Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Сентябрь-октябрь

21 сентября / 4 октября

Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся его жизнь была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

21 сентября 1752 года во время ремонта соборной церкви монастыря было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду. И 29 апреля 1757 года последовал указ Святейшего Синода о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).


23 сентября/ 6 октября 

День памяти преподобных Ксанфиппы и Поликсении Испанских

Родные сестры Поликсения и Ксанфиппа жили в Испании. Впервые о Божественном учении Христа Спасителя они услышали от святого апостола Павла, когда он проповедовал в их стране. Преподобная Ксанфиппа вместе со своим супругом первой приняла христианство, тогда как ее сестра еще оставалась язычницей. Спустя некоторое время, отправившись на корабле в Грецию, Поликсения услышала проповедь апостола Петра и уверовала во Христа. Она была крещена Его учеником Андреем Первозванным и стала свидетельницей творимых апостолом чудес, а также терпеливого и кроткого перенесения им истязаний и мучений от язычников. Святая Поликсения стояла у креста, на котором его распяли. После мученической кончины апостола преподобная вернулась в Испанию, где около 40 лет подвизалась в проповеди Благой Вести и утвердила в христианстве множество язычников. Преставилась преподобная Поликсения около 109 года, до конца земной жизни сохранив девство.

Преподобная Ксанфиппа разделяла подвиг и труды своей сестры и долгое время проповедовала в многолюдном городе Толедо.


23 сентября / 6 октября

День памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 году он поступил на учебу в Иркутскую семинарию. Здесь Иоанну, как лучшему воспитаннику, дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 года). 13 мая 1817 года он был рукоположен в диакона Благовещенской церкви Иркутска, спустя четыре года - 18 мая 1821 года - во священника.

А через два года. началось миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири, отдавшего 45 лет делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Он совершал свой миссионерский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. За долгие годы отец Иоанн крестил десятки тысяч людей. Он строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

29 ноября 1840 года митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. А 21 апреля 1850 года - возведен в сан архиепископа.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Архиепископ Иннокентий Камчатский составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений - «Указание пути в Царство Небесное» (1833 года) - переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя в 1859 году жители Якутии впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке.

Промыслом Божиим 5 января 1868 года святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 году он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Его попечением было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский. В 1870 году трудами святителя была учреждена Японская Православная Духовная миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому митрополит Иннокентий передал многое из своего духовного опыта.

Весьма плодотворно было и управление Владыкой Московской епархией. Его стараниями построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской Духовной академии.

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 года, в Великую субботу, и погребен в храме в честь Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 года Русской Православной Церковью он был прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля - в день блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября - в день прославления святителя.


13/ 26 октября

День памяти священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), пресвитеров Новосибирских

Священномученик Николай родился 11 ноября 1874 года в селе Секретарка Бугульминского уезда Самарской губернии в семье псаломщика Алексея Ермолова. Священномученик Николай (Ермолов)

Поступив в Самарскую Духовную семинарию, Николай Ермолов окончил ее в 1897 году и был определен псаломщиком и учителем в городе Бугульме. В 1900 году он был рукоположен во священника и служил сначала в Белебесском уезде Уфимской губернии, а в 1906 году был переведен в село Бойки Бирского уезда той же губернии.

Во время гражданской войны отец Николай вместе со своей семьей переселился в Сибирь, и в 1920 году был определен на служение в храм в селе Дорони-но Барнаульского уезда. Спустя четыре года он был назначен настоятелем Никольской церкви села Ордынского Новосибирской епархии, где прослужил до дня своего ареста в 1937 году. В 1928 году отец Николай был удостоен сана протоиерея.

За усердное служение Церкви Христовой и мужественное противостояние обновленческому расколу священноначалие назначило его благочинным Ордынского округа.

