Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > К вопросу о религиозных убеждениях вождя белого движения генерала Л.Г. Корнилова

К вопросу о религиозных убеждениях вождя белого движения генерала Л.Г. Корнилова


08.10.2011.
Александр ЛОСУНОВ г. Омск, преподаватель НОУ СПО «Сибирский казачий юридический колледж». Вера в Бога является сакральным элементом человеческого бытия, но она во многом предопределяет поведенческ...

Александр ЛОСУНОВ г. Омск, преподаватель НОУ СПО «Сибирский казачий юридический колледж».


Вера в Бога является сакральным элементом человеческого бытия, но она во многом предопределяет поведенческую линию человека, выражающуюся в первую очередь в его поступках. С источниковедческой точки зрения изучение уровня религиозности и воцерковлённости той или иной исторической личности во многом проблематично. Ведь человек верующий не делает громких заявлений о своих религиозных убеждениях на публике и в прессе. Как правило, по утрам и вечерам он совершает молитвенное правило, а в праздничные и воскресные дни посещает церковь, где исповедуется в своих грехах и причащается на литургии. Какие же документы могут зафиксировать для потомков эту, духовную, сторону его земной жизни? Во-первых, это метрические книги, во-вторых, исповедальные ведомости, в-третьих, семейный помянник, дневники и личная переписка, в-четвёртых, воспоминания родственников, друзей и сослуживцев, в-пятых, случайные сообщения в прессе и редкие фотографии. Вот, пожалуй, и все источники. Если же учесть, что в отношении генерала Л.Г. Корнилова до нас дошли из вышеперечисленного комплекса материалов только некоторые, очень и очень немногочисленные документы, то становится вполне понятным, почему столь многочисленные исследователи его биографии обходят эту сторону жизни, либо полным молчанием, либо упоминанием о ней только вскользь. В связи с этим нам только и остаётся попытаться собрать воедино те немногочисленные сведения, которые оказались разбросанными по различным российским архивам и затерялись в многочисленной исследовательской и мемуарной литературе.

Сибирский казак по происхождению и выпускник Сибирского кадетского корпуса, генерал от инфантерии (пехоты) Лавр Георгиевич Корнилов оставил ярчайший след в отечественной истории, дав своё имя не только продолжателям начатой им борьбы за спасение России во время Гражданской войны («корниловцы»), но и целому социально- и военно-политическому явлению революционной России («корниловщина»).


К вопросу о религиозных убеждениях вождя белого движения генерала Л.Г. Корнилова


Генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов


О генерале Лавре Георгиевиче Корнилове сегодня написано много. Его личности посвящены романы, монографии, статьи. Советские авторы в основном делали акцент на его политической деятельности, подробно расписывая при этом пресловутый августовский мятеж и борьбу с советской властью, разумеется, с точки зрения историков-марксистов. Современные исследователи подходят к фигуре генерала более объективно. Они пытаются детально изложить биографию «несостоявшегося диктатора», всесторонне осветить его служебную деятельность и по-новому взглянуть на идеологические и политические перипетии этого человека. Но, несмотря на это, в его жизнеописании остается много «белых пятен». И сегодня стоит рассказать об одном из них. Речь пойдёт о его вере в Бога.

