Сайт Образование и Православие > Лирикон > Людмила Крымова. Школьная подготовка

Людмила Крымова. Школьная подготовка


15.04.2018.

Екатерина Викторовна готовила класс к новому учебному году. Докрасив школьный подоконник, она попросила Тимофеича подтянуть болты у классной мебели. Пока рабочий, обслуживающий здание школы, виртуозно вкручивал электрошуруповертом потерявшиеся винтики, преподаватель трудового обучения у девочек размышляла возможности поездки к мощам Александра Свирского.
Было желание поехать и приложиться  к преподобному. Испросить молитв на рождение ребеночка. У супругов было трое детей, но четвертая беременность окончилась извержением плода из-за инфекции краснухи. Врачи сообщили, что детей у четы больше не будет. Супруги понимали, что от Бога им послано испытание. Решили терпеливо ждать, надеясь, что Господь исполнит желаемое прошение.
У родителей Александра Свирского Стефана и Вассы  была похожая ситуация. Родив двух детей, Господь долгое время не посылал  супружеству младенца. Усердно молясь Богу, Стефан и Васса обрели себе утешение, а православному воинству молитвенника. Нетленные мощи преподобного почивали совсем недалеко от области проживания…
Уловив себя на маловерии вкупе с праздным интересом, Екатерина спохватилась. Ехать в паломничество из любопытства поглазеть на нетленные мощи – кощунственно. Преподобный услышит молитвы их супружества и в храме у своих мощей, и в их приходском храме, и в городской квартире - в  море житейском.
Тимофеич, незаметно от взора Екатерины Викторовны, перебравшись в соседний кабинет, хвастался своим новым орудием труда, которое ему привезли из загранкомандировки  школьные учителя, а молодая учительница, как будто бы отказывалась замечать вокруг себя давящий тревожный фон педагогического коллектива школы во главе с директором Октябриной Марксовной.
Екатерина вышла из декретного отпуска, но ее должность - учителя иностранного, была занята другим педагогом. Замещающая коллега законопослушно собиралась освобождать занимаемый пост, но соратник готовился к пополнению в семье, и Екатерина Викторовна сама предложила понизить себя в тарифной сетке, что бы будущая мама занималась радостными и ответственными хлопотами, посвященными подготовкой к рождению нового гражданина Отечества.
По инициативе Екатерины Викторовны, после ухода в декретный отпуск замещающего специалиста иностранного языка,   эту штатную единицу закрепили за ней… в совмещение к должности  мастера трудового обучения, что бы молодая мама-коллега, после рождения ребеночка, не осталась без рабочего места.
Но не только это обстоятельство  нагнетало обстановку и будоражило педагогический  коллектив.
В средней общеобразовательной  школе ушла в вечность старенькая учительница начальных классов. Последние лет пятнадцать своей трудовой деятельности она работала преподавателем трудового обучения у девочек. В свои семьдесят восемь лет Анна Игнатьевна сохранила трезвый ум и образцовую память. Занималась биатлоном. На  обеденных перерывах успевала моржеваться. Не утратив интерес к профессии, принимала активное участие в общественных и конкурсных мероприятиях школы. Часто была вдохновительницей и активным организатором этих событий. Не удивительно, что такой специалист не оставил своего ремесла  до последнего дня своей земной жизни.
После ее кончины на должность трудовика взяли профессиональную швею лет пятидесяти, которая, не проработав трех месяцев – неожиданно для всех скоропостижно скончалась.
Учитель математики - Станислав Игоревич, привел с разрешения Октябрины Марксовны на вакантную должность свою племянницу - Оксану Сергеевну – спортсменку-разрядницу, окончившую пединститут, но не работавшую, ни дня по специальности. Умерла спустя два месяца и Оксана Сергеевна…
 - Анна Игнатьевна всех зовет к себе… - в коллективе учителей, при поддержке мигреней и нервных срывов единовластно господствовали страхи.  Доказывая небылицами всевозможные гипотезы, сочинялись  мифы. Возникали  и одобрялись «подтверждениями» - легенды. 
Трудовое обучение преподавать девочкам по школьному расписанию - необходимо. Найти преподавателя-трудовика на должность было не возможно.
Октябрина Марксовна рассылала гонцов к опытным педагогам. Спрашивала среди  молодых. Высматривала на кафедрах студентов-выпускников последних курсов. Тщетно...
