Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Владимир (Путята Всеволод Владимирович), Епископ Омский и Павлодарский

Владимир (Путята Всеволод Владимирович), Епископ Омский и Павлодарский


03.03.2012.
СИБИРСКИЕ АРХИЕРЕИ. ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ.

Родился 2 октября 1869 года в Смоленской губернии. Был сыном простого дворянина, но многие считали, будто Всеволод происходил из княжеского рода Путят, известного со времен святого князя Владимира.

Получил блестящее воспитание и всестороннее образование. С юности превосходно владел французским, английским и немецким языками; имея большие способности к языкам, он изучил итальянский язык и превосходно владел древними языками греческим и латинским. Обладал редкой красотой и выдающейся завидной внешностью.

В 1891 году с похвалою окончил Демидовский юридический Лицей, 1897 году — Военную юридическую академию и произведён в штабс-капитаны, затем по фамильной традиции стал офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Был близок к полковнику Преображенского полка императору Николаю II, часто бывал у него как близкий человек В 1898 году переведён в военно-судебное ведомство. Вскоре Всеволод оставил военную службу и в 1899 году поступил в Казанскую духовную академию. Уход в академию чрезвычайно поразил его близких, все гвардейское офицерство и высший свет, где он был принят, как «свой человек».

21 января 1900 года пострижен в монашество с именем Владимир, а 8 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.

Академию он окончил в два года вместо положенных четырёх лет. В 1901 году по окончании академии назначен инспектором Казанской духовной семинарии, а уже в 1902 году определён настоятелем церкви при Русском посольстве в Риме с возведением в сан архимандрита.

Здесь архимандрит Владимир трудился над своей магистерской диссертацией. Его знание языков и разные возможности открыли ему двери русских и иностранных архивов и библиотек, и он смог использовать даже в Италии недоступные для большинства студентов академии книжные и рукописные материалы.

В 1906 году за труд на тему «Государственное положение Церкви и религии в Италии», получил научную степень магистра богословия.

6 августа 1907 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во епископа Кронштадтского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии с поручением заведовать всеми русскими заграничными церквами в Европе за исключением церквей, находящихся в Афинах и Константинополе. Чин хиротонии совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, Архиепископ Тверской и Кашинский Николай, архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон, архиепископ Сергий и Северо-Американский архиепископ Платон.

С 6 февраля 1909 года — третий викарий Санкт-Петербургской епархии, с 30 декабря — второй.

С 18 февраля 1911 года — епископ Омский и Павлодарский. Здесь он проявил себя как опытный администратор. Он не терпел возражений, был всегда требователен, особенно внедрял в сознание духовенства дисциплину. Его чарующий баритональный и властный голос, иногда дополнял движение его глаз, которые метали порой такие повелевающие искры, что все недосказанное архиереем достаточно восполнялось этим блеском живых чёрных глаз. Он был брюнет с отпущенными бакенбардами под Александра II. Он не любил долго и много говорить и, тем более, убеждать. Поэтому распоряжения его были краткими, ясными и лаконичными. Резолюции его отличались теми же качествами.

С 8 марта 1913 года переведён из Омской епархии в Полоцкую.

11 июля 1914 года был возведён в сан архиепископа и перемещён на Донскую и Новочеркасскую епархию.

10 января 1915 года Владыку Владимира перевели на Пензенскую кафедру 1 февраля прибыл в Пензу.

В 1918 году организовал в Пензе «Новую народную (трудовую) церковь». После того как обновленцы получили государственную поддержку, архиепископ Владимир сразу же к ним присоединился. Обновленцами был назначен архиепископом Саратовским.

Вскоре он был снова назначен архиепископом Пензенским и членом обновленческого Священного Синода, но в Пензу не поехал.

В 1923 году был участником I обновленческого собора, на котором подписал акт о низложении святейшего Патриарха Тихона.

Вскоре, рассорившись с обновленцами, поддерживаемый узким кругом своих сторонников, Путята в 1926 году самочинно объявил себя архиепископом Уральским.

Осенью 1928 года Владимир Путята принёс келейное покаяние Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию и был принят как монах. Отбывая епитимью, служил псаломщиком в подмосковном селе. Подавал дважды ходатайство в Священный Синод о пересмотре своего дела и о восстановлении в сане епископа. Рассмотрение жалобы монаха Владимира Путяты дважды слушалось на сессиях Священного Синода, но каждый раз Св. Синод выносил отказ о восстановлении его в епископстве в связи с сомнениями в искренности его раскаяния.

После вторичного отказа Владимир Путята послал жалобу на Священный Синод Православной Церкви Константинопольскому Патриарху. Не получая ответа из Константинополя, он стал хлопотать о визе на выезд в Константинополь.

Но, не имея поддержки в лице Местоблюстителя, потерпел и здесь неудачу.
В 1934 году Владимир Путята перебрался в Томск и начал служить в григорианских храмах города. Был григорианским «митрополитом Томским и всея Сибири». После этого, по представлению митрополита Новосибирского Никифора, митрополит Сергий и Священный Синод объявили «монаха Владимира Путяту отпавшим от Святой Церкви и лишённым христианского погребения в случае нераскаянности».

Под конец жизни он отошел от всяких попыток о своём восстановлении и переехал на жительство в Омск.

Верующие узнали его, хотя и значительно постаревшего. Прежние поклонники поддерживали его существование. Внешне смиряя себя, он имел привычку в воскресные и праздничные дни стоять на паперти среди нищих и с протянутой рукой элегантно громко напоминать о себе великими словами: «ради Христа подайте на пропитание». Иногда он прибавлял — «потерпевшему за правду». Верующие щедро и с избытком оделяли его деньгами и продуктами. Но постепенно он терял силы, слабел и уже реже стал приходить в храм. Нужда незаметно подкрадывалась к нему, бывшие «друзья» стали оставлять его, и угас он навсегда на глазах и руках немногих из его некогда многочисленных почитателей, так и не раскаявшись в своих церковных преступлениях и личных тяжких грехах.

По одним рассказам он умер в начале 1941 года, а по другим — в феврале 1936 года.

По частным сведениям он был погребен на одном из кладбищ Омска.

Е.А. Шабунин, ответственный редактор журнала «Сибирь Православная»
 


Вернуться назад