Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине

Ольга КИРЬЯНОВА. Нами движет любовь к своей малой Родине


02.06.2022.

Нами движет любовь к своей малой Родине

Ольга КИРЬЯНОВА

член Русского Географического общества, член СП России

В сельской России XIX столетия двумя основными центрами народного просвещения являлись храм и школа. Именно они объединяли вокруг себя людей разных поколений, приобщая их к духовным, культурным и нравственным традициям, веками формирующим наш национальный характер. Не явилось исключением в этом отношении и старинное село Казанское бывшего Богородского уезда Московской губернии, ныне вошедшего в Павло-Посадский муниципальный район. О его прошлом и настоящем рассказывает Ирина Николаевна Журавлева – руководитель церковно-приходской воскресной школы при Казанском храме села. В 2010 – 2012 годах она была последним директором местной общеобразовательной школы, закрытой в ходе «оптимизации», причем, как отмечает моя собеседница, «ученики были до последнего». История школьного здания в Казанском насчитывает 135 лет. Осенью 2021 года сельчане с большой любовью отпраздновали эту значимую для локальной истории дату. Именно она стала поводом для нашей беседы с И.Н.Журавлевой.
Расскажите, пожалуйста, когда возникла школа в селе Казанском?

Она существовала уже в 1864 году. Мы знаем это доподлинно, потому что сохранилась грамота о назначении в нее инспектором и законоучителем священника Евгения Орленкова. Документ хранится в нашем приходском музее. 135 лет назад было построено отдельное школьное здание, которое сейчас поставлено на государственный учет, как обладающее признаками объекта культурного наследия.

Инициатором строительства выступила Юлия Михайловна Савельева – для нас легендарная личность. Она была дворянкой, дочерью высокопоставленного генерала, лично знакомого российскому императору. Родовое имение семьи Савельевых располагалось в Тульской губернии, неподалеку от Ясной Поляны. У Юлии Михайловны было три сестры и брат. Изначально, имея домашнее образование, вместе с одной из сестер она окончила учительские курсы, потом, уже одна, получила также начальное агрономическое и фельдшерское образование. По зову сердца эта молодая женщина приехала в наше село учить детей. Увидев, что учащиеся есть, но нет помещения, она вместе с местным священником отцом Василием Виноградовым привлекла земство и купцов для строительства школьного здания.

Школа была церковно-приходской?

Нет. Это была частная школа, содержавшаяся священником Виноградовым. В 1887 году она перешла в ведение земства и была преобразована в четырехклассное земское Казанское народное училище. В каждом классе насчитывалось до 30 учеников. Классы были смешанными и число учеников все время возрастало. Позже к первоначальному зданию училища была сделана пристройка для увеличения вместимости классов.

Храм был построен гораздо раньше, в 1860 году. История такова: в 1812 году, когда шла война с Наполеоном, здешним крестьянам-ополченцам была чудесно явлена Казанская икона Божией Матери, несомая двумя ангелами. После разгрома корпуса маршала Нея, который действовал в Богородском уезде, икону принесли к нам в село. Она долго хранилась в доме одного из местных жителей.

В 50-е годы XIX века в Богородском уезде разразилась моровая язва. Тогда Казанскую икону принесли на источник, с незапамятных времен бьющий в окрестностях. Там отслужили молебен перед чудотворным образом и затем обошли с ним село. Моровая язва прекратилась. В 1858 году на крестьянском сходе было принято решение построить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и поставить там святыню.

Когда митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет ехал мимо нас по Владимирскому тракту, крестьяне остановили его и подали прошение о дозволении строить храм. Он дал свое благословение, причем, удивив всех, повелел начать стройку не в центре села, а за судоходной рекой Вохонкой, на другом, нежилом берегу. Люди были озадачены, но послушались. Стройматериалы на лодках и плотах переправляли через реку. Потом сделали мост, но довольно хлипкий, так, что его уносило при каждом половодье. В марте 1864 года село Меря по посвящению новой церкви было переименовано в село Казанское.