18(30) августа 1870 г. в г. Усть-Каменогорске, в многодетной семье отставного хорунжего Сибирского казачьего войска праздновали появление на свет нового ребенка и четвёртого по счёту сына, которого счастливые родители нарекли по святцам Лавром. Родился младенец, что называется, «в сорочке». Как гласит народная мудрость, ребенка, родившегося в сорочке, ожидает счастье. Может быть, поэтому на Лавра с детства смотрели как на особенного ребенка, возлагая на него большие надежды. И не ошиблись. С первых шагов, с ученья и до конца дней своих он был гордостью семьи. Его мать, казачка Кокпехтинской станицы Парасковья Ильинична (по другим сведениям - Любовь Ивановна, либо-Мария Ивановна), урожденная Хлыновская, была дочерью казака. Хлыновские переселились в Кокпекты в 1840 гг. с Бийской линии. В их роду были калмыки. Вот поэтому-то именно с материнской стороны Лавру достался монгольский тип лица. Парасковья была женщина без образования, но с недюжинным умом, благодаря которому оказывала благотворное влияние на своих детей. Большое влияние на маленького Лавра, да собственно и на всех детей в семье после матери имел брат Автоном. Благодаря ему, среди младших братьев и сестер не было драк, отсутствовало ябедничество, не произносилось ругательств и не давалось кличек. Постоянным спутником старшего брата было Евангелие.1 С ним он любил уединяться на природе и там часами то читал, то сидел неподвижно, обдумывая прочитанное. Достигнув тридцатилетнего возраста, Автоном тихо скончался.

В 1872 г. семья перебирается в Каркаралы, которые и становятся «второй Родиной» для мальчика. Маленький Лавруша прошел тяжелую школу жизни: бегал на посылках, нянчил ребят, ездил с лошадьми в ночное, работал на косьбе. Жизнь среди природы закаляла его энергию, вырабатывала ловкость и уверенность в себе, укрепляла его мужество. В возрасте десяти лет Корнилов поступил в Каркаралинскую приходскую школу (позднее Высшее начальное училище).

С детских лет Лавр Георгиевич был воспитан в православной вере. Любовь к Богу ему привил отец, а укрепил и утвердил законоучитель Каркаралинской приходской школы священник Синев. Лавр и Автоном были у него самыми любимыми учениками. Братья досрочно осваивали программу Закона Божьего, а затем помогали в обучении младших учеников. По рекомендации Синева Корнилов-старший выписал Библию, и братья усердно принялись читать ее под руководством священника.2

В 1881 г. семья вновь переезжает, теперь уже в пограничный городок Зайсан. Жизнь в безбрежном пространстве степей крепила дух и волю мальчика, вселяя жажду далеких, рискованных путешествий. Именно там у Лавра возникла мысль продолжать свое образование. С непреклонной волей, характеризовавшей его и впоследствии, он стал готовиться к поступлению в кадетский корпус. Готовился он самостоятельно, занимаясь ночами после тяжелой дневной работы.

В 1883 г. мать повезла сына в Омск для определения его в 1-й Сибирский имени Императора Александра I кадетский корпус, который когда-то окончил его отец. На вступительных экзаменах он с «треском» провалился по французскому языку, но ввиду исключительных способностей был принят во второй класс корпуса. Благодаря прекрасному преподавательскому составу, интересной программе и своему трудолюбию юноша сразу показал выдающиеся способности, все время являлся первым учеником и по окончании корпуса попал на мраморную доску. Среди изучаемых предметов, пожалуй, самым любимым для него была история. Именно в ней, скорее всего, он искал проявления свободы и силы. Еще до поступления в корпус Корнилов скрупулезно изучил по разным книгам историю Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Отличаясь исключительными природными способностями к наукам, он никогда не был «зубрилой». Все науки давались ему легко. Часто, по вечерам, особенно в шестом классе, кадет Корнилов у классной доски, окруженный большой группой одноклассников, решал заданные на завтра теоремы и задачи по всем разделам математики и являлся бескорыстным репетитором своих малоуспевающих классных товарищей. Сидя у себя за партой, он часто помогал обращавшимся к нему за помощью кадетам перевести текст с французского или немецкого языков. Будучи в течение всей учебы старшим в своем отделении, он пользовался всеобщим уважением и любовью своих одноклассников. Отличаясь ровным характером, Лавр никогда ни с кем не имел ссор.