В 1937 году, во время очередной волны беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь, протоиерей Николай Ермолов был арестован и отправлен в новосибирскую тюрьму. По ложному свидетельству его обвинили в создании контрреволюционной организации, а также в распространении листовок антисоветского содержания и подготовке поджогов паровой мельницы в колхозе «Сибирское Красное Знамя» и .начальной школы в селе Ирменка. Отец Николай категорически отверг эти абсурдные обвинения.

Вместе с ним был арестован священник храма во имя святителя Николая села Нижнее-Каменское Барнаульского уезда (ныне – Ордынский район Новосибирской области) Иннокентий Кикин.

Священномученик Иннокентий родился 12 февраля 1878 года в селе Ушковское-Чумаково Каннского уезда Томской губернии в семье священника Арсения Кикина.

Священномученик Иннокентий (Кикин)После окончания в 1899 году Томской Духовной семинарии Иннокентий Кикин 18 августа 1900 года был определен во псаломщики. 3 декабря 1902 года он был назначен учителем подготовительных классов Томского Духовного училища.

21 сентября 1910 года он был рукоположен во священника к Никольской церкви села Нижне-Каменское Барнаульского уезда (ныне Ордынского района Новосибирской области), где прослужил до своего ареста в 1937 году.

Как и протоиерей Николай Ермолов, отец Иннокентий был ложно обвинен в причастности к некой контрреволюционной организации и распространении листовок. Батюшка не признал себя виновным, но этого следователям, проводившим допросы, и не требовалось. Первого октября Тройка НКВД приговорила обоих священников к расстрелу. 26 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Останки протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина погребли в общей безвестной могиле.

Память священномучеников Николая и Иннокентия совершается в день их мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, либо в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), а также 10 (23) июня в день празднования Собора Сибирских святых.


16/29 сентября

Празднование иконы Божией Матери «Призри на смирение»

За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотворениями и дарованием конкретной помощи около тысячи образов Божией Матери. К их числу можно отнести Псковскую икону «Призри на смирение».

     Из летописных источников известно, что икона Божией Матери «Призри на смирение» была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября.

 В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII века находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, а второй украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX века.

     Икона «Призри на смирение», писанная в XIX веке, была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворного образа, пришедшего в нее Промыслом Божиим и освятившего храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у этой иконы исцелилась глухонемая девочка, которая молилась перед образом вместе со своей бабушкой. Однажды она вдруг позвала: «Бабушка». Та, пораженная чудом, стала расспрашивать внучку, как это произошло? – «Эта тетя на меня подула» - проговорила девочка, указывая на чудесный лик Богоматери.

Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева говорила : «...яко призре на смирение рабы своея» (Лк. 1, 48 ). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость - воплотить слово Божие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи.

Второе толкование явствует из самой композиции образа. Христос касается лика Богоматери, как бы говоря ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их». И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.


17/30 сентября

Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня

Святая Церковь и после праздника Воздвижения Креста Господня продолжает нас поучать тайне Святого Креста. Велика эта тайна и спасительна, она – основа всей нашей святой веры. Оттого так часто и с такой любовью и заботливостью Церковь Божия о ней нам возвещает.

В этот воскресный день евангельское чтение напоминает нам заповедь Христа Спасителя о том, что каждый последователь Иисуса Христа, каждый христианин, должен безропотно и самоотверженно взять и нести свой крест - крест духовный, крест страданий и лишений – и следовать за Христом.

«Иже кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).

И Господь наш Иисус Христос не только словом научил нас этому, но сделал это учение ясным и понятным для всех примером Своим в Своем шествии на Голгофу. Он сам несет Крест Свой и тем поучает, чтобы и каждый из нас также нес крест, возложенный на него Промыслом Божиим. И целые сонмы святых мучеников, верные Его заповеди, прошли этим крестным путем – путем унижения и страданий – и приняли мученическую смерть радуясь, что умирают за своего Господа и подражают Его примеру. Этим же крестным путем должен идти и каждый истинный христианин.

В чем же состоит этот крестный путь и как христианин должен идти по нему?

