Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > «Жизнь за Царя». К 400-летию подвига Ивана Сусанина
«Жизнь за Царя». К 400-летию подвига Ивана Сусанина17.04.2013. |
К 400-летию подвига Ивана Сусанина
Ученые доказали: Иван Сусанин существовал! **** Иван Сусанин – герой без награды. К 400-летию конца Смуты Вернемся на 399 лет назад, к драматическим дням конца Смутного времени. 21 февраля/ 5 марта 1613 г. Великий Земский собор в московском Успенском соборе избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны. Однако самого Михаила Романова, как и его отца, будущего патриарха Филарета, плененного поляками, на Соборе не было. 28 октября 1612 года (ст. ст.) Михаил Федорович и его мать Марфа Иоанновна бежали из Москвы в Кострому, а оттуда – в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. Объективности ради добавим, что бежали они не от поляков и «воров», а от ополченцев Пожарского и Минина, боясь их мести, поскольку во время осады Кремля сидели внутри вместе с Семибоярщиной и поляками. По преданию , Марфа Иоанновна оставила сына в Домнино, под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Унженского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням. 8/ 20 марта 1613 г. поляки, узнав об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, присыпав тлеющими головешками – как будто пожар произошел только что. Вскоре польско-литовский отряд вошел в деревню Деревеньки (Деревенище) близ Домнина, где и проживал Иван Осипович. Здесь интервенты, как свидетельствовал в 1731 г. правнук Сусанина И. Л. Собинин, устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам. Кто-то не выдержал и сказал, что Михаил Романов в Домнине. Поляки силой вынудили бурмистра (старосту) Ивана Сусанина идти с ними проводником до этого села. Иван Осипович повел отряд в сторону от Домнина, к болотам. Но перед этим он успел отдать указание верным людям, чтобы они помогли Михаилу Федоровичу выбраться из ямника и бежали с ним в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Сусанин, заведя вражеский отряд верст на десять в гибельную топь, решил, что теперь ляхам нипочем не догнать Михаила Федоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести «гостей» обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его «великими, немерными пытками» и «замучили его до смерти», как сказано в грамоте царя Михаила Федоровича от 30 ноября 1619 г. И. Л. Собинин так описывал истязания палачами прадеда в прошении своем к Императрице Анне Иоанновне: «… оне в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили на мелкие части». В 1864 г., опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «…верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи (заочно – А.В.) помазал елеем святым и нарече его Царем России». Надо сказать, что молодой Царь одарил потомков великого героя весьма скромно по сравнению с благодеяниями, которыми он осыпал дворян–«перелетов», успевших послужить и Василию Шуйскому, и Лжедмитриям, и Семибоярщине, и полякам, но не оказавших никаких существенных услуг новой династии. Михаил Федорович 30. 11. 1619 г. (через 6 лет после своего спасения!) пожаловал Богдану Собинину, зятю Сусанина, всего-то «половину деревни Деревнищ» и освободил его, а также детей, внуков и правнуков, «и в род их вовеки неподвижно», от налогов, податей и повинностей. Другие великие герои Освобождения – Минин и Пожарский – тоже не снискали от Царя златых гор и высоких чинов (правда, они ничего и не просили). В этом есть определенная жизненная правда: такие люди, как Минин, Пожарский, Сусанин, жертвовали жизнями не ради благ земных, потому их и не получали. Но вообще власть не имеет права позволять себе таких ошибок (а в России она почему-то позволяет их себе всегда). Награда власти имеет прежде всего воспитательное значение, она – пример другим. А какой пример давало награждение «перелетов»? Не стоит и говорить о том, что эта тема имеет особую актуальность сегодня, когда дождем наград и премий осыпаются чиновники-приспособленцы, «звезды» шоу-бизнесы, продажные журналисты и писатели и прочие, а многие герои Чеченской и Грузинской войн до сих пор не могут получать своих «боевых» и пособий по инвалидности. А не поощряя героев, государство плодит антигероев, о которых потом говорит с таким возмущением. Но ведь это ваши «герои»! Андрей Воронцов Размещено: Сайт Имперского Казачьего Союза.
Вернуться назад |