A
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я



     ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

     ПАЛЕЯ (от греч. -древний, ветхий /завет/) - книга, содержащая краткое изложение ветхозаветных событий; пользовалась особой популярностью на Руси и отчасти заменяла собой книги Ветхого Завета. Греческий оригинал Палеи появляется не ранее IX века. Различают два основных вида Палеи: Палею Историческую (другое название - "Книга бытия небеси и земли") и Палею Толковую ("Очи палейные"). Первая содержит краткое изложение ветхозаветной истории от сотворения мира до царя Давида с некоторыми апокрифическими вставками. Что касается Толковой Палеи, то в нее включается меньше исторического материала (хотя хронологически она доводится иногда до самого воплощения Христа); значительное место здесь отводится преобразовательным толкованиям ветхозаветных событий, нередко носящим полемический характер. Текст Толковой Палеи включает в себя также ряд апокрифических сочинений ("Заветы двенадцати патриархов" и др.), а также фрагменты "Шестоднева" Иоанна Экзарха, "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова и других популярных в средние века книг.

     ПАНАГИЯ (греч. - всесвятая) - 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть - после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии. 2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с младенцем. 3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда - Великая Панагия); раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса - круглой пасхальной просфоры).

     ПАНИКАДИЛО (греч. - многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

     ПАНТОКРАТОР (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии - Христос восседает на троне, благославляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий). Получает широкое распространение, начиная с IV-VI веков (т.е. после официального признания христианства) в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен тип поясничного Пантократора - один из самых статичных иконографических типов, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благославляющей руки и т. п.

     ПАПОРОТКИ - в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела - обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла.

     ПАРАМАНД (греч.) - деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

     ПАРАСКЕВА (греч. - пятница) - христианская святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (304 - 305 гг.); за отказ отречься от христианской веры была обезглавлена наместником римской провинции Иконии. Православная традиция знает еще трех соименных ей святых: Параскеву Римскую (II в., память 26 июня), балканскую святую Параскеву - Петку (Х-ХI вв., память 14 июля), и малоизвестную мученицу, поминаемую под 20 марта; элементы их житий часто смешиваются между собой. Кроме того, культ Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так, она считается покровительницей многих традиционных женских занятий, торговли и т. п. Наконец, по христианским представлениям, Параскева - это персонификация страстной пятницы, отсюда ее изображения с орудиями страстей. Память 14 (27) октября.

     ПАРУС - в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.

     ПАСХА (евр. - прохождение) - главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Первоначально отмечался евреями в память о чудесном избавлении из египетского плена - ангел погубляющий, посланный Богом истребить египтян, проходил мимо домов, на дверях которых была кровь жертвенного пасхального агнца (отсюда происходит название праздника) - (Исх XII, 12-13). На празднование Пасхи иудейской приходится заключительный этап земного служения Христа - Его смерть и Воскресение (Мф XVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин XIII, 1-17). Празднование христианской Пасхи восходит к апостольским временам. Характер праздника, время празднования и способ его вычисления были окончательно определены на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.).

     ПАТЕРИК (греч. - отечник) - в византийской и древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках какой-либо знаменитой монашеской обители (иногда с добавлением принадлежащих им нравоучительных слов). Появляются в Византии, начиная с IV века.

     ПЕТР МИТРОПОЛИТ (?-1326 г.) - русский святой, митрополит Всея Руси с 1308 г. Происходил из Южной Руси (Галицко-Волынская земля). Поддерживал московских князей в их борьбе с Тверью за великое княжение. В 1324 г. перенес свою резиденцию из Владимира в Москву и основал там кафедральный Успенский собор, чем способствовал возвышению Московского княжества (окончательный перенос митрополичей кафедры в Москву совершился при его преемнике, митрополите Феогносте). Был погребен в Успенском соборе, общерусское почитание началось сразу после его кончины. Память празднуется дважды: 21 декабря (3 января) и 24 августа (6 сентября) Перенесение мощей.

     ПЛАЩАНИЦА - полотнище с изображением Христа во гробе, после снятия с креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на серединцу храма и полагается на катафалке для поклонения верующих - до пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь.

     ПОЗЕМ - в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета - условное обозначение земли.

     ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ - православный праздник, установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий. Празднуется 1 (14) октября. Самые ранние изображения Покрова известны уже с XIII века; в XIV веке складывается устойчивая иконография праздничной иконы, существующая в двух вариантах: московском и новгородском. Московский вариант иллюстрирует прежде всего само чудесное событие, свидетелями которого были Андрей и Епифаний: Богоматерь, держащая покрывало, изображается на фоне храма в верхней части иконы; рядом с ней, как правило, святые, внизу - Андрей, Епифаний и другие свидетели чуда. В новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней - ангелы, как бы приподнимающие завесу - очевидно, наряду с видением Андрея Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и опускалась в субботу утром. В обоих вариантах иконы "Покрова" изображается также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре), память которого также приходится на 1 (14) октября.

     ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ - 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. 2. Икона, представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков: Иаков с лествицей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремия со скрижалью, Исайя с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями Иерусалимского храма и Даниил и Аввакум с горами. Известна с XV века; сформировалась на основе более ранних икон Богоматери с пророками на полях ХI-ХII вв. Наименование "Похвала Богоматери" может присваиваться и другим иконам, прославляющим Богоматерь.

     ПРЕОБРАЖЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение", засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Сообщение Божественной энергии - нетварного света - человеческой плоти Христа воспринималось христианской традицией как залог грядущего преображения человека и было положено в основу учения об обожении человека и воссоединении его с Богом (см. Исихазм). Преображение празднуется с IV века; праздничные каноны были составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона "Преображение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

     ПРЕПОДОБНЫЙ - общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам и пр.

     ПРЕСТОЛ - четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещается антимнис, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается освещение Св.Даров. Поскольку Св.Дары символизируют собой Тело Христово, престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны, место пребывания Бога в раю.

     ПРИТЕНЕНИЕ - в живописи доличного - переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете.

     ПРОБЕЛА - в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизируют присутствие божественного света (ср. Ассист).

     ПРОКИМЕН (греч. - впереди лежащий) - краткий стих из псалма, который чтец или диакон произносит перед чтением из Апостола, Евангелий или Ветхого Завета.

     ПРОРОКИ - в библейской истории провозвестники воли Божией; первыми пророками были патриархи: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. В дальнейшем, начиная с Самуила, пророческий ряд обретает непрерывность и преемственность, а сами пророки становятся также учителями и наставниками в религиозно-нравственной жизни, создавая для этого особые школы и общины и пользуясь авторитетом, зачастую намного превосходящим авторитет светских владык. Книги, составленные некоторыми пророками, вошли в состав ветхозаветного канона: различают книги четырех великих пророков - Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также двенадцати малых: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Последним из пророков в христианской традиции считается Иоанн Креститель. Иконы, изображающие пророков, составляют четвертый (пророческий) ряд иконостаса русского православного храма.

     ПРОСКОМИДИЯ (от греч. - приносить) - вступительная часть литургии, на которой происходит приготовление Св.Даров (хлеба и вина) для причащения. Для этой цели в настоящее время используется пять просфор: из первой священник вырезает четырехугольную часть - агнца, символизирующего собой тело Христово, а из остальных - частицы в честь Богоматери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей, подвижников, а также молитвенное поминовение живых и мертвых. Все эти частицы вместе с агнцем полагаются на особое блюдо - дискос, над которым ставится звездица - два металлических полукружия, расположенные крест-накрест, и накрываются тремя платами (воздухами). Красное вино смешивается с водой и вливается в чашу (потир). Все эти действия священника сопровождаются определенными молитвенными чинопоследованиями.

     ПРОСФОРА (греч. - приношение) - небольшой круглый хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста; в православном богослужении используется в таинстве причащения. На верхней корочке просфоры вытеснено изображение четырехконечного креста и буквы IС ХС NI КА (Иисус Христос побеждает). Название "просфора" произошло от обычая, принятого в первые века христианства, приносить в храм хлеб и вино для евхаристии и для агапы - "вечери любви" (совместной ритуальной трапезы), устраивавшейся после богослужения.

     ПСАЛМЫ - молитвенные песнопения, входящие в ветхозаветную книгу Псалтирь; в древности исполнялись под аккомпанемент особого струнного инструмента - псалтири. Библейское предание приписывает большинство псалмов царю Давиду. Широко использовались в еврейской религиозной практике; затем заняли одно из основных мест в христианском богослужении.

      ПСАЛТИРЬ (греч. - название музыкального инструмента) одна из канонических книг Ветхого Завета; сборник из 150 псалмов. Окончательно сложилась в конце V - начале IV века до Р.X. В богослужебных целях используется т.наз. Следованная Псалтирь, поделенная на соответствующие разделы (см. Кафизмы) и включающая в себя некоторые фрагменты других богослужебных книг.


A
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я