Методические разработки

Евангелие в нашей жизни — Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1995.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С целью преподавания религиозно-познавательных дисциплин в школе могут быть введены факультативные курсы «История религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества». Но если для преподавания первых двух курсов достаточной научной базы еще не имеется, то одна из величайших книг человечества — ЕВАНГЕЛИЕ — уже стала предметом изучения в школе. Например, Московским институтом развития образовательных систем в 1992 году выпущен замечательный учебник Н. В. Давыдовой «Евангелие и древнерусская литература», предназначенный для учащихся среднего возраста. В этом учебнике впервые предлагается изучение Евангелия в контексте культуры Древней Руси и нового времени.
Настоящее пособие предназначается для преподавателей разных классов и может быть использовано в зависимости от того, сколько времени и внимания педагог желает уделить теме «Евангелие».
В нашей жизни есть много такого, что очень важно и очень дорого как для верующих людей, так и для тех, кто не относит себя к числу людей религиозных. Но если христиане, называя Евангелие Священной Книгой или Книгой Жизни, не перестают признавать, что эта Книга является одним из драгоценнейших памятников мировой литературы, то и многие нерелигиозные люди не перестают признавать Евангелие источником высокой нравственности и духовной культуры.
В этом учебном пособии, предполагающем первоначальное знакомство с Евангелием, речь пойдет не о том, как относиться к Евангелию, не о том, что надо кого-то в чем-то переубеждать, а о том, какое место в нашей жизни занимает или может занять эта Книга. Речь пойдет о тех важнейших нравственных категориях, которые раскрывает нашему взору эта Книга, о том, что всем нам очень дорого и очень близко. Евангелие — это Книга, открытая для всех, кто ищет истину и смысл жизни, для тех, кто считает эту Книгу свидетельством самой радостной в этом мире вести человеку — вести о возможности победить смерть.
Пособие составлено по следующему принципу. Каждая из семи тем содержит пять разделов.
В первом разделе даются некоторые начальные сведения о времени написания и авторах Евангелий, о распространении этой Книги в мире, о том, какое место она занимает в жизни христиан, что означает само слово Евангелие, и много другой полезной информации.
Во втором разделе приводится текст притч по Библии, изданной в Москве в 1993 году Российским библейским обществом.
В примечаниях дается значение незнакомых слов, поясняются некоторые исторические, этнографические и географические названия.
В четвертом разделе притча пересказывается близко к оригинальному тексту, но современным языком.
В пятом — предлагается вариант обсуждения этой притчи с учащимися с точки зрения современности и важности для каждого из нас нравственных ценностей, содержащихся в этой Великой Книге человечества.


Тема 1 
Кто мой БЛИЖНИЙ?

Слово «Библия» происходит от греческого слова, означающего «Книги». Библия — это действительно сборник книг, состоящий из двух частей. 

Одна часть — Священные Книги Ветхого Завета. Они написаны пророками — святыми людьми, жившими до Рождества Иисуса Христа. Вторая часть Библии — это Священные Книги Нового Завета. Они написаны учениками Иисуса Христа — апостолами. Слово «Завет» означало «договор» или «соглашение». Название «Завет» взято из самой Библии и означает союз, договор между Богом и людьми.

Евангелие — это первые четыре Книги Нового Завета. Слово «ЕВАНГЕЛИЕ» в переводе с греческого — «благая, радостная весть». На греческом разговорном языке слово «Евангелион» за несколько веков до Рождества Христова означало подарок, который получал добрый вестник, объявивший народу о победе или об избавлении от гибели. Этим же словом потом называли жертву, которую греки приносили по случаю получения известия о победе. А затем словом «Евангелион» стала именоваться сама радостная весть — неожиданная новость об избавлении, о победе, о спасении.

Евангелием называются книги, в которых излагается свидетельство апостолов (апостол в переводе с греческого — посланник) о жизни и учении Иисуса Христа. Первыми читателями и слушателями Евангелия были члены древнехристианских общин, которым описываемые события были известны прежде из устной проповеди апостолов.

Просветители славян святые братья Кирилл и Мефодий, в IX веке переводившие Евангелие с греческого языка на славянский, оставили это слово без перевода. Почему? Может быть, для того, чтобы лучше сохранить его изначальный смысл. По меткому и в то же время строго научному определению замечательного филолога С. С. Аверинцева, Евангелие — это такая благая и радостная весть, которую надо возвещать так, как возвещают только спасительную новость.

Что же нового может возвестить нам Евангелие? Может быть, Евангелие поможет нам прежде всего по-новому взглянуть на самих себя и на то, как нам следует относиться друг к другу?


Притча о милосердном самарянине

 

«Сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Евангелие от Луки, глава 10, стихи 30—35.

