Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Затолокин Игорь, протоиерей. Сведения о последнем священнике Никольского храма села Койново отце Иосифе Юхто

Затолокин Игорь, протоиерей. Сведения о последнем священнике Никольского храма села Койново отце Иосифе Юхто


14.07.2022.

Затолокин Игорь, протоиерей, руководитель проекта «Сохраним наследие» Новосибирской митрополии

Сведения о последнем священнике Никольского храма села Койново отце Иосифе Юхто

Иерей Иосиф Юхто не был потомственным священником, родился в простой крестьянской семье на Алтае в село Гоньбинское 7 сентября 1886 года [1] . В августе 2021 года село Гоньба Ленинского района города Барнаула отметит 295-летний юбилей. Село старше краевой столицы, оно возникло в 1726 году на левом берегу Оби, в самом узком и удобном месте для организации переправы через реку. Именно через неё проходили торговые пути, везли продовольствие и военное снаряжение, сообщались между собой и далекой столицей немногочисленные тогда сибирские поселения [2] . Принадлежностью населенного пункта к системе ямской гоньбы можно объяснить и его название.

В 1893 году на главной сельской площади была построена церковь во имя Вознесения Господня. Храм деревянный, однопрестольный, пахотной и сенокосной земли при нём перед революцией было 101 десятина (более 110 гектар).

В состав прихода входило само село Гоньбинское, посёлок Казённая Заимка и посёлок Турина Гора [3] . Турина Гора – посёлок, существовавший у Оби в 8 километрах от села Гоньбинское и в 17 километрах от Барнаула. В 1926 году в нëм было 99 хозяйств и 478 жителей. В 1939 проживало 330 человек, в 1970 – 284. В последующие переписи и учëы Турина Гора как отдельный населенный пункт не упоминается [4] . А вот Казённая Заимка существует и по сей день.

В помещении церковной сторожки в 1895 году открылась церковно-приходская школа. Учителем была Мария Ивановна Кузьмина [5] . На 1910 год в школе обучались 69 мальчиков и 31 девочка, преподавали учитель словесности Н.К. Давыдова и законоучитель Иван Малков. С 1895 года существовало и церковно-приходское попечительство [6] . В 1914 году в Казённой Заимке также действовала церковно-приходская школа [7] . В 1929 году в селе Гоньбинское построили одноэтажную деревянную школу, которая просуществовала до 1992 года. Утверждают, что материалом для строительства послужили бревна из разобранной и закрытой церкви Вознесения Господня. Перед Октябрьской революцией числилось 3003 душ обоего пола прихожан и 357 человек раскольников [8] .

Иосиф Иванович Юхто закончил Гоньбинскую церковно-приходскую школу, поначалу крестьянствовал, но помышлял о другом выборе жизненного пути. В 1906 году он был уже женат и в течение года помогал священнику села Дмитрию Андрееву в исполнении псаломнического служения «в добровольном и усердном отношении» [9] . 23 декабря 1906 года Иосиф пишет прошение на имя архиепископа Томского и Барнаульского Макария (Невского) с просьбой утвердить его в псаломнической должности:

«Его Высоко-преосвященству, Преосвященнейшему Макарию Архиепископу Томскому и Барнаульскому.

Крестьянина села Гоньбинского Шаховской волости Барнаульского уезда Иосифа Иванова Юхты, ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ

Желая послужить Церкви Божией в должности псаломщика, я покорнейше прошу Вас Высоко-преосвященство Милостивый Отец и Архипастырь, определить меня вольнонаемным псаломщиком к Гоньбинской Вознесенской церкви Благочиния №35, и если в последствии я окажусь годным для этой службы, то покорнейше прошу позволить мне держать экзамен на псаломщика.

При сем прилагаю Свидетельство об окончании курса в Гоньбинской церковно- приходской школе и Удостоверение от священника села Казанцевского, с которым я служил в продолжение года вольнонаемным псаломщиком, в бытность его священником в селе Гоньбинском.

К сему Прошению Иосиф Иванов Юхто подпись 1906 года декабря 23 дня.

Адрес: гор. Барнаул село Гоньбинское Шаховской волости» [10] .

