Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ > АФОН

АФОН


05.06.2016.
Святая Гора Афон. Как много в этом названии для каждого православного христианина. Особенно в нашем Отечестве, где монашеские добродетели, монастырское богослужение являлись и являются примером для благочестивых мирян. Само становление монашества в Русской Церкви тесно связано со Святой Горой. Преподобный Антоний Киево-Печерский, основатель главной иноческой обители домонгольской Руси и современной Украины, несколько лет подвизался на Афоне.

В 2014 году вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечала 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. А прошлый год был посвящен крестителю Руси — равноапостольному князю Владимиру в связи с 1000-летием со дня переселения святого в небесные обители. На наших глазах складывается благочестивая традиция всецерковного празднования юбилейных дат, связанных с людьми и событиями, оказавшими огромное позитивное влияние на нашу Церковь и Отечество. Проводятся торжественные богослужения, церковно-государственные мероприятия, научные конференции и многое другое, способствующее как духовному, так и культурному росту наших соотечественников. Вот и наступивший 2016 год посвящен феномену, оказавшему огромное положительное влияние на духовную жизнь русского народа, — 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

В связи с этим постараемся вспомнить, с чего начиналось афонское монашество вообще, как развивалось. Вспомним жизнь и труды подвижников Святой Горы и проследим влияние, которое они оказывали на искателей святой жизни по всему миру. Расскажем о монастырях Афона и на наиболее значительных из них остановимся подробнее. Вести повествование мы будем в основном в хронологическом порядке. Но сначала коснемся географии и административного устройства Афона.

Гора Афон (по-гречески — Афос, ударение на первом слоге) — это название и вершины высотой 2033 метра над уровнем моря, и полуострова в Северной Греции. Другое название — Святая Гора, по-гречески — Агион Орос (в обоих словах ударение на первом слоге).

Протяженность Афонского полуострова с северо-запада на юго-восток составляет около 60 км, ширина достигает 19 км. К югу горы повышаются, скалистая горная цепь завершается исполинской пирамидальной мраморной вершиной.

Побережье полуострова омывают воды Эгейского моря, с юга — его залива Сигнитикос, с севера — залива Иерисос. Крайние оконечности острова носят имена святых: южная — мыс святого Георгия (другие названия — Пинес, Нимфеон, Капо-Санто), а восточная — мыс святого Иоанна Предтечи (иначе — Акратос, Смерна). Один из мысов на северном побережье носит имя святого Феодора. Берега Афона скалистые, и крупных бухт мало. Главная из них — Дафни. 

Почти весь Афонский полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой растительностью. В изобилии растут ели, каштаны, платаны, разнообразные кустарники. В наиболее высоких местах преобладают вересковые пустоши. На Афоне выращивают цитрусовые, яблоки, груши, черешню, грецкие орехи, насажены виноградники и плантации оливковых деревьев. Снег выпадает редко и держится недолго. С гор стекают ручьи, служащие источниками питьевой воды.

Большую часть полуострова занимает особая территориально-административная единица Греции — Автономное монашеское государство Святой Горы. Это сообщество 20 православных монастырей, имеющее самоуправление. В церковном отношении эта федерация монастырей подчинена Константинопольскому патриарху, на богослужениях возносится только его имя. Население в настоящее время составляет около 2300 человек, в основном это монахи и послушники. Женщинам доступ на Святую Гору запрещен. Территория автономного монашеского государства — около 336 кв. км. Мы видим, что плотность населения совсем небольшая — всего 7 человек на квадратный километр. Для сравнения, в среднем в Греции она выше в 12 раз. За ХХ век число жителей Святой Горы сократилось почти в пять раз: в 1917 году население Афона превышало 10,5 тысяч человек.

На севере монашеское государство имеет сухопутную границу с греческой областью (периферией) Центральная Македония. В месте, где низменный перешеек переходит в холмистую равнину, носящую название Мегали-Вигла (что дословно означает «Великая стража»), расположен городок Уранополис. С 1920-х годов к востоку от него проходит административная граница Святой Горы. Ранее граница проходила северо-западнее, по сухому руслу «Ксерксова канала», и Уранополис находился на территории монашеского государства.

Уставная Хартия Святой Горы Афонской, принятая в 1920-е годы, — конституция монашеского государства. Она имеет силу государственного закона Греции. 105-я статья действующей греческой конституции закрепляет особый статус Святой Горы.

Административным центром монашеского государства является поселение Карье (или Карея), расположенное в центральной части полуострова. Здесь находится Священный Кинот (другое название — протат) — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы. В его состав входят представители всех двадцати полноправных монастырей Афона. Эти представители называются антипросопами. Каждый монастырь ежегодно в первой половине января избирает своего представителя.

