Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Валентина Кураткина (г. Москва). Помните, из какой вы семьи

Валентина Кураткина (г. Москва). Помните, из какой вы семьи


10.01.2013.

«В моём роду священники стоят...

И подымают перст, и не велят

Юродствовать и праздно лить елея.»

(Т. Глушкова)

Когда я была школьницей 8 класса, это был 1965 год, мама часто просматривала последнюю страницу «Известий», где печаталась информация Инюрколлегии об эмигрантах и родственниках, которых разыскивали. Когда я поинтересовалась, зачем, на мой вопрос последовал краткий ответ — есть родственники за границей. В семье никаких разговоров про 20-30 годы не велось при мне. Боялись, что я могу проболтаться подругам. Тогда это расценивалось по-разному.

Позже, года через два-три, бабушка мне рассказала о репрессиях, которым подверглась ее семья, о реабилитации. Интерес к этой теме обрёл уже не постороннюю почву, а семейную. Не просто Солженицын. А Солженицын и Топорковы, Чекмачевы, Вылеток — это все ближайшие репрессированные родственники с обеих сторон. Мама и бабушка считались репрессированными, соответственно, когда речь пошла о льготах и жалких пособиях, потребовались справки. Бабушка и мама начали переписку с Архивом МВД Горно-Алтайска. Пришли первые бумаги, из которых я узнала о моём дедушке.

Топорков Василий Васильевич, 1900 г.р., родился в семье священника (тоже Топоркова Василия Васильевича) в селе Шороховское Ялуторовского уезда. В 1915 г. окончил Камышловское духовное училище, в 1919 г. — четыре курса Екатеринбургской духовной семинарии, которая в 1919 г. закрылась.

В 19 лет Василий был мобилизован белыми войсками и несколько месяцев прослужил рядовым у Колчака в Екатеринбургском стрелковом полку, затем — в селе Козиха Новониколаевского уезда. Здесь же служил полковым священником его отец. Вместе с отцом рядовой Топорков был задержан особым отрядом, затем отпущен в селе Тулинском. Отец его остался служить приходским священником в соседнем селе Завьяловском в Покровском храме, а Василий уехал в Омск, где был мобилизован красными войсками и попал в Западно-Сибирский полк.

В 1920 г. он поступил в Омский сельхозинститут на лесное отделение, проучился там 2 года, после чего был исключен из института за принадлежность к семье «носителей культа». С неполным высшим образованием Василий поступил на службу в лесное ведомство, где успешно работал главным областным специалистом.

В 1923 г. Василий Топорков женился на Анне Михайловне Чекмачевой. Через год у них родилась дочь Лидия (моя мама). Впоследствии мой дед служил в Барнауле, Омском регионе, в Тюменском и Алтайском крае. Служил он хорошо, продвигался по службе и вскоре стал ведущим специалистом по лесному хозяйству, а в 1937 году Василия Васильевича посадили в тюрьму по сфальсифицированному обвинению в участии в троцкистской организации. В застенках тюрьмы пос. Маймы, что под Горно-Алтайском, он был расстрелян по решению тройки НКВД 29 декабря 1937 года. Позже он был реабилитирован, как и много других людей, проходивших по этому делу.

Никто никогда не узнает, сколько наших соотечественников было тогда невинно осуждено и расстреляно. Расстреливали обычно ночами, а обвинения в большинстве своём были сфальсифицированы просто потому, что из Москвы пришла еще одна разнарядка на уничтожение людей определённых социальных слоёв, как это было, например, в 1937-1938 годах. Об этом много писали в интернете со ссылкой на документы. Поэтому приведенные ниже цифры, конечно же, не могут быть правильными. Жертв было гораздо больше.