«Иже хощет по мне идти, да отвержется себе», - говорит Спаситель, то есть кто хочет быть последователем Господа, тот должен отказаться от своей греховной воли, от угождения своей сластолюбивой плоти, от суетных удовольствий – вообще оставить, подавить свое самолюбие, чтобы жить только для Бога и ближних.

Но, скажет человек, а легко ли нам, слабым, выполнить эту заповедь, когда самолюбие прирождено сердцу человеческому, когда греховная природа человеческая влечет к чувственным удовольствиям, заставляет думать и заботиться больше о себе, чем о других?

Да, нам тяжело, но возможно, ибо, если бы было невозможно, то Господь не назвал бы Свое иго благим и бремя Свое – легким: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть», говорит Он, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных скорбями (Мф. 11, 29—30).

С другой стороны, если Господь, Будучи Царем славы, «ради нас Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестния» (Флп. 2, 7), то не должны ли и мы, взирая на Него, для своей духовной пользы пожертвовать своим самолюбием, распять свою плоть со страстьми и похотьми? Не должны ли и мы за Его Божественную к нам Любовь платить любовью же, которая и выражается в соблюдении Его святых заповедей: «аще любите Мя, заповеди Мои соблюдите» (Ин. 14, 15)?

Да, братья и сестры, без этого невозможно спасение, так как самоотвержение есть первая и самая главная ступень в деле нашего спасения. А поэтому, как только почувствуем в себе недобрые движения чувственной и страстной воли, мы всеми силами должны противиться им и стараться победить их. Например, если кто обидел, оскорбил нас, и в нашем сердце явилось чувство неудовольствия, чувство злобы против обидчика и желание отомстить за обиду, вот здесь-то и требуется от нас заглушить в себе эти недобрые чувства и не только заглушить, но и сделать обидившему нас что-нибудь доброе, что-нибудь такое, что показывало бы наше к нему благое расположение. Это и будет исполнением того, что заповедал Господь устами пророка Давида: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33). Это и значит отвергнуться себя.

Таким же образом следует побеждать и другие греховные помыслы и недобрые чувства и противопоставлять им противоположные добрые: вместо ропота на свою горькую участь – благодарение Богу за все по примеру многострадального Иова, вместо сластолюбия – воздержание, вместо гордости – смирение, вместо сребролюбия – довольство малым.

Только таким способом можно искоренить в себе страсти и подавить свое самолюбие, которое и есть корень всех наших пороков. Конечно, этого достигнуть нелегко, но ведь без борьбы ничто не дается. Не мы первые на этом пути. Не путем неги, роскоши, веселья и удовольствий, а путем лишений, страданий, скорбей, обуздания греховных желаний плоти спасались все святые угодники Божии и достигали высшего нравственного совершенства, хотя и они были такими же людьми, как и все мы, хотя и они были во всем подобострастны нам.

Пусть плоть наша выставляет свои препятствия – слабость и немощи, но на Кресте Христовом – этом всеоружии Божественном – борьба с нею не должна казаться нам страшной. Мы должны веровать и надеяться, что пострадавший за нас Христос Спаситель не оставит нас Своею Божественной силой, поможет нам в этой борьбе; что все возможно о укрепляющем нас Христе Спасителе и что, наконец, «заповеди Его не суть тяжки» (I И. 5, 3).

Второе требование, которое Господь предъявляет Своим последователям: «да возьмет крест свой».

Взять крест свой значит терпеливо, безропотно, с живой верой и покорностью воле Божией переносить все бедствия, скорби, страдания и испытания, которые посылает нам Господь в жизни и которые и составляют своего рода жизненный крест.

Крест жизни – это болезни и слабости, крест жизни – потеря родных и друзей, крест жизни – несчастья, которые посылаются нам или испытующей премудростью Божией, или наказующей правдой Божией.

Для чего же еще повелевается взять крест свой и нести его, когда он и так уже есть на всех и все несут его, без различия возраста, звания и вероисповедания; когда его можно найти в любой семье, в любом доме – и богатом, и бедном, так как несчастья и бедствия составляют общий удел всего человечества? Почему же нужно взять свой крест? Да потому, что, когда мы несем его по необходимости, по неволе, то он есть только заслуженная казнь за наши грехи.