Замысел святителя Филарета оказался прозорливым: удаленность храма позволила в 30-е годы спасти его от разорения. Помогло еще и то, что две обретавшиеся при храме монахини Агафия и Ольга из закрытого Покровского Васильевского монастыря Павлова Посада, прослышав об угрозе закрытия, взяли церковные ключи и зимой ушли в лес. Мороз стоял сорокаградусный, они жили фактически в снегу, местные жители их кормили. Двери открыть властям так и не удалось, а технику перегнать через реку, чтобы взломать церковные двери, не смогли.

Полгода церковь простояла закрытой. А потом, не боясь никого, прихожанки обратились в Патриархию с просьбой дать нового священника. Службы были возобновлены. Меня поражает подвиг этих наших бабушек! Время было трудное, голодное и всю первую зиму они ходили по домам односельчан, прося где – дать пару поленьев, где – несколько ложек муки, чтобы испечь просфоры для совершения литургии. Во время войны жители окрестных деревень пешком (транспорт тогда не ходил) собирались к нам в Казанский храм молиться о тех, кто воевал.

Село Казанское было владельческим или экономическим?

Село наше – очень древнее, оно известно с XII века под названием Меря, потому что эти земли населяло финно-угорское племя меря. В XII веке началась славянская колонизация. Этот процесс связан с именем святого князя Даниила Московского, который сам объехал и обошел все, доставшиеся ему вотчины, в том числе и Вохонский край. Сюда пришли княжеские бобровники, потому что по берегам рек жило очень много бобров. Пришельцы смешались с местным населением и постепенно сложилась новая этническая общность. Земли были неплодородные, обработкой их никто особенно не занимался. В основном жили охотой и рыболовством.

По завещанию Ивана Калиты село Меря отошло к Троице-Сергиеву монастырю. С тех пор преподобный Сергий Радонежский – наш небесный покровитель, поэтому в Казанском храме один из приделов освящен в его имя. При Екатерине II, когда произошла секуляризация монастырских земель, жители села были приписаны в государственные крестьяне.

Ранее Вы упомянули о том, что средства на народное училище в селе Казанском выделил купец, на деньги местного купечества строилось и школьное здание. Откуда среди здешних уроженцев столько состоятельных людей?

 

– Географическое положение села таково, что рядом проходили три важные дороги: знаменитая «Владимирка», по которой купцы везли с юга, с низовьев Волги и из Ирана товар в Москву, водный путь до Нижнего Новгорода на Макарьевскую ярмарку – самую крупную в России и Малобронницкий тракт, который москвичам сейчас известен, как Носовихинское шоссе. Это был путь на Москву из Бронниц и Гжели.

После смерти Ивана Грозного его сын Федор Иоаннович издал два очень важных указа, которые нас осчастливили. По просьбе своей жены Ирины он пригласил в Россию итальянских мастеров, умевших ткать золотую и серебряную парчу. Поскольку у нас в селе не было крепостного права, к нам бежали люди из Москвы и от окрестных помещиков. Всем им нужно было зарабатывать на жизнь, и в начале XIX столетия в доме местной крестьянки Акулины Гавриловой появился первый ткацкий стан. Поскольку именно мимо нас шла дорога на Москву, то купцы, привозившие из Ирана сырье для парчи – золотую и серебряную канитель, чтобы избежать уплаты налогов при въезде в столицу, продавали его местным крестьянам. Те вручную разматывали канитель – отсюда, кстати, и пошло название «тянуть канитель», потому что все делать надо было очень медленно и осторожно, сырье было дорогим, а затем ткали из этих нитей парчу, сами освоив технологию.

