Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ОСТОРОЖНО - СЕКТЫ


 

Музей Н.К. Рериха в Новосибирске

7 октября в нашем городе состоялось официальное открытие  музея ученого-востоковеда и художника Николая Константиновича Рериха. На его открытии присутствовали представители Сибирского рериховского общества, областной и городской администраций, деятели культуры, ученые, а также люди, знакомые с наследием Рериха, мало знакомые и вовсе не знакомые, но пришедшие сюда, потому что это событие, как отметил представитель областного департамента культуры, «имеет историческое значение в жизни культуры нашей области и нашей страны».

Академик  СО РАН В.И. Молодин обратился к присутствующим со следующими словами:

- Насколько я знаю, музей уже работает несколько лет, и поток посетителей очень большой… В этой ауре, ауре полотен Николая Константиновича, человек и в мыслях, и в делах будет стремиться к самому лучшему, а это, наверное, самое главное для подобного рода музеев.

Судя по обилию громких имен на поздравительных телеграммах, 7 октября и вправду произошло событие уникальное, имеющее огромное значение для духовного развития нашего общества. За комментарием я обратилась к директору Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства Олегу Владимировичу ЗАЕВУ.

- Первое, на что нужно обратить внимание, это на то, что направление, названное движением Рерихов, было признано антихристианским на Архиерейском Соборе в 1994 году и подтверждено решением Архиерейского Собора в 1996 году.

Активность его последователей в России связана с распространением еще одного движения, именуемого «Нью Эйдж» («Новая Эра», или «Новый век»). Оно было создано с целью потеснить христианство в мире. Его руководители так и заявляют: эпоха Рыб (то есть эпоха христианства) прошла, теперь наступает эра Водолея, «огненного перехода», и пережить ее сможет только тот, кто примет теорию и практику нового учения, которое является оккультным и по духу, и по содержанию.

На сегодняшний день движение Рерихов и «Нью Эйдж» представляют собой одно и то же направление, и, что печально, наметилась его смычка с деятелями школьного образования.

- Так в чем же суть рериховского учения?

- На примере деятельности известных педагогов-рерихианцев мы видим, как ребенку постепенно прививается совершенно иной, не христианский взгляд на окружающий мир, привычные термины приобретают абсолютно другое значение.

Учение Рерихов уравнивает Люцифера со Христом, а теософия (мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн) оперирует такими категориями, которые неприемлемы для христианства. Одно из них – это контактерство с миром падших духов. Собственно, само теософское движение, возникшее в России еще до революции, получило свое развитие благодаря госпоже Блаватской, известной своими, мягко говоря, вредными привычками и склонностью к матерной брани. Она получала некие «откровения свыше», которые впоследствии и вошли в ее «Тайную доктрину». Рерихи – прямые наследники этой теории, что говорит об оккультном характере всего этого движения. Кроме того, они не чуждались политики. Приход к власти в России коммунистов и строительство коммунизма были восприняты Рерихами положительно, как воплощение «вековой мечты человечества».

В наш разговор вступает председатель Новосибирского отделения Межрегиональной общественной организации «Центр религиоведческих исследований, вице-президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин:

- Я хочу добавить, что в своих Письмах за 1934 год Елена Рерих, супруга и верная соратница Николая Рериха, пишет:

«Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его как вечного или бесконечного или самосущего. Нет места Ему при наличности Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости как невидимый, вездесущий Протей» (Письмо Е. Рерих от 12.09.34 г.).

На диске, выпущенном нашим Центром, есть раздел «Справочник «Религии и секты в современной России». Там подробно рассказывается о сути рерихианства. Приведу лишь краткие выдержки:

«Теософами - последователями Е. Блаватской, утверждается, что все последователи современных религий давно уже отступили от того учения, которое им было принесено основателями, самые главные оккультные истины утеряли, а оставили в основном неоккультные. Но так как теософы обладают «истинным знанием», они-то точно знают, что именно принес Будда буддистам, Моисей - иудаистам, Христос - христианам, а Магомет - мусульманам. Теперь, по их мнению, настала пора рассказать об этом современному человеку».

Что же последователи «Агни-йоги», или «Живой этики» (так называется учение, созданное Е. и Н. Рерихами) хотят поведать погрязшему в грехах человечеству?

«Религиозно настроенный христианин может молиться своему Богу хоть с утра до вечера, может каяться в своих охах хотя бы каждый день, может разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека складывается его делами, за которые закон Кармы приведет соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния»...

Далее, опять цитирую статью из «Справочника», посвященную движению Рерихов:

«Христиане исповедуют, что Христос спас нас не своими «учением», а тем, что в Нем реально оказались соединены и примирены человеческая и божественная природы. «Живая этика» утверждает, что, если Христа и можно называть «Спасителем» - то только потому, что Он спас людей от незнания, «напомнив» им законы этики. Для Е. Рерих Голгофа - лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт Спасения: «Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто» (Письмо Е. Рерих от 7.05.39 г.). Крест не спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных прописях. Однако ограничение служения Спасителя лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости - телесного Воскресения Христа после крестной смерти, которое прообразует всеобщее воскресение погубленного грехом мира. Христианство - это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность, в то, что она сказала, сделала, испытала. Для Церкви не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно. Сколько бы ни вкралось вставок, упущений или дефектов в письменные источники христианства - для него это не смертельно, ибо оно строится не на книге, а на Кресте».

