Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Во имя Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма

Во имя Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма


15.03.2014.
Далёкая пора, наша старина. Мхом поросла!
Что было - видели деды. Что будет - увидят внуки.
Вчера - не догонишь, от завтра - не уйдёшь!
Было добро, да уж очень давно...

 

Скоро мы отпразднуем 250-летие нашего,богатого историей, посёлка.
Сузун возник в 1764 году, согласно Указа государыни Екатерины Алексеевны о постройке медеплавильного и монетного дворов в системе Колывано-Воскресенских заводов и был заложен на речке Нижнем Сузуне от Малышевской слободы за 20 верст.
Началась по тем временам грандиозная стройка, на которой было задействовано много умелых и именитых мастеров развивающегося Сибирского Царства и России и сотни приписных крестьян Колывано-Воскресенских заводов.Одновременно со строительством завода велось сооружение жилых домов, улиц, площадей. Здесь до нас дошли сведения задействованных на этом людей, таких плотничных мастеров как Мартин,Рябинов, Латников,старост Петра Крупенникова и Фёдора Панфилова, прежде участвовавшие в строительстве многих плотин и заводов.
Через год, в июне 1765 г. на ещё недостроенном монетном дворе от нечаянного случая вспыхнул пожар. Огонь уничтожил практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора. Итак, пришлось всё строить заново,новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер III-го класса В. Фролов. Он же делает и проект церкви.
Насчёт того, когда церковь была построена, на сегодня есть три версии.
В первой трактуется, что храм был уже в 1765 году, вместе с новоотстроенными заводами, закончен.
Вторая версия основывается на справочной книге томской епархии за 1898-99 г.г., в которой указано: Сузунский приход - церковь деревянная, во имя Вознесения Господня,построена в 1846 году вместо бывшей ранее 1769 года, за ветхостью уничтоженной.
Третья версия основана на Ведомости о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год.(Ф. Д-89, оп. 1, д. 1, лист 74—75.) Согласно ведомости церковь построена 1771-го года Генваря 29-го дня коштом казенным, престолов один во имя Вознесения Господня.Зданием деревянная с таковою же колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же. Утварью достаточна,зданий при сей церкви никаких нет.
Какая из этих версий точная? Самые ранние данные сообщают нам,что храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла освящена и названа в честь Вознесения Господня.
По неархивным данным, встреченными мною в сети, нововыстроенные плотина,заводы и церковь в 1766 году были освящены архиереем Тобольским и Тарским(?) с церковными лицами митрополии. Только после долгих розысканий, подтверждения тому я не нашёл и вообще мне представляется маловероятным, что архиерей с людьми приехал из Тобола за 1500 километров для освящения маленького деревянного храма в Сузуне.


Это первый проект шатровой сузунской вознесенской церкви.

За время своего существования Сузунская церковь конечно неоднократно перестраивалась. Срок службы дерева недолог. Перестройка храма происходила по многим причинам - как-то в связи с ветхостью здания, а так же с увеличением числа прихожан.
Если в 1765 году на нижнесузунских заводах кроме офицеров и служащих работают 138 мастеровых, то через год количество рабочих увеличивается больше,чем вдвое.
А ещё через пять лет в Сузуне насчитывалось 1120 душ мужчин и 952 женщины. Кроме них ещё 213 староверов(раскольников).
Теперь вернёмся к годам основания. Предположим 1771-ый - годом основания церкви. Типа заводы - дело временное,ни сегодня-завтра закроются и церковь изначально в 1764-65 годах не строили.Тогда должна была существовать какая-то временная церковь.Где проходили службы и молебны? В Малышево? Представить, что в 1766 году  300 прихожан,за неимением своей церкви, едут скопом в Малышевскую слободу на богослужения ещё можно. Но в то,что в 1770-м тоже проделывают уже более двух тысяч человек верится с трудом. Тем более к малышевскому приходу относились и жители деревень Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова.Т.е. приход был бы невероятно переполнен и всем бы мест не хватило.Второго престола в Малышевской слободе не было.

Так или иначе,но в период с 1765 по 1771 г.г. храм начал свои службы.
Следует упомянуть,что верующими в те времена были все жители,за редким исключением ввиду слабоумия,да и те были крещёными.
Деревянный храм при таком всенародном посещении быстро приходил в ветхость и суровый сибирский климат сохранности тоже не способствовал.
Первых сведений об учинении ремонтов,отпуске средств на замену ветхих крыш и венцов мне не попалось. И только за 1810 год встречается
Рапорт о разбитых молнией иконах и церковной утвари в сузунской церкви. (Ф 26 оп.1 дело 1086 ).
Диакон Петр Попов сообщает в томскую епархию,что сузунский храм 3 июня 1810 года от молнии загорелся. Также упал нагар со свечей,выгорели две плахи
и пострадала утварь для служб.
Вероятно что,и без того ветхая церковь, после удара молнии была наскоро и неосновательно отремонтирована,поскольку в 1816 году в епархии
обсуждается вопрос о строительстве Малышевской церкви и Сузунской каменной (Фонд 26 опись 1 дело 1058) Причина - всё таже ветхость и теснота при
службах. Но вопрос строительства,ввиду нехватки средств у государства и епархий из-за опустошительной войны с Наполеоном,отодвинулся на неопределённое
время. Вместо нового храма с завидным постоянством и малыми средствами латался старый.

Клировые ведомости 1829.

Из 536 населенных пунктов, относившихся в 1829 г. к приходам Барнаульского духовного правления Сузунский завод по данным клировых ведомостей был третьим
по численности населенным пунктом с 3409 жителями.Поселок Павловского завода имел только 1990.
Паству сузунского заводского прихода в 1829 г. на 77,2%(2632 чел.) составляли мастеровые,0,8% уклонившихся в раскол (49 человек),
2,1% купцов и мещан,остальные прихожане - заводские приписные и казённые крестьяне,военные. Доля женщин превышает долю мужчин более чем на 1%.

Позже мне встречается ещё один рапорт за 16 марта 1844 г. от того же Петра Попова и с теми же проблемами - ветхость строения:

В сузунской вознесенской церкви деревянная крыша пришла в ветхость,так что опасно ходить.
Необходимо поправить и подвести под оную церковь каменный фундамент.

В августе того же года Попов в напоминание посылает повторный рапорт о том же.
Прошение о помощи получает и управляющий сузунскими заводом и монетным двором Василий Тистров.

Второй проект.

Через два года эта проблема всё-таки разрешилась. В 1846 году Барнаульское духовное правление расширилось по количеству подотчетных
ему церквей (с 16 до 25) и прирасло новыми приходами - Риддерским, Зыряновским и др.
Было построено 9 новых церквей! В таком большом и масштабном божеугодном деле были выделены средства и в Сузунский Вознесенский приход
на строительство здания новой церкви на фундаменте.
Новый храм выстроили по-прежнему деревянным,вероятно стены из кирпича или камня по каким-то веским причинам отпали,но к радости
служителей и прихожан - новый!
В этот же год,ещё во время строительства церкви,радость сузунцев сильно омрачило другое бедствие. В большом пожаре сгорел монетный двор Завод-Сузуна.
Сотни мастеровых,занимавшихся деньгоделанием,были перераспределены к плавильным печам и на работы,связанные с производством меди.И их
исповеди стали более печальными...

Сузунские старожилы говорили,что в послевоенные годы торчащие остатки церковного фундамента можно было ещё увидеть.Сегодня это место найдёт
только-что знающий - на практически ровную поверхность земли выходят остатки известняка. Кому невдомёк - просто пройдёт мимо.

Всем без сомнений понятно,что каменные здания стоят веками и требуют меньше вложений на ремонт. Поэтому вопрос о постройке каменной церкви
в Сузуне всё же был уже давно выстраданным. Так, через сорок лет, в 1886 году в Томске опять начинается обсуждаться строительство каменной церкви
в селе Сузунском. Инженером Бехтером был разработан новый третий проект красивой вознесенской церкви, не очень сильно отличавшейся от первоначального своего вида 1765 года. 28 августа 1886 года этот проект был одобрен томской губернской строительной комиссией и заверен исполняющим должность губернатора Н.Петуховым и губернским архитектором А.Клобуковым.

Но и этому проекту что-то помешало осуществиться. Поскольку все просмотренные мною ревизии и списки населённых мест Томской губернии вплоть до 1914 года
фиксируют в своих данных деревянную однопрестольную церковь. Так сошлись звёзды,что каменный храм Сузуну не светил!
Первая советская перепись 1926 года церковь в Сузуне уже вообще не упоминает. Очень сомнительно,что за три года с 1914-го и до революции её могли построить,
ну а уж после революции однозначно нет.

