Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Церковно-историческая экспедиция в село Шибково

Церковно-историческая экспедиция в село Шибково


22.01.2013.

Ирина РОСТОВЦЕВА

Отчет о проделанной работе в период обмерной практики студентов НГАХА в селе Шибково Искитимского района Новосибирской области (июнь 2012 года)

Несколько лет Кафедра Основ Архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской Государственной Архитектурно-художественной Академии плодотворно сотрудничает с Новосибирской Епархией (с 2012 г. — Митрополией) РПЦ. Студенты первого курса проходят обмерно-геодезическую практику на объектах, выбранных совместно Епархией и кафедрой.

Студенты НГАХА в 2010 г. обмерили и составили исторические описания Михайло-Архангельского храма с. Легостаево, а в 2011 г. — храма свв. Захарии и Елизаветы поселка Миргородского (ныне в черте г. Каргата). Практика 2012 г. оказалась особенной, поскольку от деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шибково Искитимского района НСО остался только каменный фундамент.

25 июня 2012 г. начались полевые работы. Студентка 111 группы Авдеева Алена Григорьевна и студенты 113 группы Васильева Наталья Михайловна, Гнеушева Валентина Владимировна, Журавлева Софья Сергеевна, Косовенко Татьяна Александровна, Костиков Антон Константинович, Капелева Анастасия Сергеевна, Кузеванова Анастасия Александровна, Одуд Даниил Михайлович вместе с магистрантом НГАХА Тереховой Натальей Владимировной и руководителем практики старшим преподавателем кафедры ОАПИАиГ НГАХА Ростовцевой Ириной Львовной приехали в Шибково и были радушно встречены директором школы Владимиром Ивановичем Сазоновым и завучем Татьяной Васильевной Лоенко. Нас поселили в классах. На несколько дней школа стала нашим домом.

Фотография фрагмента южного фасада храма во время размещения в нем клуба, 60-е годы ХХ века

Знакомство с историей Шибкова началось со школьного музея, где хранится фотография фрагмента фасада храма во время размещения в нем клуба и масштабный рисунок этого же фасада, выполненный первым милиционером Искитима Иваном Ильичом Лизогубом, вероятно, в 1930-х гг., когда здание оставалось сохранным, а ликвидированы были только колокола. Эти документы стали отправными точками наших поисков.

После первого осмотра фундамента храма все поняли, что главными орудиями будут лопата и топор. Разочарование от увиденного сменилось горячим желанием понять, как все выглядело когда-то. Закипела работа. Были расчищены все углы здания, в них установлены колышки, натянут шнур. Это позволило даже в недоступных местах зафиксировать толщину фундамента, а в двух местах удалось обнаружить остатки обгорелых брусьев и увидеть, как опирались деревянные стены на фундамент. В углах здания были найдены горки гвоздей, что говорит о том, что стены были обшиты рейкой-шалевкой, закрепленной по углам вертикальными досками, имитировавшими пилястры.

26 июня мы ждали приезда батюшки. К развалинам пришли сотрудники сельсовета, библиотеки, женщины с ребятишками, пенсионеры (это было в самый разгар рабочего дня). Благочинный Южного округа иерей Игорь Затолокин совершил водосвятный молебен на месте западной паперти храма Покрова Пресвятой Богородицы, где предполагается установка поклонного креста, окропил святой водой расчищенный фундамент и благословил всех присутствовавших.

Кресты с наверший храма в с. Шибково на могилах кладбища

На вопросы о восстановлении храма батюшка отвечал, что, если мы хотим восстановить храм, то должны молитвенно просить Господа и Пресвятую Богородицу благословить наши намерения.

После молебна жители села не хотели расходиться, стали делиться своими воспоминаниями и советовать, с кем в селе стоит встретиться, чтобы узнать историю церковного здания.

Братья Юшковы Михаил и Виктор Александровичи рассказали, как в детстве, когда церковь была колхозным зерноскладом, у детей была забава — зерна. Любопытные мальчишки лазили по крыше и видели, как в барабанах четырех малых главок, между кружалами, дикие пчелы устроили соты. Когда во время войны об этом узнали взрослые, Койнов Александр стал снимать главки и откачал довольно много меда.

Иерей Игорь Затолокин совершает водосвятный молебен на месте западной паперти храма Покрова Пресвятой Богородицы, где предполагается установка поклонного креста

Единственная икона из храма Покрова Пресвятой Богородицы, сохранившаяся у потомков сторожа и певчего завьяловской церкви Ивана Егорова

Александр Андреевич Дюков сообщил нам, что кресты с храма стоят на могилах на кладбище. Надписи на могилах не уцелели, но троих из 6 человек он назвал. Это Дюкова Варвара Андреевна (родная тетя А.А.), Трутнев Николай, Жабин Дмитрий.

