Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Вознесенская церковь с. Сузун

Вознесенская церковь с. Сузун


06.07.2007.
Возникновение Вознесенской церкви неразрывно связано с созданием в с. Сузун медеплавильного завода и монетного двора. Обратимся к его истории.
 

Монетное дело в Сибири началось с именного указа Императрицы Екатерины II Российскому Сенату от 7 ноября 1763 г. Был открыт монетный двор на уже существовавшем Колывано-Воскресенском медеплавильном заводе, велось сооружение Павловского, но специалистами было принято решение о создании еще одного медеплавильного завода и монетного двора при нем.

 

 

alt

Вид на с. Сузун и Воскресенскую церковь. Фотография начала XX в.

Крестьянином Малышевской слободы Михаилом Зайцевым было указано наиболее удобное место для строительства, при впадении реки Пивоварки в реку Нижний Сузун, где находилась деревня Быкова. " Вниз по реке Оби по течению оной с правой стороны, на реке Нижний Сузун, водой и местами весьма богатое”.

 

20 марта 1764 г. приказом начальника Колывано-Воскресенских заводов генерал-майора А.Г. Порошина были определены места для всех цехов строящегося завода. В качестве образца был взят Колывано-Воскресенский медеплавильный завод.

 

Сооружением монетного двора руководил титулярный советник Иван Марков, а постройкой плавильных цехов коллежский советник Иоганн Готлиб Улих. Наиболее грандиозным сооружением была плотина, перекрывавшая реку Нижний Сузун. Её длина составляла 235 м 40 см, а ширина -  25 м. Строительством плотины руководил инженер Головин, а главным смотрителем был Н. Бахарев (впоследствии его именем была названа одна из улиц в Сузуне). Одновременно со строительством завода велось сооружение жилых домов, улиц, площадей.

 

alt

Священник Василий Дуплев – настоятель церкви в 1901 – 1919 гг. Фото из фондов Сузунского краеведческого музея

Особенно большой вклад в дело механизации горнорудного комплекса в Сузуне внесли И.Н.Ползунов, К.Д.Фролов, П.К.Фролов, Д.В.Головин, Ф.С.Ваганов, М.С.Лаулин, М.П.Залесов и другие гидротехники и инженеры.

 

 Завершить строительство предполагалось к октябрю 1764 г., но из-за всевозможных задержек строительство продолжалось и в первой половине 1765 г.

 

14 июня 1765 г.  на недостроенном монетном дворе  вспыхнул пожар, огнем были уничтожены практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора.

 

Новый проект завода выполнил  архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер III-го класса В.Фролов; им же был составлен проект церкви в честь Вознесения Господня. Построена и освящена в 1765 г. Храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста.

 

 Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была освящена в честь Вознесения Господня.

 

alt

alt

Иконы, написанные И. В. Крестьянниковым. Сузунский краеведческий музей

В сентябре 1766 г. начались работы восстановленного медеплавильного завода и монетного двора. С 1766 г. Сузунский монетный двор чеканил « сибирские» деньги, которые имели обращение только на территории Сибири, а с 1784 по 1848 гг. деньги общероссийского образца. На Сузунском заводе помимо производства денег с 1768 по 1911 гг. велось плавление серебра и меди, а с 1820 по 1860 гг. - производство чугуна. Также на заводе изготавливались различные металлические предметы, необходимые в быту.

 

В 1768 г. Сузун посетил известный путешественник академик Петр Симон Паллас. В своем труде «Путешествие по разным местам Российского государства» он записал: «Заведенный ныне монетный двор окружен высоким острогом четвероугольником сделанным, и у входов оного стоит караул. По правую сторону Сузуна стоит вне заводского округа на плотине контора, возле которой построен каменный сарай для денег, кои с медного двора в конторе принимаются. Далее стоят потребные запасные дворы, гауптвахта, и по другой линии офицерские дома также и постоялые двора. Все простые жилые дома, коих число простирается до двухсот, стоят частью ниже завода по правую сторону Сузуна, частью по левую сторону от пруда, на ряды разделенные и составляют с заводскими строениями и построенною к южному концу плотины большою церковью длинный четырехугольник. Несколько подалее от реки находится бесподобный сосновый бор, который простирается на шестьдесят верст, как в ширину, так и в длину. Положение места весьма приятно». По архивным документам были установлены имена некоторых управляющих монетным двором. Это: Петр Березовский, Алексей Малеев, Дмитрий Бихтов, Александр Дейхман, Андрей Мевиус. Василий Иванович Тистров (находился в должности управляющего в1840-1845 гг.;), Александр Александрович Черкасов (находился в должности управляющего с1871 по 1883 гг., известный писатель-натуралист). До наших дней сохранилось здание управляющего медеплавильным заводом и монетным двором. Это здание строилось в 1765 г. как казенная квартира и контора для управляющего медеплавильным заводом и монетным двором. Сейчас в сильно перестроенном доме управляющего находится Сузунский краеведческий музей.
В 1848 г. Сузунский монетный двор был ликвидирован, а в 1914 г. упразднили и медеплавильный завод.

 

За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания (1846, 1886-1888), затем – с увеличением числа прихожан. В состав прихода входило  село Сузун  Барнаульского уезда. Распоряжением Томской Духовной консистории духовенством храма велся учет количества прихожан. В 1911 г. прихожанами храма было 3797 человек, также в приходе проживало 4 раскольника; в 1914 г.  -  3918 человек, а в 1920-е гг., в связи с ликвидацией медеплавильного завода количество прихожан  сократилось до 3596 человек.

 

По воспоминаниям старожилов храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Известно, что особо чтимыми образами были:  храмовая икона Вознесения Христова и икона святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная священником Василием Дуплевым.

 

При Вознесенской церкви в с. Сузун, существовала церковно-приходская школа, которая была открыта в 1895 и помещалась в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. количество учащихся в ней было 85 чел. В 1887 г. в Сузуне была открыта Горная школа. Помимо основных предметов в ней изучалось горное дело и металлургия.

 

Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви на данный момент не известно.

 

Удалось лишь установить имена некоторых священно церковнослужителей, в разные годы служивших в Вознесенской церкви; это священники: Иаков Патрушев, Иоанн Седачев, Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь-март 1894г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (с 1897 по 1901г., с 1901 г. священник Никольской церкви с. Маслянинского). Диакона: Стефан Двинянинов, Иоанн Репьев (до 1906 г.), Павел Судник (с 1906 по 1910 гг.; с мая 1910 г. священник церкви с. Комарихинского), Михаил Тимашев (с1910 по 1912 гг.), Валериан Моцартов (с 1912 по 1914 гг.). Псаломщики: Евгений Ивановский, Иоанн Добросердов, Петр Рубцов, Василий Пономаренко, Виталий Самсонов, Алексий Марсов (до 1900 г.), Александр Чирков (1900 г.),  Михаил Симонов (с 1913г.), Иоанн Пономарев (1920-е гг.)

 

О многих из них известно или крайне мало, наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, который служил в храме с 1901 по 1919 гг.

 

       Дуплев Василий Трифонович. Родился10 марта 1868 г. в семье мещан г. Бийска. Обучался в Бийском городском училище. 22 сентября 1883 г. указом Томской Духовной консистории определен вольнонаемным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви с. Ново-Тырышкино. Спустя неполных три года, 5 августа 1886 г. Василий Дуплев получает назначение к Александро-Невской церкви г. Бийска. 22 сентября 1890 г. псаломщик Василий Дуплев был рукоположен в диакона, а через пять лет, в 1895 г. – рукоположен в священника. В период с 1898 по 1901 гг. о. Василий служит на приходах Омской епархии. В 1901 г. возвращается в Томскую епархию и назначается к Вознесенской церкви с. Сузун.

 

30 апреля 1903 г. за устройство в с. Сузун столовой Красного Креста по бесплатному кормлению голодающих жителей села, священник Василий Дуплев удостаивается Знака Общества Красного Креста.

 

В 1931 г. состоял священником церкви с. Вяткино, Усть-Пристанского р-на Запсибкрая (ныне территория Алтайского края). 20 апреля 1931 священник Василий Дуплев был арестован, а 13 июня того же года осужден Особой Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу. Расстрелян в 1931 г. в г. Барнауле.  

 

Одним из последних священников Вознесенской церкви с. Сузун был о. Василий Коронатов

 

      Коронатов Василий Сергеевич. Родился ок. 1885 г. Окончил Томскую церковно-учительскую школу и Богословские классы Томской Духовной семинарии в 1916 г.8 мая 1916 г. рукоположен в священника. И в том же, 1916 году назначен священником церкви с. Сенчанского; в 1917г. переведен к Свято-Троицкой церкви с. Верх-Тулинского; с 20 февраля 1920 г. по февраль 1923 г.состоял при  Вознесенской церкви с. Сузун, а 17 февраля 1923 г. был переведен к Свято-Троицкой церкви с. Меретского.

 

Нами не установлены имена священнослужителей, служивших в храме после о. Василия Коронатова, т.к. многие документы были утеряны. Известно лишь, что с 1923 по 1929 гг. в Вознесенской церкви служил священник Сергий Лаврентьев. С 1929 по 1930 гг. при храме состоял протоиерей Николай Яновский; в 1930 г. его сменил священник Максим Горчаков (пробыл до 1931 г.), а в 1935 г. к Сузунской церкви был назначен протоиерей Василий Вятчинин, возможно он был последним настоятелем.