Ко второй половине XIX века на ткацких станах в селе ткали парчу трех видов, а потом водным путем везли ее на баржах на Нижегородскую ярмарку. Таким образом все жители были заняты в процессе и хорошо зарабатывали. Революцию мы встретили с восемью парчовыми производствами и тремя химическими. В основном сельчане выходили в купечество 2-й гильдии. Первая гильдия была, но мало. Работали кто на других фабрикантов, кто на себя. Хозяйка одного парчового производства, например, возила товары не в Нижний Новгород, а на выставку в Париж и каждый год ее изделия удостаивались Гран-при.

Другой указ Феодора Иоанновича, который нам очень помог, состоял в разрешении землепашцам бедных губерний заниматься промыслами. До этого существовало строгое сословное разделение. В итоге весь наш Вохонский край покрылся сетью текстильных производств. У нас в селе специализация была именно золотопарчевая. Как видите, общий достаток позволял содержать школу и не только. У нас была образована первая в губернии сельская библиотека. Сюда присылали книги и Лев Толстой, и Максим Горький, с которыми Ю.М. Савельева состояла в переписке. По ее же инициативе у нас работала археологическая экспедиция, исследовавшая курганы, поскольку курган для Московской области – явление крайне редкое.

Юлия Михайловна Савельева, будучи учительницей, открыла у нас еще и фельдшерский пункт, лекарства из которого раздавались местным жителям бесплатно. Она также проводила большую агрономическую работу, благодаря чему на бедной и скудной земле начали выращивать те растения, которых раньше здесь не было, например, помидоры.

Юлия Михайловна продолжала учительствовать и после революции, когда народное училище преобразовали в обычную начальную школу. Ее она возглавила уже в качестве директора. Общий педагогический стаж этой замечательной женщины составил 56 лет. За свою работу одной из первых среди педагогов Подмосковья получила из рук М.И. Калинина орден Ленина. В 1943-м году, когда она умерла, школа уже была восьмилетней.

Ю.М. Савельева похоронена около храма, потому что она была верующим человеком, регулярно причащалась, в том числе и перед смертью. И при этом была кавалером ордена Ленина! Вот такая удивительная судьба.

У нее остались родственники?

Юлия Михайловна никогда не выходила замуж, как и ее сестра Маргарита, которая в конце жизни к ней переехала. Обе всецело посвятили себя учительской работе. Похоронены они рядом. Их брат Георгий тоже остался бездетным. О судьбе двух оставшихся сестер нам ничего не известно.

Какова судьба здания народного училища? Что там находится сейчас?

– Приходу Казанского храма удалось добиться его передачи церкви и теперь здесь располагается воскресная школа. В этом же здании устроен народный приходской музей, возникший четыре года назад. Его открытие состоялось 4 мая, в день памяти новомученика иерея Алексия Казанского, служившего в нашем храме. Первая, еще очень скромная экспозиция была просто разложена на школьных партах, но именно тогда мы провели первую экскурсию. С тех пор музейное собрание постоянно растет. Экспозиция включает несколько разделов: история села, история парчовых производств, история школы и история храма. От училища дореволюционного времени осталось несколько книг, в основном – Евангелий с памятной дарственной надписью, которые вручались каждому выпускнику, как напутствие в новую взрослую жизнь. Потомки выпускников пожертвовали несколько таких книг в музей.

Мы регулярно проводим в музее экскурсии и различные просветительские мероприятия. Например, те, кто пришел на праздник, посвященный 135-летию школы, включая ее бывших учителей, с удовольствием приняли участие в тематическом мастер-классе: попробовали писать прописи перьевыми ручками, так, как это делали ученики в XIX столетии.

Хотела бы подчеркнуть, что создание музея объединило и сплотило и взрослых, и детей. В формировании экспозиции принимали участие целые семьи, в том числе бывшие выпускники нашей школы. Всеми нами движет любовь к этому месту, к своей малой Родине, к ее истории. И эта любовь не может угаснуть.

«Живоносный Источник» №4 (19) за 2021 г.


 


Вернуться назад