Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№1 (49) январь 2006 года      
Читайте в номере:

Православное обозрение 
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения 
"Совесть как основа нравственного воспитания. Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский

Молодежные страницы
Опыт социального служения монастырей: …И тает лед в озябших детских душах..
Протоиерей Димитрий Сальников, руководитель епархиального отдела культуры:
«Фильм «Мастер и Маргарита» - хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина»

Церковь и армия
Образование
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе. (Продолжение)
Объявления


 

 
 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№1 (49) январь 2006 года 
Православный календарь

 25 ДЕКАБРЯ / 7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

2006 лет тому назад совершилось величайшее событие. Это – Рождество Господа Бога и Спасителя мира Иисуса Христа. Более пяти с половиной тысячелетий ждали люди этого события. Господь готовил мир к приходу Спасителя. К концу срока, вся вселенная, можно сказать, на основании божественных откровений и вследствие сознания своих духовных немощей, ожидала небесного Искупителя. 
В то время, когда приблизился срок Его рождества, Иудея находилась под властью римлян. Римский кесарь Август приказал переписать все население империи, и отправились люди записываться – каждый в свой родной город. Иосиф с обрученною ему Марией были родом из Вифлеема, поэтому из Назарета, где они жили, и отправились в этот город. Не найдя места в гостинице, они остановились ночевать в вертепе, или пещере, за городом. Здесь Богородица и родила своего Сына, и, повив пеленами, положила его в ясли.
Первыми о рождении Спасителя узнали вифлеемские пастухи. Им явился ангел и сказал, что родился Христос Господь. При этом они удостоились видеть ангелов, славящих Бога и взывающих: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» Пастухи, придя в пещеру, увидели лежащего в яслях спеленатого младенца и поклонились новорожденному Спасителю.
По явлению на небе особенной звезды узнали о Его рождении и пришли на поклонение Ему восточные волхвы, то есть ученые люди, или мудрецы. По преданию, это были князья из Персии, Аравии и Эфиопии: Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли новорожденному Христу дары: золото — как царю, ливан, или дорогой ладан — как Богу, и смирну (душистую мазь) — как человеку, который должен был умереть. По преданию, волхвы позднее приняли христианство. Их останки находятся в главном соборе Кёльна.
В день Рождества Христова вспоминается избавление Церкви и Державы Российской от нашествия галлов (французов) и с ними двадесяти язык (20 народов) в 1812 году. Торжество победы над врагами видимыми соединено здесь с торжеством победы над врагом невидимым. До революции в этот день после Божественной литургии совершался особый благодарственный молебен, который начинался пением торжественных слов пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». 

