Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ > Крестный ход от «Сибирских Кижей»

Крестный ход от «Сибирских Кижей»


18.10.2011.
Ежегодный Серафимо-Турнаевский крестный ход собирает более тысячи паломников из нескольких областей.

Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский родился в Курске в 1754 году. 1778 году он поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха. Добровольно удалясь в пустыню, преподобный Серафим Саровский провел все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетний обет молчания, а позже ушел в затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. Не зря святого Серафима Саровского называют так же чудотворцем. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Он приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины.
В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован Русской Православной Церковью и по сей день остается одним из самых почитаемых на Русской земле святых.

Спустя девять лет после канонизации, в селе Турнаево, которое находится недалеко от города Болотное, была заложена однопрестольная деревянная церковь во имя святого преподобного Серафима Саровского, которая стала первой в Сибири церковью, воздвигнутой в его честь. Построена она была всего лишь за два года и уже в 1914 приняла прихожан.
Нелегкая судьба выпала на долю этой чудесной церкви. В народе ее называют Сибирскими Кижами, ведь она не только чем-то напоминает карельскую церковь внешним видом, но и построена так же, без единого гвоздя. Деревянные конструкции скреплялись яичным раствором. Сейчас отреставрированный храм радует глаз.

Но так было не всегда. К 1937 году турнаевский храм оставался единственным православным храмом не только в Болотнинском районе, но и в окружающих районах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Накануне престольного праздника 30 июня 1937 года за отказ от передачи храма властям были арестованы настоятель священник Пётр Манойленко, староста Василий Баннов и псаломщик Демьян Литвинов. По приговору особой тройки НКВД мученики были расстреляны 14 августа 1937 года. После этого церковь была закрыт и разграблена (Распоряжение Облисполкома за №70 о закрытии церкви вышло позже, 9 апреля 1940 г). В помещении храма размещался клуб, затем зерносклад. Не нужно говорить, каким испытанием для деревянного здания стали пятьдесят лет запустения. Но кресты церкви устояли ни смотря ни на что.

В конце 1980-х годов церковь была объявлена памятником архитектуры, начались предварительные работы по реконструкции. В 1989 году церковь передана на баланс Новосибирской епархии. Первая литургия с момента закрытия отслужена в июле 2000 года.

С того же года началась история ежегодного Серафимо-Турнаевского крестного хода, который проходит проходит в канун дня – 1 августа по новому стилю, когда Русская Православная Церковь чтит память великого русского святого – преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Владыка Тихон приветствовал всех собравшихся напутственным словом. Он рассказал о том, насколько важными являются для нас поучения преподобного Серафима Саровского. Мы сейчас только-только начинаем отходить от семидесятилетнего мрака безбожия. Жизнь святого Серафима Саровского пришлась на послепетровскую эпоху, в связи с чем Владыка заметил: «Петр I, хотя и именовался православным императором, но притеснял церковь. Если советская власть закрыла 1200 монастырей, то в петровскую эпоху было закрыто 3000 монастырей. В монастыри ставились выходцы из Западной Украины, которые были заражены западными взглядами на духовную жизнь. В монастырях поселялись воины, раненые на поле боя… И конечно, быстро монастыри пришли в упадок, так что некому было поддерживать духовную жизнь в русском народе. Преподобный Серафим попытался возродить духовную жизнь, и возродить во всей ее древней апостольской красоте. Поэтому он возродил все виды духовного подвига. И мы читаем в его житии, что он был и девственник, и столпник, и молитвенник: все, чем украшалась Православная Церковь – все было в его личном подвиге. Он так и говорил: «Все может человек, нужна только решимость следовать за Христом». И это, конечно, относится и к нашему времени. Мы тоже за 70 лет потеряли и духовных вождей своих, потеряли духовную жизнь так, что наше христианство превратилось в бытовое: гром грянул – перекрестились, ребенок заболел – пошли в церковь свечку поставили, муж дерется – заказали молебен. А то, чтобы вера преображала человека, чтобы он становился богоносным и духоносным, об этом сейчас не идет и речи. И поэтому мы обязательно должны изучать наследие преподобного Серафима Саровского».

В этом году, крестный ход, организованный по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона Епархиальным Миссионерским отделом и приходом во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, проводился в двенадцатый раз. Крестный ход ежегодно собирает паломников из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края, он стал поистине «Сибирским Крестным ходом», в котором каждый раз принимает участие более тысячи человек, проходя путь, протяженностью около 18 километров.

Но одним крестным ходом почитание святого преподобного Серафима Саровского не ограничивается. Мероприятие переросло, в так называемые, Серафимо-Турнаевские торжества. После крестного хода – всенощное бдение. На ночлег большинство паломников остались в селе, где специально для них был разбит палаточный лагерь. По утру – водосвятный молебен и Божественная литургия. Также желающие могли посетить традиционную ярмарку ремесел.

Пока живы подобные традиции, жива и память о наших святых. Почитая их, мы не только отдаем должное их духовным подвигам, но сами стремимся приобщиться высокой цели, о которой сам святой преподобный Серафим Саровский говорил так: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Новосибирский Епархиальный Вестник №5, 2011 г.
 


Вернуться назад