Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№3 (51) январь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Духовное наследие
Осторожно: секта
Семья и церковь
Школа Православия
Молодежные страницы
Дорогой веры
Наши за границей
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№3 (51) март 2006 года  
Православный календарь

 Седмицы Великого поста

В церковно-богослужебном календаре применяется своя, особенная, терминология, не зная которую легко можно ошибиться. Привычное для нас слово «неделя» означает только один день – воскресенье, а для семидневного календарного цикла используется слово «седмица». Церковь рассчитывает дни праздников и постов по Юлианскому календарю, который «отстает» от государственного на 13 дней, поэтому мы и приводим две даты – по новому и по старому стилю.

27 февраля / 12 марта Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия 

В 842 году на первой неделе Великого поста при императрице Феодоре в столице Византии – Константинополе произошло знаменательное событие. После почти двухсот лет нестроений, наконец, побеждено было лжеучение иконоборцев, смущавших Церковь Христову запретом на почитание святых икон. Еще в 787 году Седьмой Вселенский собор, в котором участвовали более трехсот епископов, подтвердил древнее правило употребления икон. Честь, воздаваемая образу, восходит к тому, чей это образ. С тех пор первая неделя Великого поста посвящена торжеству иконопочитания, торжеству Православия.

6 / 19 марта Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы

Святитель Григорий, живший в XIV веке, был ревностным защитником православной аскетики, православного понимания духовной жизни, православного монашеского делания. Он доказывал реальность общения с Богом в молитве. Святитель Григорий учил, что Бог не прячется от нас за завесой тварных энергий, – произнося молитву, мы обращаемся к Нему напрямую. Это очень важный постулат: Бог рядом с нами, Он не сторонний наблюдатель, Он – непосредственный участник нашей духовной жизни.

9 / 22 марта Память сорока мучеников Севастийских

В этот день сорок  воинов римского легиона, стоявшего в Севастии (область в нынешней Армении), приняли мученическую смерть, отказавшись принести жертву идолам и отречься от Христа, чего требовал император. Мучеников загнали в Севастийское озеро (древнее название озера Севан), и они в течение всей ночи стояли в ледяной воде. Только один воин дрогнул и вышел на берег, тогда его место занял легионер, стоявший в оцеплении. Он вдруг увидел 40 царских венцов спустившихся с неба на головы мучеников, один из которых стал подниматься обратно, лишая награды отрекшегося воина. «Я тоже христианин!» – закричал караульный, бросился в ледяное озеро и принял смерть вместе со всеми.

13 / 26 марта Неделя 3-я Великого поста,и Крестопоклонная

«Кто хочет быть Моим учеником, – говорил Христос, – да отвержется себя и возьмет крест свой…». Мы тоже несем крест, мы тоже терпим страдания. Пост для нас – это возможность хоть отчасти пострадать вместе со Христом. Для напоминания об этом и о крестных муках Спасителя на средину храма выносится Распятие. Христос страдал за нас, неужели мы не сможем хоть немного потерпеть связанные с постом лишения, ради нашего же совершенствования? Крест Христов, лежащий на средине храма, будет для нас поддержкой.

20 марта / 2 апреля Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника

Игумен Синайского монастыря преподобный Иоанн прославился не только своими молитвенными подвигами и мудростью. Он оставил нам своеобразный справочник по духовной жизни, составленный на основании не только его собственного богатейшего опыта (он стал монахом в 16 лет и умер глубоким старцем), но и на основании опыта наиболее известных своих современников. Его книга «Лествица» составлена из «ступеней», на которые должен подняться христианин в своей духовной жизни. До сего дня она не потеряла своей актуальности не только для монашествующих, но и для мирян.

25 марта / 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы 

Ровно за девять месяцев до Рождества Христова мы вспоминаем события Благовещения, когда Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии и принес ей благую весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира, Сына Божьего и Сына Человеческого – Иисуса Христа. Сын Божий, не утратив Своей божественной природы, принял природу человеческую: тело и душу, став во всем подобным нам, кроме греха. Бог пришел на землю, чтобы человек смог взойти на небо, а Благовещение – первый шаг на этом пути.

26 марта / 8 апреля Похвала Пресвятой Богородицы (суббота Акафиста) 

Акафист – благодарственное пение Пресвятой Богородице – был составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от нашествия персов в 626 году. Именно это событие и вспоминается в субботу на пятой седмице Великого поста. В пятницу вечером, накануне субботы, в храме торжественно, нараспев читается акафист Божией Матери. Пресвятая Богородица – Заступница христиан, Ее помощь многократно отводила, казалось бы, неминуемую гибель, и не только в Византии, но и на Руси, поэтому традиция Греческой Церкви читать благодарственный акафист Богородице была без оговорок принята и в Русской Православной Церкви.

27 марта / 9 апреля Неделя 5-я Великого поста. Память Преподобной Марии Египетской

Покаяние, пост и молитва превратили блудную женщину в земного ангела – это история преподобной Марии Египетской, которая провела долгие годы в Заиорданской пустыне, прося у Бога прощения многих тяжких грехов своей молодости. На примере преподобной Марии мы видим, что духовная жизнь – не пустой звук, не абстракция и не самовнушение. Духовный подвиг приносит реальные плоды, которые способны преобразить человека.