 1 ЯНВАРЯ /14 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ

Святитель Василий Великий, родом каппадокиец, жил в IV веке. Он был сыном богатых и благочестивых родителей, Василия и св. Емилии. Первое воспитание получил от своей благочестивой бабушки Макрины. Для того, чтобы получить высшее образование, святой Василий сначала поступил в Кесарийскую школу, где превзошел всех своими дарованиями и успехами, и потом перешел в Афинскую. В это время он подружился со святым Григорием, названным впоследствии Богословом, будущим архиепископом Константинопольским. Оба они твердо хранили благочестие, хотя окружены были нравственно распущенными товарищами-язычниками. «Нам известны были только две дороги, — пишет о времени образования своего в Афинах св. Григорий, — одна в храм, другая — в училище». После окончания учебы друзья решили презреть ожидавшую их славу и посвятить себя Богу в уединении. 
Святой Василий отправился в Египет, где жило много христианских подвижников, чтобы у них научиться тому, что он считал истинно полезным для ума и сердца. Проведя среди святых отцов год, Василий раздал все свое имущество нищим и пошел в Иерусалим, чтобы принять святое крещение в водах Иордана. Когда епископ крестил его, внезапно вспыхнула молния, из нее вылетел голубь и погрузился в Иордан. Всколыхнув его воды, голубь улетел на небо. Все видевшие это с трепетом душевным восславили Господа. 
Вскоре святой Василий был посвящен в диакона, а затем и во священника. Все свои силы и время он стал отдавать пастырским заботам. Но спустя год святой решил удалиться в пустыню. Он поселился на берегу реки Ирисы, в Понте, недалеко от города Кесарии. Здесь начали собираться к нему подвижники, и он основал монастырь. Правила иноческой жизни, написанные им, впоследствии были приняты всеми монастырями Востока. Вместе с ним в пустыне подвизался и Григорий Богослов. Так, иноками, друзья хотели прожить всю свою жизнь.
Но Господь судил иначе. Он призвал святого Василия из пустыни к общественной деятельности. Возникла ересь Ария, священника из Александрии, который учил, что Сын Божий не есть Бог, единосущный и совечный Отцу, а есть только самое высшее творение Его. Православные епископы вызвали святого Василия для борьбы с еретиками. Он был посвящен в пресвитера, а затем в архиепископа Кесарийского.
Император Валент, будучи ревностным арианином, поручил своему префекту Модесту склонить святителя к арианству. Выполняя волю императора, Модест угрожал Василию лишением имущества, ссылкой и даже смертью. Но в ответ услышал: «Я не боюсь лишения имущества, потому что не имею ничего; не боюсь и ссылки, ибо везде земля Божия; не боюсь и смерти, потому что она будет благодеянием для меня, так как соединит меня с Богом». 
Валент хотел сослать святителя, но в это самое время заболел его сын. Императрица увидела во сне, что ребенок занемог в наказание за оскорбление святого. Тогда император отменил ссылку и попросил святителя помолиться о выздоровлении мальчика. Святой Василий ответил, что если император будет воспитывать сына в православной вере, а не в еретической, тот выздоровеет. Император обещал, и сын выздоровел. Но Валент не захотел исполнять свое обещание, и сын его вновь захворал и умер.
Живший в пустыне преподобный Ефрем Сирин услышал о святителе Василии и стал молить Бога о том, чтобы он показал ему, каков тот есть. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, преподобный увидел огненный столб, глава которого доходила до небес. И раздался голос, сказавший ему: «Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столб, таков и есть Василий». 
Но труды и разные скорби скоро надломили довольно слабое здоровье святого Василия. Он не дожил до пятидесяти лет и скончался в 379 году. Перед смертью святитель обратил ко Христу одного знаменитого врача-еврея. Тот предсказал Василию смерть в следующую же ночь. «Но что ты сделаешь, — спросил святой врача, — если я останусь живым до полудня следующего дня?» Эскулап отвечал, что тогда он примет крещение. И, действительно, святитель дожил до предсказанного им самим срока. После этого врач крестился со всем своим семейством. Узнав о смерти святого, не только христиане, но и неверные толпами теснились на улице, стремясь приблизиться к гробу почившего архиепископа Кесарийского. На его погребение собрались многие архиереи, и, воспев надгробные песнопения, похоронили великого угодника Божия в церкви. 
В святителе Василии мирились философская мудрость, богословское знание и иноческое подвижничество. Он оставил множество сочинений: «Толкования на Священное Писание», «Шестоднев» — беседы о сотворении мира в шесть дней, уставы для иноков, множество молитв, в том числе молитвы на Троицын день, правила христианской жизни и литургию, которая совершается 10 раз в год. Святая Церковь почтила его наименованием Великого и вселенского учителя.

 6/19 ЯНВАРЯ – СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Когда святой Иоанн Предтеча Господень явился на берегах реки Иордан с проповедью о покаянии и приближении Царства Небесного, многие стали приходить к нему и креститься от него в Иордане, исповедуя грехи свои. И пришел Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься у него. Тот же удерживал Его, говоря: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнять всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда же Иисус выходил из воды, разверзлись небеса, Дух Святый в виде голубя сошел на Него. И был слышен глас с небес: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». 
Крещение Господне называется Богоявлением, потому что в этот день явился Бог во Святой Троице: Бог-Отец – во гласе, Сын Божий – во плоти и Дух Святый – в виде голубя; и Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир. 
В воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, в праздник Крещения бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника в храмах. С освященною водой священники ходят по домам для освящения как самих домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святою водою бывает и в другие праздники, например, в храмовые.
Воду, освященную в праздник Крещения, берут домой и хранят, как святыню. Она не портится годами, исцеляет разные болезни. Пить эту святую воду можно только натощак. 

