Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково»

Елена КОТОВА. Возрождение утраченных и приемлемых в настоящее время традиционных образцов сельской культуры на примере социально-культурного проекта «Престольный праздник храма великомученика Георгия Победоносца села Ново-Кусково»


03.11.2022.

 

Елена КОТОВА,

сотрудник Асиновского краеведческого музея

отдела ОГАУК ТОКМ имени М.Б. Шатилова,

г. Асино Томской области

 

Аннотация: В статье рассматривается восстановление традиции широкого празднования престольного праздника сельского храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца как возрождение в новой форме утраченных народных православных обычаев. По мнению автора, это способствует воспитанию в детях и молодежи чувства добра и милосердия, преображение духовного облика и сохранение духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, приобщение к нравственным ценностям православной культуры и культурным традициям русского народа, формирование духовно-нравственных ориентиров и стремления помнить и сохранять историческое прошлое малой Родины. Кроме того, объединение вокруг этого события многих заинтересованных людей, представителей власти, бизнеса, районных и сельских учреждений культуры способствует восстановлению приемлемых в настоящее время образцов традиционной сельской культуры, создание на базе села модели культурного пространства православной Сибири конца XIX – начала XXI веков.

 

Ключевые слова: храм, культура, престольный праздник, Ново-Кусково, традиция, Георгий Победоносец

В 1763 году на левом берегу Чулыма Семен Алексеев Кусков, выходец из деревни Завьялово близ Томска, основал новое поселение. Через год деревня Кускова состояла из четырех дворов в 52 души населения: 31 мужскую и 21 женскую. Все они были членами одной фамилии, благодаря чему деревню эту можно считать «семейным гнездом».

В 1853 году, благодаря переселенцам из Тамбовской и Воронежской губерний, деревня Кусково стала по-настоящему большой. В 1852–53 годах 72 крестьянских семьи, 592 человека, Успенской волости Воронежской губернии основали близ поселения Кусковых свое. Новое название выдумывать не стали; деревня старожилов – Старо-Кусково и деревня новоселов – Ново-Кусково по сей день существуют на территории Асиновского района.

Одна из добрых традиций русских людей – обязательное возведение храма в месте нового поселения. Пока население Кускова было небольшим, обходились без церкви и без священника. По святым праздникам отправлялись на службу в соседнюю деревню Вороно-Пашню. Расстояние было незначительным, но церковь не могла вмещать разрастающееся население двух деревень. У кусковцев появилась необходимость в своем храме. В 1862 году выстроили деревянную однопрестольную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Икона эта пользовалась среди православных большим почитанием. Под ее покровительством прирастала Россия Сибирью. В Томске в честь иконы Божией Матери Казанской был воздвигнут храм в мужском Алексиевском монастыре и домовая церковь в университете. В ее же честь освятили новый храм в селе Мало-Жирово (ныне Асиновского района) в 1909 году.

Церковь в Ново-Кусково получилась небольшой, а приход ее в начале 1900-х включал 2 деревни – Старо-Кусково и Митрофановку, и 3 поселка – Михайловский, Ново-Николаевский, Ксеньевский.

После Столыпинской аграрной реформы, в 1914 году, Ново-Кусковская церковь насчитывала уже 2 872 прихожанина обоего пола. Земли при храме, усадебной пахоты и сенокосов насчитывалось 100 десятин, лесных наделов – 19 десятин. 1

Обширность Ново-Кусковского прихода, территория которого на рубеже веков стала интенсивно заселяться переселенцами, заставила власти строить новые церкви. В 1899 году появился собственный храм в честь Зачатия Святой Анны в поселке Казанском, в 1905 году в Митрофановке перестроили бывшую там часовню в однопрестольный храм во имя святителя Митрофана Воронежского. К 1914 году две эти церкви стали центрами самостоятельных приходов, а в Ново-Кусковском приходе остались только три поселения: само Ново-Кусково, Старо-Кусково и Ксеньевка (ныне город Асино).

Церковная жизнь в Ново-Кусково, как и всюду, шла по своему распорядку. Кроме общих церковнокалендарных больших и малых событий особо отмечали свой престольный праздник, день Казанской иконы Божией Матери – 22 октября (4 ноября). В мае встречали чтимую икону пророка Божия Илии. Ее несли из Дорохова, из возведенной в 1893 году церкви во имя святого Пророка Илии, от села к селу: из Ксеньевки в Ново-Кусково, затем в Тихомировку. Сопровождал икону крестный ход. По заведенному издавна обычаю, чтимая икона оставалась на некоторое время в сельском храме, где перед ней совершались торжественные богослужения. Случалось, к радости сельчан, особенно женщин, что молебны разрешались и по домам. Например, в 1901 году икону носили по селениям из дома в дом, совершая молебны и прося у святого пророка Илии милости и защиты.

В 1900-е годы ново-кусковская церковь была для сельчан настоящим очагом культуры и просвещения.

3 августа 1936 года Асиновский райисполком принял постановление: «Учитывая желания населения с. Ново-Кусково, высказавшегося за закрытие церкви в количестве 323 человека из 387 избирателей, и принимая во внимание, что здания церкви бездействуют, религиозные обряды не совершаются в течение пяти лет, просить Запсибкрайисполком разрешить ликвидацию молитвенного пункта (церкви) в селе Ново-Кусково и использовать здание церкви под клуб».

Вот так, одним росчерком пера, решением небольшой группы людей (по данным 1914 года в ново-кусковском приходе было 2 872 человека) судьба церкви была решена. В Конституции было записано право граждан страны на свободу совести, но что для власти закон, когда есть партийная установка и знаменитое высказывание В.И. Ленина: «Религия – опиум для народа»…

Решение использовать здание ново-кусковского православного храма под клуб было принято. Потом на протяжении долгого времени здесь находилась школьная мастерская.

История ново-кусковской церкви возродилась в 2001 году, когда уроженец села, томский предприниматель Жало Виктор Семенович взялся за возведение нового храма. Понимая необходимость создания в селе очага духовности, к богоугодному делу подключилась «Сибирская Аграрная Группа». В 2006 году новая церковь была освящена митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом (Девятовым) во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Советская пропаганда десятилетиями воспитывала граждан страны в неуважении к церкви, разрушая духовные скрепы и православные традиции, но веками сформированные религиозные догмы прочно вошли в русский быт и русскую культуру. Даже в те периоды, когда в качестве государственной идеологии выступал атеизм, религия воздействовала на сознание людей. Сложный, наполненный трагическими конфликтами и противостояниями путь русской культуры демонстрирует как неизбежность и необратимость процесса разделения религии и искусства, так и невозможность их полного и окончательного разъединения. Характер связей искусства и религии может существенно изменяться, но они постоянно находятся во взаимодействии.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты, когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением этого вывода служит тысячелетняя история русского Православия.

Конец XX века ознаменовался возрастанием интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви, восстановление и строительство новых храмов и монастырей, большие тиражи религиозной литературы, принятие законов о православных праздниках – вот характерные приметы российской жизни в конце второго тысячелетия.

Восстановление традиционных и естественных для русской культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией – процесс, от которого во многом зависит будущее нации, но для этого необходимы длительные и напряженные усилия. Такие усилия были предприняты в 2012 году в Асиновском районе Томской области, когда для возрождения празднования дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца объединились силы учреждений культуры и образовательных организаций района, Асиновского техникума промышленного сервиса и дизайна, администрации Ново-Кусковского поселения, православного прихода храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Томской региональной патриотической общественной организации «Казачий корпус».

Организационным центром и основной площадкой праздничных мероприятий этого православного события стал ново-кусковский культурно-туристический комплекс «Сибирская усадьба Н.А. Лампсакова». Главной идеей праздника организаторы определили возможность восстановить жизнеспособные и приемлемые в настоящее время образцы традиционной сельской культуры, создание на базе села модели культурного пространства православной Сибири конца XIX – начала XXI веков.