 Директор школы, под страхом увольнения,  запретила  своим подчиненным  информировать приходивших претендентов, о том, что место «проклятое» и, сама об этом никому, из вновь прибывших,  не рассказывала.
Учитывая, что о «проклятии трудовика» знали даже новорожденные хомячки в «Живом уголке», не укрощаемый  и не устрашаемый человеческий фактор, стабильно проскальзывал сквозь массивные барьеры школьных учительских твердынь.
Если удавалось заманить на собеседование беспечного кандидата, во время поисков кабинета директора или ожидания конца урока, разглядывая фоторепортажи с трудовой славой школы, каким-то непостижимым для Октябрины Марксовны  образом, новичку оглашались «секретные» данные.
          Блаженствуя с семьей в скоротечном декретном   отпуске, Екатерина Викторовна,  неоднократно была посвящена в развернутые и содержательные подробности о найме на должность трудовика  от родителей учащихся, живущих с ней в одном доме. 
          Кто-то из учителей советовал позвать батюшку. Другой педагог шептал директору в ушко:
           - Лучше бабушку!
           В «Учительской» появлялись книги с заговорами, «Секреты экстрасенсов по изгнанию злых духов» и прочей оккультной галиматьи.
В разгар надуманного, парализующего страха и паники, из декретного отпуска возвращается  Екатерина Викторовна и сама, по известным теперь причинам, напрашивается  на «проклятую» должность.
Обрадованные сотрудники в первый день работы «по секрету» детализировали Екатерине Викторовне тонкости, особенности и прочие критерии «проклятия». Молодая учительница, пожав плечами, ответила, что в их в коллективе слишком большое внимание уделяется темным силам.
           При виде Екатерины Викторовны, пьющей кофе из посуды «мертвых людей», сослуживцы отскакивали, остерегаясь быть сопричастными «смертонеизбежному» ритуалу. Избегая даже случайного прикосновения к самой учительнице.
          Однажды Екатерина спросила преподавателя биологии: директора школы - Октябрину Марксовну, можно ли ей перенести из кабинета трудового обучения широколистный вьющийся цветок, в тяжелой напольной кадке, оставшийся от Анны Игнатьевны, в  школьную оранжерею.  Октябрина Марксовна, страшась случайных прикосновений, порывистым вихрем взлетела от учительницы вверх по лестнице стремительными шагами.
          - Ему мало места в кабинете. Он уже за карниз пытается зацепиться, – успела проговорить Екатерина в изумлении, высматривая директора за старинными бюстами ученых.
          - Можете забрать его себе, - ответила директор, пытаясь мимикрировать с перилами лестницы. Екатерина обрадовалась такому подарку. В этот же вечер ее супруг перевез роскошную пальму домой, установив над ней индивидуальное освещение.
Когда наступил по счету третий учебный год трудовой деятельности Екатерины Викторовны в школе, Октябрина Марксовна  совместно с коллегами по «несчастью», стала  сознавать, что стихийная, подавляющая волю тревожность в коллективе, незаметно самоликвидировалась.
Многократно признанные на всероссийских турнирах  педагоги, обремененные  высшими квалификационными категориями, вооруженные научными знаниями по своим любимым предметам, как  ни норовили отойти раньше, им назначенного Богом срока в вечность или  умереть от предчувствий неминуемого, но неведомого грядущего, увы  – не смогли. Удача на сей раз обошла их стороной. Дрессирующие воображение  игры вроде: «Найди у себя рак»  или «Чей сон страшнее?» разбивались о вскинутую бровь Кати:
- Мы же просвещенные люди. Мы же учителя: как можно быть такими суеверными?..
Теперь директор школы стала задумываться о других сторонах жизни молодой несовременной многодетной учительницы.