Примечание. Слово «притча» происходит от греческого «параволи», означающего сравнение, уподобление. Этим словом называли тексты, в которых какая-либо духовно-нравственная истина объясняется при помощи привычных жизненных ситуаций или природных явлений.

Христос говорил притчами, чтобы образной формой выражения пробудить слушателей к размышлению о духовной жизни и ее законах.

Притча о милосердном самарянине отвечает на вопросы: Как правильно относиться к другому человеку? Кто мой ближний? Что нужно делать, чтобы достичь вечной жизни?

Один человек спросил Иисуса Христа: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос сказал, что поступать следует так, как учат Заповеди Божии, Закон Божий. Среди них есть заповедь, гласящая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «А кто мой ближний?» — спросил Иисуса Христа Его собеседник. В ответ на этот вопрос Христос сказал вышеприведенную притчу, а после нее добавил: «Иди, и ты поступай так же».

Самарянин — житель Самарии, центральной области Палестины, граничившей с Галилеей и Иудеей. Между жителями Иудеи и Самарии была большая неприязнь, часто доходившая до откровенной вражды. Само название «самарянин» считалось у иудеев едва ли не бранным словом.

Священник и левит — служители Иерусалимского храма.

Пересказ притчи о милосердном самарянине

Один законник (учитель и знаток священных книг евреев — Ветхого Завета), испытывая Иисуса Христа, сказал:

— Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

— А в Законе что написано? — спросил его Христос.

— Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

— Правильно, — сказал ему Иисус Христос. — Так и поступай.

— А кто же мой ближний? На это Иисус Христос сказал следующее: Один человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам. Разбойники сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случилось одному священнику проходить той же дорогой. Увидел он израненного человека, но прошёл мимо. На том месте оказался и левит — младший служитель храма. Подошёл он к попавшему в беду человеку, посмотрел на него и тоже прошёл мимо. И вот по этой же дороге едет самарянин — человек из соседней страны, другой веры, других обычаев. Иудеи неприязненно относились к самарянам, и самаряне знали это. Но, увидев попавшего в беду иудея, самарянин сжалился над ним. Подойдя к раненому, он перевязал его, предварительно сделав обеззараживание вином и смягчив боль от ран маслом. Посадил он несчастного человека на своего осла, привез его в близлежащую гостиницу и там стал заботиться о нем. На другой день, отъезжая из гостиницы, самарянин заплатил хозяину за содержание больного и даже сказал: «Если издержишь больше, то я заплачу тебе на обратном пути».

—Кто из этих троих, думаешь, был ближним для человека, попавшего в беду? — спросил законника Иисус Христос.

— Тот, кто оказал милость, — ответил законник.

— Иди, и ты поступай так же, — сказал Христос.

Итак, кого означает слово «ближний» в Евангелии? Только ли родителей, друзей, близких родственников? Нет! Человек, который вам оказал помощь, и есть ваш ближний, даже если ваша встреча, казалось, была случайной и вы не знали этого человека, не видели его прежде и, может быть, впредь никогда не увидите. Помощь его, оказанная вам, приблизила его к вам, а вас к нему, большая ли была эта помощь или малая. Доброта и милосердие сблизили вас.

Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Как я должен поступить? Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми, и это Иисус Христос прекрасно изобразил в притче о милосердном самарянине. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернётся непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних. Беда и нужда другого человека должны моментально поставить этого человека в центр жизни, а нас через сострадание приблизить к нему.

Перед Евангелием все народы во все времена находятся в равном положении. И в наши дни человек может оказаться в ситуации, описанной в притче о милосердном самарянине. В любой день и час перед нашим взором может оказаться человек, нуждающийся в конкретной помощи именно кого-то из нас. И евангельская заповедь «Иди, и ты поступай так же» сделает для нас ближним каждого человека. Милосердное отношение ко всем людям без исключения может в корне переменить жизнь человека. Недаром известный педагог В. А. Сухомлинский обязательно знакомил своих воспитанников с этой притчей.

Если кто из детей будет в Картинной галерее Красноярска, то пусть обратит внимание на одну из ранних работ В. Сурикова — «Милосердный самарянин». Пустыня, горы наблюдают картину из человеческой жизни: удаляются проходившие мимо священник и левит, а над израненным человеком склонился милосердный самарянин. Он и стал ближним попавшему в беду человеку.

Так Евангелие отвечает на один из самых жгучих вопросов жизни: Кто же мой ближний? Или иначе: Как я должен относиться к другому человеку?

Приведите примеры из собственной жизни или известные Вам по книгам и газетам, когда можно было бы сказать, что человек отнесся к ближнему своему в соответствии с этой евангельской заповедью.


Следующая тема >>>