Политические репрессии, прокатившиеся по всей стране, не обошли и Алтай. Общее количество репрессированных достигло 60 тыс. человек. По данному печальному показателю Алтайский край вошел в первую тройку среди регионов России. Церковь и её служители, члены их семей были прямыми объектами репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

Дедушкина семья — жена и трое детей — в декабре месяце оказались на улице. Самый младший — грудной ребенок — умер, а старшие дети страшно болели и еле выжили. Постоянно увольняли с работы бабушку, все имущество конфисковали. Люди плевали в спину, все всего боялись, помощи ждать было не от кого. Выжили чудом. Но если человек не умирает, он становится сильней. Это я могу сказать и о своей маме, которая, несмотря ни на что, окончила литературный факультет Новосибирского педагогического института, а когда ее, молодого специалиста, вызвали в НКВД и заставляли доносить на коллег разных национальностей, она отказалась это делать, за что ей пригрозили и сказали: «Помните, из какой вы семьи...».

Поэтому мои дети и я сама стараемся не забывать о наших достойных и благочестивых предках. На их поиски ушло много сил и времени, но я не жалею об этом. Вот что удалось узнать.

В епархиальных училищах и семинариях в России одной из наиболее распространенных была фамилия Топорковых. Уже на рубеже XV- XVI вв. в церковных источниках встречаются имена Досифея и Вассиана Топорковых, иконописцев, совместно со знаменитым Досифеем (учеником Андрея Рублева) расписавших церковь Валаамского монастыря. Эти блестящие дарования, по определению церковных историософов, были из рода преподобного Иосифа Волоцкого (Ивана Санина). Возможно, что после кончины преподобного Иосифа мирская ветвь представителей рода Саниных-Топорковых переселяется в восточные либо северные епархии. В начале XVII-XVIII века крупные гнезда духовных лиц этой фамилии уже укоренились на Урале (прежде всего в Ирбитском и Верхотурском уездах), имели родственные связи с потомственным священством в нескольких поколениях.

Мой дед, Топорков Василий Васильевич, 1900 г.р. (расстрелян в 1937 г. как сын священника) с семьёй: жена Анна Михайловна Чекмарева, дочь Лидия (моя мама), сын Михаил. Фото 30-х гг.

Из публикации А.В. Мангилёвой, которая приводит данные о количестве священно- и церковнослужителей по фамилиям в начале 19-го века на той территории, которая в дальнейшем была отнесена к Екатеринбургской епархии, в Ирбитском уезде насчитывалось 14 Топорковых, в Камышловском — 9, в Шадринском — 2, Екатеринбургском — 2, в Верхотурском — 1.

В целом Топорковы занимали тогда третье место по своей численности. Родственные Топорковым фамилии известны не только в духовной среде: «светские» ответвления этих фамилий оставили заметный след в истории Урала (достаточно назвать горных инженеров уральских заводов Топорковых или имена деятелей науки и техники).

Топорковы — люди талантливые: они обладали в большинстве своем замечательными художественными и музыкальными способностями, прекрасными голосами, славились феноменальной физической силой. Топорковы любили книги и сами не были чужды перу. Более других имениты священники, дореволюционные писатели и краеведы, художники, композиторы. Например, Александр Александрович Топорков. Он является автором брошюры «О Васильево-Шайтанском заводе» (Пермь, 1892 г.). Прочитав брошюру А.А. Топоркова, невольно задаешь себе вопрос: кто он, автор? Указано, что священник, а из содержания книги можно заключить, что это поистине серьезный инженер, знаток заводских дел и жизни рабочих. Разве мог так знать заводскую жизнь священник? Оказывается, мог.

Мой прадед, благочинный протоиерей Топорков Василий Васильевич, 1874 г.р., при отправлении в Красновишерский концлагерь. Фото 1929 г.

Топорков Ф.Д. — живописец, участвовал в отделке иконостаса и царских врат Александровской церкви в Нижнем Тагиле.

Для того чтобы описать все связи Топорковых с фамилиями урало-сибирского потомственного духовенства, потребовался бы не один том генеалогических исследований. Поэтому я ограничусь только ближайшими родственниками.

Исследования истории моего рода, основанные на архивных данных и многочисленных публикациях уральских родоведов, краеведов, генеалогов (вот некоторые из них: Мосин А.Г. Уральские фамилии. Том 1. Екб. 2000, Мангилёва А.В. Духовное сословие на Урале в первой половине 19-го века (на примере Пермской епархии). Екб. 1998, альманах «Сплетались времена, сплетались страны». Вып. 1 Екб. 1997, работы Коновалова Ю.В., Чумаковой Э.Е. и др.), довели меня до 1750 года. И я с уверенностью могу утверждать, что все мужчины рода Топорковых были священниками.

Мой прадед был родом из большой многодетной семьи, в которой насчитывалось 10 детей. Семья была дружной, образованной. Все девочки окончили Епархиальные училища, а сыновья — вначале Соликамское духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию.

Далее привожу архивные сведения об отце прадеда.

«Помощник настоятеля, священник Василий Васильев Топорков, 46 лет — 1832 г.р. Родился в Серебрянском заводе.

Родители: Отец — Вас. Топорков 1800 г.р. — священник в Серебрянском заводе. Мать — Агриппина Никифоровна —1802 г.р.

Кончил курс Пермской Духовной Семинарии с аттестатом второго разряда.

В 1855 году декабря 2 дня рукоположен во Диакона к Аннинской Успенской церкви Осинского уезда Высокопреосвященнейшим Неофитом, Архиепископом Пермским и Верхотурским.

Тем же Архипастырем в 1856 году марта 20 дня рукоположен во Священника к Сретенской церкви Романовского села Соликамского уезда.

1858 года мая 26 дня переведен в Калинское село Пермского уезда.

1860 года в октябре месяце был переведен в Сергинское село того же уезда.

С 1861 года по 30 июня 1862 года служил в Серебрянском заводе, проживал в собственном доме.

Марта 1862 года был определен к Градо-Верхотурской Богоявленской церкви.

Июня 15 дня того года переведен в Серебрянский завод Кунгурского уезда.

1865 года апреля 30 дня переведен в Таушинское село Осинского уезда.

1870 года мая 26 дня определен на Священническое место к Корепинской церкви Чердынского уезда.

17 августа 1871 года прикомандирован к исправлению должности Священника в село Серегово.

Указом пермской Духовной консистории от 7 октября 1874 года за №8846 определен помощником настоятеля к сей церкви.

В 1875 году состоял под уголовным судом по делу о выдаче метрической справки крестьянину Оконешникову и был обвинен в подлоге. Дело это рассматривалось в окружном суде, с участием присяжных заседателей, признавших священника Топоркова невиновным, вследствие чего по суду оправдан. Грамоту и Указ имеет. Проповедей в благочиние не доставлял. Поведения хорошего.

В семействе у него: жена — Боголепова Стефанида Никандрова 41 (1839-1840 г.р.). Поведения очень хорошего. Диаконская дочь.

У них дети:

Всеволод, 10;

Николай, 16, 1864 г.р., обучается в 1 кл. Пермской Духовной Семинарии;

Константин, 10, 1870 г.р., кончил курс в Юксеевском начальном народном училище;

Александр, 7, 1873 г.р.;

Василий, 6,1874 г.р. (мой прадед);

Раиса, 23, 1857 г.р.;

Ольга, 19, 1861 г.р.;

Мария, 15, 1865 г.р.; (читают и пишут и занимаются рукоделием)

Конкордия, 9,1871 г.р., обучается в Юксеевском начальном народном училище.

Сергей 1880 г.р.»

(Ф. 111, оп. 1, д. 2764)

У каждого мальчика из этой семьи очень трагичная судьба, связанная с репрессиями и эмиграцией.

А теперь о моем прадеде — Топоркове Василии Васильевиче (1874 г.р.).

Он был женат на Зубаревой Екатерине Александровне, 1874 г.р. — из Вятского священнического рода. Их дети: Нина, 1899 г.р., Василий, 1900 г.р. (мой дед), Николай 1905 г.р., Елена, 1908 г.р.

