Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРОПОВЕДЬ СЛОВА БОЖЬЕГО

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

(Лк. 18, 10—14)

Еще десять недель до праздника Святой Пасхи, и три недели до начала Великого поста, а святая Церковь, как любящая Мать, заботится о чадах своих. Она уже призывает нас к достойной встрече великого праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

Уже слышится в наших православных храмах молитвенный призыв к покаянию: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Покаянием, очищением своей совести от всякой греховной скверны призывает Святая Церковь приготовиться нам к этому великому празднику. И святое Евангелие в сегодняшний день раскрывает нам притчу Христа Спасителя о покаянной молитве.

Два человека, один фарисей, а другой мытарь, вошли в храм помолиться. Первый – фарисей – принадлежал к особому сословию иудейскому, славившемуся наружным, показным благочестием. Второй – мытарь – был сборщиком податей (налогов).

Фарисей гордо и самонадеянно вошел в храм, прошел вперед всех, встал на видном месте и говорил в самом себе: «Боже! Я благодарю Тебя, что я не таков, как другие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как вот тот мытарь. Я пощусь два раза в неделю, я отдаю на храм и бедным десятую часть из всего, что приобретаю».

Вот и спросим самих себя, о чем же молился фарисей, и была ли его молитва к Богу настоящей, истинной молитвой?

К Богу, Всемилостивому и Всеблагому, Творцу неба и земли и Подателю всяческих благ, мы обращаемся и должны обращаться с молениями, прошениями и благодарениями, потому что мы – недостойные дети Его, обязанные Ему всей своей жизнью, всеми благами, душевными и телесными.

Предстоя пред Лицом Того, Кто знает все тайное и сокровенное, Кто только по своей благости дает нам мир, покой, радость и все необходимое в нашей жизни, мы должны помнить и сознавать свою греховность, свое недостоинство и поэтому молить Отца Небесного, чтобы Он по Своему милосердию даровал нам блага душевной и телесной жизни; от всей души и от всего сердца мы должны благодарить Его за посылаемые нам блага, даруемые не только для нас одних, но и для того, чтобы мы творили добро, творили благо другим, ближним своим. Мы не можем не помнить, что все люди грешны, тем более, грешны мы. Что же делает фарисей?

Он, прежде всего – и не только наружно, но и в сердце своем, – превозносится перед всеми другими людьми, гордится своими добрыми делами, которые и творит-то лишь для того, чтобы их видели. В своей гордости он не только унижает всех прочих людей, но и совершает над ними свой суд, называя их грешниками. Разве это молитва? Нет! Не может быть молитвы там, где человек, понимая все то, что он делает и пред Кем находится, вместо смирения, вместо сердечного сознания своей слабости, греховности подвергает осуждению других, занимается злоречием на них, злоречием на своих ближних, и гордо выставляет свои ничтожные заслуги пред Лицом Всесвятого Бога и Отца Небесного. И ушел из храма от Лица Божия неоправданным фарисей, «яко всяк возносяйся, смирится» (Лк. 18, 14)

Вдали от фарисей, не смея поднять очей своих, в то же самое время и в том же храме стоял на молитве мытарь. Забыв весь окружающий его мир, в глубоком смирении и сознании своей греховности, он только говорил: «Боже! милостив буди мне грешнику!»

Здесь нет лицемерия! Истинное раскаяние слышится в этих немногих словах. Полное сознание своей греховности и искренней, сыновней преданности Богу, как Отцу и Нелицеприятному Судии, выразилось в молитве мытаря. В словах «Боже! милостив буди мне грешнику!» выражена вся душа человека, пришедшего к Богу для молитвы, душа, исполненная искренним желанием очиститься от грехов, сознающая ничтожество своих дел пред величием правды Божией, ищущая единой поддержки в Боге. Эта молитва – истинная, молитва, угодная Богу, потому что только такая молитва очищает человека от греха и дает ему силу и крепость жить по заповедям Божиим.

Примиренный с людьми, со всеми своими близкими и далекими, входит мытарь в храм – и уходит из него примиренный и с Богом. Без осуждения, с оправданием ближних в сердце своем предстал он пред Лицом Божиим – и выходит из храма оправданным от грехов Самим Господом. С сознанием своей греховности, с истинным, всесердечным стремлением к Богу вступил он в дом молитвы – и с успокоенным, умиротворенным сердцем возвратился в дом свой, неся с собой всюду этот духовный мир, эту тихую радость, которые всегда по воле Божией наполняют душу примиренного с Божественной правдой человека. Не для суда над ближними своими входил он в храм, тем более, не для осуждения других и восхваления себя, а единственно, чтобы помолиться Богу, испросить смиренно от Него милости и помощи. И потому молитва его была принята, и Господь оправдал его, ибо «смиряяй же себе, вознесется » (Лк. 18, 14).

А мы с вами, дорогие братья и сестры, всегда ли с должным вниманием и смирением предстоим на молитве пред Богом? Всегда ли мы, становясь на молитву и творя дела благочестия, чужды желания показать наше благочестие перед другими? Не бывает ли и с нами так, что мы в час молитвы – и домашней, и церковной – вспоминаем с осуждением дела наших близких, и этим осуждением расстраиваем наше молитвенное настроение? Не бывает ли и с нами так, что мы в час молитвы оказываемся и на деле, и в сердце своем не примиренными с другими людьми, часто даже с самыми близкими нам?

Не впадаем ли и мы в то тяжкое заблуждение, в котором находился фарисей, полагавший, что для оправдания перед Богом достаточно совершить такие-то и такие-то дела, без всякого сердечного участия в них, без постоянного стремления к чистоте сердечной?

Да не будет так и с нами!

В самом глубоком смирении ума и сердца, забыв все свои ничтожные пред Всесвятейшим Богом заслуги и постоянно помня свою греховность, не осуждая ближних, будем, подобно мытарю, постоянно взывать к Богу Милосердному: «Боже! милостив буди мне грешному!», – и такая молитва, по словам Самого Господа Спасителя, есть молитва истинная, приводящая человека к оправданию перед Богом в день праведного Суда Божия. Аминь.

Протоиерей Иоанн КОЛОДИЙ,

28 января 2007 года




Яндекс.Метрика

На главную страницу