Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище

Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище


22.11.2009.
В 1907 году в Новониколаевске на городском кладбище под патронажем членов церковного попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, и на добровольные пожертвования горожан, а также при непосредственном участии протоиерея Диомида Чернявского была построена церковь Воскресения Христова.

Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище
Воскресенская кладбищенская церковь. Фото с открытки начала XX в.

Необходимость такого кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Жители района, образовавшегося близ Ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города.

Собранной суммы, оказалось достаточно лишь для строительства небольшого деревянного храма. Новая церковь имела один престол – в честь Воскресения Христова. 7 октября 1907 года благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил ее с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально службы в Воскресенском храме совершались священниками собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 года по Указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Бессонов.

Бессонов (по дореволюционной орфографии – Безсонов) Михаил Андреевич родился в 1880 году в семье священника. 17 августа 1902 года был рукоположен в иерея. Спустя год – переведен в Троицкий собор города Колывани; в это же время состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. С 1909 года служил в Александро-Невской церкви г. Новониколаевска. В 1912 году Михаил Безсонов окончил полный курс Томской духовной семинарии по 2-му разряду. 11 июля 1913 года отчислен из штата храма св. Александра Невского с переводом первым священником Воскресенской (кладбищенской) церкви. Михаил Бессонов служил настоятелем храма до 1916 года. В 1919 году состоял священником Пророко-Ильинской церкви с. Усятского, Кузнецкого уезда. Дальнейшая судьба – неизвестна.

Следующим и последним настоятелем храма стал священник Александр Поспелов.

Поспелов Александр Георгиевич родился 13 мая 1892 года в семье священника Георгия Поспелова. 15 июня 1913 года окончил Томскую Духовную Семинарию. 22 июня 1913 года рукоположен во священника Пророко-Данииловской церкви при станции Новониколаевск; 16 августа 1916 года перемещен из с. Киреевского на место настоятеля Воскресенской церкви г. Новониколаевска.

После ареста в конце 1922 года епископа Новониколаевского Софрония (Арефьева) все храмы города были захвачены обновленцами, имевшими в городе собственного митрополита – Петра Блинова. По свидетельству старых священнослужителей Новосибирской епархии, в 1924 году отец Александр предпринял поездку в Москву, где от имени новониколаевских священнослужителей и мирян просил Святейшего Патриарха Тихона о назначении в Новониколаевск православного архиерея.

В Воскренской церкви о. Александр прослужил до июня 1927 года. 15 июня 1927 священник Александр Поспелов был арестован «за связь с монархистами» по ст. 58-5 УК РСФСР, осуждён Коллегией ОГПУ 26 августа 1927 года к 3 годам лишения свободы. Срок отбывал на Соловках.

После освобождения отец Александр служил в храмах Томска, Алейска, Ленинска-Кузнецкого и Новолугового. Скончался в 1969 году в сане протоиерея. Погребен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.
Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище
Протоиерей Александр Поспелов – последний настоятель Воскресенской церкви

Также в храме служили протоиереи Николай Никольский (1923-1926 гг.), Трифон Шостак (1920 - е гг.). Священники: Александр Смычков (1912-1914 гг.), Филипп Кальченко (с 1915 г.), Алексий Носов (1917-1923 гг.), Илия Копылов (1919-1922 гг.), Василий Раев (с1923 г.), Георгий Шевченко (1923-1926 гг.), Павел Аргентов (1927 г.). Протодиакон Акиндин Соболев (1920-е гг.). Диакона: Лев Ершов-Васильев (1913-1914 гг.), Тихон Опарин (с 1914 г.), Всеволод Четлев (1923-1926 гг.). Псаломщики: Иоанн Власов (1912 г.), Виктор Ерофеев (1912 г.), Николай Григорьев (1912-1913 гг.), Севастиан Курков (1913-1914 гг.), Стефан Бобриков (июль-октябрь 1914 г.), Георгий Пузанов (1915-1919 гг.), Александр Гирсамов (1917 г.), Тит Дмитраков (с 1923 г.)