Перечислим эти обители в иерархическом порядке с краткой информацией о них.
  1. Великая Лавра. Она была основана преподобным Афанасием Афонским в Х веке и носит имя этого святого. Это самый крупный монастырь на Святой Горе. Он был построен на руинах античного города Акроафос на пожертвования великих византийских императоров Македонской династии: Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы — заочного крестного отца равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Никифор Фока был другом и духовным сыном святого Афанасия, и именно благодаря его указу было положено официальное начало афонскому монашеству. Великой Лавре принадлежат и наиболее обширные владения на Афоне: вся южная оконечность Святой Горы, несколько скитов — Иоанно-Предтеченский, Троицкий (Кавсокаливия), Праведной Анны. Средоточие владений Великой Лавры — сама вершина Святой Горы. Времена подъема Великой Лавры сменялись временами упадка: число иноков, подвизавшихся в обители, колебалось от шести до семисот человек. Главным храмом Великой Лавры является собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
  2. Ватопед. Этот монастырь тоже является одним из старейших на Святой Горе. Он был построен в Х веке на развалинах еще более древней обители, основание которой устные предания связывают с именем равноапостольного императора Константина Великого. Как и Великая Лавра, Ватопед переживал периоды расцвета и упадка. Было время, когда по множеству насельников и величественности строений Ватопед назывался лаврой. В XIV веке из обители вышли многие представители исихастского движения. Соборный храм монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. К Ватопеду относятся два скита: во имя Андрея Первозванного и в честь великомученика Димитрия.
  3. Иверон. История Иверского монастыря также восходит к Х веку. Обитель была основана выходцами из Грузии Иоанном, Евфимием и Георгием — представителями династии Багратидов. Главный собор Иверона имеет два придела: в честь святителя Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. Иверскому монастырю принадлежит Иоанно-Предтеченский скит. Долгое время в этой обители подвизались в основном иноки-грузины.
  4. Хиландар. Эта обитель также возникла в Х веке, но со временем пришла в запустение. Георгий Хиландар — подвижник, живший в ней в начальный период ее существования. Указом императора Алексия III Ангела в 1198 году монастырь был передан сербам — святым Симеону и Савве, которые возродили обитель. Сербские правители XIII-XIV веков были ее ктиторами. Хиландарский монастырь — славянская обитель — стала колыбелью сербской духовности и источником распространения исихастской традиции в славянском мире. В XVIII веке здесь преобладали болгарские иноки. Наиболее знаменитый из них — Паисий Хиландарский. Главный храм обители освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  5. Дионисиат. В отличие от вышеперечисленных, этот монастырь был создан позднее. В XIV веке его основал преподобный Дионисий при помощи своего брата митрополита Феодосия и Трапезундского императора Алексия III Комнина. Наивысший расцвет монастырь переживал в XVI веке. Престольный праздник обители — Рождество Иоанна Предтечи.
  6. Кутлумуш. Точное происхождение названия обители неизвестно. Есть версия, что так звали турецкого правителя, принявшего христианство, крестившегося с именем Константин и вставшего на сторону Византии. Ключевую роль в развитии обители сыграл великий византийский император Алексий I Комнин, правивший на рубеже XI-XII веков. В начале XVI века число иноков достигало 700. Престольным праздником обители является Преображение Господне. Монастырю Кутлумуш принадлежит Пантелеимоновский скит.
  7. Пантократор. Эта обитель возникла в XIV веке при поддержке императора Иоанна V Палеолога. В монастыре Пантократор и его окрестностях подвизались такие святые, как Каллист Константинопольский, Григорий Палама и особенно близкий нам — преподобный Паисий Величковский. Соборный храм обители посвящен Преображению Господню. Монастырю Пантократор подчинен Ильинский скит.
  8. Ксиропотам. Этот монастырь посвящен Сорока мученикам Севастийским и является одним из древнейших на Афоне. Археологи относят основание обители к X веку, а предание гласит, что монастырь основала в V веке греческая царица Пульхерия, защитница православия от несторианства и монофизитства. В XIII веке, после заключения императором Михаилом VIII Палеологом Лионской унии, в монастыре стали поминать имя Римского папы. Однажды во время такого поминовения случилось сильное землетрясение, которое принесло существенные разрушения, и это было воспринято как знамение. Очень любопытно, что после пожара в 1507 году обители оказал помощь султан Селим, которому было видение Сорока мучеников Севастийских.
  9. Зограф. Предание связывает основание этого монастыря с тремя братьями из города Охрид , живших в Х веке. С середины XIX века абсолютное большинство иноков обители составляют болгары. Они не принимали участия в схизме, разделявшей Константинопольскую и Болгарскую Церкви в период с 1872 по 1945 годы. Монастырь Зограф посвящен великомученику Георгию Победоносцу.
  10. Дохиар. Это один из древнейших монастырей Афона: о нем упоминается в документах Х века. Основателем обители был преподобный Евфимий. Первоначально Дохиар находился на месте нынешнего селения Дафни, но пиратские набеги вынудили монахов уйти вглубь полуострова. Главная святыня монастыря — икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Престольный праздник Дохиара — собор Архистратига Михаила.
  11. Каракал. Впервые эта обитель упоминается в летописях в 1018 году. Расцвет монастыря приходится на XIV век. В афонском уставе 1394 года обитель упомянута на шестом месте из двадцати пяти. Главный храм монастыря построен в XVI веке и освящен во имя апостолов Петра и Павла.
  12. Филофей. Этот монастырь был основан сподвижником преподобного Афанасия — святым Филофеем. Здесь принял постриг великий святой Нового времени, равноапостольный Косма Этолийский. Престольный праздник обители — Благовещение Пресвятой Богородицы.
  13. Симонопетра. Эта обитель названа в честь преподобного Симона, подвизавшегося в XIII веке. Престольный праздник монастыря — Рождество Христово.
  14. Святого Павла. Обитель основана святым Павлом в Х веке. Соборный храм в честь Сретения Господня построен в XIX веке. При монастыре святого Павла имеется скит во имя великомученика Димитрия.
  15. Ставроникита. Обитель основана в Х веке и посвящена святителю Николаю Чудотворцу. Это — самый малый из афонских монастырей. 
  16. Ксенофонт. Основал этот монастырь византийский вельможа Ксенофонт в конце Х века. Соборный храм обители посвящен великомученику Георгию Победоносцу. При обители находится Благовещенский скит.
  17. Григориат. Основание обители в XIV веке связано с двумя представителями исихастского движения — Григорием Синаитом и Григорием Новым. Соборный храм обители освящен во имя святителя Николая Чудотворца.
  18. Эсфигмен. Это один из древнейших афонских монастырей. Он выделяется из числа прочих святогорских обителей. Иноки этого монастыря приняли активное участие в антиосманском восстании в 1821 году. В настоящее время монастырь находится в состоянии раскола с прочими обителями из-за несогласия с политикой Константинопольского патриарха.
  19. Свято-Пантелеимонов. Самый близкий нам монастырь. В нем проживает около 70 иноков из России, Украины и Белоруссии. А в начале прошлого столетия наших соотечественников было здесь около двух тысяч. Из них необходимо выделить Силуана Афонского, причисленного к лику святых в 1992 году.
  20. Констамонит. Первые достоверные упоминания об этой обители относятся к XI веку. Соборный храм обители освящен во имя святого первомученика Стефана.