Согласно журналу заседания № 2 за 1907 год Томская Духовная Консистория рассмотрела прошение Юхто 20 января 1907 года [11] . Консистория рекомендовала «ознакомиться просителя с требованиями Епархиального начальства, от ищущих паломнических мест в № 22 Епархиальных Ведомостей за 1904 год [12] и с соблюдением их просить псаломническое место» [13] .

Таким образом Иосиф Юхто полностью изменил свою жизнь. С 7 февраля 1907 года он официально находился на церковной службе псаломщика, в дальнейшем успешно выдержав экзамен. В 1912 году переведен в село Чингизское в приход святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1913 году Иосиф Юхто был рукоположен в сан диакона епископом Томским и Алтайским Мефодием (Герасимовым), но оставался на содержании должности псаломщика [14] .

Отец Иосиф окончил церковное училище, имел звание учителя [15] . Согласно Анкете, заполненной им при аресте в 1937 году, отец Иосиф стал священником ещё до революции. К сожалению, пока не удалось найти подтверждающих точную дату хиротонии документов.

Революционные бури XX века в корне изменили церковную жизнь, через тяжелые годы испытания прошла Русская Православная Церковь, после революции 1917 года. Своë священническое послушание Отец Иосиф много лет нес на приходах нынешней Новосибирской области и своей малой родины, Алтае. К сожалению, фактически в 1920-30 годы была утеряна основная масса церковного документооборота. Что пока не позволяет уточнить конкретных мест его пастырского служения. Известно лишь, что иерей Иосиф усердно служил во многих храмах Барнаульской и Новосибирской епархий, проявив себя ревностным, строго исполняющим церковный устав пастырем, верным патриарху и Патриаршей Церкви. За ревностное многолетнее служение Церкви Христовой отец Иосиф награжден многими церковными наградами, в том числе, как он пишет в рапорте благочинному в сентябре 1936 года, «последнюю награду наперсный крест от Московской Патриархии за усердное служение Церкви Божией, по представлению Иакова Архиепископа Барнаульского, получил ко дню Св. Пасхи в 1935 году» [16] . В конце 1920 – начале 1930-х годов он служил на территории нынешнего Тальменского района Алтайского края. Согласно «Алфавитного списка лиц лишенных избирательный прав по Тальменскому району 1929-1936 г.» отец Иосиф был лишен избирательных прав именно в этом округе [17] . До 1937 года судим не был, «но в 1933 году в Тальменском подвергался аресту бывшим ГПУ, под стражей находился 13 дней, после освобожден» [18] .

Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года, в 1930 году образована самостоятельная Барнаульская епархия. Это совпало с новым периодом наступления Советской власти на Церковь, продолжавшимся с 1929 до начала II Мировой войны. Он характеризовался целенаправленной политикой разгрома религиозной жизни, массовым закрытием и уничтожением храмов, репрессиями в отношении духовенства и верующих в СССР. Архиепископ Иаков (Маскаев) (1879 - 1937) в октябре 1936 был арестован по обвинению в том, что он является «идейным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно-Сибирского края» и расстрелян в июле 1937 года [19] .

Иерей Иосиф Юхто становится клириком Новосибирской епархии и 2 марта 1936 года Преосвященным Сергеем архиепископом Новосибирским (удостоверение от № 88) назначается настоятелем в Никольский приход села Койново Новосибирской области (ныне территория города Искитима Новосибирской области). Был зарегистрирован Искитимским РИКом, о чем была получена из райисполкома справка от 13 марта.

28 июля 1937 года отец Иосиф с группой верующих Искитима и Искитимского района был арестован по делу № 51069. К сожалению, уголовно-следственные дела в 1920-30 годы – единственный сегодня источник сведений о пострадавших за веру в ХХ веке. Дело «№ 51069 по обвинению гр. гр. ЮХТО Иосифа Ивановича, АРХАНГЕЛЬСКОГО Иннокентия Васильевича, ПОНАМАРЕВА Ивана Михайловича, МАСЛОВА Федора Дмитриевича, Гурьева Григория Григорьевича и др. в числе 16 человек по Ст. 58-6-10-11 УК Р.С.Ф.С.Р» состоит из 2 томов на 276 листах. [20] . В третьем томе на 135 листах находятся материалы по реабилитации обвиняемых за 1962 год. Все они были признаны невиновными.