Почему у Катерины все в учебном процессе получается: ведь она не трудовик по специальности? Почему она не ходит в потертом и старомодном, как положено усталой, измотанной и многодетной, а одевается очень даже современно? Накрахмаленный белоснежный воротник блузки ярко акцентирует темный жакет и жизнерадостное лицо Екатерины Викторовны. Почему их семья педагогов: муж преподает физмат в вузе, и даже имеет кандидатскую, ездит на поддержанной, но иномарке? Почему их дети не шумные, ободранные и голодные, а ухоженные, обстиранные и воспитанные, хоть и маленькие? Почему Катерина старается не мелькать перед телекамерами в праздники, хотя ее ученики выигрывают городские и областные конкурсы? Почему не хочет, чтобы ее узнавали и видели по телевизору все знакомые и, выдирая себе патлы, завидовали? Почему не засиживается на корпоративах? В самом начале своего карьерного роста сама предложила понизить себя в тарифной сетке. Когда задерживают зарплату по два-три месяца, Кэтрин отмалчивается: не протестует, не борется за свои права.
- Не иначе, как «репку» берет, - аттестовала  директор школы.
Октябрина Марксовна решила все выяснить в первый день нового учебного года. После уроков директор вызвала Екатерину Викторовну на ковер.
Екатерина уклончиво отвечала, что в личное время у нее много занятий:
 - … даже бассейн и еще масса всего…
Октябрина, желая разговорить Екатерину, выведывала, в чем состоит ее бизнес. Пыталась назидать молодого специалиста. Объясняла, несмышленой: в современном обществе иметь свой бизнес для человека,  автоматически означает распоряжаться жизнью. Доминировать во взаимоотношениях. Приводила примеры их местечковых школьных бизнесменов.
 Сын учительницы истории  купил видеодвойку и открыл видеосалон в кафе. Екатерина Викторовна ахнула: оказывается, это был тот самый видеосалон с табличкой: «Ведеокафе  у  Вадика», мимо которого она каждый день проходила на работу, с любопытством перечитывая надпись. Мама была у сына на открытии и ей все очень понравилось. Тимофеичу племянница помогает открыть мастерскую по ремонту обуви.
- У нас в семье бизнесом занимается муж,- задиристо, до спазма в горле, купалась в бесценной славе, Октябрина. - Раньше машины из-за бугра на продажу гонял. Пусть наши люди тоже на иномарках катаются. Разве мы хуже капиталистов? Потом бизнес поделили, и он теперь возит пельмени из Карелии и  тут же «с колес» продает на рынке!
А Екатерина Викторовна:
- Затюканная. Забитая. Закомплексованная. Несовременная. Многодетная. Зачем же столько детей рожать? Зачем нищету плодить, – продолжала соболезновать директор школы, - современная медицина безболезненно устраняет нежелательные последствия брачных игр.  Надо было для себя сначала пожить, а теперь вы с мужем в кабале пока дети не вырастут.
Учительница полюбопытствовала  у директора, в чем выражается ее забитость и, как бы случайно, упомянув об осложнениях после абортов, поведала «сенсацию» о зачатии самой личности при слиянии мужской и женской клеток.
- Представители фауны после брачных игр в лесные абортарии в очереди не выстраиваются, - шепотом произнесла учительница «иностранного труда»,  как  Екатерину успели прозвать ее ученики. Директор гордо, закинув голову, без стеснения, не таясь интимных подробностей, сообщила, что за свою жизнь сделала восемнадцать абортов и - ничего! Никаких расстройств в ее организме! А зачатие личности при слиянии двух клеток – это «бабушкины сказки».
- Что касаемо «братьев наших меньших», так они же:  дикие дети - дикой природы. Создания без – интеллекта.
- Человек – это звучит гордо, - Октябрина силилась прибегать к помощи известных стереотипов.
Директор школы отметила  архаичную лексику учительницы и поинтересовалась,  не ударилась ли та, по нынешней моде, в религию. Узнав о том, что современная учительница все же попала «в лапы к мракобесам» повествовала ей до позднего вечера о настоящей церковной жизни «всех священников и верующих людей» и,  конечно: о бизнесе в церкви.
Катерина услышала горестное повествование в художественно драматическом обрамлении о том, как сыну Октябрины Марксовны - Славику и его девушке Соне отказали в венчании.
Славик жил и учился в столичном городе. У его девушки Сони умерла бабушка. Соня и Славик пришли в церковь поставить свечки «за упокой», а в это время в храме проходил «обряд венчания».  Детки засмотрелись на «обряд» и Славик предложил Соне «тоже заодно» обвенчаться, раз уж свечки пришли ставить. София согласилась. Они подошли к батюшке, когда тот молился, с воздетыми руками, стоя лицом  к алтарю. Славик попросил священника их с Соней «тоже сейчас заодно обвенчать». И пачкой с родительскими деньгами для пущей влиятельности  встряхнул перед глазами у священника, надолго похитив у батюшки дар слова. Бабуля из лавки «силком уволокла влюбленных детей» подальше от храма, «что бы не подглядывали, как делятся церковные барыши».