Храм в селе Покровском Артёмовского района

Свердловской области (ранее Ирбитского уезда Пермской губернии), откуда рпошел род Топорковых, и где служило много поколений Топорковых.

Вот полная версия архивных данных о служении прадеда.

«Топорков Василий Васильевич родился в августе 1874 г. в селе Серегово Чердынского уезда

Уральской области (в то время Пермская губерния) в семье священника.

В 1894 г. окончил Пермскую духовную семинарию студентом.

1894 г. — псаломщик Меркушинской церкви Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии.

С1 октября 1895 г. — законоучитель министерского сельского училища села Шороховское Ялуторовского уезда Тобольской епархии (по назначению Епископа Антония Тобольского и Сибирского).

Октябрь 1897 г. — законоучитель с. Шороховского и Кокушинского министерского сельского училища.

Март 1899 г. — следователь по первому благочинию Ялуторовского уезда.

С1 по 20 сентября 1899 г. — миссионерские противораскольничьи курсы в Тюмени.

В 1900 г. награжден набедренником его преосвященством Антонием Тобольским и Сибирским.

1901-1906 г.г. — село Елунинское Ирбитского уезда Екатеринбургской епархии.

Принят в Екатеринбургскую епархию с определением на священническое место к церкви села Ялунинского Ирбитского уезда.

Священник села Шороховского Тобольской епархии Василий Топорков — 14 августа. ЕЕВ 1901г., №16 (16/V111).

Распоряжением епархиального начальства, утверждённым 11 сентября Его Преосвященством, катехизатором на 1902 г. по 3 округу Ирбитского уезда назначен священник села Ялунинского Василий Топорков. ЕЕВ 1901 г., №19 (1/Х).

1906-1908 гг. — село Новопышминское Камышловского уезда Екатеринбургской епархии. (по назначению Епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского).

С февраля 1908 г. по 1915 г. — с. Галкинское Камышловского уезда Екатеринбургской епархии (по назначению Епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского).

Перемещены священники с. Галкинского С. Вербицкий и с. Нового Камышловского уезда Василий Топорков один на место другого — 2 января 1909 г. ЕЕВ 1909 г., №6 (8/II).

Деревня Новая входила в состав Тамакульской слободы (волости). Между 1869 г. и 1898 г. стала селом Новым (Новодеревенским); числилось в той же волости до 1916 г. В 1928 г. — в составе Четкаринского района Шадринского округа. Сейчас — село Новосельское в Далматовскомрайоне Курганской области.

В 1915 г. — помощник благочинного, член Камышловского духовного управления Екатеринбургской епархии.

1915 г. — с. Галкинское Камышловского уезда, Богородицкая церковь. Священник — Василий Васильевич Топорков, духовный следователь по 1 округу Камышловского уезда, 39 лет, окончил курс Пермской семинарии, имеет скуфью. Логиновское Екатеринбургское училище, Тихоновская церковь. Является членом братства святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.

Журналы съезда депутатов от духовенства Камышловского училищного округа (ноябрь 1914 г.): «...Слушали: отношение Правления Камышловского духовного училища от 15/XI о том, что священник Василий Топорков, согласно его прошению, уволен от должности члена Правления».

Там же: «Кандидатом к членам ревизионной комиссии избран священник Василий Топорков». ЕЕВ 1915 г., №6 (8/III).

С1916 г. по апрель 1919 г. — священник села Бобровское Екатеринбургской епархии (по назначению Епископа Серафима Екатеринбургского).

12 Мая 1919 г. — полковой священник 1-го Ударного Полка 1-ой Ударной Сибирской дивизии войск Колчака.

1-й Сибирский ударный полк в составе 1-й Сибирской ударной стрелковой дивизии (командир — полковник Лобунцов) формировался в апреле — мае 1919 г.