Только из уголовного дела № 8899 архива ФСБ по Новосибирской области 1937 года нам стали известны сведения о жизни и блаженной кончине отца Иосифа. В том числе о членах его семьи. «11. Состав семьи: одинокий, сестра матери Сметанникова Татьяна Филимоновна, 50 лет, проживает пос. Искитим, мать Юхто Ульяна Филимоновна, сестра Витко Александра Ивановна 30 лет, сестра Матюня Мария Ивановна 36 лет, все проживают в с. Гоньба Барнаульского района» [21] . Из документов мы узнаем о составе семьи, двух детях священника и о том, что супруга его уже скончалась. «Семейное положение – вдов». «Состав семьи: Дочь – Ханжина Александра Иосифовна, рождения 1911 года ДВК работает старшим кассиром в магазине; сын Юхто Михаил Иосифович, рождения 1913 года, нахождение неизвестно; мать Юхто Ульяна Филипповна, рождения 1868 года Барнаульского района с. Гоньба, иждивенка. Брат Юхто Наум Иванович, Барнаульского района с. Гоньба. Сестра Петрова Неонила Ивановна, рождения 1900 года, не работает; сестра Матюня Мария Ивановна, 1901 года рождения, Барнаульского района, с. Гоньба, рядовая колхозница; сестра Юхто (?) Акулина Ивановна, 1905 года рождения, не работает; сестра Витко Александра Ивановна, колхозница, с. Гоньба» [22] .

Никольский храм села Койново, куда был назначен в 1936 году последним настоятелем священник Иосиф Юхто, был заложен в 1862 году, выстроен и освящен 3 октября 1866 года [23] . Старое здание церкви было заменено новой более просторной постройкой в 1902 году. В составе Койновского прихода было само село Койновское, а также входили окрестные деревни – Дятлева, Дятлево-Искитим, Черноречкина, Шипунова, Ивановка. [24] . 10 апреля 1933 года на картах СССР появился рабочий посёлок Искитим, образованный из окрестных сёл Койново, Черноречка, Вылково, Шипуново [25] . В 1935 году рабочий посëлок стал административным центром Искитимского района [26] . Сохранился список членов общины Искитимской Койновского прихода, насчитывающий 345 человек. В январе 1937 года состоялось перевыборное приходское общее собрание общины. Были избраны новые члены церковно-приходского совета и ревизионной комиссии. Жалования настоятель не получал, но пользовался «добровольными даяниями от прихожан, которых на долю священника в год приходится около 1200 рублей, при этом в уплату гос-налога за 1936 год от церковного совета получено 196 рублей» [27] .

Из рапорта благочинному иерея Иосифа Юхто в 1936 году за последние пять-шесть лет в Койновском приходе сменилось тринадцать священников-настоятелей. Яков Дмитриевич Знаменский исполнял обязанности псаломщика храма; Николай Николаевич Курышев был председателем церковного совета; старостой прихода Михаил Николаевич Команов. Все они были арестованы вместе с верующими сел Тулинского и Заьялово Искитимского района. По сути обвинялись в том, что просили районные власти открыть закрытый в 1932 году храм Покрова Божьей Матери в с. Завьялово Искитимского района.

Кончина настоятеля Койновского храма является свидетельством его верности Церкви и нашей православной вере. На допросах священник Иосиф Юхто категорически отказался признавать себя виновным. Следствие ставило своей задачей сломить человека, обосновать его действия как «врага» и уничтожить, но отец Иосиф был непреклонен.

«ВОПРОС: Материалом следствия вы изобличены в том, что вы являетесь руководителем контрреволюционной группы церковников в Искитимским районе, признаете вы это?

ОТВЕТ: Руководителем группы церковников действительно в поселке Искитим я являют, но контрреволюционной работы я не проводил и не провожу» [28] .