 

Строительство дороги от Барнаула через Павловск и с. Сузун повлияло на возникновение в 1834 г. Сузунской Никольской ярмарки, т. к. новая дорога связала Сузун со Старым Московским трактом, - одной из важных торговых магистралей. Ежегодно на ярмарке для продажи выставлялась всевозможная мануфактура, а также кресты, складни, литые иконы, изготавливавшиеся на медеплавильном заводе. Сузунские иконописцы не только выставляли свои работы, но и принимали заказы на изготовление икон, роспись храмов. Возникновение сузунской иконописной школы относится к последней четверти XVIII в. История сохранила нам имя одного из последних иконописцев (или богомазов, как их называли на селе). Это Иван Васильевич Крестьянников (1858-1941 гг.). В  последние десятилетия своей жизни икон не писал, работал пожарным, весовщиком на базаре. В Новосибирской картинной галерее представлено 120 икон Сузунского письма, из них более 20 – написанные И.В. Крестьянниковым.

 

Главная особенность его работ – обаятельное соединение изысканного, даже артистичного рисунка лиц и рук с простодушной декоративностью чисто народного толка. Наиболее художественно выразительными иконами И. В. Крестьянникова стали изображения Христа и святителя Николая Чудотворца. Анализируя его творчество в целом, можно отметить ориентацию автора на древние образы. В селах близ Сузуна в избах до сих пор можно встретить иконы, написанные И. В. Крестьянниковым, причем некоторые жители помнят, что Крестьянников сам носил образа по деревням для продажи. Известно имя еще одного художника-иконописца – Батанова. Со слов его внучки Клавдии Алексеевны Кротовой в окрестностях Камня и Сузуна все церкви были расписаны ее дедом.

 

Но вернемся к истории Вознесенской церкви. В начале 1918 г. советским правительством был принят декрет « Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Началось разграбление, закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто еще более жестоко, чем в европейской части России.

 

alt

Здание бывшей церковно-приходской школы. Современный вид.

alt

Строительство нового храма. Фото из личного архива автора

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещен колокольный звон. Колокола снимали с церквей и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в Сузунскую пожарную часть попал один из колоколов Вознесенской церкви (ныне хранится в районном музее). В 1937 г. постановлением Новосибирского Облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты. Спустя некоторое время храмовое здание было разобрано, на месте храма построили летнюю танцплощадку. Впоследствии перед танцплощадкой был выстроен клуб. В 1954 г. клуб сгорел, но был снова отстроен. Позднее в нем разместился  кинотеатр « Родина». Шли годы, и здание кинотеатра пришло в негодность, на другом месте был выстроен Дом Культуры и кинотеатр перевели в него. После закрытия  церкви в здании бывшей церковно-приходской школы первоначально размещалась библиотека, а сейчас находится местное отделение соцзащиты.

 

В 1997 г. жителями р.п. Сузун под храм был оборудован жилой дом, а в 2000 г. на месте бывшего кинотеатра началось строительство нового храма.

 

alt

 

Богослужение в новом храме. Фото из личного архива автора

alt

 

Современный храм Вознесения Господня. 2006 г. Фото автора

Наиболее крупные пожертвования на строительство храма сделали: Новосибирское епархиальное управление, Администрация р.п. Сузун,  ЗАО «Маслосырзавод Сузунский», МУП  « Сузунское ПАТП», МПМК «Сузунская-1», ООО «Эффект», «Энергосбыт», ФГУП СПЭКЭС, магазин «Керамика», ООО «Магнолия», ООО «торговая фирма Пятачок», ООО «Силуэт», ЗАО «Сузун-сервис», ЗАО «Поиск», ЗАО «Свинокомплекс Сузунский», ООО «Лабария», ТОО «Обское», Сузунское ПТПО, ЗАО «Идея», Сузунский леспромхоз, ООО «Лидер», Сузунский филиал «Электросвязь», ЗАО ПКФ «Обновление», частные предприниматели: А. Е. Неизвестных, Л. Н. Неизвестных, А. Г. Оствальд, А. К. Зулин, А.А. Вайгель.  Также в строительстве храма принимали участие: «Агротранс», ООО «Сузунпромстрой», МУП «Сузунская ЖКХ», лесхоз «Сельский», Сузунское ДРСУ, частные предприниматели В. Р. Адам и С. Б. Назаров.

 

alt

Учащиеся детской воскресной школы

С 1998 г. при храме стала действовать воскресная церковно-приходская школа; в 2003 г. школа была отмечена дипломом Выставочного Объединения « Сибирская ярмарка».

 

 


 

Евгений Шабунин, референт издательского отела Новосибирской епархии
 


Вернуться назад