые казаки проживали на своих заимках или в усадьбах в окрестных деревнях.

Но уже в том же 1717 году многие бердские казаки и казачьи дети Шадрины были зачислены в отряд служилых людей и охочих казаков, ушедший на строительство алтайских острогов. Исходя из сведений «Ревизской книги и копий с ревизской книги 1748 года городов и селений, приписных и государственных крестьян, мастеровых и разночинцев Колывано-Воскресенских заводов», «в Берском остроге останется только Елисей Михайлович, брат Дмитрия Михайловича – в деревне Шадриной». Тогда же Шадрины проживали в деревнях Морозовой и Ельцовской. Все они были записаны разночинцами.

В 1719 году в «деревне Ельцовой» первой ревизией были зарегистрированы казак Сидор Иванович Шадрин и оброчный крестьянин «Иван Афонасьев Шадрин» (по сведениям Е.А. Знобищевой, это представитель другого, архангельского рода Шадриных), в «деревни Щедриной» – «Дмитрей Шадрин». В 1720 году Сидор Шадрин (во время отлучки приказчика Бердского острога) исправлял должность «бурмистра».

Один из братьев Семена Шадрина разведывал на Алтае руды по заданию Акинфия Демидова. Шадрины участвовали в освоении Алтая русскими людьми, оставив на его карте названия еще нескольких родовых деревень. Первопоселенцы искитимской деревни Шадриной (Шадрины и их дети) вошли и в историю сторообрядчества как последовательные проповедники старой православной веры. В 1739 году Семен Шадрин организовал в алтайской деревне Новой Шадриной самосожжение своих сторонников, сам он сгорел в 1756 году в деревне Мальцевой ведомства Чаусского острога.

Деревня Шипунова

 

Река Шипуниха

Селение значится в списке 1717 года. В 1717 году в Бердском остроге служили строители деревни Шепуновой казаки «Федор Иванов Шипунов» (в десятке «Микиты Кадникова»), «Спиридон Савельев Шипунов» (в десятке Ивана Харева) и проживал казачий сын «Степан Щетунов». Тогда же в деревне «Щетуновой» обитали «Бердевского острогу оброчные»: Иван Шаманаев, Карп Тентюков, Ларион Дятлов и «Лаврентей Еремин», а в 1719 году – «Иван Панкратьев сын Шаманиев», «»Карп Игнатьев Япанчинец», «Мосей Алексеев сын Кузиванов» и «Лука Петров Щипунов». В 1719 году в «деревне Шепуновой» были записаны также Федор, Спиридон и Лука Шепуновы. Несколько позднее в деревне Шипуновой были записаны еще два представителя рода Шипуновых: «Козма Петров сын Щипунов, брат Максим пришли в Берский острог в 720-м году в бытность прикащика Михайла Валишевского». Спиридон Шепунов, возможный строитель алтайского села Шипунова, был зарегистрирован в 1719 году и в «деревне Чюмыской».

Д.Я. Резун называет Фадея (Федора), Спиридона и Луку Шепуновых томскими уроженцами, что, впрочем, не исключает их происхождения из ишимских служилых людей, построивших на реке Ишиме две родовые деревни Шепуновы. В ХVII веке в Тюмени служили дети боярские Григорий, Андрей и Александр Шипуновы.

Предки Шепуновых пришли в Сибирь с Северной Двины. Еще в 1610 году судовладелец, промышленный человек Осип Шипунов ловил рыбу по всему течению Енисея. Служилый человек Гаврила Шипунов в середине ХVII века участвовал в амурских экспедициях илимского сына боярского Ерофея Хабарова. В 1704 году казачий сын Иван Андреевич Шипунов проживал в городе Тюмени.

Во второй четверти XVIII столетии Шепуновы (скорее всего, это были Фадей и Спиридон Шепуновы, так как Лука Шепунов, судя по нижеприведенному документу, остался в ведомстве Бердского острога) обустроили еще несколько родовых поселений на территории современного Сузунского района Новосибирской области и на Алтае. Так, жители села Шипуновского (ныне – село Шипуниха Третьяковского района Алтайского края), ведут летоисчисление своего поселения с 1725 года, а еще двух алтайских сел Шипуново – соответственно с 1750 и 1756 год.

