Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Чтимые иконы Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в Сибирском крае

Чтимые иконы Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в Сибирском крае


28.04.2013.
Святитель Николай при жизни своей был благодете­лем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смер­ти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах, спасая от потопления и из глубины морской, пере­нося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым — зрение, хромым — хожде­ние, глухим — слышание, немым — глаголание.

Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу, и всякому, находящему­ся в беде, являлся готовым помощником, усердным за­ступником и скорым предстателем и защитником. И теперь также помогает всем, с верою прибегающим к нему, и из­бавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого Чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, знает его и Сибирская земля.

Начнем с первого момента великого события покоре­ния Сибирского царства в 1581 году. Вот собираются в путь первые завоеватели Сибири — Ермак со своими товари­щами. Снаряжают их именитые люди, владетели Вели­ко-Пермского края, братья Строгановы с племянниками. К казачьей дружине Ермака, в пятьсот сорок человек,

 

С. 23:

 

Строгановы прибавляют своих триста людей и снабжают всех перевозными судами со всеми необходимыми сна­стями. К началу похода, летом 1580 года, всех сил Ермака набирается за полторы тысячи, и они трогаются. Удальцов сопровождают в их далекой и трудной дороге три священ­ника — «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым после боя, приобщать и исповедовать тяжко раненных и отправлять всякия Божия службы по желани­ям и нуждам». Каждая сотня казаков получила от Строга­новых на дорогу, как бы в благословение, по иконе, и об­раза эти сделались драгоценнейшей святыней казацкой. Везде, где бы ни становились казаки на отдых лагерем, первым делом, в тот же день, сотнями топоров своих они строили деревянные часовни для этих своих образов. С образами этими впереди казаки всегда выступали в бой и во время боя берегли и защищали их, как знамя полковое.

 

С. 24:

 

Предание говорит, что среди этих святынь первых за­воевателей — икон Спаса Нерукотворенного, Господа Все­держителя «Царя Славы» на троне, Богоматери с Пред­вечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, зна­мения победы, Архистратига Михаила, и других — была и честная икона Святителя, победы тезоименитого, Нико­лы угодника в виде образа его Можайского, наиболее при­личествующего христианской дружине, то есть с мечом в одной руке и с Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства — Ермак Тимофеев, как говорят в на­роде, еще ранее этого времени был усердным чтителем Святителя Николая. В верховьях реки Сылвы (около Чусовой), в местах первых подвигов Ермака, до сих пор по­казывают Ермаково городище, место, укрепленное рвом и высокими валами. Здесь, говорят, Ермак зимовал и мо­лился в часовне пред образом Святителя Николы. И те­перь казаки недаром имели с собой эти иконы Святителя: они всецело отдались его покрову и защите и на пути час­то и с особенным усердием молились Чудотворцу о его заступничестве.

            Вот они закончили свой водный путь по рекам до Ка­менных гор, откуда реки вытекали, побросали здесь свои суда и через холмы и долины, скалы и ущелья добрались до горного ядра, самого высокого кряжа, сердцевины. Че­рез него лежал самый трудный путь, и за ним скрывалась цель путешествия. Тут остановились казаки на отдых и в благодарность Святителю за благополучно пройденную по­ловину пути и с просьбой о милости его в будущем преж­де всего поспешили выстроить часовню Угоднику. «Место этой часовни и сейчас цело и свято». Известно затем, даль­ше, и другое подобное же место остановки казаков, посвя­щенное имени Святителя. Здесь уцелел даже древний об­раз Чудотворца, по преданию, поставленный казаками в построенной, по обыкновению, часовне-обыденке, —

 

            С. 25:

 

образ Можайский. Перевалили, наконец, казаки опасный и трудный Каменный пояс и вступили в обетованную зем­лю, до того времени сказочное Царство Сибирское. Дош­ли они до новых рек, срубили новые плоты, выдолбили новые челноки и поплыли на них по реке Нейве в реку Тагиль, из Тагили в Туру, Тоболь и Иртыш. Еще когда ка­заки были на Тоболе, встретились они с войском владете­ля этих земель — хана Татарского Кучума. Начались час­тые и упорные схватки с татарскими полчищами. Перед завоеванием Сибири, с появлением русских, — стали, гово­рят, татарам являться всякие видения. Видывали они и ог­ненный столб от земли до облаков, и вооруженных вои­нов, летавших на крыльях, несущих на плечах дивный

 

            С. 26:

 

престол, и воина в блестящих искрометных латах (святой Димитрий Солунский), и грозного чудного старца с мечом в руках. Этот чудный старец был Святитель Николай, и здесь ратовавший за православных, по их вере и молитвам. Видели все это татары, и ужасались; видели и Ермаковы казаки, и объясняли видения в свою пользу. И действи­тельно, казаки всегда побеждали, пока, после последней решительной и отчаянной битвы с обеих сторон, 23 октября 1581 года, не взята была столица хана Кучума — Сибирь, с помощью Божией и молитвами Святителя Николая.

            Где бы ни выбирали себе первые завоеватели Сибири стоянку, когда они строили для нее острог, первые удары их топоров вырубали крест, а потом часовню для Божия благословения. Многие из этих часовен, как мы уже гово­рили, строители посвящали Святителю Николаю.

            Так было во всех первых городах Сибири, так оно вез­де бывает с православными людьми и доселе: в Тюме­ни, древнейшем городе Сибирском (основанном в 1585 го­ду), Тобольске (во второй половине 1587 года), Пелыме (в 1592 году), Березове (в 1593 году), и других. И первые церкви в этих случаях завоеватели также посвящали Свя­тителю Николаю.

            В 1611 году в Тобольске свирепствовал страшный кон­ский падеж. Граждане обратились с особенно усердною молитвой к известному заступнику пред Господом - Свя­тителю, и Святитель их услышал: конский падеж мгно­венно прекратился. В благодарность Угоднику граждане тогда же, в один день, соорудили ему еще новый деревян­ный храм. Память об этих временах первого чествования Святителя до сих пор хранится в городе в названии одного из его храмов — церкви Николы Обыденного.

            Так постепенно, с помощью Божией и великого Чудо­творца, казаки двигались далее и далее по Сибири, рас­ширяя владения Русского государства во все стороны,

 

            С. 27:

 

устраивая поселения во всех направлениях. В 1632 году уже строится ими острог Якутский, и они вступают в об­ласти трех сильных и многочисленных племен: «неопрят­ных бурятов, тунгузов крепких и проворных якутов».

            В 1697 году пятидесятник Владимир Атласов с шестью­десятью товарищами и таким же числом юкагиров присо­единил Камчатку к Московскому Царству, и первая цер­ковь на полуострове была посвящена Святителю Николаю. Так русские завоеватели начали дело покорения Сиби­ри, устроив Святой Николаевский Верхотурский и Нико-лаево-Туринский монастырь в Зауралье, и окончили дело завоевания Сибири с молитвой Святителю Николаю и — нужно верить этому — с небесной помощью его.

Напечатано: Дмитрук Анатолий, протоиерей. Патерик Сибирских Святых и подвижников благочестия. – М. – 2006. – С.С. 22-27.


 


Вернуться назад