«ВОПРОС: Признаете ли вы себя виновным в том, что вы являетесь руководителем контрреволюционной группы церковников в Искитимской районе?

ОТВЕТ: В том, что я состоял руководителем контрреволюционной группы церковником Искитимского района виновным себя не признаю. Больше по делу добавить ничего не могу. Показание мне прочитано с моих слов записано верно» [29] .

«2 августа 1937 г. на заседании ТРОЙКИ Управления НКВД ЗАПСИБКРАЯ, рассмотрев дело № 51069 – Искитимского РО НКВД «1/ ЮХТО Иосиф Иванович, 1886 г. рожд. уроженца. с. Гоньба, Барнаульского района ЗСК. Поп. Руководил к-р кулацкой группой церковников. ПОСТАНОВИЛИ: Ю Х Т О Иосифа Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать. Дело сдать в архив» [30] .

«ВЫПИСКА ИЗ АКТА

Постановлением Тройки УНКВД Запсибкрая от 22 августа месяца 1937 г. о РАССТРЕЛЕ Юхто Иосифа Ивановича приведено в исполнение 2 сентября мес. 37 г. в 2 час. Верно: Сотрудник Опер. штаба (подпись)» [31] .

При этом отец Иосиф был обличаем в этой самой «контрреволюционной деятельности» некоторыми другими арестованными, но обвинения были ложными. Впоследствии священник Иосиф Юхто был реабилитирован. Погребен иерей Иосиф в в безвестной общей могиле.

Господь да упокоит душу усопшего своего служителя в селениях праведных. Вечная ему память.

[1] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Анкета арестованного И. Юхто

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гоньба_(Алтайский_край)

[3] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год : с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей : по 1-е марта 1911 г. Томск , 1911. С. 621-622

[4] Барнаул: энциклопедия / гл. ред. В. А. Скубневский.- Барнаул: АГУ, 2000. С.302

[5] Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. - Томск, 1903. С. 479.

[6] Там же. С. 622.

[7] Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. - Томск, 1914. С. 280.

[8] Там же.

[9] ГАТО Ф. 170. Оп. 3. Д. 4359. Л. 10.

[10] ГАТО Ф. 170. Оп. 3. Д. 4359. СЛ 12.

[11] ГАТО Ф. 170. Оп. 3. Д. 4359. Л. 10.

[13] ГАТО Ф. 170. Оп. 3. Д. 4359. Л. 11-11 об

[14] Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. - Томск, 1914. С. 280.

[15] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Анкета арестованного И. Юхто

[16] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Л. 128

[17] Государственный архив Алтайского края. Фонд Р-677. Тальменский райисполком. Опись 1. Алфавитный список лиц лишенных избирательный прав по Тальменскому району 1929-1936 г.. Д. 42. Личное дело Юхто Иосифа Ивановича, лишенного избирательных прав по Тальменскому району Анисимовского сельсовета 1933-1935

[18] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Л. 48.

[19] Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной

Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 книгах. Кн. 5 [Текст] / Дамаскин (Орловский),

игум. - Тверь: Булат. 2001 г. – С. 140-141.

[20] Архив УФСБ РФ НСО, д. 8899.

[21] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Л. 48. Протокол допроса Юхто И.И.

[22] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Анкета арестованного И. Юхто

[23] (ВОЛЧКОВ) Лука еп. Никольский храм села Койново. Живоносный Источник № 1 (15) 2020. С. 56.

[24] Там же. С. 59.

[25] Искитимский район: точки роста: [история района от его зарождения до сегодняшних дней] / Г. Максимов, И. Голиченко. – Искитим: ОАО «Междуречье», 2007. С. 44.

[26] Максимов Г. Город, строящий города. Новосибирск. 1994. С. 47.

[27] Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. Л. 128.

[28] Архив УФСБ по НСО Д.8899 л. 49.

[29] Там же. Л. 50.

[30] Архив УФСБ РФ НСО, д. 8899. Л.253.

[31] Там же.

 Новосибирский временник №1 2021. С. 60
 https://journal.dsnsk.ru/novosibirskij-vremennik-2021-1/


 


Вернуться назад