30.07.1919 г. — дивизия расформирована, её части перешли в 25-ю Екатеринбургскую стрелковую дивизию (30.07.1919-20.03.1920, командир — полковник Воронов).

Май 1919 г. — ноябрь 1919 г. — полковой священник в с. Козиха Новониколаевского (Новосибирского) уезда.

Был задержан особым отрядом, затем отпущен в с. Тулинском, потом заболел тифом, но выжил.

1920-1922 гг. — служил в селе Завьяловское Новониколаевского уезда.

1922-1923 гг. — служил в селе Волчиха Славгородского уезда.

1923 г. — служил в с. Ракиты Славгородского уезда (был арестован Омским ОГПУпо обвинению в контрреволюционной деятельности, через два месяца, в ноябре 1923 г., отпущен, подписка о невыезде снимается через месяц).

1924 г. — уезжает к сыну Василию в с. Тевриз.

С мая 1924 г. по 1925 г. служил в селе Петелино Тарского уезда.

1925-1927 гг. — священник г. Сургута Тобольского округа.

С мая по декабрь 1927 г. служил в селе Чукреево Благовещенского района Ирбитского округа.

С декабря 1927 г. по февраль 1928 г. служил в селе Долматово Шадринского уезда по назначению Епископа Аркадия Кунгурского.

В феврале 1928 г. арестован по ст. 58.3 УК Шадринским ОГПУ, через месяц освобожден без предъявления обвинения.

1928 г. — с. Падерино Шадринского уезда.

1929 г. — с. Закамышловское, благочинный 1-го Камышловского церковного округа, арестован Камышловским ОГПУ, ст.58, отправлен в концлагерь.

1929-1934 гг. — Красновишерский концлагерь. Попал в лагеря особого назначения Уральской области. 14 января 1930 г., осужден на 3 года заключения в концлагерь по политическим убеждениям, до ареста работал священником в селе Закамышловское Шадринской обл. (сведения из ГААОСО, архивно-следственное дело №17317).

Упр. Вишерскими лагерями Особого Назначения — заключенный Топорков В. В. прибыл в лагеря на Крановишерские заводы 15 мая 1930 г. под № 4672 245944.

Пом. нач Увлона ОГПУ — Реплов.

До этого он содержался в Шадринском Управдоме.

С18 октября 1929 г. заключен в концлагерь на 3 года, считая срок с 25 сентября 1929 г.

— Нач. Шадринского ОГПУ — Мовшензон.

1934 г. — Ойрот-Тура (Горно-Алтайск), жил у сына Топоркова Василия Васильевича, лесовода, областного специалиста по лесному производству, который был расстрелян в 1937 году как сын священника. Прадед был арестован по 58-й статье, как и большинство священников, и «тройкой» НКВД приговорен к отправке в ГУЛАГ. Дальнейшая судьба прадеда В. В. Топоркова неизвестна.

Я познакомилась с материалами судебного дела прадедушки в архивах ФСБ. И вот на что обратила внимание. Его обвинили в том, что он хранил религиозную литературу и будто бы вел среди населения контрреволюционную агитацию. А на самом деле о. Василий, как и другие священники, хотел одного — чтобы против воли народа не закрывали церкви. А также — чтобы крестьян не облагали непосильными налогами. Прочитала я в деле и его высказывания о том, что его беспокоило больше всего: как сохранить Церковь от разрушения и поругания. Он больше, чем кто-либо другой, понимал, что атеизм — это дорога в никуда, что именно православие на Руси веками формировало души людей, воспитывало нравственность, а в смутные времена сплачивало народ на защиту Отечества. Поэтому он и стоял стойко за Церковь, против ее разрушения.