Некоторые скиты Святой Горы достаточно крупные и ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличаются. Однако отсутствие прав на участие в управлении Святой Горой и земельную собственность ставит их в зависимость от того или иного «правящего» монастыря. Любопытно, что скиты могут иметь иную национальную принадлежность, чем монастыри, на землях которых они находятся. 

Священный Кинот действует постоянно, трижды в неделю проводятся заседания. Для кворума необходимо присутствие двух третей состава Кинота.

Постоянно действует священная эпистасия («надзор»). Для ее функционирования монастыри распределены на пять групп, представители которых ежегодно сменяют друг друга в начале лета. Группы возглавляют делегаты Великой Лавры, Ватопеда, Иверона, Хиландара и Дионисиата соответственно. Они называются протоэпистатами (старшими надзирателями). Протоэпистат обладает председательскими правами. В остальном эпистаты равны между собой. Каждый из них получает одну часть четырехчастной печати Священного Кинота с изображением Богородицы.

В случае равного количества голосов принятие решения передается в Священный Кинот.

Эпистасия следит за поддержанием чистоты и порядка, устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением и изгоняет нарушителей правил приличия силами блюстителей порядка, при необходимости прибегая к содействию находящихся в Карье государственных полицейских.

Гражданское управление осуществляет губернатор, подчиненный министерству иностранных дел Греции. Сложилась традиция, что он назначается на этот пост из числа профессоров богословского факультета Фессалоникского университета. В его ведении находится полиция, регистрация иностранных граждан и таможня. Гражданские ведомства находятся в Карье и Дафни — порту Святой Горы. Губернатор сотрудничает с монастырскими органами управления и приводит в исполнение решения монастырей и Кинота. Губернатор по приглашению может посещать заседания Кинота.

Таково административное состояние Афона в настоящее время. В последующем повествовании мы обратим взор в глубокую древность и проследим, как Афон просвещался светом Христовым и начиналось святогорское монашество.

(Продолжение следует)
Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ  

Вестник Новосибирской Митрополии
№2 (148) февраль 2016

 
Вернуться назад