Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№1 (49) январь 2006 года      
Читайте в номере:

Православное обозрение 
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения 
"Совесть как основа нравственного воспитания. Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский

Молодежные страницы
Опыт социального служения монастырей: …И тает лед в озябших детских душах..
Протоиерей Димитрий Сальников, руководитель епархиального отдела культуры:
«Фильм «Мастер и Маргарита» - хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина»

Церковь и армия
Образование
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе. (Продолжение)
Объявления


 

 
 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№1 (49) январь 2006 года  
Опыт социального служения монастырей
 …И ТАЕТ ЛЕД В ОЗЯБШИХ ДЕТСКИХ ДУШАХ

Только молитва, величайшее терпение и безграничная любовь помогли заложить в искалеченные детские души основы добра.

- из истории первого в современной России приюта Русской Православной Церкви имени святого праведного Иоанна Кронштадтского для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

Окруженные постоянной заботой и любовью своих родных, мы мало вникаем в проблемы «безнадзорных» детей, хотя и сочувственно качаем головой, рассуждая на эту тему. Но когда непосредственно сталкиваемся с ними, в лучшем случае выслушивая в свой адрес набор нецензурных выражений, то стараемся скорее уйти, вернее, вернуться в свой мир добра и теплоты и не замечать, не думать о них. У современных родителей, бабушек и дедушек нет ни времени, ни сил, чтобы болеть душой за чужого ребенка в то время, когда остро встает вопрос о воспитании, трудоустройстве и благополучии собственного возлюбленного чада. 
Эти бедные дети, с младенческого возраста слышавшие брань и видевшие разврат, подвергавшиеся сильнейшим побоям, привыкшие дышать табачным дымом, алкогольным перегаром, токсическими веществами и питаться кусками объедков, завалявшихся в грязи полусгнившей комнаты, запивая их зачастую пивом или водкой -- они не находят понимания и помощи ни у кого: ни у соседей, ни тем более у своих родных. И вот уже нет в них детской простоты, невинности, чистоты, легкости, улыбки, ласкового взгляда. Со страшной обидой и злобой на всех они выходят на улицу, попадая в еще более жестокий мир, борясь каждую секунду за свое нечеловеческое существование, превращаются к 10-летнему возрасту в воров, насильников, убийц с большим стажем.
Из них лишь единицы по промыслу Божию из приемника-распределителя попадают в церковные приюты, обретая здесь маму и сестер.
Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре создан в 1993 году по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Костромского и Галичского Александра. Первыми его воспитанницами стали девочки в возрасте 4-6 лет с ослабленным здоровьем. Эго были сироты, дети психически больных родителей, из семей алкоголиков и наркоманов, брошенные на свалке и оказавшиеся без родительской опеки.
Первоочередными задачами, вставшими перед воспитателями, было научить девочек обслуживать себя, держать ложку, умываться, одеваться, разговаривать. За свою пока еще короткую жизнь до приюта эти малышки приобрели такое количество пороков и болезней, с которым сестры не предполагали столкнуться. У них были врожденных и хронические заболевания -- олигофрения в степени выраженной дебильности, нейросенсорная глухота, невротические реакции, синдром Дауна, астения и другие псхоневрологические отклонения, дневной и ночной энурез, дефекты речи. Кроме того, у всех отмечались задержка в умственно-психическом развитии, «болезни бедности» — дистрофия в разной степени, авитаминоз, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания – словом, всего не перечислить.
Многие дети страдали чрезмерной возбудимостью, часто находились в пограничном психическом состоянии. Вместе с тем девочки были ослаблены, апатичны, ни к чему не имели интереса. Они постоянно прятались под кровать, забивались в угол, обмотав себя полотенцами, кофтами, платками и что-то мычали на придуманном ими языке, рисуя пальчиками по стене и полу - и это было единственное, что они умели и к чему стремились.
С Божией помощью настоятельнице Богоявленско-Анастасииного монастыря матушке игумении Иннокентии, директору приюта, и многочисленным сестрам удалось своим безмерным терпением и любовью искоренить эти привычки. Но когда девочки пошли в школу, возникли большие трудности. Приведем несколько выписок из характеристик первоклассниц-воспитанниц приюта за 1997 и 1998, данных педагогами средней школы №29 компенсирующего обучения по программе 1-3 города Костромы.