В «1747 году ревизии генерал маэора лейбгвардии Измайловского полку маэора Чернцова книга Сибирской губернии города Кузнецка ревизоров Нижегородского пехотного полку подполковника Чемесова Сибирского гарнизона порутчика Андреева» значатся «Дрвни ШИПУНОВОЙ Разночинцы Карп Епанчинцов 98 (здесь и далее числа указывают возраст), Родион Мосеев Сын Кузиванов 50, ЛУКА Шипунов 65, Степан Григорьев Сын Сизиков 60, Прокопей Прокопьев Сын Батенев 50,.. Максим Петров Сын Шипунов 65, Прокопей Иванов Сын Русаков 67, Григорей Мосеев Сын Кузиванов 48, Алексей Карпов Сын Епанчинцов 32». Примечательно, что всё население деревни Шипуновой в 1747 году составляли «разночинцы тритцат четыре души». То есть в ней проживали исключительно «разночинцы» – так называли неслужилых сибирских казаков (молодых, не верстанных на службу, и отставных).

До 1769 года в деревне Шипуновой Бердского ведомства обитали переселенец с Урала Р. Кузиванов (несомненно, это Родион Моисеевич Кузиванов из вышеприведенной «ревизии» 1747 г.) и Г. Тумашев, потомок старожила Бердского острога, казачьего сына Федора Тумашева.

«Географическую» фамилию «Епанчинцев» получали в Сибири в течение XVII века выходцы из уральского Епанчинского (позднее – Туринского) острога.

Во время 2-й «ревизии» (переписи населения), в 1744 – 1749 гг., в Бердском остроге жил Никифор Аверкиев сын Кузиванов, внук крестьянина из «Перми на Сысоле реке в Кирбинской волости» Панкратия Кузиванова, дети которого переселились в Ялуторовскую слободу.

С.В. Бахрушин в своей статье «Енисейские киргизы в XVII в.» рассказал о том, что один из первых сибиряков Батеневых в начале XVII столетия с отрядом военно-служилых людей дошел до Енисея. В память о нем был назван Батеневский горный хребет, ныне – Батеневский кряж на территории современной Хакасии.

По сведениям, любезно предоставленным автору историком В.Г. Волковым, в дополнительной «ревизии» 1721 года говорится: «Явился пришлой Григорей Федоров сын Батенев 40 лет у него племянники ево родные Прокофей 25 лет Корнило 10 лет живет он в той Щипуновой деревне в земляной избе а родом он Сибирской губернии Верхотурского уезду Камышловской слободы…». Искитимский краевед В.П. Захаров обнаружил в Государственном архиве Новосибирской области запись Батеневых в церковно-метрическую книгу прихода храма во имя Архангела Михаила в селе Легостаевском 1754 года, что косвенно подтверждает существование уже в это время деревни Елбашей, так как Батеневы и Захаровы были если не строителями, то ранними старожилами этого селения.

В 1719 году в Бердском остроге жил Федор Тумашев, видимо, ведущий свою родословную из томских служилых людей литовского списка Томашевых: в середине XVII века Государю Алексею Михайловичу «бил челом на вечную службу» в сибирских городах пленный польский дворянин Михаил Томашевский с женой, сыном и тремя дочерьми; в 1680 году в Томске служил конный казак Мишка Томашев, у которого «дед – поляк, пришел в Томск в конную службу. Отец (тоже конный казак) убит киргизами. В Польше находятся города Томашув-Мазовецки (Петрковское воеводство) и Томашув-Любельски (Замосцьское воеводство).

Уже в 1709 году представители томского рода Тумашевых, служившие в Кузнецкой крепости и Бердском остроге (его гарнизон не имел собственных штатов, и все бердские казаки числились в штате Кузнецкой крепости) строили 1-й Бийкатунский острог: подъячие Степан и Сергей Тумашевы, «Кузнецкого города казачьи дети» (взрослые сыновья служилых людей) Григорий и Федор Тумашовы, Осип Томашев.

В 1904 году в деревне работала школа грамоты.

Село Гуселетовское

Упоминается в списке 1717 года. Деревню мог возвести на реке Оби кто-то из родственников тарских казаков Г. и Д. Гуселетовых: «Микитка Гуселетов в конные казаки верстан на Таре без государевы грамоты при стольнике и воеводе при Гавриле Елагине во 190 году [1681 год от Рождества Христова]… А служба ево в тех годех было. Посылан в барабинские волости на береженье и в проезжие станицы и проезжие караулы с конными казаки вряд. А отроду ему 29 лет»; «Ганка Гуселетов верстан на Тару в пешую службу при воеводе при князе Федоре Мещерском во 177 году [1668 год от Рождества Христова]… А служеб у него годовых четыре службы по соль посылан девятью в Тоболеск с солью посылан дважды. А от рождения ему 40 лет. А детей у него сын Олешка девяти лет»; в 1701 году в деревне Танатовой проживали дети «с Тары конного казака», «Татмыцкой слободы беломесные казаки», братья «Ганька Иванов сын Гуселетов» («У него дети Алешка служит в беломесных же казаках, Федька двадцати лет, Петрушка шеснатцати лет, Ивашко десяти лет») и «Микитка Иванов сын Гуселетов». Т.С. Мамсик отмечает фамилию «Гуселетов» в документах по истории Русского Севера.

В 1717 году в роспись служилых людей, направляемых из ведомства Бердского острога на строительство алтайских крепостей, были включены жители деревни Гуселетовой: Сила Анисимов, Микула Бабинов, Петр Исаков, Анисим Юраков, Филип Исаков, Иван Пирогоедов, Андрей Лузанин, Иван Гуселетов, Яков Исаковых, Евтифей Веснин, Иван Исаков, Микифор Тотменин, Андрей Филипов, а в первую ревизию 1719 году в этом же селении были записаны «Наум Григорьев сын Шипких, Андрей Онтропов сын Кукарцов, Иван Диев сын Безсонов, Василей Иванов сын Харев, Ефим Прокопьев сын Устюжанин, подворник Тимофей Игнатьев сын Чирак, Софон Миронов сын Рудаков, Терентей Прокопьев сын Устюжанин, Иван Павлов сын Томской, Сила Онисимов сын Клевакин, Иван Иванов сын Тархов, Никула Федоров сын Бабиков, Сысой Григорьев сын Третьяков, Филип Кузьмин сын Исаков, Василей Семенов сын Паклонов, Петр Фарафонов сын Исаков, Никифор Ильин сын, Яков Фарафонов сын Исаков, Ларион Тимофеев сын Гуселетов, Ефтифей Филипов сын Веснин, Иван Фарафонов сын Исаков, Онисим Козмин сын Ирганов, Ярофей Козмин сын Ирганов, Петр Васильев сын Просеков, подворник Илья Федоров сын Брагин, Степан Федоров сын Кузнецов, Прокофей Федосеев сын Волхов, Авдоким Борисов сын Хромцов».

В 1746 году в деревне Гуселетовой обитал Алексей Устюжанин, в 1789 – сотник, крестьянин Василей Волков и Алексей Демин.

Всего в 1719 году в 26 дворах селения числилось 97 душ мужского пола, в 1822 – в 54 дворах 186 душ. В 1822 году в нём проживали: Бабиковы, Марковы, Гуселетовы, Юргановы, Тарховы, Просековы, Чирковы, Волковы, Косаревы, Пьянковы, Смолины, Харевы, Устюжанины, Колмогоровы.

Один из служилых людей, представителей рода русских землепроходцев Сибири Гуселетовых, принимал участие в освоении Алтая, построил вторую родовую деревню (к юго-западу от Барнаула, ныне – село Гуселетово) и образовал алтайскую ветвь своего рода.

Уже в первой половине XVII века казаки Устюжанины (выходцы из Устюга Великого) служили в городах Тобольске, Тюмени, Верхотурье и Томске, оставив на карте Западной Сибири названия одноимённых родовых поселений. Прямым предком гуселетовских Устюжаниных является томский пеший казак «Тимошка Иванов Устюженин», служивший в Томске в 1626 году. Родственники Алексея Устюжанина (сибирские старообрядцы) построили деревни Устюжанины на территории Крапивинского района Кемеровской области и Ордынского района Новосибирской области.