 Октябрина Марксовна сузила глазки: уж очень старательно бабулю пыталась скопировать:
 -  С подковыркой так, да эдак, обратилась бабуля к Славику со словами: «Братик, «заодно обвенчать» то же самое, что «заодно отпеть».
 Славочка  не растерялся и выпалил:
- Какой я тебе братик, если ты - старуха?!
- Видно венчали кого-то из своих! Или денег мало предложил, - скорбя о «продажных священниках» завершила Октябрина свой печальный рассказ.
Екатерина Викторовна продолжала любопытствовать, предлагая директору новые упражнения для размышлений:
- Неужели, когда человеку врач выписывает анализ на кровь, после сдачи исследования можно попросить заодно удалить гланды или вырезать аппендицит: вдруг да пригодится…
 Пока Октябрина размышляла над ответом, Светлана продолжала спрашивать.
Как истолковала бы ситуацию, что бы ответила  сама  директор школы, если бы кто-то из родителей во время ее урока, перебивая объяснение учительницы, ввалился бы в класс и тряс бы перед ней деньгами  с «просьбой»  сейчас «заодно» взять его чадо в школу?
Октябрина Марксовна впервые в своей жизни услышала  противоестественно парадоксальные контраргументы, вынуждающие заново переосмыслять, казалось, совершенно понятную ей тематику. Она уже хотела завершать свою долгую беседу так и не добившись признания от  Кати о ее  бизнесе.
- Бога все равно ведь нет, - безразлично и устало зевая, произнесла директор школы.
Они стали собираться домой и Екатерина Викторовна, в унисон директорскому  безразличию спросила:
- Почему, Октябрина Марксовна, если Бога нет, все вас называют учителем от Бога? Того кого нет, того чего нет - у того и названия нет и понятия о нем тоже - нет. Ваши объяснения тем на школьных уроках, стали известны и за переделами нашей  школы. Превратились в  крылатые выражения.
Екатерина в упоении начала озвучивать некоторые из директорских реплик:
- Посмотрите дети, что вытворяет этот электролит!
- Видите, дети, как ионы взбудоражили всех вокруг себя!
- Запомните, дети, как ведет себя эта опасная молекула! Вы умеете стимулировать детскую увлеченность, захватывая внимание учеников, побуждать их интересоваться вашим предметом.  Вы преподаете детям биологию и химию или вы рассказываете им фантастический рассказ?
- Я,  - игриво переспросила Октябрина.
 Всякий раз, когда директор школы  произносила это местоимение, окружающие незнакомые люди от неожиданности вздрагивали. Однажды вечером группа пятиклассников возвращалась с тренировок по каратэ. Октябрина Марксовна пригласила для такого ответственного учебного процесса настоящего китайца:  господина Динь Пеня.
- Я,  - через открытую форточку были слышны раскаты директорской взбучки.
 Сенсей Динь Пень был горд реакцией своих воспитанников. Ребята рефлекторно приняли упор на вытянутых руках для отжима от земли.
После того, как засидевшихся педагогов школьный сторож провел до калитки, Октябрина предложила Екатерине воспользоваться, возможно, последним, необычным для сентября: хрустально теплым вечером -  пройтись домой пешком.
Уверенно вышагивая  по дорожке, Октябрина продолжала убеждать Екатерину, отойти от несовременных и опасных религиозных заблуждений, настаивая, на том «неопровержимом» доказательстве, что в космос летают корабли с камерами и люди - Бога не видел ни разу и никто.
- Если Бога нет, кто же тогда создал сам космос, - спросила Екатерина Викторовна.
Ответ директора был стандартный: случайно, сам собой создан  космос, мир животный,  растительный… и - обезьяна, впоследствии эволюционировавшая в человека…
Екатерина Викторовна спросила Октябрину, как биолога, известны ли науке другие случаи эволюций:  китов, мышей, свиней, эволюции растений.