Людмила М. 1988 г.р. Программу 1 класса усваивает с пробелами, частые истерики, неуравновешенный характер мешают усвоению программы. Не подчиняется взрослым, не выполняет правила поведения учащихся. Самоконтроль отсутствует. Делает много ошибок, заменяет буквы, пишет, как говорит, речь косноязычная. Под диктовку пишет с ошибками. Дерзит, редко бывает уравновешенной, по всякому поводу конфликтует и устраивает громогласные истерики, не взирая ни на обстановку, ни на окружающих. Истерики длятся часами, авторитетов для нее не существует. Ее не пугает выход из класса, через час-другой приходит, как ни в чем не бывало, не испытывает чувства вины. Во время уроков встает и уходит, куда вздумается. Если не в настроении — может отказаться выполнять контрольную работу.
Словарный запас ограничен. Математические приемы не использует, считает по пальцам. К себе требует повышенного внимания, громко пререкается, если что-то не совпадает с ее мнением.
Уровень школьных навыков низкий. Долго плачет, замечаний не переносит и может кричать по этому поводу целый урок. Может все уроки не снимать теплого пальто. Повышенное возбуждение. Плохое внимание. Отсутствие интереса к учебе.
В своей среде относится к окружающим с повышенным чувством справедливости, зацепляется, сначала не прощает, но потом первая мирится; чувство возраста отсутствует, грубит. К различным работам относится небрежно, ленится и выполняет их выборочно, что больше нравится, умеет отказываться.
Людмила С. 1985 г.р. По характеру Люда дерзкая, властная, грубая, неуступчивая, неуправляемая, может применить силу. На уроках мало активная. Часто подсказывает слабым учащимся, выкрикивает. Самостоятельного интереса к учебе не проявляет. По заключению районной медико-педагогической комиссии, отмечается задержка умственно-психического развития ребенка (больная олигофренией). Мать Люды страдает олигофренией в степени имбецильности и умственной отсталостью, признана опасной для общества. Девочка до учебы в школе №29 училась в Нейской школе-интернате, с трудом закончила 2 класса.
В приют поступила в 9 лет малоразговорчивая, но со своим мнением и характером лидера. Единственная форма общения с младшими — носить детей на себе, причем куда Люде вздумается: под лестницу, на улицу, в класс или на кровать, укладывая спать. В школу приходила, но в занятиях не участвовала; вместо ручки держала клей, ножницы и карандаши, занималась поделками, молча приходила и молча уходила.
Если Люде что-то не нравится, она как лидер среди детей могла сделать наперекор, серьезно мешая воспитателю.
Кроме всего перечисленного, у многих девочек отмечалась также рассеянность, они не умели доводить до конца начатую работу. Это объясняется истощением психических процессов - следствием органического поражения центральной нервной системы. И только молитва, величайшее терпение и безграничная любовь к этим больным детям помогли заложить в их искалеченные души основы добра.
Конечно, было очень нелегко: сегодня они в настроении и готовы свернуть горы, а какими будут завтра — предсказать невозможно. От них можно было ожидать всего: либо упрямого «не хочу», «не буду», «ешь сама», «носи сама», «делай сама», «учись сама» либо непрекращающегося плача где-то в углу или молчания и полной неподвижности. Зачастую воспитатель, делая все, что только было в его силах, не получал адекватной реакции, пока не проходил очередной психоз. В такие минуты у воспитанниц словно просыпались порочные гены их опустившихся родителей, вспоминалось все, что они когда-то видели, слышали, испытали. Справиться со своей порочностью дети могли, лишь излив отрицательные эмоции на кого-то другого. 
Как признаются сегодня директор и воспитатели приюта, нередко им казалось, что все их труды напрасны. Но, тем не менее, слушая нескончаемый набор бессмысленных звуков и отрывочных фраз, уповая на помощь Господа, они с любовью и улыбкой помогали детям выходить из этого состояния. И спустя какое-то время перед ними был словно другой ребенок -- мягкий, добрый, отзывчивый, любящий весь мир. 
Самое же страшное заключалось в том, что такое поведение для этих детей являлось нормой. Девочки не считали, что они вели себя дурно. В их душе постоянно жила обида: «Почему мне плохо, а тебе хорошо?». И они не успокаивались, пока другому тоже не становилось плохо. Однако с каждым днем обстановка любви, добра, заботы, веры, самопожертвование игумении Иннокентии и сестер искореняли зло в детских душах.
