Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ > Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира

Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира


27.07.2015.
Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов; 1811–1883) — профессор богословских наук, выдающийся проповедник XIX в. Известно свыше 600 его проповедей, большая часть которых была опубликована. Они печатались в «Епархиальных ведомостях», «Воскресном чтении», «Православном обозрении» и других церковных изданиях, выходили многочисленными оттисками для богомольцев, выпускались отдельными книжками в типографии Почаевской Лавры. В 1849–1850 гг. по благословению митрополита Филарета (Амфитеатрова) было предпринято первое издание творений архиепископа Димитрия, а в 1889–1890 гг. епископом Иустином (Охотиным) было издано Полное собрание его проповедей. Архиепископ Димитрий, будучи ректором Киевской духовной академии, был признан и одним из лучших устроителей духовных учебных заведений своего времени.

Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В день памяти святого равноапостольного великого князя ВладимираМы совершаем ныне, дорогие братья и сестры, память великого Просветителя Руси, насадителя истинной веры в нашем Отечестве святого Владимира равноапостольного. Чего же просить нам у небесного покровителя земли нашей и ходатая за народ наш пред Богом? Какие изъявим мы пред ним желания, какие прольем молитвы?

Будем желать того, чего сильнее всего желал своей любезной Отчизне благоверный Владимир, будем просить о том, о чем прежде всего молил он Господа. Припомним молитву Равноапостольного, которую он изрек по Крещении своего народа, молитву, сохраненную у преподобного летописца нашего: «Боже Великий, сотворивый небо и землю! — так взывал восприемник народа нашего от Святого Крещения. — Призри на новыя люди Своя; дай же им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, и утверди в них веру правую и несовратну». Припомним и молитву Святого, произнесенную им при освящении Десятинного храма. «Господи! — говорил тогда благочестивый насадитель святой веры в России, — призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, егоже обратил еси сердца в разум, познати Тебе, Бога истиннаго». Вот о чем прежде всего молился Равно апостоль ный! О сохранении и утверждении на Руси веры правой и несовратной, о том, чтобы сердца наши преуспевали в истинном Богопознании. Об этом молился он, об этом и мы должны прежде всего молиться в праздник святого Владимира.

Молитва об утверждении во всех веры правой и несовратной есть и всегда должна быть первой и главной. Она — то же, что и прошение: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое», — заповеданное нам Самим Господом прежде всех других прошений, ибо только тогда святится в нас имя Божие, тогда только живет и действует в сердцах наших благодатное Царство Божие, когда живет и плодотворит в нас чистая и совершенная вера. Молитва об этом необходима и для благостояния нашего, ибо не вера ли истинная есть тот краеугольный камень, на котором зиждется благоденствие человечества? Где она, там и благоволение Божие, где она, там все благое совершается и созревает. 
Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира
Эту истину сознавал святой основатель величия и славы нашего Отечества — равноапостольный князь Владимир. Просвещенный сам истинной верой, которая в Святом Крещении отверзла ему очи и духовные, и телесные, он на себе познал всю благотворность ее. Он знал, что «благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1 Тим. 4, 8), знал, что силою Божественной веры можно побеждать царствия, угашать силу огненную, возмогать от немощи, обращать в бегство полки чуждых (Евр. 11, 33–34), знал, что «вся возможна верующему» (Мк. 9, 23), живущему силою Того, Кто имеет власть на Небе и на земле. С этой уверенностью в спасительной силе веры Равноапостольный прежде всего и горячее всего молился о людях своих: «Утверди в них, Господи, веру правую и несовратну!»

И разве не оправдалось молитвенное желание и упование святого Владимира? Он молился о даре, необходимейшем для всего народа, — просил утверждения на Руси истинной веры. И Царь царствующих не только даровал нам этот первый и важнейший Божий дар, но с ним соединил и все прочие дары Свои — и силу, и богатство, и просвещение, и славу. Верою правой и несовратной Россия сохранила свою цельность и единство во времена разделений, верою устояла, очистилась и утвердилась во дни тяжких искушений, верою побеждала врагов своих, на вере основалось и возросло наше просвещение.

Если же столь благотворна православная твердая вера, то не долг ли каждого больше всего желать и молиться — да сохранится она у нас и преумножится? Не важнейший ли долг каждого из нас — утверждать истинную веру?

Святая вера есть и должна быть спутницей — руководительницей нашей — до самых пределов вечности. В настоящей жизни, говорит апостол Павел, «мы верою ходим, а не вид ением» (2 Кор. 5, 7). Будет время или, точнее, будет бесконечная вечность, где вера заменится видением, а здесь, как говорит тот же апостол, пребывают [и должны пребывать] три сия: вера, надежда, любы (1 Кор. 13, 13).

По учению апостола Петра, подадим в вере нашей добродетель, в добродетели же разум (2 Пет. 1, 5), потом и все другие совершенства духовные произрастятся от того же корня — православной веры.

Слово Божие и равноапостольный Просветитель России научают нас необходимости веры православной, чистой, совершенной, да будем всегда наздани на основании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20). Православная вера столько же нужна для спасения, как правый путь для достижения цели. Вера святая, апостольская, вселенская — вот единственный верный путь спасения, путь, которым прешли от земли на Небо бесчисленные святые, прешли и многие соотечественники наши вослед равно апостольного Владимира. Помолимся и мы, да утвердит нас Господь в вере чистой, апостольской, в вере благочестивых отцов наших, в вере Святой Церкви Православной. Ибо оставаться при вере слабой, младенческой, значит, по словам апостола, подвергать себя опасности увлекаться «всяким ветром учения» (Еф. 4, 14). Помолимся о том, чтобы вера в нас возвышалась и возрастала непрестанно, была плодоносна и растима (Кол. 1, 6), творя в нас плоды правды, мира и любви христианской.

Святой и равноапостольный отец и просветитель наш! Молим тебя, подкрепи молитвы наши твоими святыми молитвами. Вознеси и ныне на Небе тот молитвенный глас, который возносил ты о народе своем здесь, на земле: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Утверди в нас веру правую и несовратну!» Аминь.

"Вестник Новосибирской Митрополии" №12 (132)
Декабрь 2014 г.

 
Вернуться назад