В 1680 году несли службу в Томском гарнизоне дети томского пешего казака (в 1624 – 1626 гг., в «десятке Е.Степанова») Никонки (Николки) Исакова сына Волка, лалетина, который «по челобитью и по грамоте прислан с Москвы в Томск и служил в пятидесятниках»: десятник пеших казаков Антип Волков, пешие казаки Ивашко и Максимко Волковы, – а также внук Никона, пеший казак Агафонка Иванов сын Волков.

Потомок Алексея Демина, житель Легостаевской волости Антип Демин, в лихую годину Наполеоновского нашествия внёс 20 копеек «добровольных приношений» на военные нужды.

Деды Бабиковых, вероятно, прибыли в Сибирь из Вологды. В XVII – XVIII вв. казаки Бабиковы служили в Тарском остроге, городе Тюмени, Омской крепости. Один из них – тюменский служилый человек Семейка (Семен) Бабиков (1672 г.). Бабиковы служили в Сибирских казачьих полках и в начале XX века.

В 1778 году, по приказу Канцелярии горного начальства Колывано-Вознесенского горного округа, в деревню Ургунскую был переведён П. Бабиков (из деревни Чернодыровой Бердского ведомства). В том же году в деревне поселился с семейством «переехавший собою» из деревни Чернодыровой брат П. Бабикова Прохор.

Уже в 1626 году в Томске служил пеший казак Пронка Марков. В 1797 – 1799 гг. должность Бердского волостного головы исправлял крестьянин деревни Локтевой Дмитрей Марков.

В Тюмени проживали: десятник «Петровы роты Олтуфьева литовского списка казаков» Андрюшка Захаров Чирок (1680 года), его сын Микишка Андреев Чирков, посадские люди Ларка Герасимов сын и Ивашка Кузьмин сын Чирковы (1700 года), служилый человек Елфимко Пьянков (1672 года), стрелец Ивашка Ефимов сын Пьянков, (1700 года), служилый человек Ермачко Колмогорец (1623 года), отставной стрелец Богдашка Федоров Колмогоров (1624 г.), посадский Пронка Поликарпов сын Колмогоров (1672 – 1700 гг.).

Более вероятно, что предком гуселетовцев Колмогоровых был один из томских казаков XVII столетия, носителей «географической» фамилии Колмогоровых, потомков переселенцев из Колмогорских посадов в низовьях Северной Двины.

Представители оренбургских ветвей родов Смолиных и Колмогоровых в 40-е гг. XIX века были оренбургскими казаками и проживали в деревне Коноваловой Петровской станицы 8-го полкового округа Оренбургского казачьего войска.

В 1782 году в Томском и Кузнецком ведомствах существовали две деревни Колмогоровы. Смолины добрались на востоке до Байкала и служили также в Забайкальском казачьем войске.

После 1914 года в искитимской деревне Гуселетовой был сооружен православный храм, и деревня была переименована в село Гуселетовское. Настоятелем храма был протоиерей Василий Архангельский. Уже в 1904 году в селении работала школа грамоты. После его затопления в 1957 году многие гуселетовцы перебрались в деревню Бурмистрову.

Деревня Бороздина

Возможно, селение было устроено одним из младших родственников томского пешего казака Василия Михайловича Борозды или тобольского стрельца Кузьмы Бороздина. В 1717 году в алтайский поход сибирских служилых людей были «мобилизованы» служилые казаки Бердского острога Яков Бороздин из «десятки» Ивана Харитоновича Морозова-большого и Семен Бороздин из «десятки» «Микиты Кадникова». Там же проживал казачий сын Михайло Бороздин. В деревне Бороздиной был записан в поход Иван Кунгурец, родоначальник искитимских Кунгурцевых.

В ревизию 1719 года казак Семен Васильев сын Бороздин с племянником Давыдом Максимовым и его брат, «казачий сын» Федот Васильев сын Бороздин были записаны проживающими в деревне Речкуновой. В самой деревне Бороздиной в пяти дворах тогда числились 20 душ мужского пола, а в 1822 – в 43 дворах 118 душ. В 1719 году в деревне Бороздиной обитали: «Яков Данилов сын Бороздин, подворник Семен Иванов сын Мухин, Никита Иванов сын Ягодкин, Афонасей Никифоров сын Орлов, Иван Иванов сын Кунгурец, подворник Гаврило Васильев сын Заворохин, Сава Иванов сын Быков».