Серьезной проблемой оказалось научить воспитанниц вести себя правильно -- без упрямств, слез, истерик, кривляния, насмешек. Благодаря урокам психолога и логопеда, ежедневным музыкальным занятиям дети заинтересовались пением — оно их успокаивало, и они становились мягче. А научить петь психически неустойчивого ребенка, организовать пение, привить к нему любовь, привести к пониманию и достижению успеха — задача не из легких. Но с каждым годом девочки менялись к лучшему, взрослели. Пятого марта 2005 года матушка Иннокентия написала: «Слава Богу Отцу, Давшему нам жизнь. Слава Богу, что мы можем петь Ему как Ангелы!».
Что же сказать об этих детях сейчас, спустя 12 лет, когда многие из тех, кто четырех шестилетними малышами впервые переступили порог церковного приюта, уже достигли своего совершеннолетия? Воспитание в духе уважения и любви к ближнему позволило уменьшить неблагоприятные последствия предыдущего негативного опыта Умственная отсталость и неустойчивость психики еще проявляются в срывах. Только Господь сможет искоренить наследственную грубость в этих душах, безвинно несущих ответ за грехи своих родителей. Однако огромная работа, которую все эти годы вели директор и воспитатели приюта, принесла свои плоды: дети-инвалиды научились говорить, читать, писать, петь, готовить еду, шить, вязать, печь хлеб, гравировать Они освоили компьютерное дело, получили навыки ведения домашнего и сельского хозяйства.
По словам лечащих врачей, совместные усилия педагогов, воспитателей и медиков позволили добиться положительной динамики в их развитии, лечении и поведении. Девочки находятся под постоянным наблюдением педиатра, нефролога, кардиолога, окулиста, невропатолога, психиатра. В приюте даже есть оснащенный современным оборудованием стоматологический кабинет, в котором ведет ежедневный прием один из ведущих специалистов города.
Для полноценной жизни детей здесь созданы все условия. Есть классы для учебных, музыкальных и художественных занятий; для обучения компьютерной грамоте. Оборудована мини-пекарня, где девочки постигают профессию пекаря. Кроме того, в приюте имеются библиотека, медицинский пункт и изолятор.
Воспитанием и обучением девочек занимаются опытные педагоги и воспитатели не только приюта, но и двух костромских школ: муниципальной спецшколы №1 и общеобразовательной школы №12, что объясняется различием в умственном развитии воспитанниц. 
Высокую оценку деятельности директора и воспитателей приюта дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 19 октября 1998 года наградивший его орденом святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца.
Но все же самым главным достижением является то, что некогда безнадзорные дети обрели здесь настоящую семью. Директор приюта имени святого праведного Иоанна Кронштадского для детей-сирот и детей, брошенных родителями, настоятельница Богоявленско-Анастасиина монастыря игумения Иннокентия своей молитвой, ласковой улыбкой, теплым и любящим взглядом, добрым словом, материнским объятием, всей своей душой проникает в душу каждого ребенка и находит к любому особый ключик. Нет, не напрасными оказались ее титанические усилия по возрождению детских душ. Старец-монах, подвизавшийся много лет на святой горе Афон, на переживания матушки Иннокентии о своих воспитанницах сказал: «Не беспокойтесь, ваши детки будут святыми. Вы привели их к Богу, вы спасли их от гибели...». И действительно, отогрелись оледенелые сердца брошенных детей, и появился в их глазах огонек радости, любви и доброты.


Богоявленский монастырь в Костроме был основан в 1426 году преподобным Никитой Костромским – учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского. В 1608 году в стенах обители просияли местночтимые святые – 11 преподобномучеников, пострадавших во время осады монастыря и явивших пример стойкости за православную веру. В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, по ходатайству игумении Марии (Давыдовой) указом Святейшего Синода был объединен с Крестовоздвиженско-Анастасииным женским монастырем и, преобразованный из мужского в женский, стал именоваться Богоявленско-Анастасииным. 
На рубеже XIX—XX веков монастырь был традиционным местом паломничества для представителей царского Дома Романовых, для выдающихся церковных и государственных деятелей того времени. 19 июля 1897 года Богоявленско-Анастасиин монастырь впервые посетил святой праведный Иоанн Кронштадский.
В 1924 году монастырь был закрыт, в нем разместился архив Костромской области. А 21 июля 1990 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством избранного Поместным собором 10 июня 1990 года Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Алексия II благословил в числе первых монастырей открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. 

Седмица.ру


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу