Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > К самым истокам

К самым истокам


15.05.2023.

Как учитель литературы Людмила ЯКОВЛЕВА увлекла краеведением несколько поколений учеников.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

Она умеет сделать детектив из краеведения и найти ключ к каждому ученику. В Новосибирске Людмилу Демьяновну Яковлеву знают как первооткрывателя истории города и педагога, воспитавшего несколько поколений людей, которые любят свой город. Они с школьными краеведами практический вернули имя одного из основателей города — Николая Тихомирова, по следам их научной работы у собора Александра Невского в его честь установили памятный камень, а на могиле на Заельцовском кладбище, за которой ухаживают гимназисты, открыт мемориал. Больше 10 лет в Новосибирской классической гимназии №17 (в прошлом школы №132) проводят Тихомировские чтения, на которые приезжают школьники с научно-исследовательскими проектами со всего региона.

Людмила Демьяновна с ребятами на Заельцовском кладбище, где они ухаживают за могилами вдовы и дочери Николая Тихомирова.

Учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель России, руководитель краеведческого музея «У истоков города» и школьного медиахолдинга «132%» гимназии №17 Людмила Яковлева — кипучая натура, ураган энергии. Ей нравится, когда «вся гимназия встаёт на дыбы», и это происходит как минимум дважды в год: когда проходит декабрьская Декада прессы и апрельская Декада краеведения.

Мы как раз попали на вторую, заглянули в маршрутный лист и ахнули: экскурсии в музеи, встреча с писателем-сказочником Владимиром Шамовым, конкурс аудиогидов и кроссвордов к 130-летию Новосибирска, возложение цветов к Монументу, социальные акции и даже сбор макулатуры.

Директор гимназии № 17 Нина Демьяновна Кляшторная и Людмила Демьяновна с правнучкой Будагова Евгенией Николаевной (в центре) на открытии музея «Контора инженера Г.Н. Будагова» в Новосибирске.

Родом Людмила Демьяновна из Прокопьевска, способностью зажечь людей своей идеей отличалась ещё в детстве: создала тимуровскую команду, которая помогала пожилым, и в школе была ответственной вожатой. Поступать поехала в Новосибирск, боясь провалиться в педагогический, решила поступать в железнодорожный, потому что любила путешествовать, в итоге всё-таки поступила на историко-филологический факультет пединститута. В 1991 году получила ещё одну специальность — практический психолог. В том же году участвовала в международном образовательном проекте «Россия — Голландия — США». Учителем работает больше 50 лет, с 1972-го. Вокруг Людмилы Демьяновны всегда много детей, они попадают в её орбиту, чтобы однажды отправиться дальше — в свой собственный полёт.

— Думаю, дети всегда были её друзьями. Эта дружба наставника со своими учениками основана в первую очередь на взаимном доверии. Вот я, например, свою тетрадку со стихами в первой моей школе даже и не думала показывать учителям. А Людмиле Демьяновне показала и не пожалела. Она дала мне понять, что моё творчество может быть интересно кому-то, кроме меня, — пишет Евгения Кашкова, выпускница 2000 года, сотрудник медиахолдинга «132%». — И так она относится к каждому ученику. Она учила нас наслаждаться художественным текстом, видеть его величие и глубину, делать в нём открытия.

Главная награда для учителя — успешные ученики. Анжелика Кондратьева, Анжелика Романовская, Людмила Демьяновна, Мария Карабанова и Алина Буняк.

На её уроках дети сочиняют сказки, пишут историю семьи, описывают прогулки, берут интервью. С этого начинается развитие речи и самостоятельности мышления. А затем желающие пишут свои проекты и защищают их на конференциях, делают свои мини-открытия и тем самым меняют карту города. В одной из научных экспедиций в Санкт-Петербург они с ребятами нашли утерянную могилу инженера-путейца Григория Будагова, и теперь здесь установлена гранитная плита с указанием, что Будагов был одним из основателей Новониколаевска — Новосибирска.

Ученики 6 «А» пришли за заданием к игре «Краеведческий детектив».

Рассказать обо всех проектах — и книги не хватит, их сегодня уже 60. Можно только удивляться, когда Людмила Демьяновна всё успевает, кажется, вся её жизнь — бесконечное служение школе и своим ученикам. Недаром в 2020 году ей вручили награду в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» — жюри высоко оценило богатый опыт духовно-просветительского и патриотического воспитания детей на базе музея «У истоков города».

Однажды, услышав доклад Людмилы Яковлевой о научных исследованиях со школьниками, бывший тогда губернатором области Виктор Толоконский сказал: «Музею в школе №132 быть!». На покупку шкафов и обустройство выдали 80 тысяч рублей, и черед два года музей «У истоков города» открылся. Среди его экспонатов — личные вещи семьи Тихомирова, штык-нож Первой мировой войны, фронтовые письма 1940-х, находки с «Невского пятачка» у блокадного Ленинграда. А ещё дневник Будагова, рукопись Ранга «Десять лет в дореволюционной средней школе. Записки учителя» — с русской дореформенной орфографии в электронный вид старые рукописи перевела хранитель фондов Анастасия Яковлева. Всё собрано с большой любовь и уважением к деталям, за каждым экспонатом — своя история, и посетителей здесь очень любят. Многое можно потрогать руками, к примеру, телефон 1939 года.

— Надо, чтобы дети могли подержать в руках предметы с историей, тогда им интересно. Когда в музей приходят ребята начальных классов, я символически принимаю их в пионеры, можно в барабан постучать. А 9 мая разрешаю потрогать планшет фронтовика Сергея Васильевича Пащенко. Ещё можно взять в руки записную книжку выдающегося новосибирского поэта Александра Кухно, — рассказывает Людмила Демьяновна. — Чтобы появился интерес, нужны события, точки пересечения. И наш музей — это точка пересечения интереса к истории города, истории микрорайона, истории семьи и индивидуальной биографии наших учеников. Я всегда говорю ребятам: нужно попробовать себя и свои силы. Знаете, у меня один мальчик год писал работу о том, как они с папой строят дом и как строили дома в Новониколаевске, потом по ЕГЭ получил 61 балл, а до этого писал диктанты с 40 ошибками.

Мемориал Николаю Тихомирову на Заельцовском кладбище.

Главная награда для учителя — успешные ученики. Благодаря изысканиям Павла Романова был открыт паспорт улицы Владимировской, названной по имени русского инженера с французскими корнями, строителя первого железнодорожного моста через Обь — Владимира Жандра. Несколько лет Павел изучал этот вопрос, нашёл родственников Жандра в Париже, общался с ними и бывал в гостях. А недавно сообщил своему педагогу-наставнику, что к 160-летнему юбилею одного из первых деятелей Новониколаевска наконец опубликована его книга.

О каждом из своих учеников Людмила Демьяновна рассказывает с большой теплотой. Анжелика Кондратьева пришла в гимназию в пятом классе, через два месяца уже стала редактором газеты «Шкозетка», а сейчас — президент школьного самоуправления, ведёт шесть краеведческих проектов.

Алина Буняк и Анжелика Романовская в музее родной гимназии.

Мама Анжелики Романовской когда-то училась у Людмилы Яковлевны, сама Анжелика пришла в гимназию в восьмом классе, чтобы реализовать себя в журналистике. Для первого проекта выбрала тему «Образ православной Москвы в произведениях русской дореволюционной литературы», а затем создала на её основе мультимедийный ресурс. Но особенно нас потрясло то, что 10-классница написала проект «Формирование образа России в публикациях информационного агентства "Синьхуа” для русскоязычной целевой аудитории», оказалось, ничего удивительного, Анжелика — победитель региональной олимпиады по китайскому языку. Алина Буняк, пресс-секретарь медиахолдинга, работала над проектом «Моя семья в летописи страны», а сейчас формирует «Бессмертный полк гимназии», где есть отец и дядя Людмилы Демьяновны и её сестры Нины Демьяновны Кляшторной, директора Новосибирской классической гимназии №17.

Издания гимназии №17.

Выпускница Мария Карабанова сейчас работает в школьном пресс-центре — верстает газеты, которых в гимназии целых три: «Колобок» для начальных классов (осенью он стал лучшим в России), «Шкозетка» для средних и «132%» — детище старшеклассников. Плюс альманах, который выпускается раз в два года, и вот сейчас вышел к юбилею города с лучшими стихами и рисунками детей. В школьном медиахолдинге есть и своё телевидение, которым руководит Сергей Фенчин, — ребята записывают интервью, снимают сюжеты и фильмы, показывают их на переменах, выкладывают на сайт гимназии. Такой размах деятельности в обычной школе трудно себе представить. Пресс-центр, созданный Людмилой Демьяновной 37 лет назад, сегодня один из самых больших школьных медиахолдингов в России, ребята продолжают писать летопись своей гимназии, изучать историю города и создавать свою биографию. 

В этом году акция «Бессмертный полк» в гимназии проводится в формате окон. Почти 200 фамилий героев.

КОММЕНТАРИЙ

Людмила КУЗМЕНКИНА, руководитель сайта «Библиотека сибирского краеведения»:
— С Людмилой Демьяновной я познакомилась в 1990-е, когда писала статью об изучении школьниками судьбы инженера Н. М. Тихомирова. С тех пор мы не только сотрудничаем, но и дружим. Не перестаю удивляться невероятной энергии, увлечённости, азарту, духовности этого Учителя с большой буквы! Ненавязчиво, как бы невзначай, Людмила Демьяновна учит своих учеников любить свой город, место, где мы родились и живём.

КОММЕНТАРИЙ

Павел РОМАНОВ, историк, выпускник 2014 года:
— Людмила Демьяновна относится к ученикам как к личностям с потенциалом, который нужно раскрыть. Помню, как впервые прикоснулся к архивным документам в Томске, изучал описи и расшифровывал сложный почерк делопроизводителей XIX века. За неделю до этого я и не думал, что буду сидеть на диване, на котором умер В. И. Жернаков, и слушать рассказ о его жизни в Томске. Там я понял, что мне доставляет настоящее удовольствие, но Людмила Демьяновна поняла это раньше меня.

КСТАТИ

На акцию «Бессмертный полк» гимназия №17 всегда выходила со своими штендерами, на которых, кроме фото и имени бойца, была ещё информация о его боевом пути. В этом году массовые шествия отменены, поэтому здесь придумали формат информационных окон — фотографии выставляют в окнах первого этажа школы. В большом списке героев — почти 200 фамилий. Это родственники учителей, родителей и учеников, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Создана и электронная версия «Бессмертного полка гимназии» на сайте музея.


 


Вернуться назад