Тяжело падает этот крест на душу человека, когда нет в ней преданности воле Божественного Промысла, и часто доводит некоторых людей даже до отчаяния. Тогда эта печаль мирская смерть соделывает. Примером могут служить те несчастные люди, которые не могут перенести постигающие их бедствия и в отчаянии лишают сами себя жизни.

Два разбойника были распяты со Христом Спасителем и оба терпели одну и ту же казнь; но один из них погиб в своем неверии и ожесточении, другой же, осознав себя тяжким грешником, вполне заслужившем позорную и мучительную казнь, за свое раскаяние в предсмертную минуту удостоился услышать из уст Господа Спасителя слова: «днесь со Мною будешь в раи» (Л. 23, 43).

Так бывает всегда и со всеми людьми. С одним и тем же крестом, по одному и тому же жизненному пути люди идут в разные стороны. Одни через крест земных скорбей, страданий и печалей, подобно благоразумному разбойнику, восходят на небо, иные же, подобно другому разбойнику, со креста временных земных скорбей нисходят на крест вечных мучений.

Наконец, чтобы быть истинным крестоносителем, надо идти по стопам Господа; «и по Мне грядет», - говорит Он Своим последователям, то есть пусть хранит учение и заповеди Господни, и в своей жизни подражает примеру Спасителя.

Вот самая главная цель – идти за Христом. Без этого все другие условия напрасны и бесполезны.

А поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы крест нашей жизни был спасающим и подобным Кресту Христову, возьмем его с живой верой, будем нести его с полной преданностью воле Божией до конца дней нашей земной жизни, и тогда Господь и нас примет в Свои Небесные Обители. Аминь.

Протоиерей Иоанн Колодий


В память 1600-летия со дня преставления святителя Иоанна Златоуста

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, исполнилось 1600 лет со дня блаженной кончины святителя Иоанна Златоуста.

После Божественной литургии состоялось заседание Общества любителей богословия, посвященное празднованию этой даты, на котором присутствовали учащие и учащиеся православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского.

Для того чтобы вспомнить житие великого святителя, обратиться к его духовному наследию, в гимназической часовне собрались священники, педагоги, воспитанники гимназии с 5-го по 11-й класс.

Житие Иоанна Златоуста было представлено специально подготовленной слайд-программой, озвученной рассказами самих гимназистов. Участники заседания смогли увидеть не только изображения икон святого, но и сохранившиеся документальные свидетельства о нем его современников, фрагменты его жития, а также памятники, посвященные великому учителю.

К этому событию был также подготовлен и издан красочный буклет «Житие и изречения святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского», который был предложен всем участникам заседания в память об этом церковном юбилее.

Ольга Фишер


Изречения святителя Иоанна Златоуста

Святителя называют Златоустом за его исключительный и неповторимый дар слова. Он был великим проповедником. Большинство его произведений - это именно проповеди, устные поучения или беседы, текст которых не составлялся заранее, а записывался стенографами и потом редактировался автором. Это обстоятельство придает им особый колорит, особую непосредственность. Сама обстановка таких бесед была непринужденной, хотя и произносились они перед многолюднейшей аудиторией. Святитель Иоанн садился в кресло на амвоне, а народ теснился вокруг него.

Главная тема его бесед - это милосердие. Вот несколько выдержек из его наставлений:

«Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много роздал. Будем же и мы украшать не дома, но, прежде домов, души свои. Да и как не стыдно украшать мрамором стены без нужды и без пользы, и допускать, чтобы Христос ходил среди нас без одежды!

Что тебе, человек, в доме? Умирая, разве ты возьмешь его с собой? Нет, не возьмешь; а душу непременно возьмешь. Все, что сверх нужды, излишне и бесполезно. Надень обувь, которая больше ноги, и она обеспокоит тебя, потому что будет препятствовать тебе идти: так и дом, более обширный, чем нужно, препятствует идти к небу.

Ты хочешь строить великолепные, обширные дома? Не запрещаю, только строй не на земле; построй обители на небесах, в которых бы мог ты и других принять, - обители, которые никогда не разрушатся. Почему ты с таким неистовством гонишься за тем, что убегает и остается здесь? Нет ничего обманчивее богатства; оно сегодня с тобой, а завтра против тебя; оно со всех сторон вооружает против тебя завистливые глаза; это неприятель, живущий под одним с тобой кровом; это враг домашний. Свидетели этому вы, которые владеете им и всячески зарываете и скрываете его: и ныне именно богатство и увеличивает для нас тяжесть бедствия. Ты видишь, как легки, ничем не связаны и на все готовы бедные, и как, напротив, богатые испытывают множество затруднений, ходят туда и сюда, и ищут, где бы скрыть свое золото, ищут, у кого бы его положить. Зачем ищешь, человек, подобных тебе рабов? Вот Христос готов принять и сохранить, что ты ни вверишь Ему, и не только сохранить, но и умножить и возвратить с большей прибылью! Из Его руки никто не похитит; Он не только сберегает вверенное Ему, но и освобождает тебя от неразлучных с этим беспокойств. Люди, приняв на сохранение наше богатство, думают, что оказали нам услугу, если сберегают принятое: Христос, напротив, говорит, что когда принял Он от тебя богатство, то не Он тебе, но ты Ему оказал услугу, и за свою заботливость, с какой Он сохраняет твое сокровище, не требует от тебя награды, но сам награждает тебя».

***

«Милостыня есть искусство. Для сего искусства училище находится на небесах, а учитель не человек, но Бог. Если дело всякого искусства состоит в том, чтобы доставить какую-либо пользу; а так как нет ничего полезнее милостыни, то, очевидно, что она есть искусство, и притом лучшее всех искусств. Она не обувь нам делает, не одежду доставляет, не домы каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той и в другой жизни прославляет, и созидает нам обители и вечные чертоги на небесах. Она не дает угасать нашим светильникам, ни являться нам на брак в нечистых одеждах, но омывает их и делает чище снега: если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю (Ис. 1,18); она не попускает нам впасть туда, где находится богач, и слышать страшные слова, но ведет нас на лоно Авраама. Каждое искусство имеет нужду в другом; одна только милостыня ничего другого не требует, кроме одного расположения. Если ты скажешь: она требует денег, домов, одежд, обуви, то прочти слова Христовы, сказанные Им о вдовице, и отложи эту заботу. Хотя бы ты был весьма беден, беднее даже тех, которые у тебя просят; но если ты положишь две лепты, то ты все совершил; хотя бы ты дал кусок хлеба, не имея у себя ничего, кроме его, ты все исполнил. Итак посвятим себя сей науке и искусству, и будем упражняться в оном».

***

«Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Многие хвалят человека за милосердие, радость человеку благотворительность его (Притч 19, 22; 20, 6). Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6, 36). Итак, научимся быть милосердными, как для сих причин, так особенно для того, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии. И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия».

***

«У тебя все не свое, и богатство, и дар слова, и самая душа; ибо и она от Господа. <...>

Получил ли ты дар слова? Не гордись и не надмевайся; это не твой дар; не будь непризнателен за дары Господни, но разделяй их с подобными тебе рабами, не превозносись ими, как своими, и не жалей разделить их с другими.

Имеешь ли детей? Ты получил их от Бога; если так будешь думать, то имея будешь благодарить, и потеряв, не будешь скорбеть. Таков был Иов, который говорил: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21).

Все мы получили от Христа; от Него имеем и самое бытие, и жизнь, и дыхание, и свет, и воздух, и землю. Если бы Он лишил нас чего-нибудь из этого, то мы погибли бы и истлели; ибо мы - странники и пришельцы. Слова мое и твое сутъ только пустые слова, а на деле не то. Например, если ты назовешь своим дом, это - пустое слово, не соответствующее предмету; ибо Творцу принадлежит и воздух, и земля, и вещество, и ты сам, построивший его, и все прочее. Если же он в твоем употреблении, то и это не верно, не только по причине угрожающей смерти, но и прежде смерти по причине непостоянства вещей. Представляя это непрестанно, будем любомудрыми, и получим от того весьма важную двоякую пользу: будем благодарными и при получении и при потере, и не станем раболепствовать предметам преходящим и не принадлежащим нам.

Лишает ли нас Бог имущества, - Он берет Свое; лишает ли тебя чести, славы, тела, души, или сына твоего, - Он берет не твоего сына, а Своего раба; ибо не ты, а Он сотворил его; ты только содействовал явлению его, а все сделал Бог. Будем же благодарны, что мы удостоились содействовать делу Его.

Но ты хотел бы навсегда удержать то, что имеешь? Это свойственно неблагодарному и не знающему, что у него все чужое, а не свое. Как знающие, что находящееся у них не принадлежит им, расстаются со всем благодушно, так скорбящие при лишении приписывают себе принадлежащее Царю.

***

Не хочешь уделять никому из своего богатства? Не бери же и сам ничего у других. Д если будет так, то все придет в расстройство; потому что давать и принимать во всем есть источник многих благ, и в сеянии, и в учении, и в искусствах. Если бы кто захотел не разделять своего искусства, то погубил бы и себя и все общество. Земледелец, если бы стал хранить семена у себя дома, закопав их, произвел бы страшный голод: так и богач, если сделает тоже с имуществом, прежде бедных погубит себя самого, навлечет на свою голову страшный пламень геенны.

Учителя, хотя бы имели много учеников, сообщают каждому свое знание: так и ты старайся иметь многих облагодетельствованных тобою. Пусть все говорят о тебе: он такого-то избавил от бедности, такого-то от опасности, такой-то погиб бы, если бы по милости Божией не получил его помощь; он такого-то исцелил от болезни, другого освободил от клеветы, странника принял в дом, нагого одел. <...> Такие отзывы еще на земле делают человека столь славным и знаменитым, то, когда они будут написаны на небе и Бог провозгласит их в день будущий, представь, какая будет тебе честь, какая слава, которой да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь».

***

«Христос, сказав: приобретайте себе друзей богатством неправедным (Лк. 16, 9), разумел не что иное, как милостыню. И что удивительно, Он ничего уже не взыскивает с нас, если мы только отступим от неправды, потому что слова Его имеют такой смысл: ты приобрел худо - истрать хорошо. Собрал неправедно - расточи праведно. Что, кажется, за добродетель - раздавать из имения, неправедно приобретенного? И, однако, Бог, по человеколюбию Своему, снисходит до того, что обещает нам многие блага даже и за такие дела. Но мы до такого доходим бесчувствия, что ничего не уделяем и из приобретенного неправедно; напротив, грабя тысячами, думаем, что все уже сделали, подав малую долю. Разве не слыхал ты, что говорит Павел: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6).

Итак, что ты скупишься? Сеяние ужели есть трата, ужели убыток? Нет! Это доход и прибыль. Где сеяние, там и жатва, где сеяние, там и приращение. Итак, сей, чтобы не потерять; не береги, чтобы сберечь; рассыпай, чтобы сохранить; трать, чтобы приобресть. Хотя и нужно было бы что сберечь, ты не береги, потому что непременно это погубишь, а поручи Богу, у Которого никто не похитит. Сам не торгуй, потому что не умеешь получать прибыли; но большую часть капитала отдай взаймы Тому, Кто дает рост, отдай взаймы туда, где нет ни зависти, ни клеветы, ни обмана, ни страха. Отдай взаймы Тому, Кто Сам ни в чем не нуждается, но терпит нужду для тебя; Кто всех питает, но алчет для того, чтобы ты не был голоден, обнищал для того, чтобы ты обогатился. Отдай взаймы туда, откуда ты получишь не смерть, но жизнь вместо смерти».



Яндекс.Метрика

На главную страницу