Галина Федоровна Торбеева (в девич. Кузякова), со слов Ивана Ильича Лизогуба, знает, что в церкви похоронен какой-то святой. Иван Ильич запрещал детям копаться около храма. Эту информацию подтвердил житель села, не пожелавший назвать себя. Он сказал, что в село были привезены мощи какого-то святого, а над ними и был поставлен храм.

От матери Галина Федоровна слышала, что сорванные со стен храма и из иконостаса иконы свалили в ограде и плясали на них. Одну из икон удалось сохранить сторожу и певчему храма Ивану Егорову, хранится она у его потомков в семье Галины Ивановны Ежей (в девичестве Кузьминой).

В 1964 г. здание церкви было отремонтировано и переделано под клуб. В центральной части храма и трапезной располагался зрительный зал, расставлены ряды стульев. Сцену подняли значительно выше уровня солеи. По воспоминаниям Любови Ивановны Бурьяк, работавшей киномехаником, в бывшем дьяконнике стояло пианино, в углу зрительного зала — бильярдный стол. Над сценой висел экран для демонстрации фильмов, отгородивший алтарную абсиду. Кинобудка разместилась в противоположном конце здания, в притворе, чуть ниже перекрытия. Подняться в нее можно было по лестнице, ведшей прежде на колокольню, шатер и звонница которой были сломаны.

Перекрытие, устроенное на уровне хоров, отделило подкупольное пространство кафоликона в отдельный этаж, где разместили библиотеку. Вдоль северного фасада, снаружи, устроили металлическую лестницу с деревянными ступенями. Зимой постоянно образовывалась наледь, и библиотекарю Бордун Зинаиде Григорьевне приходилось долбить лед, чтобы попасть на рабочее место.

Объемная модель храма в программе SketchUp, выполенная А.Костиковым по материалам обмеров фундамента храма, чертежам типового проекта, рисунку И.И. Лизогуба и фотографии фрагмента южного фасада

Зинаида Григорьевна точно запомнила дату пожара. Буквально накануне она перевезла последние книги из библиотеки в новое кирпичное здание, в котором она находится и по сей день. В ночь со 2-го на 3-е сентября 1983 года случился пожар. Приехали 5 пожарных машин, но церковь была полностью объята огнем, стены и перекрытие рухнули внутрь здания, и тушить не стали. К утру над дымящимся пепелищем торчал только остов металлической лестницы.

Фундамент храма в с. Шибково. Обмерные работы.

Работы по расчистке фундамента Главные орудия труда — лопата и топор

Завершив все обмерные работы в Шибково, мы отправились в Новосибирск выполнять чертежи. Здесь были найдены типовой проект, по которому был построен храм , и фотографии церкви в с. Колбинка Молчановского района Томской области, выполненной по этому же проекту в 1911 г. и сгоревшей в июле 2009 г.

По материалам обмеров фундамента храма, чертежам типового проекта, рисунку Ивана Ильича Лизогуба и фотографии фрагмента южного фасада Антоном Костиковым выполнена объемная модель храма и в программе «SketchUp» создан короткий фильм, позволяющий осмотреть здание снаружи и изнутри. Натальей Васильевой и Валентиной Гнеушевой проведены обмеры крестов с храма, установленные на могилах на сельском кладбище. Анастасией Кузевановой и Анастасией Капелевой графически восстановлены отсутствующие в типовом проекте западный и восточный фасады.

Продолжается работа в архиве. Найдены имена священников, служивших в храме Покрова. Метрические книги храма, фиксировавшие сведения о совершении таинств крещения, браковенчания и обряда отпевания, хранящиеся в ГАНО, начинаются с марта 1917 года — возможно, это и есть время освящения храма. С марта по сентябрь записи выполнены священником Леонидом Горчаковским, в дальнейшем таинства совершал священник Михаил Жерновков, а с 21 октября 1917 г. ему сослужил псаломщик Михаил Анашкин.

Дата закрытия храма, взятая из литературы, документально подтверждена (постановление о закрытии вынесено Облисполкомом 23.12.1938 г.). В июле 1939 г. здание церкви пустовало и не использовалось.

Закончилась студенческая практика, но работа по восстановлению истории храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шибково продолжается.


"Живоносный Источник" №1 (6) за 2012 г.
 


Вернуться назад