- Почему на картинах Николая Рериха часто изображен преподобный Сергий Радонежский?

- Да потому, что, по учению «Живой Этики», Николай Рерих есть очередное воплощение преподобного Сергия Радонежского. Почитая великого христианского святого, рерихианцы на самом деле почитают Николая Рериха.

Беседовала Галина ПЕТРЕНКО


Хэллоуин – травма для детской психики

«Хэллоуин – самая страшная ночь в году», «31 октября – ночь разрушений», «Хэллоуин – ночь маскарада» - подобные рекламные растяжки и баннеры украшали наш город уже с начала октября. Стараясь завлечь как можно больше клиентов, ночные клубы, бары, рестораны готовы провести любой праздник, даже если он не отвечает этическим и моральным нормам.

Особенный восторг данный праздник вызывает у детей. Причиной этого, как отмечают психологи, является создаваемая в Хэллоуин атмосфера вседозволенности. Дети кричат, бегают, обзываются, дразнятся, шалят и безобразничают – в общем, делают все то, что в обычный день вызывает справедливое нарекание у родителей. У ребят создается ощущение праздника, они проводят некую параллель: быть злом (ведьмой, демоном) – хорошо, весело, интересно, а быть послушным – скучно. Несомненно, такое восприятие накладывает отпечаток на развитие ребенка, его душевное равновесие, его отношение к религии, вере.

Русская Православная Церковь квалифицирует традиции празднования Хэллоуина как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа. Это – некая примитивная форма культового сатанизма, пропагандирующая зло, ненависть, агрессию и нетерпимость в ущерб формированию чувств гуманности, терпимости, милосердия.

Позицию РПЦ поддерживает и департамент образования Новосибирской области. Его специалисты вообще не рекомендуют проведение мероприятий в рамках празднования Хэллоуина в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области.

Сотрудники лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания на основе своих исследований утверждают, что празднование Хэллоуина в любом виде недопустимы в российском обществе. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный «воспитательный эффект» мероприятий Хэллоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия Хэллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.

Пресс-служба здравоохранения Новосибирской области (ОГУЗ МИАЦ)


В Турине отпраздновали антихеллоуин

Своеобразный антихеллоуин организовали 31 октября священники туринской епархии. Праздник был называн «Ночь всех святых и Тайны».

Взрослые и дети, переодетые в ангелов раздавали прохожим белый шоколад. Праздник должен стать ответом на приобретающий все большую популярность и критикуемый Церковью Хеллоуин. Вместо ночи духов, ужасов, устрашающих костюмов и запугивания прохожих, священники пожелали устроит веселый и светлый «ангельский» праздник.

Дети не требовали от взрослых сладостей, а раздавали их. Вместе с одетыми в белое аниматорами они приглашали всех желающих принять участие в Ночи всех святых и Тайны, которая закончилась праздничным богослужением в церкви во имя святой Пелагии.

Седмица.Ru


Маги уйдут с ТВ?

Депутаты Государственной Думы внесли поправки в закон «О рекламе», ограничивающие рекламу услуг различных псевдоцелителей.

- В настоящее время реклама в СМИ услуг целителей, колдунов, магов, экстрасенсов и им подобных, обещающих избавить от всех болезней, вернуть любимых и приворожить на всю жизнь, приобрела массовый характер, – говорится в пояснительной записке к документу. При этом лица, оказывающие подобные услуги, в результате своей деятельности часто наносят моральный и физический вред гражданам и экономический ущерб стране.

Как сообщается в пояснительной записке, обращение через федеральные СМИ к широкому кругу граждан России позволяет привлекать большое количество клиентов, «не давая никаких гарантий, а, зачастую, и совершать мошеннические действия». Вместе с тем, количество таких рекламных объявлений и судебная практика показывают, что данная проблема не урегулирована в действующем законодательстве, – отмечают парламентарии. Документ призван оградить граждан от навязчивой рекламы, разного рода лжеспециалистов и, как следствие, сохранить физическое и нравственное здоровье россиян.

Принятие этой поправки уже одобрили психиатры.

- Психиатрическая общественность приветствует принятие закона, ограничивающего рекламу оккультно-мистических услуг, – заявил в ходе пресс-конференции, состоявшейся в ИА «Татар-информ» и приуроченной к Международному дню психического здоровья, директор Института исследования проблем психического здоровья, профессор кафедры психиатрии Крымского государственного медицинского университета (КГМУ) Давыд Менделевич. - Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда наши пациенты идут к знахарям, колдунам. Там они вряд ли получают достаточно квалифицированную помощь, но более страшно, что часть из них оказывает помощь при условии прекращения предыдущего лечения. Как это сказывается на больных эпилепсией, диабетом, которые должны принимать препараты постоянно, систематически? Мы знаем случаи, когда больные поступали к нам в тяжелейшем состоянии. Нужно, чтобы быстрей такой закон был принят, чтобы хотя бы на широком экране ничего такого не показывали, – подчеркнул медик.