 1 ЯНВАРЯ/14 ЯНВАРЯ – ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

В восьмой день по Рождестве Христовом Пресвятая Дева Мария принесла Богомладенца в храм для обрезания и наречения имени. И было Ему угодно претерпеть этот законный обряд, ибо Он пришел не нарушить закон, а исполнить. Закон же этот был дан Богом праотцу Аврааму как видимый знак принадлежности к народу Божию. Обрезание же было символом отсечения греха, так что в этот день Господь впервые пролил за всех нас Свою кровь и пострадал, как грешник, хотя и не был грешником. Своей страдальческой жизнью и смертью Христос истинно отсек грех, и обрезание стало ненужным, когда явилось истинное крещение водою и Духом. 
При обрезании Богомладенцу дано было имя Иисус, возвещенное ангелом Деве Марии в день, когда он сказал Ей: «Ты обрела благодать у Бога, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус (что значит Спаситель)». 

 2 ЯНВАРЯ/15 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА,
САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА


Преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в Курске, в благочестивой купеческой семье Мошниных. От рождения он был Божиим избранником. Господь сохранил его невредимым, когда в шестилетнем возрасте он упал с колокольни строящего храма. В отрочестве, во время тяжелой болезни, он был удостоен видения Божией Матери. В семнадцать лет он захотел стать монахом. Мать дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богородицы и благословила сына медным крестом, который он до конца жизни носил на груди. Поступив в 1778 году в Саровскую обитель, юноша несколько лет был послушником, а затем его постригли в монахи и посвятили в сан иеродиакона. Во время церковных служб он по временам видел святых ангелов, сослужащих и поющих с братией. Дивное впечатление производили на его душу эти видения. «Сердце мое, как воск, таяло от неизреченной радости, - говорил отец Серафим, -- и не помнил я ничего от такой радости, помнил только, как входил во святую церковь да выходил из нее». 
Через некоторое время его, как достойного, рукоположили в иеромонаха, и довольно долго он непрерывно служил, ежедневно причащаясь Святых тайн с верою, любовью и благоговением. 
Спустя год с благословения настоятеля отец Серафим удалился в пустынную келью посреди дремучего леса. Там он провел много лет в великих монашеских подвигах поста, бдения, молчания, непрестанной молитвы, терпя искушения от злых людей и особенно от дьявола. Даже в сильные морозы его келья не отапливалась, спал он, сидя на полу либо подложив под голову камень, а ел один раз в сутки овощи и черствый хлеб. Повторяя подвиги святого Симеона Столпника, отец Серафим тысячу дней и ночей простоял в молитве на камне. 
В ноябре 1825 года преподобному Серафиму в сонном видении явилась Пречистая Богородица и повелела ему принимать всех людей без исключения ради спасения их душ. Господь даровал отцу Серафиму дары исцеления, чудотворения и прозрения. Причем прозорливость его была так высока, что преподобный написал еще не родившемуся к тому времени императору Николаю Ii послание с описанием его земного удела. 
Несмотря на то, что ежедневно в келье батюшки бывали сотни и даже тысячи людей со всех концов России, со всеми он был приветлив и ласков, всех встречал словами :»Радость моя! Сокровище мое! Христос воскресе!» 
Особенным попечением старца пользовалась Дивеевская женская обитель, которую ему поручила Сама Владычица Небесная. Однажды она явилась ему и сказала: «Любимиче мой! Проси у меня, чего хочешь!» И батюшка умолил Богоматерь, и Она обещала ему, что все, кто будут в обители, спасутся. 
Двенадцать раз удостаивался преподобный Серафим посещения Пресвятой Богородицы, много дивных чудес совершил во славу Господа, сподобился многих откровений и пророчеств о судьбах нашей страны и о судьбах Православной Церкви. Скончался батюшка, стоя на коленях перед иконой «Умиление» с молитвенно сложенными на груди руками. В 1903 году угодник Божий Серафим был прославлен в лике святых и были открыты его честные мощи. 
11 января 1991 года в Петербурге были вторично обретены честные мощи преподобного Серафима после долгих лет сокрытия их в антирелигиозном музее в Казанском соборе. Мощи были переданы Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и 7 февраля торжественно перенесены в Москву в Богоявленский патриарший собор для поклонения верующих. 23 июля 1991 года мощи преподобного Серафима Саровского крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту земных подвигов старца. 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу