Сайт Образование и Православие > Лирикон > Владимир Гарматюк. Костюм на выход или Ответы на семь вопросов, которые делают нас Человеком

Владимир Гарматюк. Костюм на выход или Ответы на семь вопросов, которые делают нас Человеком


20.11.2015.

«Ни один самый лучший закон и весь государственный аппарат не сделает и тысячной доли того, чего можно достичь улучшением нравов».

В жилищно-эксплуатационой конторе (ЖЭК) дворники меняются часто, работы у них много, зарплата маленькая. Месяц, два - и уходят.

В одно лето дворником в контору устроилсямолодой мужчина. Высокого роста, нормально сложен, внешне физически здоров, но было видно, что с психикой не всё хорошо. На мизерную пенсию по инвалидности взрослому человеку не прожить.С первой и второй группой инвалидности на работу не берут. В его случае, возможно, была третья (рабочая) группа, с которой принимают. Скорее всего, в ЖЭКе был острый дефицит кадров, а может, просто по-человечески пожалели. Факт тот, что его взяли на свой страх и риск, вопреки всем существующим правилам. Руки ноги на месте, что без дела-то сидеть?

Надо отметить, что трудился новый дворник добросовестно.

Резало глаза и сердце, что одевался он крайне бедно. Понятно, что и работа была не самая чистая, и как говорит старая русская пословица: «не иметь плохого - не носить хорошего». Но его одежда была того хуже. Если он сам и не стыдился своего вида, то жильцы дома его материальное положение понимали с одного взгляда. И, наклонив голову, избегая встречи в глаза, суетно проходили мимо.

Для жильцов утренняя встреча с новым дворником была ежедневной встряской их совести. Возникало острое чувство вины и стыда перед этим человеком. Вины за себя и за общество - по-детски не зрелое, не развитое и не самостоятельное.

Психически нездоровый человек убирал мусор, разбросанный «здоровыми» людьми. Кто о ком должен заботиться? - Больной ли человек о здоровых, или здоровые люди о больном? Кто на деле психически и морально болен?Парадоксальность и дикость ситуации была невыносимая.

«Чем бы этому человеку помочь, что для него сделать? Как бы ему возместить долг за «здоровых» людей? – думал Сергей. – Надо сделать так, чтобы от помощи он не отказался и при этом не был оскорблен.

 

Среди мужчин на охоту, рыбалку, природу, работу в полевых условиях стало «модно» носить хлопчатобумажные костюмы из камуфляжной ткани. Комфортно, удобно, легко. Сергей посмотрел, какого примерно роста новый дворник, прикинул размер одежды, поехал в магазин и купил обычный, рабочий «спецназовский» костюм.

Прямо отдать в руки незнакомому человеку нельзя – можно обидеть.

Сергей зашел в домоуправление. Мастера со всех участков сидели вместе, в одной комнате. Обратившись к ним, Сергей спросил, знают ли они того нового дворника?

- Знаем.

- А у кого он на участке?

- У меня, - ответила полная женщина, лет за сорок.

- Что, убирает плохо?

- Нет, напротив, убирает хорошо. Он сюда в контору заходит?

- Да, бывает.

- Тогда, передайте ему, пожалуйста, вот этот костюм. Скажите, что это рабочая спецодежда выдается в домоуправлении дворникам в качестве премии за хорошую работу. Все присутствующие сразу всё поняли и заулыбались. На хорошее уговаривать никого не надо, люди с радостью соглашаются помочь.

Прошло пару недель, но дворник так и продолжал работать в своём изношенном тряпье. Подойти и спросить –передали ли ему костюм? – как-то неудобно. Если отдал, значит, не пропадёт. Может, в домоуправлении есть и другие, кому одежда нужнее. Кому ещё больше требуется, чем дворнику, тому и передали.

Спустя какое-то время, дворник-инвалид уволился.

По нынешнему в России «справедливому» закону с «копеечной» зарплаты этого несчастного человека, которому не достает средств на одежду, вычитают 13% подоходного налога, отрезая долю от его скудного «куска хлеба». И наравне с нищим бедолагой берут эти же 13% с миллиардеров, строящих «шубохранилища для моли», не знающих применения сумасшедшим деньжищам, награбленным у народа. Некоторые в богатстве живут так, словно они вечные. Живут без стыда перед людьми и без совести пред Богом.

Достаток и умеренность – ум. Богатство и чрезмерность – безумие.

 

Семь вопросов, которые делают нас людьми:

- Кто психически безумен, тот дворник или люди, обладающие бессмысленным богатством?

- Почему «нравственное воспитание» не преподают в школах отдельным предметом, как родную речь?

- Не является ли безнравственность уродством человеческого общества?

- Имеют ли право безнравственные люди быть во власти, а находясь там, своими делами причинять ущерб народу?

- Что бываетс государством и обществом,когда физически здоровые, красивые, но нравственно незрелые люди приходят к управлению?

- Не по причине ли безнравственности в мире случается всякий кризис?

- Разве не знаем мы, что страдаем единственно от безнравственности и невежества?

 

В ответах на эти семь вопросов кроется корень всех бед людей.

Здесь есть начало и конец человеческим бедам!

 

P. S. В ту же осень Сергей случайно встретил на улице того самого молодого мужчину-дворника. Он шел, высоко подняв голову. Поношенная, облупленная на рукавах куртка из искусственной кожи была нарочито надета нараспашку, а под ней был тот самый новенький камуфляжный «спецназовский» костюм. По-видимому, более лучшей одежды «на выход» у того и не было.

Сергей взглянул в его открытое лицо. Оно излучало достоинство и самоуважение. – Мужчина-инвалид чувствовал себя Человеком.

В то же самое мгновение это чувство, как вспышка молнии, огнем передалось в сознание и отозвалось в душе у Сергея. Он тоже почувствовал себя Человеком. Даже ради одного мгновения этого чувства стоит бороться, терпеть и жить.

Каждый. Несомненно. Я уверен – может стать в жизни Человеком и Гражданином.


  Россия, г. Вологда.
            19.11.2015


 


Вернуться назад