На этом фрагменте снимка «Провожают на войну» мы видим по всей вероятности второй проект храма,построенный в 1846 году.
Потому-как и от первого деревянного и от третьего каменного, постройка отличается более низкой,чем храм колокольней. А на чертежах она везде выше.

Данные из журнала «Живоносный источник» № 1 за 2010 год с некоторыми моими дополнениями.


Приход храма состоял из жителей посёлка. По указанию Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества
прихожан в так называемых метрических книгах и исповедных росписях. Известно, что в 1911 г. сузунский приход (благочиние 43 округа)
состоял из 3797 человек, в 1914 г. — 3918 человек, а в 1920-е годы в связи с революцией и закрытием завода количество прихожан сократилось
до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов, храм отличался довольно богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось.
Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского
в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым.

После издания советским правительством в 1918 году Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви началось разграбление,
закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже,
их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто ещё более жестоко, чем в европейской России.

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещён колокольный звон. Колокола снимали с церквей
и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в сузунскую пожарную часть и попал один из колоколов Вознесенской церкви,который по-видимому
использовали для оповещения о пожарах (ныне он хранится в районном краеведческом музее)

Последнее богослужение было отслужено в апреле 1937 года.
Постановлением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты.
Церковное здание было передано в ведение райкома профсоюза работников лесной промышленности.

После войны церковь разобрали и на месте храма из церковных бревен построили дом(клуб) лесозаготовителей и летнюю танцплощадку.
Клуб в последствии в 1954 г.сгорел. Однако был снова отстроен и назван кинотеатром «Родина». К концу 80-х и «Родина» пришла в полную негодность,
чуть позже клуб разобрали и историческое место в центре посёлка оказалось пустым.

Четвёртый проект.

Сузунский приход был восстановлен в 1990 г.
В 1997 году на историческом месте было начато строительство нового храма.
В октябре 2002 года завершились работы по отделке и покраске наружных стен, благоустройству территории.
16 мая 2012 года Преосвященнейший Лука, Епископ Искитимский и Черепановский, в сослужении протоиерея Александра Реморова, помощника
Управляющего Новосибирской Епархии и клириков Искитимской Епархии, совершил чин освящения храма в честь Вознесения Господня.
Первое богослужение в новом храме служилось в Великий Четверг на Страстной седмице 2002 года.
В 2006 году на колокольню был поднят освященный колокол, а также водружён крест.



Крещение. 11 августа 2013.


Вид с колокольни.


Установленные служители Вознесенской церкви до ее закрытия в 1937 году

Священники: Василий Михневский (ок. 1802 г.) Стефан Рыбнин (с 1803 г.), Алексей Капустин, Иаков Патрушев, Иоанн Седачёв,
Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь—март 1894 г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (1897— 1901 гг., затем переведён
в Никольскую церковь с. Маслянинского), Василий Дуплев (1901— 1919 гг.), Василий Коронатов (1920—1923 гг.), Сергий Лаврентьев (1923—1929 гг.),
протоиерей Николай Яновский (1929—1930 гг.), Максим Горчаков (1930—1931 гг.).
В 1935 г. в Сузунскую церковь был назначен протоиерей Василий Вятчинин, возможно он был последним настоятелем.
Имена других священников 1920—1930-х годов установить не удалось, поскольку многие документы были утрачены.

Сегодняшние настоятели.

Настоятелем прихода с 2002 по 2005 годы являлся священник Владимир Стеблев. В 2005 году настоятелем прихода назначен протоиерей Игорь Меняйлов.
После него иерей Николай Крукович. С 2012 года настоятелем храма является иерей Андрей Басов. Вероятно ещё в этом 2013 году его переведут в г.Барнаул.
Вопрос назначения нового настоятеля сузунской вознесенской церкви остаётся ещё открытым.


Автор Сергей Калякин.
Использованы:
  • Клировые ведомости 1829 г.
  • Справочная книга Томской епархии за 1898-99 г.г.
  • Ведомость о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год.
  • Список населённых мест Томской губернии 1911 г.
  • Справочная книга по Томской епархии за 1914 год.
  • «Живоносный источник» № 1 за 2010 г.
  • Отдельное спасибо Раисе Борисовне Шкурпет (г.Бердск) за предоставленные архивные копии.
  • http://www.susun.ru/suzunskij_kraeved_museum/vo_imja_voznesenija_gospodnja_tri_proekta


 


Вернуться назад