Читая в судебном деле протокол допроса, я поняла, что мой прадедушка был очень мужественным и стойким человеком. В самые трагические минуты своей жизни он вел себя достойно, не оправдывался, не просил помилования. На допросе он заявил, что по своему собственному желанию стал служить полковым священником в 1-ом Ударном Полку армии адмирала Колчака. Он твердо стоял за свои убеждения, мужественно защищал Церковь от поругания и отстаивал право человека на свободу вероисповедания. При этом он ссылался на советскую Конституцию: «В советской Конституции записано, что человек имеет право на свободу вероисповедания, так почему же закрываются церкви, почему священников сажают в тюрьмы?».

Только в настоящее время стало известно (по данным информационного агентства Екатеринбургской епархии), что в 1918-1944 гг. на Урале были репрессированы 334 священнослужителя (из них расстреляно 146). Во всей области к началу войны оставалось 20 церквей, в Пермской — 6, в Челябинской — 1, в Курганской — ни одной. Расстреливали архиереев, священников, дьяконов, псаломщиков, монахов, верующих мирян. Уничтожали Церковь.

Но непреложны слова Господа о том, что врата адовы не одолеют Церкви Христовой. И, несмотря на испытания, которые можно сравнить только с гонениями на христиан первых веков, Православие, Православная Церковь в России устояли под напором большевистского антирелигиозного террора. Судя по протоколам допросов, устоял и мой прадед — потомственный священник Василий Васильевич Топорков.

Многие его правнуки, в том числе и я, узнали о его жизни совсем недавно. Родители боялись нам что-нибудь рассказывать о своем отце и деде. Те внуки, которые жили вместе с ним в Михайловке, вспоминают, что дедушка был очень добрым человеком. Часто привозил детям гостинцы, и его приезд для всех был праздником. Мама рассказывает, что дедушка был требовательным, но в то же время добрым, никогда не кричал на детей, пытался всё спокойно объяснить. Не любил праздного времяпрепровождения. Требовал, чтобы дети постоянно работали по хозяйству или читали книги. В доме всегда был порядок. В семье воспитывалось уважение к труду и хлебу. Бросить хлеб на пол считалось великим грехом. Кроме этого, прадед был высокообразованным человеком, знал несколько иностранных языков, хорошо играл на музыкальных инструментах и прекрасно пел. У моего прадеда, благочинного протоиерея, было немалое количество церковных наград и ордена Российской империи.

Многое ещё из жизни моих предков требует дальнейшей проработки, а, следовательно, и дальнейших обращений к церковным и «светским» источникам. И я считаю это своим долгом и обязанностью.

О себе писать труднее всего. Я родилась в городе Пренае, сейчас это Литва, в 1950 году. Там служил мой папа — офицер, которому сейчас 90 лет. Я часто переезжала с родителями, а потом и с мужем, тоже военным. Окончила Казанский Государственный Университет, факультет иностранных языков. Всю жизнь работала и работаю преподавателем и переводчиком. Преподавательский стаж — 42 года. Есть награды от правительства, медали. В 2008 году была выдвинута на Грант Президента, как один из лучших учителей г. Москвы, отличник Просвещения. У меня две взрослые дочери.

Моя мама всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы. Бабушка была бухгалтером. То, что из поколения в поколения у нас женщины учительствовали, ясно из архивных документов, т.к. все работали или в церковно-при- ходских школах, или в женских епархиальных училищах. Когда же они выходили замуж, то занимались домом, семьей и детьми, обучая их всему тому, что умели сами. А умели они многое — от домоводства до знаний по разным предметам. Я ни одной минуты не жалела об избранной мною профессии. Иначе и быть не могло. В детстве меня учили готовить, шить, вязать, вышивать, вести хозяйство. Эти навыки очень пригодились мне в жизни.

На этом можно было бы и закончить, если бы не щемящее чувство печали... Я так и не смогла найти информацию о том, как закончил свою жизнь мой прадед. Мне бы очень хотелось побывать в тех местах, где он служил, найти его могилу, положить цветы и сказать ему от всех его потомков: «Мы помним, из какого мы рода».

"Живоносный Источник" №1 (6) за 2012 г.
 


Вернуться назад