- Почему только человек произошел от обезьяны? Почему не эволюционировали бегемоты, волки, муравьи, дождевые червячки? Кто заставляет земляных червей рыхлить почву? Кто назначал их быть индикатором плодородности почвы конкретной местности? Или они,  влекомые своим интеллектом, способствуют разложению органических веществ, обогащая землю гумусом, – спросила учительница директора школы.
Пользуясь затянувшейся паузой, Екатерина Евгеньевна рассказывала о случайностях жизни во вселенной …
Сначала случайно само собой возникли космос планеты, звезды, астероиды и прочая  космическая пыль. Случайно стала каждая планета на предназначенное ей место, а другие космические тела сами случайно удалились друг от друга, что бы не нарушить вселенское равновесие, которое потом случайно будут приоткрывать ученые-физики, математики, химики... а человек – приспосабливаться под открытия этих  достижений.
Случайно, сами собой появились в морях: все рыбы. На суше: все звери, растительность и случайная обезьяна, случайно превратившаяся в человека.
Потом, случайно, от первого случайно появившегося человека, случайно произошел другой пол:
- Кстати, какого пола был первый человек, и каким случайным образом получился из одного пола другой - для размножения? Сколько этот случайно эволюционировавший человек ждал свою «половинку» что бы населить землю, – спросила Екатерина Викторовна Октябрину, вновь поставив директора перед очередным не решаемым вопросом.
Екатерина Викторовна продолжала рассказывать о случайностях в космическом пространстве, плавно переходя к  случайностям своей случайной  жизни.
Ее дедушка, случайно вернувшись с войны, случайно перевез свою семью, ее будущую маму, будущих ее тетушек и дядюшку, из краснодарского края в черноморский город. Там ее будущий папа, случайно, работал на плавкране. Ее будущая мама, случайно, пошла работать в ресторан,  поваром. И ее будущему папе, случайно, захотелось поесть, и он случайно зашел в ресторан, где случайно устроилась на работу поваром Людмила. Случайно наевшись до отвала после дневной смены Витюха, случайно развалился в положение полулежа, на скамейке возле ресторана. Совершенно случайно он всю свою жизнь любил при возможности так делать, совершенно случайно приговаривая:
- Что бы сало завязалось.
 Именно в этот момент (завязки сала у Витьки), случайно, кубанская казачка с русой косой наперевес через грудь до пояса, направилась домой. 
Людмила случайно не собиралась выходить замуж вообще никогда, потому что пребывала  в разводе. Прошлая семейная жизнь случайно не заладилась, и ей случайно не понравилась. Витюха случайно это хорошо расслышал, когда Людмила  сразу случайно отшила его ухаживания. Она случайно подумала, что он пьян. И при любом раскладе: пьян он случайно или трезв был случайно,  это обстоятельство, случайно не влияло на ее случайный выбор ее безбрачия по  жизни.
 Витьке совершенно случайно  пришла в голову мысль, что женится он только на Людмиле. Людмила случайно развернулась, собираясь продолжить свой путь. Случайно имея привычку отмахивать тяжелую косу назад, не заметив, как случайно, отмахнувшей косой, зафиксировала факт Витюхиного случайного решения о женитьбе на ней, хлопнув своей косой по его колоритной личности.
Витя случайно был раздолбай. Его отец: будущий дед Кати, случайно защищая Родину случайно, командуя батальоном, случайно погиб на войне на самом подходе к Берлину.
Эта страшная война, случайно охватившая многие страны мира, началась совершенно случайно…
Женина мама, будущая бабушка Кати, случайно не вышла замуж, в связи с тем, что случайно получила не похоронку, а известие о без вести пропавшем на войне муже. Женина мама случайно любила  своего случайного без вести пропавшего супруга и решила случайно, ждать его с войны. В довесок ко всему фраза: «без вести пропавший» имела в одном из вариантов развития событий - вероятность плена и, как следствие - лагеря.
В то время на экраны случайно вышел фильм о без вести пропавшем солдате, о том, как его ждала жена, так же получившая известие о муже «без вести пропавший». О том, как солдат вернулся с фашистского лагеря, освобожденный нашими войсками. Фильм дарил надежду многим женщинам, думать о том, что их мужья возможно живы. Все они случайно ждали своих не вернувшихся мужей…
Будущая, разумеется, случайная бабушка, Кати, была случайно женщиной с твердым характером. Прождала случайно не вернувшегося с войны мужа двадцать лет, так и не дождавшись. Воспитала трех сыновей. Младший случайно, уехал от мамы из села по дальше и случайно превратился из послушного парня в шалопая. Бабуля случайно об этом рассказывала своей внучке Кате.
Родилась у совершенно случайной пары Виктора и Людмилы единственная дочь Екатерина совершенно случайно.
Эта девочка – Катя -  совершенно случайно окончила школу. Случайно, хорошо владея иностранным языком, случайно поступив в университет на факультет романно -германской филологии окончила иняз случайно - с отличием. Случайно встретилась и познакомилась со своим будущим супругом. Они случайно поженились. Случайно друг мужа со своей супругой  убедил  их семью уехать с ними на Север…
 
 - Екатерина Викторовна, ваша… эпопея не оставляет людям выбора, – неожиданно перешла на «вы» Октябрина, - это – жестоко. Это - страшно… - не свойственным своему характеру, срывающимся голосом произнесла директор школы.
Светлана сказала в ответ, что всего лишь воспроизвела слова Октябрины Марксовны к случайным эпизодам отдельно взятых случайных событий:  формирования планеты, вселенной, истории страны и… себя, как песчинки в море пространственного  социума.
 
С тех пор каждый раз, когда учитель «иностранного труда» появлялась в поле зрения директора школы, на Октябрину необъяснимо откуда находило смятение. Начинались истязания совестью с метаниями и нескончаемой чередой  упущенных заурядных истин из-за абортированных  детей.  Все чаще  Октябрина рассуждала над словами Кати. Земляные червячки, «самостоятельно занимающиеся интеллектуальным трудом и, по собственной инициативе», взрыхляющие землю, аннулировали  диплом учителю химии и биологии.
Вывод был очевиден: если весь, окружающий человека мир и, сам человек, создан действительно не случайно, значит: факт смерти под вопросом. А иначе: почему-зачем и, во имя: кого-чего, с математической точностью удалять друг от друга галактики или создавать человеческое тело, как головоломку и не разгадываемый сканворд? Одних только химических реакций в теле человека, в результате которых он двигается, думает, дышит, чувствует, говорит, слушает, ощущает запахи, переваривается пища, строятся новые клетки,  происходит -  миллиарды.  При этом все эти биохимические реакции протекают не сами по себе, не хаотично, а четко контролируются. Теперь понятно Кем…
Стало быть: после гробовой доски,  вероятно… начнется самое невероятное...
Валентина Евграфовна Цапля основательно призадумалась.
 Рассуждать поверхностно Валя  Цапля никогда не умела. Если размышляла над чем-то – только глобально и, в сопровождении неотъемлемой широкомасштабности.
В дни своей комсомольской молодости, со свойственным рвением: «догнать и перегнать» пловчиха Цапля оставляла далеко позади своих соперников по городским соревнованиям не только в плавании, но и по комсомольской работе.
На первом курсе университета Валя Цапля хлестко сообщила родителям, о  корректировке своего  имени в метрике на Октябрину и,  просила их написать ходатайство в отдел записи актов гражданского состояния, дабы переменить старомодное отчество на прогрессивное - революционное. Отец семейства: Евграф Ефремыч, не разделяя дочернего задора, несколько дней хранил суровое молчание, избегая какого-то ни было общения  с  домочадцами,  хотя сам был и членом партии и, секретарем заводского бюро. Без родительского согласия изменить отчество в документе, можно было и по другим причинам. Но все они были неприемлемы для Валентины и для ее семьи. Выдавить, выудить, выклянчить ходатайство  из папы у дочки не получилось.
На последнем курсе Валю, то есть: Октябрину Евграфовну  Цаплю, поджидала взаимная любовь с матросом  Анатолием Александровичем  Угрюмым. Толик называл  свою возлюбленную: «моя Аврора». Октябрина была уже член партии и, в первые месяцы волнительной любви, даже немного пожалела о своем поступке – перемены имени. Октябрина Марксовна Угрюмая, звучит как-то непрезентабельно для мирового пролетариата. Вопреки официальному документу, Октябрину уже величали Марксовной, и никто не задумывался над тем, что отчество  в метрике и в паспорте стоит совершенно другое. Звонкий голос юности приобретал металлические оттенки и, если бы не   жизнеутверждающий бравурный характер Октябрины, в зрелые годы вполне мог трансформироваться в heavy metal.