Внутреннее убранство храма, как следует из рапорта настоятеля храма, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы Суздальской работы. В 1915 году, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне «благолепный вид».

В 1914 году Воскресенская церковь насчитывала 2419 человек прихожан. В рапорте о церкви за 1915 год отец Михаил отмечал замеченные в обществе явления, «противные правилам веры и благочестия», такие как хулиганство и сквернословие.

Своевременно причтом были приняты меры против них, а «чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения» вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты. Причт не заметил «особого неверия и свободомыслия» в своем приходе, «а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр».

Как и другие православные храмы, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден 18 июня 1914 года.

С началом первой мировой войны в приходе Воскресенского храма появились существенные изменения. В отчете благочинному Новониколаевских церквей протоиерею Николаю Никольскому о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают «военнопленные славяне, в частности: галичане и карпаторуссы-униаты». Новые прихожане, держались обособленно, но службы посещали усердно и даже подавали «записки о здравии себя и своих родных». Священники храма не проводили с ними специальных собеседований «из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка».

В связи со значительными изменениями границ города, произошедших к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а старокладбищенскую церковь решено было закрыть.

Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелся «наказ избирателей», адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты «Советская Сибирь», в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: «Мы рабочие завода «Труд» единогласно присоединяемся к вызову рабочих цен. эл. ст. и постановили: закрыть собор на проспекте, и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов, и передачи их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод №3,алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру».
Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище
Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г.


«Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации. Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года».

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан.

В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви:

“Оперативная сводка ОГПУ о противодействии верующих закрытию старокладбищенской церкви на улице Серебренниковской в Новосибирске.
28 апреля1930г.
секретно

28.IV.1930г., в г. Новосибирске во время закрытия Старо-кладбищенской церкви по Серебренниковской ул. (сад С.Т.С.) собралась толпа до 1000 чел., большинство из коих женщины, по-видимому, прихожане этой церкви.

Группа женщин престарелого возраста, около 200 чел. - фанатичек, организовали «волынку»
(«волынки» на профессиональном жаргоне чекистов в конце 20-начале 30-х гг. открытые массовые выступления населения (преимущественно женские по своему составу), направленные против политики властей - прим. авт.), противодействуя представителям власти.

Закрытие церкви проводилось на основании наказа избирателей, подтвержденного постановлением горсовета и утвержденного ЦИКом.

Постановление ЦИК общине было вручено своевременно, но со стороны совета церковной общины, мер к широкому опубликованию и недопущению “волынки” со стороны верующих принято не было. А наоборот, было установлено дежурство около церкви, на случай извещения верующих.

Около 11 час. дня явившаяся комиссия по принятию инвентаря и закрытию церкви встретила в помещении церкви молящихся, после окончания молебствия часть разошлась по домам, а часть во главе с гражданкой Игнатьевой, безработной пенсионеркой, кончившей епархиальное училище, в прошлом женой инженера, организовала молебствие, закрывшись в церкви.
Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и сов. общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации «волынки» принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 час. дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 час. вечера под крики “ура» присутствующих, вой, и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 час. вечера площадь была свободна. Среди собравшейся толпы отдельные элементы (часть из них задержана милицией) вели антисоветскую агитацию, подстрекая противодействовать закрытию церкви. Слышались угрозы по адресу власти, поджечь церковь, отомстить кровью за производимые насилия.

Начальник учетно-осведомительного
отдела ПП ОГПУ по Сибкраю Лупекин
Помощник начальника
учетно-осведомительного отдела Флоринский
Уполномоченный Герасимов “

(ГАНО.Ф. Р-1228,Оп.3,Д.17,Л. 654 – 655. Заверенная копия.)

В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А 15 января 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий. В его оборудовании принял участие профессор Новосибирского строительного института Е.А. Ащепков.

В 1960 году на части кладбищенской территории был открыт театр музыкальной комедии.

В 1963 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую Академию, а здание церкви - разобрано. Недолгое время на месте храма находилась танцплощадка, а сейчас - один из аттракционов Центрального парка.

Е.А. Шабунин,
референт Издательского совета Новосибирской епархии

 


Вернуться назад