Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

17 апреля 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


 

Пасхальные традиции

По окончании литургии совершается освящение артоса — хлеба с изображением на нем Воскресшего Господа. Самое слово «артос» греческое; в переводе на русский язык оно и означает «хлеб».

Историческое происхождение артоса следующее. Апостолы, привыкли вкушaть трапезу с Господом (Деян. 10, 41). По вознесении же Его на небо они всегда ощущали живой верой невидимое присутствие Спасителя в своих собраниях, памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни» (Мф. 28, 20).

Естественным выражением этой пламенной веры и постоянным напоминанием о пребывании Его с ними было то, что, приступая к трапезе, они оставляли незанятым место, на котором восседал с ними Иисус Христос. На столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба.

Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!». Когда же ученики Христовы разошлись в разные стороны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай. Каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, приступая к трапезе в обществе христиан, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с остальными прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную в память о Нем. Что было принято первыми христианами от апостолов и совершалось ежедневно, то святые отцы последующих веков применили к празднику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай.

Как у апостолов часть хлеба, полагаемая во время их собрания на месте, назначенном для Спасителя, напоминала им о Воскресшем Христе, так, по намерению святой Церкви, и в настоящее время артос, полагаемый во святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить таким же напоминанием невидимого присутствия с нами Господа.

Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие, просит Господа исцелить болезни и подать здравие всем, вкушающим сей хлеб. Освящение артоса происходит в первый день Святой Пасхи, раздробляется же он и раздается верующим для вкушения как пасхальное благословение после Божественной литургии на исходе Светлой седмицы в субботу.

Во все дни Пасхальной недели Царские врата, как и северные и южные двери алтаря остаются открытыми. Взорам молящихся оказываются доступны все особенности богослужения, даже те, которые обычно сокрыты от мирян. Врата отверсты в знак того, что Воскресением Христовым всем людям отныне открыт вход в Царство Небесное.

После совершения Божественной литургии в самый день Пасхи и накануне благословляются и освящаются домашние приношения для пасхальной трапезы: куличи, пасхи, яйца, без чего ни одна благочестивая семья не садится за праздничный стол разговляться.

***

С древних времен ведет свое происхождение пасхальный обычай: христосуясь, дарить друг другу красные яйца. Яйцо — символ Воскресения Иисуса Христа. Подобно тому, как из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, появляется живой птенец, так и Спаситель, лежавший во гробе, восстал из мертвых и силою Своего Воскресения ознаменовал возможность нашего возрождения для жизни будущего века. Окрашенное в красный цвет яйцо и напоминает об этой иной жизни, которая наследуется, благодаря искупительной Крови Христа. Этот обычай, по сохранившемуся преданию, обязан своим распространением в христианском мире святой равноапостольной Марии Магдалине, которая по Вознесении Господа на Небо, придя в Рим к императору Тиверию для проповеди Евангелия, приветствовала его подношением яйца, окрашенного в красный цвет, и словами: «Христос воскресе!».

Императора не удивила скромность подарка святой Марии, потому что ему был известен восточный обычай — являясь в первый раз к высшим, подносить в знак почтения дар с символическим значением (Примером того являются дары, принесенные богатыми волхвами Богомладенцу Христу: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Человеку, которому надлежит вкусить смерть. ). Люди бедные в подобных обстоятельствах приносили в дар разные плоды своей земли или яйца птиц. Удивился же весьма Тиверий неслыханным доселе словам: «Христос воскресе!». И равноапостольная Мария Магдалина благовествовала ему о Воскресшем Христе. Первые христиане, узнав о простосердечном приношении ученицей Господней дара императору, начали подражать ей и при воспоминании Воскресения Христова сами стали дарить друг другу красные яйца. Обычай этот со временем распространился и сделался всеобщим в христианском мире.

***

В Древней Церкви праздник Воскресения Христова посвящался преимущественно делам благотворительности. Тот, кто оказывает милость в этот день, знает, говорил в своем слове на праздник Пасхи святитель Григорий Нисский, «что в день будущего воскресения, по образу коего мы чествуем настоящий день, он и сам будет иметь нужду в долготерпении и благости Господа и потому, оказывая милость ныне, ожидает воздаяния» в грядущем. И на Руси во время Пасхи, исполняя свой христианский долг, верующие неизменно посещали больницы, богадельни и пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» наделяли страждущих одеждой, пищей и деньгами. Это было время богомолья, паломничества к монастырям, щедрой раздачи милости нищим и калекам.

Радость Воскресения Христова не умещается в душе человека. Она переходит на весь тварный мир и разливается в нем повсюду. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс. 150, 6). Символично, что праздник Пасхи совпадает со временем весеннего обновления природы, которое напоминает о том, что и мы сами должны духовно возродиться: очиститься от грехов, пороков и страстей и воскреснуть для дел добра, милосердия и любви к ближним. К этому нас и призывает Святая Церковь в столь великий и радостный день Христова Воскресения!


К. Р.

(Великий князь
Константин Романов)

Хвала Воскресшему

 

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

 

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

 

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

 

Да смолкнут вякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

 

Воскрес Христос!
Христос воскрес!

И смерть попрал
навеки!

 

Олег Петрович Осипов

(19321997)

ХРИСТОС ВОСКРЕС

 

Христос Воскрес — и ад Им побежден.

Христос Воскрес — и мир Им искуплен.

Христос Воскрес — и ангелы ликуют.

Христос Воскрес — и люди торжествуют.

Христос Воскрес — и рай открыт для нас.

Христос Воскрес — и сила ада пала.

Христос Воскрес — и стерто смерти жало.

Христос Воскрес — и мир от муки спас.

 

Аполлон Майков

(1821–1897)

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

 

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

(1883 г.)

 

Владимир Ладыженский

(1859-1932)

* * *

Христос Воскрес! В любви лучах

Исчезнет скорби мрачный холод,

Пусть радость царствует в сердцах

И тех, кто стар, и тех, кто молод!

Заветом благостных Небес

Звучит нам песня Воскресенья, –

Христос Воскрес!




Яндекс.Метрика

На главную страницу