Матрос Толик Угрюмый был сражен штормом «Октябрина - Аврора» и не печалился о том, что супруга-«революционерка» все же решила оставить за собой девичью фамилию, наглядно иллюстрируя свое стремление к мировой справедливости. Цапля в данном случае звучало, как позывной разведчика. Ну не Угрюмая же Октябрина! 
После окончания университета перешагнув порог вестибюля, единственной школы, в которой Валя Цапля училась все десять лет,  недавняя ученица,  пловчиха и чемпионка  города,  с врожденной пылкостью и целеустремленностью в счастливое будущее, собиралась оставшуюся жизнь посвятить ученикам  пролетариата, химии и биологии.
А теперь, когда стукнуло пятьдесят с хвостиком, новые новости: Бог, оказывается - есть… и покровительница Валентина,  еще и – святая. Да плюс и –  не просто  Валя, а  в переводе с латинского - Сильная…
 Октябрина Марксовна не только в годы младые, но и в летах совершенных,   втихомолку  завидовала мужской храбрости и бесстрашию, ропща  на свою женскую природу за свое обременительное  бабье  начало, а тут опять сюрприз… День Ангела у Валентины - двадцать третье февраля… Прям Кто-то специально все подстроил!!!
Еще Валя Цапля вспоминала папиного дружбана, односельчанина Тришаню-Трактора.  Гусеничный любимец аграриев  был не позывным разведчика и не школьным прозвищем. Трактором сына назвал его папа – Петр Петрович Афанасьев - местный техник-механизатор, зам секретаря поселковой ячейки. Трактор Петрович жил себе преспокойно до того момента пока не съездил на ярмарку с родителями и не отравился копченой курицей.
Исторгнув  из организма последнего  патогенного возбудителя, лежал Трактор на белоснежной постели, прекратив  даже тихо постанывать. Лежал он безгласно,  пока мамке его не примерещилось: помирает сынок… пошли соседушки к нему недружной разношерстной гурьбой прощаться…
Пришел и дружок-Ганюшка  с родителем Ефрем Иванычем. Стоят- молчат.
- Дядя Ефрем, я жить хочу, - шепнул Трактор.
У Ефрем Иваныча желваки заходили и глаза увлажнились. Да это и понятно: кому ж умирать неймется!
А Трактор поясняет опять шепотом:
- Вы не понимаете, дядя Ефрем, я не от того жить хочу, что хозяйство остается, Лидочка, родители, то, се… Как подумаю, что надгробие поставят с надписью: Трактор Петрович Афанасьев,  так хоть провались со стыда. Как я на том свете с людьми буду ладить ?? А вдруг бабушка права:  и Ангелы там летают, и души людей ходют…
Бабушка Трактора из-за занавески выглядывает и шепчет так же тихо в лад внуку:
- Тришанькой звать тебя будут. Когда Зинка в больницу с маститом попала, а Петя ее навещать поехал, батюшка Михей окрестил тебя. Полным погружением окрестил: в честь святителя Трифона, патриарха Константинопольского. Тришаня ты!
Трифон-Трактор посидел немного на постели, а потом встал и вышел из дома и со двора. Родительница Зинаида Кузьминична выдавала мужу на-гора новые разновидности сыновних смертей.
Трифон побывал у батюшки, что бы уж точно и без сомнений убедиться-удостовериться – душу успокоить. Поговорили они с батюшкой за жизнь. Отец Михей благословил его просфоркой, вместе с хлебом небесным, наделив неофита смелостью. Пользуясь возрожденным в себе Духом Крестившего Трифон зашел к молодой учительнице-математичке,  на которую смотрел уже два года: с того самого времени, как Лидочка приехала к ним из города в их медвежью столицу.
Теперь-то он не Трактор – чего ему стесняться-бояться! Армию отслужил. Работает на станции механиком, как отец:  значит семью, стало быть - прокормит. Отчество детям даст – Трифоновичи. И все будет у него, как у всех нормальных людей: любимая жена, семья и детей мал-мала меньше!