2 / 15 апреля Лазарева суббота

Перед Своими крестными страданиями, для укрепления веры учеников Христос совершил великое чудо – воскрешение праведного Лазаря, умершего и пролежавшего в гробе четыре дня. Его тело, по свидетельству родственников, уже начало разлагаться, когда Спаситель подойдя к гробовой пещере, воскликнул: «Лазарь, выходи!» Смерть и тление мгновенно отступили, человек воскрес и прожил еще многие годы. Так, идя на смерть, Христос показал, что Он сильнее смерти. 

3 / 16 апреля Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Чудо воскрешения Лазаря очень быстро сделалось известным, и, когда Спаситель приблизился к Иерусалиму, тысячи людей вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями в руках. Так встречали царей. Народ восклицал: «Благословен грядущий во имя Господа, Царь Израилев!» Христос в сопровождении ликующего народа торжественно въехал в Иерусалим, сидя на осленке. С этого момента первосвященники окончательно решили Иисуса из Назарета предать смерти. Для Христа торжественный вход в Иерусалим стал одновременно началом крестного пути.

Вербным воскресенье называется потому, что мы приходим в храмы с веточками вербы, подражая людям, встречавшим Христа с пальмовыми ветвями.

4 / 17 апреля Великий Понедельник

С этого дня начинается Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Спасителя, дням страданий. Бесплодная смоковница, иссохшая по одному только слову Спасителя – основная тема Великого Понедельника. Христос на бездушном дереве показал Свою безграничную власть над миром. Он мог наказать и гонителей Его, таких же бесплодных и бездушных, как эта смоковница, но Он пришел спасать, а не наказывать, Он идет на страдания добровольно, ради любви к человечеству.

5 / 18 апреля Великий Вторник

На утрене Великого Вторника читается евангельская притча о десяти девах. Смысл притчи в том, что мы не должны предаваться унынию и лености в своей духовной жизни, ибо неизвестно, когда придет Судия. Нужно быть готовым в любой момент предстать перед Господом, чтобы войти в Его Небесное Царство.

6 / 19 апреля Великая Среда

Один из двенадцати учеников – Иуда, омраченный сребролюбием, за тридцать сребреников предает Божественного Учителя. Церковь напоминает нам в этот день на примере Иуды, как опасно пристрастие к деньгам, до какой адской глубины оно может низвергнуть человека.

7 / 20 апреля Великий Четверг

Накануне крестных страданий Христос собирает своих учеников на вечерю, за которой причащает их и заповедует им совершать Причащение в Его воспоминание. В этот день каждый православный старается причаститься Святых Христовых Таин. Вечером на службе читаются Страстные Евангелия – повествования о муках Спасителя, которые Он претерпел ради нашего спасения.

8 / 21 апреля Страстная Пятница

Это день крестных страданий Господа Иисуса Христа, Его смерти и погребения. Тело Спасителя в гробовой пещере, душа – в аду, куда попадали души всех людей, даже праведных.

9 / 22 апреля Великая Суббота

В Иерусалиме, на Гробе Господнем в Великую Субботу совершается величайшее чудо современности – схождение Благодатного огня. Огонь чудесным образом, подобно бисеру, рассыпается по каменной плите, на которой лежало тело Спасителя. Его получает только православный Патриарх, и сходит он только по юлианскому календарю, накануне православного праздника Пасхи. Представители других христианских конфессий получают огонь из рук Патриарха, но никогда не оспаривают его первенство, потому что к неправославным Благодатный огонь не сходит. В этот день в храмах черное великопостное облачение сменяется на светлое пасхальное, Великая Суббота – преддверие Пасхи.

10 / 23 апреля Пасха – Светлое Христово Воскресение

 6 / 19 марта День памяти святителя Григория Паламы,  архиепископа Фессалоникийского

Премудрости священный и Божественный орган, Григорие Богоглагольниче. Но яко ум Уму Первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати (Кондак, глас 8).

Такими похвальными песнопениями прославляет Святая Православная Церковь великого светильника, богослова и защитника Православия, святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского.

 Родился святитель Григорий в 1296 году в благочестивой семье, жившей в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его родные вынуждены были бежать в Константинополь, где нашли приют при дворе императора Андроника II Палеолога. Отец стал крупным византийским сановником, но вскоре он умер, и в воспитании мальчика принял участие сам император.

 Широкое образование, природные умственные дарования и высокие душевные качества обещали ему блестящую светскую жизнь, но благочестивый юноша не пленился придворной роскошью. Двадцатилетним он пришел на Святую Афонскую Гору. В 1316 году (по другим сведениям в 1318) он поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

 После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, после кончины которого перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, затем стал церковным певцом. Но через три года – в 1321 году, стремясь к более высоким ступеням  духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

 Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в ХI веке в трудах преподобного Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греческого «исихия» – покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Исихасты через умную молитву восходят к созерцанию благ будущего века, Божественного нетварного Света, но это не есть их цель, а выражение общения с Богом, Которого подвижник непрестанно взыскует.