В 1781 году в деревне Бороздиной при реках Оби и Бороздихе проживали Петр, Гаврило и Тимофей Бороздины, Степан Дмитриев, Иван Яготкин, Емельян и Яков Черепановы, Яков Щербаков, Прокопей Качусов, Оксен Заворохин, Матвей Сошников, Кузма Кунгурцов. В 1822 году в ней обитали: Бороздины, Кунгурцовы, Дмитревых, Заворохины, Косаревы, Качусовы, Бурцовы, Щербаковы, Черепановы, Ягодкины, Бабиковы, Харитоновы, Вольхины.

В Томске в XVII веке проживали конный казак Ивашко Дмитриев (Ростовщиков) и пеший казак Потапка Дмитриев (1626 г.), служилый человек Данилка Дмитриев (1662 г.), «оброчный человек» Максимко Дмитриев (1671 года). В Кузнецкой крепости в 1636 году служил пеший казак Первушка Дмитриев. Родовым поселением Дмитриевых является «приписная к заводам ведомства Белоярского» деревни «Дмитрева».

Служилые люди (казаки и ямщики) Черепановы были известны в XVII вв. Тюмени и Томске. Возможен приход предков бороздинских Черепановых в Сибирь с Русского Севера (из Архангелогородского уезда, Соли Вычегодской, гг. Вятки или Череповца). Черепановы построили в 1779 году деревню Черепанову (ныне – г. Черепаново), а также ряд одноимённых поселений на территории Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края. Выдающимися представителями рода тюменских ямщиков Черепановых, имеющего и томскую ветвь, являются зодчие-храмостроители Кузьма и Иван Леонтьевичи Черепановы, построившие в XVIII столетии много храмов в городах Западной Сибири и крепостях Сибирской укрепленной линии. Последний также вошел в историографию истории Сибири XVII века, став автором «Летописи сибирской» (Черепановской).

В документах значатся конные казаки Гришка Яковлев сын Щербаков (Томск, 1626 – 1630 гг.) и Андрюшка Щербаков (Томск, Якутск, 1626 – 1653 гг.). Деревни Щербаковы были записаны в 1782 году в Томском ведомстве и на реке Бурле (Алтай).

Вероятен приход Качусовых в междуречье Оби и Берди из ведомства Тарского острога.

По мнению Д.Я. Резуна, казаки Кузнецкого острога Заворохины являются потомками казака Ермаковой дружины Алфера Заворохина, переведенного позднее на стрелецкую службу в Пелым. Скорее всего, гуселетовские Заворохины являются продолжателями кузнецкой ветви этого славного рода.

Возможно, Кунгурцевы прибыли в междуречье Оби и Берди из ведомства Чаусского острога. В 1731 году в Чаусском остроге жил пеший казак Василько Кунгурцев, в деревне Речкуновой – Василий Пиминов сын Кунгурцов, в 1759 году в упомянутом остроге – разночинец Егор Кунгурцов, в 1760 году в деревне Малой Кривощековой – Роман Кунгурцов, в 1786 году в деревне Горловской Бердской волости – крестьянин Григорий Кунгурцев.

В «Таможенной книге Туринска 1674/75 г.» был зарегистрирован «туринский ямской охотник» (ямщик) Мишка Косарев, возможный предок гуселетовцев Косаревых.

В списках тюменского «полка казаков» значатся: конный казак «Алешко Харитонов» (1680 г.), служилые люди Стенка и Демка Харитоновы (1700 г.). Харитоновы служили и в Тобольске. Их потомки могли переселиться в Бердскую волость.

В 1904 году в деревне Бороздиной существовала школа грамоты [42, C.400]. В 1957 году она была затоплена водами Обского моря.

Деревня Верх-Ельцовская

 

По данным бердского краеведа А.М. Солоницына и заместителя директора Бердского городского историко-художественного музея Н.Ф. Шапенковой, деревня Верх-Ельцовка (упоминаемая в списке 1717 года как деревня Ельцовская) находилась в 7 км от города Бердска (в сторону деревни Сосновки) и была затоплена в 1957 году.