- После оккультно-мистических услуг люди нередко оказываются в психиатрических заведениях с обострением или выявлением психических расстройств, – добавил профессор.

Первым, кто поднял тревогу по поводу широкой пропаганды оккультизма на телевидении, был архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. В этом вопросе Владыку также поддержали депутат Госдумы, известный православный политик Александр Крутов, член думского комитета по культуре, секретарь правления Союза писателей России Александр Фоменко, заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев, известный русский писатель Владимир Крупин и другие.

Русская линия


Более половины россиян не верят в магию

Свыше половины (58 процентов) жителей России не верят в магию и колдовство, согласно данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Лишь 32 процента россиян считают, что на судьбу человека можно повлиять с помощью магии, а 10 процентов с ответом затрудняются — таковы данные исследования.

Женщины более склонны признать возможность магического воздействия на судьбу: свыше 40 процентов опрошенных представительниц слабого пола верят в это, еще 50 процентов «не исключают такой возможности». В то же время среди мужчин силу магии признают только 23 процента.

Характерно, что на доверие к колдунам никак не влияет полученное образование: по данным исследования, в их способности воздействовать на людей и их судьбу верят не только респонденты, не окончившие среднюю школу, но и люди с высшим, общим, средним специальным образованием.

В городах и селах жители верят в магию примерно в равной степени. Лишь в Москве 74 процента опрошенных не верят ни в какие оккультные науки. Причем пожилые россияне проявляют большую устойчивость к колдовским чарам, чем молодежь. Обратиться к «специалистам по оккультным наукам» готовы 28 процентов россиян в возрасте от 18 до 35 лет и лишь 11 процентов тех, кто старше 55 лет.

Седмица.Ru

Цитата:

«Настоящим знамением современности стал смертный грех - грех Иуды, то есть грех предательства Христа, который повально, подобно эпидемии, охватил огромную часть нашего народа. Начиная с 1970-х годов и по сей день он чаще всего заключается в обращении за помощью к врагам Божиим: колдунам, экстрасенсам (в том числе и телевизионным - вспомним Кашпировского), астрологам, гадалкам и проч. Кроме того, отречением от Христа (то есть иудиным грехом) является увлечение восточной мистикой и оккультизмом, в том числе йогой и боевыми искусствами (каратэ, конфу, ушу и другими). А кто из наших современников, и особенно интеллигентов, не прошел через это? Кто не надеялся получить от Кашпировского бесплатное исцеление, уткнувшись в телевизор?..»

(Игумен N «Об одном древнем страхе»)


Определение Архиерейского собора Русской Православной Церкви

«О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»

1. Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

2. На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере, «колеблющихся на погибель» (Евр. 10, 39).

3. В наши дни многие народы Земли находятся в состоянии духовного кризиса, в условиях всесторонней секуляризации, размывающей правильные представления о Едином Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять волю Его. Кроме того, многолетнее господство атеистического режима в странах СНГ и Балтии насильно лишило несколько поколений людей истинной веры, породило пустоту в душах, нуждающихся в духовной пище.

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми «Собором новой Святой Руси» (Богородичным центром), «Белым братством», «Церковью последнего завета» (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

6. В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах веры наших современников проповедники лжеучений упоминают всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, что является кощунством и лжесвидетельством.

7. С другой стороны, через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них — «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («церковь Муна»), «новоапостольская церковь», «церковь Христа», «церковь сайентологии» Хаббарда, «церковь святых последних дней» (мормонов), «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрикё», «трансцендентальная медитация», различные направления учений «Новой эры», «Эры Водолея».

8. Проповедники лжерелигий используют самые различные формы для расширения сферы своего влияния: открыто выступают в средствах массовой информации, в концертных залах, в домах культуры и на стадионах; распространяют литературу, напечатанную на Западе и у нас; организуют свои издательства; открывают школы и курсы; финансируют обучение молодых людей за рубежом; оказывают населению гуманитарную помощь, которая сопровождается пропагандой их воззрений; проникают в светские школы и высшие учебные заведения.

9. Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности.

10. Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их деятельность.

11. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, «не испорченного историческими традициями», обладают новым откровением и призваны продолжить дело Христа на Земле.

12. Некоторые «новые религиозные движения» создают организации, в названиях которых используют слова «церковь» и «христианство». Так, «церковь Муна» руководит движением «Христиане мира за единство и социальные действия», ничего общего с христианством не имеющим.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

15. В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, <…> не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3, 14–15).

16. Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20).

29 ноября – 2 декабря 1994 года,

Москва

 


Яндекс.Метрика

На главную страницу