К вопросу о религиозных убеждениях вождя белого движения генерала Л.Г. Корнилова


Солдаты и офицеры Корниловского полка. Художник Олег Пархаев


Уклад жизни учащихся корпуса был строго регламентирован, но Лавр достаточно быстро привык к новому распорядку. День начинался в 6 утра с подъема, умывания и одевания. Через час по сигналу все собирались на общую молитву. Затем дежурный воспитатель проводил осмотр внешнего вида кадетов. После чего все направлялись в столовую на утренний чай, состоявший, собственно, из самого чая с булкой либо плюшкой. Возвратясь в группы своего возраста, воспитанники расходились по классам для повторения уроков. В 8 ч. 20 м. начинались классные занятия, продолжавшиеся до 15 часов, с перерывом

в течение одного часа для завтрака. По окончании уроков кадеты приводили в порядок костюмы и классные комнаты, а в 15 ч. 30 м. отправлялись на общий обед. Насытившись, отдыхали вплоть до 18 часов. В это время под наблюдением дежурного воспитателя играли на плацу либо отправлялись строем на прогулку по городу. Далее начинались вечерние занятия. Сидя в классных комнатах, кадеты под руководством своих наставников готовили уроки на следующий день. В младшем возрасте занятия продолжались до 20 часов, а в старшем – до 22 часов. Отзанимавшись, проводили небольшую общую гимнастику и шли на вечерний чай, который пили в прикуску с французской булкой или плюшкой. Отбою предшествовала совместная вечерняя молитва. Наблюдение за порядком и расписанием дня входило в обязанности дежурного воспитателя. Он находился при кадетах безотлучно в течение суток. Причем общие распоряжения дежурного воспитателя старшего возраста были обязательны для исполнения всеми другими возрастами.

Праздники и предпраздничные дни отличались от обычных посещением церковных богослужений, отпуском к родным и знакомым в город и обильным столом. Так, например, в Рождество, после Филиппова поста, меню обеда состояло из пяти, а не из трех блюд, как обычно. В него входили: суп с вермишелью и говядиной, жареные гуси, на чиненные гречневой кашей, бисквиты, паштетные пироги с дичью, мармелад и пряники. Что же касается новогоднего стола, то он был обычным и никакими изяществами кулинарии особо не выделялся. Серьезное внимание в корпусе обращалось на развитие в воспитанниках чувства преданности и любви к православной вере, родине и государю. Все события в жизни царской фамилии отмечались особенно торжественно: молебны о здравии императорской семьи и всего августейшего дома, парады в присутствии питомцев и служащих заведения, речи директора, посылка всеподданнейших телеграмм и т.п. Уклад и порядки кадетской жизни в то время во многом определяли два обстоятельства: личность директора и требования тогдашней военной педагогики.

Наступление 1888 года для кадета Корнилова было омрачено семейной трагедией. Незадолго до наступления Нового года он потерял своего младшего брата Якова, который также обучался в Сибирском кадетском корпусе, простудился и умер. 27 декабря 1887 г. запомнился Лавру смутно. Просто не верилось, что Яков, маленький Яков, брат, лежит в гробу, в церкви корпуса и священник отпевает его. Помещение церкви забито одноклассниками брата и его товарищами, здесь же воспитатели и преподаватели с самим директором во главе. Все присутствующие в парадной форме.3 Таков порядок. Затем траурная процессия, направляемая подполковником Курловым (он отвечал за похороны), движется к выходу. Шесть рядовых устанавливают небольшой гроб на траурную колесницу (катафалк) и присутствующие медленно следуют за ней на кадетский участок Казачьего кладбища. Там и состоялось погребение. Тяжкое горе кадету Корнилову помогли пережить вера в Бога да сестра Анна, учившаяся в то время в Омске.

Европейская война 1914-1917 гг. явилась для Корнилова как бы невольным триумфом его героизму. Он отчаянно сражается с немцами. Попадает в плен и рискуя жизнью не без помощи Всевышнего бежит из него. По возвращении в Россию Лавр Георгиевич был лично вызван к Государю Императору, где ему торжественно был вручен Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-й степени, пожалованный высочайшим приказом от 28 апреля 1915 г. за сражение на реке Дукле. Награда нашла своего героя лишь через год И вот он снова на Юго-Западном фронте, где командует 25-ым армейским корпусом. Слава о героизме Л.Г. Корнилова дошла до Сибири.