В документах по истории Западной Сибири XVIII столетия фигурируют Ельцовы. Так, в 1701 году в городе Таре проживал «казачей сын Ивашко Елистратов сын Мясников Ельцов… тарчанин». Должно быть, кто-то из них и построил под Бердским острогом между 1702 и 1707 гг. свою заимку. Их потомки, сибирские казаки Ельцовы, в 1884 году жили на Бийской линии: в Андреевском поселке Верх-Алейской станицы, а также на ст. Чарышской и в п. Тигирецком. В ведомстве Бийского острога Ельцовы построили вблизи Чарышской слободы еще одну деревню Ельцовскую, упоминаемую в 1749 году. Предок сибирцев Ельцовых мог прийти в Сибирь из Вятской земли.

В 1717 году в деревне Ельцовской были записаны Алексей Безсонов, Иван Щедрин, Афонасей Степанов Хлопун, Игнатей Шмаков, Андрей Быков. В 1719 году там же обитали казак Бердского острога «Сидор Иванов сын Шадрин, Михей Тимофеев сын Плотников, Василей Дмитриев сын Хрептов, Иван Трофимов сын Брюхов, Микита Михайлов сын Архипов, Микифор Терентьев сын Полковников», оброчные крестьяне «Осип Дмитриев Другов, тесть Акинф Мелентьев, Андрей Игнатьев Быков, Иван Афонасьев Шадрин, Петр Данилов сын Слоботчиков, Иван Савельев Шульгиных, Никита Дорофеев Зырянов, Афонасей Степанов Харитонов, Алексей Мелентьев Бессонов, Михайло Логинов Семьянов, Клементей Мелентьев Бессонов, Григорей Федосеев сын Семьянов, Игнатий Петров сын Шмаков».

В 1719 году в 18 дворах поселения числились 60 душ мужского пола, в 1822 – в 48 дворах 127 душ. В 1822 году в нём проживали: Шульгины, Зыряновы, Семьяновы, Безсоновы, Казанцевы, Мухины, Осиповы, Бахаревы, Харевы, Полковниковы, Петровы, Лушниковы, Долгановы, Марковы.

В 1684 году в Тюмени проживал стрелец Ивашка Шульгин, в 1700 – служилые люди Андрюшка да Ивашко Шульгины.

Антропонимы «Зырян» и «Зырянов» являются производными от этнонима «зыряне», старинного названия народа коми, и удостоверяют национальную принадлежность носителей фамилии или свидетельствуют об их выходе из «Зырянской земли».

В 1623 году в Тобольском уезде существовала деревня служилого человека Зыряна. В 1672 году в Тобольске были записаны «казачий брат» Пашко Зырянов, служилые люди Иван Зырянов, Мишка и Марчко Зыряны. Годом ранее в Красноярском уезде зарегистрированы конные, пешие казаки и «черкасы» Зыряновы. В начале XVIII века Зыряновы служили и в Чаусском остроге. Данные топонимики свидетельствуют о проживании Зыряновых в Томске и Кузнецке в XVII столетии. Казачий сын Алексей Зырянов в 1719 году проживал с семьёй в Бердском остроге.

Возможными предками этого бердского казака и его потомков, верхне-ельцовцев Зыряновых могут быть томичи, записанные в «Таможенную книгу Томска 1624 – 1627 гг.»: «жильцы» Максимко, Никитка, Олешка, Панко (Пантелейко), Савасьянко, Юшко Зырянины, служилые люди Перша и Чюдинко Зырянины, оброчные крестьяне братья Сарафанко и Якунко Зырянины.

В 1680 году в Томске служил пеший казак «Петрушка Лукьянов сын Безсонов. Отец вычегжанин, в Томск пришел собою и был в пешей службе, а он родился в Томске и верстан в пешую службу». В 1697 году в Кузнецкой крепости служил пеший казак Тимошка Безсонов. По сообщению З.В. Башкатовой, «его род основал д. Безсонову (территория современных окрестностей Новокузнецка)».