Когда Кузьминична делилась с супругом последним  хоррором,  в их дом, из которого еще не выветрилось зловоние ядовитой болезни, зашли Тришаня с Лидочкой и, сразу на колени перед мамкой встали – под родительское благословение на брачную жизнь-супружескую.  Есть Бог или нету Его, он -Трактор пока не  еще знал, но к патриарху Трифону проникся каким то неведомым даже самому себе чувством, за то, что он ему смысл жизни подарил. Даже и умирать ему теперь было не страшно. Хоть по два раза на дню умирал бы себе – совсем не страшно!
Трактор Афанасьев прошел  войну до Польши ефрейтором в стройбате и не обижался на своих солдат, когда вместо приветствия они ему предлагали вырыть траншею. Лишившись обеих ног,  вернулся в село на прежнюю должность, удивляясь сочувствию селян. Ну и что, что без ног! Механику разве ноги нужны? Нужны - голова и руки!  Смастерил себе какие-то палки-протезы, похожие на рульки. Даже бегал на них…
Об этой истории, рассказнной папкой - Ефрем Иванычем, частенько задумывалась теперь Валюшка- Октябринка. Раньше эту замечательную «повесть о настоящем человеке» она воспринимала как родительское назидание: для человека внешних трудностей нет! Все нестроения идут изнутри! И не очень тогдашнюю комсомолку взволновала папина поездка на похороны друга, когда вернувшись из родной деревни отец привез фотографию… с кладбища…с крестом и надписью на табличке: Афанасьев Трифон Петрович…
Однажды вечером, когда семья Екатерины Викторовны в полном составе вернулась из церкви, в их квартире раздался телефонный скрежет. Октябрина Марксовна звонила Екатерине из больницы. Директор сообщила, что у нее внезапно случилась беда. Врачами была обнаружена смертельная болезнь. Она умирала. Просила Котю приехать забрать ее из больницы: открыть мужу такое известие сильная женщина была… не в  силах... Катерина, не раздумывая  ответила:
- Еду!
Екатерина Викторовна разговаривала с осмотревшим Октябрину врачом и старшей медсестрой. Они оба умоляюще просили забрать «пациентку» из больницы: здорового человека без симптомов заболевания оформить в лечебное учреждение  не возможно.
Анатолий Александрович - супруг Октябрины, подарил своей жене в «международный» женский день машинку для стрижки волос в носовой полости. Октябрина несколько недель расхваливала коллегам не апробированную новую игрушку, вещая о безграничном внимании закордонных руководителей к своим согражданам. Однажды, пользуясь подарком по назначению, счастливая его обладательница нечаянно порезала себе крыло носа. Из ранки потекла кровь. Октябрина Марксовна пыталась остановить кровотечение, имеющимися подручными средствами.
Вызывала по телефону скорую помощь. Оператор на линии скорой, дал рекомендации и отключился. «Истекающей» кровью директору школы пришлось идти в больницу пешком. В приемном покое больной орган обработали зеленкой, тампонировали и отпустили. «Больная» категорически отказалась возвращаться  домой, пребывая в полной  уверенности,  что дома ее ожидает мучительный конец: от потери крови. Увидев Катерину, обрадованный врач передал «больную» в надежные руки, а счастливая медсестра выделила из больничных запасов полный пакет ваты для тампонады и несколько пузырьков зеленки.
Дома у Октябрины, пока хозяйка заново тампонировала себе рану, учительница трудового обучения с нескрываемым интересом, листала мелованные страницы атласов по химии. Катя предложила директору свою помощь- поддержку  до тех пор, пока Октябрина не «выздоровеет». Директор продолжала разговаривать не естественным для себя голосом умирающего человека. Даже ее обычный смех - громовой хохот, который так же был узнаваем людьми, прогуливающимися по скверику близ школы, родителями, учениками и коллегами, превратился в немощное хихиканье. Она прощалась с  «Котей»: дарила подряд все свои, просматриваемые трудовиком, научные книги. И вдруг неожиданно, вдумчиво, своим обычным бархатным грудным контральто спросила:
- А что надо сделать Богу, что бы Он дал мне еще пожить?
 - Каждый день учите Его уроки, что бы в конце жизни сдать Ему свой главный экзамен, - ответила Екатерина Викторовна, закрывая фотоальбом.
 
Людмила Крымова
 
90-е


 


Вернуться назад