И вот, 26 ноября 1916 г., на имя Войскового Наказного атамана Н.А.Сухомлинова от представителей военного, духовного и гражданского ведомств станицы Каркаралинской поступило необычное ходатайство. В родившейся во многом спонтанно, в день праздника Георгиевских кавалеров телеграмме, станичники просили содействия Наказного атамана в вопросах избрания Л.Г.Корнилова Почетным казаком вышеупомянутой станицы и наименования Каркаралинского начального училища его именем.4

Кроме того, омскому епископу, Священно-мученику Сильвестру (Ольшевскому) каркаралинцы 29 ноября 1916 г. послали 100 руб. для благословения генерала Корнилова нательным крестом и образом.5 Данная просьба казаков Святителем была выполнена. А вскоре, в ответ на это, Епископ Омский и Павлодарский Сильвестр получил от Генерала письмо, датированное 24 февраля 1917 г. Его текст гласил следующее: «Преосвященнейший Владыка! Письмом от 2-го минувшего декабря, недавно мною полученным, Ваше Преосвященство изволили сообщить мне текст телеграммы, полученной Вами от моих земляков, казаков Каркаралинской станицы, и уведомить меня о высылке мне в благословение от Вас образа Божией Матери и Святого Иоанна Тобольского и нательного креста в благословение от родной мне Каркаралинской станицы. Глубоко тронутый вниманием Вашего Преосвященства и доброю памятью обо мне моих земляков, я с сердечной признательностью и чувством глубокого благоговения приму высылаемые мне молитвенные знаки, с твёрдою верою, что являемая в них сила Господня, сохранившая меня среди великих опасностей из тяжёлого плена, сохранит меня целым и невредимым в предстоящих боях и даст мне новый запас сил для служения Царю и Родине. Препровождаю в дополнение к сему переводом по почте 200 руб., я покорнейше прошу Ваше Преосвященство не отказать выслать в благословление от Вас образ по Вашему выбору Каркаралинскому высшему начальному училищу, бывшей приходской школе, где я начал ученье, а остальные деньги обратить на дела благотворения по Вашему усмотрению. Поручая себя молитвам Вашим, прошу Ваше Преосвященство принять уверение в моём глубоком почтении и таковой же преданности. Ваш покорный слуга Л. Корнилов».6

Данное письмо Священно мученик Сильвестр более двух лет бережно хранил у себя, а в 1919 г. передал его для публикации в казачий журнал «Иртыш» для публикации со следующей резолюцией: «В редакцию «Иртыш» для использования в качестве биографического материала относительно великого патриота. А. Сильвестр».7 К этим лаконичным, но ёмким по смыслу словам Святителя нам добавить более нечего! Ибо двумя словами и так всё сказано!


1 Корнилова Л.Г. Мои воспоминания о брате Л.Г. Корнилове. // Иртыш. Голос Сибирского казачьего войска. (Омск). 1919. № 24-25. 6 июля. С.22.


2 Корнилова Л.Г. Указ. соч. // Иртыш. Голос Сибирского казачьего войска. (Омск). 1919. № 26. 27. С.14.


3 ГУОО ИсАОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 254. Л. 178.


4 ГУОО ИсАОО. Ф.67. Оп.2. Д.3088. Л.1-2.


5 Там же. Л. 2,8 Об.


6 Письмо Л.Г. Корнилова командира 25-го армейского корпуса от 24 февраля 1917 г. за № 13100. // Иртыш. Голос Сибирского казачьего войска. (Омск). 1919. № 40. 23 окт. С.22.


7 Там же.

"Живоносный Источник" №1 (4) за 2011 г.
 


Вернуться назад