Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ > Никодим Святогорец и «Невидимая брань»

Никодим Святогорец и «Невидимая брань»


13.06.2017.
Многие насельники святогорских монастырей после своего преставления удостоились места в Небесных Обителях. Немало афонских подвижников причислено к лику святых, но точное их число ведает только Господь. Среди иноков, несших свой крест на Святой Горе, есть и духовные писатели.

Никодим Святогорец и «Невидимая брань»Из них следует выделить преподобного Никодима. В сравнении с Петром и Афанасием Афонскими, этот святой – почти наш современник: он жил на рубеже XVIII–XIX веков. В то время Греции, как независимого государства, не существовало: за исключением Ионических островов, принадлежавших Венеции, практически вся Эллада была порабощена турками-османами.

Родился преподобный в 1749 году на острове Наксос, крупнейшем из Кикладских островов, расположенных в Эгейском море к юго-востоку от Афин. При рождении будущий святой получил имя Николай, имена его родителей – Антоний и Каливурси. Образование он получил в древнем городе Смирна, теперь он называется Измир, и является третьим по величине городом Турции. До катастрофы, произошедшей в начале 20-х годов ХХ века, связанной с поражением Греции в войне с турками, здесь преобладало греческое население. В Смирне Николай изучал богословие, а также языки – древнегреческий, латинский, французский и итальянский. В возрасте 21 года он вернулся на Наксос, где в течение 5 лет выполнял послушание секретаря у местного митрополита Анфима. В 1775 году Николай пришел на Афон. В монастыре Дионисиат он был пострижен с именем Никодим.

Однако образованность молодого монаха не могла остаться незамеченной. В 1777 году Коринфский митрополит Макарий поручил Никодиму подготовку к изданию рукописи «Добротолюбия», содержащей основополагающие аскетические наставления подвижников. Эта рукопись была обнаружена в то время в Ватопедском монастыре. Так началась его литературно-богословская деятельность.

Изданным трудами Никодима сборником руководствовалсяпреподобный Паисий (Величковский). Он выпустил в России церковнославянский перевод этой книги, а святитель Феофан Затворник подготовил ее издание на русском языке. Книга нашла много благочестивых читателей, достаточно отметить, что преподобный Серафим Саровский читал славянское «Добротолюбие». Таким образом можно говорить о существенном вкладе преподобного Никодима в возрождение монашеского делания в России в XIX веке.

Дальнейший иноческий путь Никодима связан с монастырем Пантократор. Здесь под руководством старца Арсения Пелопонезца он посвятил себя молитве и изучению Священного писания и трудов святых отцов.

Некоторое время Никодим со старцами провели на острове Эвбея, находящемся в 150 км к юго-западу от Афона. Здесь преподобный Никодим по просьбе епископа Иерофея написал руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». Епископ Иерофей был двоюродным братом писателя-подвижника.

В 1783 году Никодим вернулся на Афон и принял схиму. Шесть последующих лет он провел в затворе, однако был вынужден оставить этот подвиг, так как священноначалие в лице вышеупоминавшегося Коринфского митрополита Макария, вновь поручило ему заняться литературной деятельностью, а именно редактированием трудов Симеона Нового Богослова. В течение 20 лет до самой своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой. Скончался преподобный в возрасте 60 лет 1 июля 1809 года и был погребен в келье Скуртеон в Карее, центре монашеской республики.

Спустя почти полтора столетия, в 1955 году, он был канонизирован. Указ об этом подписал Константинопольский патриарх Афинагор. Святые мощи Никодима (его честная глава) хранятся на Афоне. Память преподобного Никодима Святогорца мы празднуем 1 июля (14 июля по новому стилю).

Одним из выдающихся памятников аскетической письменности, связанным с именем преподобного Никодима, является «Невидимая брань». Русский читатель познакомился с нею благодаря святителю Феофану Затворнику, который перевел эту книгу для нас. Отметим, что преподобный Никодим не является автором книги в полном смысле этого слова. Святогорец использовал за основу сочинение «Брань духовная» католического священника Лоренцо Скуполи, написанную на рубежеXVI-XVII веков для подопечных ему монахинь. Главной темой этого сочинения является покаяние и борьба со страстями, общая для всех христиан, независимо от конфессиональной принадлежности. Книга многократно переиздавалась и не ускользнула от внимания преподобного Никодима. Он пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов. Преподобный переработал эту книгу в православном духе, в нее внесена святоотеческая исихастская специфика. И в том виде, какой Никодим Святогорец ей предал,«Невидимая брань» читаема и любима православными, стремящимися к духовному совершенствованию.

Евгений Четверяков

Вестник Новосибирской Митрополии
№7 (153) июль 2016


 


Вернуться назад