Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ, Основы православной культуры в школе > Протоиерей Борис Пивоваров: Выбор без выбора

Протоиерей Борис Пивоваров: Выбор без выбора


17.03.2010.
«Учительская газета» (№ 4, от 2 февраля 2010 года) поместила весьма интересную статью на тему «Готовы ли мы к выбору?». Автор Надежда Тумова, комментируя недавно завершившиеся в Москве XVIII Международные Рождественские образовательные чтения, подробно останавливается на проблеме апробации в школах девятнадцати регионов России нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». После Московских и региональных Рождественских чтений эта тема вновь стала предметом обсуждения в центральной и местной прессе.

Н. Тумова считает, что вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. И в качестве примера приводит Ставрополье, где школы также участвуют в начавшемся эксперименте по апробации этого учебного курса.

Как говорится в Приложении 1 к Распоряжению Правительства Российской Федерации «Об апробации в ряде субъектов Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»» (№ 1578-р от 29.10.2009), прежде всего необходимо разработать и опробовать «механизмы выбора учащимися и их родителями (законными представителями) одной из составных частей» вышеуказанного курса.

Исходя из этого, Н. Тумова пишет: «Как известно, введение предмета требует предварительного опроса родителей. Что они хотят выбрать для своего ребенка в соответствии с устоями семьи, своим вероисповеданием?». На выбор предлагается шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религий, основы светской этики.

Но на разъяснительную работу, пишет журналистка, якобы «времени не было». «И толком объяснить, что собой будет представлять, к примеру, курс «Светская этика», никто не мог». По сведениям краевого министерства образования, около половины учеников предпочли светскую этику, а православную культуру - 25,9 процента учащихся. Но когда в Ставропольском крае была проведена в школах с родителями и детьми реальная разъяснительная работа (семинары и «круглые столы» с преподавателями, встречи с родителями и учащимися), то сведения о выборе того или иного модуля комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» преобразились. Оказалось, что основы православной культуры пожелали изучать 67,7 процента опрошенных. А светскую этику - 22,6 процента. Число желающих изучать основы всех мировых религий сразу также резко изменилось. В сентябре их было якобы 24,8 процента, а после реального опроса оказалось всего 6,2 процента. И это вполне понятно: как ребенок 4–5 класса сразу будет изучать сравнительное религиоведение, не зная даже основ своей культуры?

Подводя итоги своего журналистского расследования, Н. Тумова пишет: «Этот случай весьма поучителен». Поучительным он является потому, что и в других регионах Российской Федерации, которые участвуют в эксперименте по апробации «Основ религиозных культур и светской этики», немало подобных проблем.

Об этом на торжественном открытии XVIII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2010 года с трибуны Государственного Кремлевского дворца говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

- Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что, якобы, должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем, практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики - по сути нерелигиозной этики. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение.

Начавшийся педагогический эксперимент предполагает, по словам Святейшего Патриарха, «уважение к свободе выбора каждого человека».

- Ныне перед педагогическим сообществом стоит важная задача - честно выявить выбор родителей учащихся в отношении того курса, который будет преподаваться их детям. Сегодня вполне очевидно, что многие родители нуждаются в помощи со стороны Церкви и педагогов при совершении выбора. Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика - это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль. Совершенно очевидно, что в нашем обществе имеются нерелигиозные люди, и у них есть право на воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Но этот факт не должен препятствовать верующим родителям делать выбор на основе своих религиозных предпочтений.

Обсуждению указанной проблемы содействовала сама тематика нынешних Международных Рождественских чтений: «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».

12 января во Дворце культуры железнодорожников Новосибирска состоялось открытие XIII Новосибирских Рождественских образовательных чтений. Их тема: «Нравственный подвиг учителя». На Чтениях говорилось и о необходимости сотрудничества Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Совсем немного строк новосибирские средства массовой информации посвятили Новосибирским Рождественским чтениям, но не остались в стороне от дискуссии по проблеме апробации нового учебного курса. В то время, когда Новосибирская епархия Русской Православной Церкви предпринимает все возможные шаги для взаимодействия со школой в сфере преподавания основ православной культуры (как это было видно и на Новосибирских Рождественских чтениях), в некоторых городских газетах как по команде появился целый ряд заметок, которые в принципе искажают суть эксперимента по введению в школе основ религиозных культур и светской этики.

4 февраля в «Советской Сибири» появляется заметка академика Э. П. Круглякова, яркого представителя агрессивного секуляризма. Заметка носит хлесткое название «Бог нужен слабым». Академик Э. П. Кругляков протестует против преподавания православной культуры в школе и возвращает наш народ в годы воинствующего атеизма, когда верующие люди открыто объявлялись гражданами «второго сорта». Кроме того, по терминологии этого академика, к «слабым людям» надо причислить академика Б. В. Раушенбаха, великого ученого-хирурга святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и множество глубоко верующих современных ученых, для одного перечисления имен которых не хватит газетных полос.
5 февраля в «Вечернем Новосибирске» печатается заметка без подписи «Что же выбрать школам?». 6 февраля в «Советской Сибири» помещается заметка также без подписи: «Светская этика или православие?».

В этих анонимных заметках делается очень грубая, но, к сожалению, не всякому читателю заметная подмена. Их авторы утверждают, что конкретный модуль комплексного предмета выбирает школа. В то время как в условиях эксперимента, проводимого Министерством образования и науки, ясно говорится: выбирать должны родители и их дети!

В указанных же газетных заметках, напротив, ничего не говорится о детях и родителях. Говорится только о выборе, который делает школа! И у читателя создается впечатление, что выбор и должен быть за школами, а не за родителями и детьми. А Интернет пестрит лозунгами: «Школы отказываются от уроков православия». Но спросил ли кто-нибудь мнение родителей учеников? Или они оказываются заложниками выбора руководителей образовательных учреждений и недобросовестных манипуляций ангажированных журналистов?

Получается ведь как в поговорке: «С чем боролись, на то и напоролись».

Впервые после 1917 года официально детям и родителям предоставлен выбор воспитания в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями (если судить по условиям эксперимента) и опять все сводится к тому, от чего школа должна отходить - к огульной идеологической обработке всех обучающихся, независимо от вероисповедания и убеждения родителей и детей.

Такими газетными публикациями открыто нарушаются права православных детей и родителей на мировоззренческий выбор, на реализацию официально предоставленных им возможностей получения духовно-нравственного образования в соответствии с их православными традициями. По смыслу и задачам эксперимента - выбирает не школа, а родители и их дети. А газеты, вместо того чтобы объяснить родителям их права и возможности, целенаправленно сбивают всех с толку.

Еще не поздно провести корректный опрос родителей и учащихся тех классов, которые готовятся к участию в эксперименте. А перед этим необходимо организовать обстоятельную разъяснительную работу среди родителей, учащихся и педагогов. Предубеждения против изучения православной культуры быстро снимаются, если родителям и детям просто и ясно рассказать о цели, задачах и содержании нового предмета. Если же право голоса в школе будет иметь только воинствующий секуляризм, то нечего и надеяться на ее духовно-нравственное оздоровление.

Протоиерей Борис ПИВОВАРОВ,
председатель Отдела образования Новосибирской епархии
НЕВ №1 (87) март 2010 года

 


Вернуться назад