В течение десяти лет в программу праздника добавлялись новые формы мероприятия: районная акция «Служи России», чествование призывников весеннего призыва, районная акция «Георгиевская ленточка», районный конкурс чтецов духовной поэзии «Мы не одни», викторина «Георгий Победоносец – кто он?», акция «Спасибо Вам за храм!», урок истории «Воительница-сибирячка М.Л. Бочкарева», праздничный концерт «Радуется Земля», иллюстративная выставка «Святой образ великомученика Георгия Победоносца», выставки-презентации «Путь мужества и славы земляков», патриотический час «Поклон тебе, солдат России», выставка «1914–1918. Герои Великой войны. Забытые имена». Но основными и неизменными, самыми торжественными, как и в старину, являются праздничная Божественная литургия, торжественный крестный ход с иконой Георгия Победоносца вокруг храма, торжественное награждение победителей конкурса чтецов духовной поэзии «Мы не одни!», межрайонный песенный фестиваль «Егорьевские звоны», в котором принимают участие самодеятельные коллективы Зырянского, Первомайского, Асиновского районов и города Томска, кулинарный конкурс «Лучший домашний пирог к престольному празднику».

Организаторы этих мероприятий в первую очередь ориентируются на воспитание в детях и молодежи чувства добра и милосердия, на преображение духовного облика и сохранение духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, на приобщение к нравственным ценностям православной культуры и культурным традициям русского народа, на формирование духовно-нравственных ориентиров и стремления помнить и сохранять историческое прошлое малой Родины.

Престольный праздник Георгия Победоносца являлся предметом особой гордости жителей Ново-Кусково, своеобразной «визитной карточкой» села, «входным билетом» в единое сельско-приходское сообщество, играя роль «знака отличия» от остальных сел и деревень. За время существования праздника участниками мероприятий стало более 25000 человек, с каждым годом интерес к празднику все возрастает.

Престольные праздники всегда играли большую роль в жизни русского села, считались главными, наряду с Пасхой. Во время праздников активизировались контакты сельских населенных пунктов между собой. В течение года происходила своеобразная перекличка сел, каждое в день своего праздника произносило свое «слово». От того, насколько удавалось праздничное гулянье, зависела репутация села. Сёла, известные широтой праздничного разгула, были «на славе», в них охотнее всего приходили в гости. Принимающая сторона должна была подтвердить свое право на место в «круге», поэтому в приеме гостей принимало участие буквально все население.

Сейчас эта традиция, утраченная в советский период истории нашей страны, возрождается. Празднование дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца в Ново-Кусково объединяет и стариков, и молодежь. На него собираются даже те, кто давно уже живет в другом месте.

Итак, престольный праздник предстает перед нами как способ общения села с окружающим миром, дающий право на определенное место в «круге». Он является необходимым инструментом структурирования пространства и времени в пределах этого социума.

В работе над возрождением традиции престольного празднования в селе Ново-Кусково, в процессе общения с участниками праздничных торжеств, приходит понимание того, какое огромное, непреходящее значение имеют христианские праздники для народа и в современных реалиях.

Источники

 

1. АгроТерритория. – Томск : Б. и., [2005]. – Типография «Облмашинформ». – № 2 (декабрь) 2004.

2. Богданова О.С. Жизнь Пресвятой Богородицы и Ее чудотворные иконы / О.С. Богданова. – Лениздат, 2004.

3. Дмитриенко Н. Ново-Кусковская волость на заре века : из истории района / Н. Дмитриенко. – Асино : Асиновское полиграфическое объединение, [Б. г.]

4. Метрические книги Асиновского архива.

5. Материалы Асиновского краеведческого музея.

 

«Живоносный Источник» №2 (21) за 2022 г.

 


 


Вернуться назад