Основателями трёх родов томских военно-служилых людей XVII века Казанцевых являются соответственно: десятник томских конных казаков Илья Казанцов (строил Томск в 1604 году) и десятник томских пеших казаков Юрий Казанцев (ссыльный поляк), присланные в Томск из Москвы, а также томский пеший казак Юрий Казанцов (казанский татарин). В 1630 году в Томске служил еще и конный казак «литовского» списка Гришка Михайлов сын Казанцов. Их возможные потомки, крестьяне проживали: О. Казанцов и Н. Казанцов – в деревне Нижней Сузунской (1719 год), Абрам Казанцов – в Бикатунской крепости (1731 год), выборный Бердской судной избы Гаврила Казанцов (1746 год), Прохор Артемьев сын Казанцев, обитавший ранее в Ирменском станце – в деревне Тырышкиной на реке Ануе (1749 год), разночинец Василий Казанцов – в «Чеуском» остроге (1759 год).

Предком верхне-ельцовских Мухиных и их нынешних искитимских потомков является томский пеший казак «Ивашко Гарасимов Мухин», убитый «на государевой службе» в 1631 году [21, С. 34].

По документам XVII века известны: в Томске – служилый человек «Осипко» (1624 год), пеший казак Олешка Осипов (1630 год), пеший казак (с 1649 года – десятник) Михалко Микитин Осипов (1631 – 1653 гг.), в Нарымском остроге – пеший казак Фетка (Федор) Осипов (1673 – 1687 гг.), в Кузнецкой крепости – пеший казак Ивашка Осипов (1673 – 1697 гг.).

Бахаревы (фамилия с тюркскими корнями), видимо, происходят с Русского Севера, из Великого Устюга. В 1673 году в Мехонской слободе на реке Исети жили беломестный казак Петрушка Семенов сын Бахарев по прозвищу «Устюжанин» и его брат Сенька. Т.С. Мамсик выводит Бахаревых из поволжских служилых людей «по отечеству», ставших по царскому указу новгородскими помещиками. В 1719 году в Бердском остроге проживали казаки Терентий и Трофим Бахаревы, казачий сын Григорий Бахарев.

В 1719 году в Бердском остроге жили казак Гаврила Полковников и казачий сын Василий Полковников с семьями. Сибирский казак-доброволец Федор Полковников дошел до Аляски, участвовал в 1741 году во Второй Камчатской экспедиции в должности плотника пакетбота «Святой Павел». Их родовое поселение Полковниково находится на севере Алтайского края.

Возможными предками верхне-ельцовцев Петровых являются служившие в Томске в 1626 году пешие казаки Афонька Петров, Тренка Петров и кузнец Федька Петров. В 1680 году там же служил конный казак «Андрюшка Артемьев сын Петров, отец вятчанин в Томск пришел собою и был в конной службе, а он родился в Томске и верстан в отцово место при воеводе Михаиле Волынском». В Томске служила и целая когорта детей боярских Петровых. Кто-то из их многочисленных внуков также мог, укрываясь от солдатской службы в регулярной армии царя Петра, переехать на Бердь.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– первые русские селения на территории Искитимского района и города Искитима были основаны в первом десятилетии XVIII столетия томскими и кузнецкими военно-служилыми людьми, строителями Бердского острога;

– в населении этих деревень преобладали сибирские казаки (собирательный термин, включающий в себя служилых людей различных специальностей – конных и пеших казаков, пеших стрельцов, пушкарей, кузнецов, ямщиков), причем доля неслужилых казаков со временем увеличивалась вследствие быстрого роста общей численности казачьего населения (место отца, служилого казака, наследовал один из его сыновей, остальные были вынуждены искать службу и землю в других районах) и сокращения штатов казачьих гарнизонов (ввиду формирования регулярной армии).

В подготовке настоящей публикации использованы документы из фондов Российского государственного архива древних актов, государственных архивов Алтайского края и Новосибирской области, из сборников архивных документов, подготовленных к печати сибирскими историками XIX – XXI вв., из личных архивов Елены Александровны Знобищевой, Андрея Ивановича Оборкина, Лидии Дмитриевны Шадриной и специальная историческая литература.

«Живоносный Источник» №4 (19) за 2021 г.


 


Вернуться назад