 В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой инок Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме слезы умиления. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором.

 Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре святой Григорий собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря. Спустя три года святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

 Освященный Истиной (Ин. 17, 17), святой Григорий в своих проповедях и богословских сочинениях нес истинное слово о Боге всей Церкви Христовой. Недаром современники называли его Богоносцем. Движимый Святым Духом, святитель Григорий Палама в своих Богословских сочинениях «Триады в защиту святых исихастов» и «Святогорский томос» раскрыл православное учение о благодатном Свете, озаряющем человека высокой духовной жизни и открывающемся иногда видимо для людей, как на Фаворе, во время Преображения Господня (Лк. 9,2836), или на лице Моисея на Синае. «Напыщенные тщетною мудростию, – говорил святитель Григорий, – и не внимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное, почему и сей невещественный, незаходимый и вечный Свет, превышающий не только чувства, но всякий ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16,28)».

 В тридцатые тоды XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, которые поставили святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия.

 Около 1330 года на Афон прибыл ученый калабрийский монах Варлаам – автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор. Он познакомился с укладом духовной жизни исихастов и объявил умную молитву заблуждением. Варлаам вступил в споры с православными монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

 В 1341 году для утверждения православного учения был созван Собор в Константинопольском храме Святой Софии, на котором святой Григорий Палама, ссылаясь на истины, открытые в Священном Писании, своими «огневдохновенными» речами опроверг заблуждения лжеучителей. Посрамленный Варлаам бежал в Италию. Собор принял положение святого Григория о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский Свет, но являются не чувственными и не сотворенными.

 В 1347 году за свою ревность в утверждении православного учения о Божественном Свете святой Григорий был рукоположен в сан архиепископа на Фессалоникийскую кафедру. Скончался он 14 ноября 1359 года.

 Богословские сочинения святителя Григория привлекают христиан глубокими размышлениями о цели христианской жизни – обожении человека. «Жизнь души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение его с душой. Как чрез преступление заповеди, отделившись от Бога, душа умертвилась, так чрез послушание заповеди, соединившись опять с Богом, она оживотворяется» (Добротолюбие, т. V. М., 1889, с. 279).

 По учению святителя, настоящая смерть наступает в тот момент, когда душа лишается Божественной благодати и приобщается греху. «Где имела начало истинная смерть, породительница и виновница временной и вечной смерти и для души, и для тела, – вопрошает святитель, – не в области ли жизни?» И отвечает: «Человек тотчас и изгнан был из рая Божия за пределы его, как смертоносную и Божественному раю не соответствующую стяжавший жизнь» (там же, с. 283). Поэтому христианин должен бояться такой смерти и избегать ее, ибо как смерть души есть истинная смерть, так и жизнь души есть истинная жизнь. Оберегающий себя от смерти души не убоится смерти телесной.

 Человеколюбец Господь даровал нам земную жизнь как время для покаяния и нравственного исправления. Кто трудится над самоусовершенствованием, отсекая от себя все, что мешает приносить добрые плоды, тот наследует венец славы» (там же, с. 295).

 Когда же человек обращает душу свою от временного, дает ей возможность позаботиться о себе самой, о создании в себе нового человека, его ум освобождается от всего чувственного и греховного, начинает всматриваться в свое внутреннее состояние и обращается к Богу с тайной молитвой. Тогда Господь дарует подвижнику, прежде всего, мир помыслов, как новое место для приобретения благодатных даров, и с ним совершенное смирение – мать всякой добродетели.

 Здесь, как в мысленном раю, произрастают всякого рода деревья истинной добродетели, среди которых возвышается, как священный чертог, древо любви, а в преддверии, как предвкушение будущего века, цветет неотъемлемая, несказанная радость. Эти-то добродетели и заглаживают прежние грехи.

Мы вспомнили только малую каплю из живоносной реки духоносных наставлений святителя Григория Паламы. Но и этого достаточно, чтобы убедиться, насколько они глубоки и содержательны, и из какого возвышенного ума и сердца они истекли. Воистину, это был светильник, горящий любовью к Богу и освещающий к Нему путь светом истинного учения. Совершая память святейшего Григория Паламе, вознесем же наши молитвы к нему словами церковного песнопения: «Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, Богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати...», молися Христу просветитити Божественным Светом чтущих тя!

 Иерей Александр МАТРУК

 25 марта / 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы

…Шел к концу VIII век до нашей эры. Могущественное некогда государство, основанное Давидом и Соломоном, пришло в запустение. Один за другим иудейские цари отвергали Бога и обращали свои молитвы к демоническим идолам окрестных народов: Ваалу, Астрате, Молоху, а языческая вера неизбежно несла с собой озлобление и разврат, растлевала магией и оккультизмом религиозное сознание. Единое государство распалось на враждующие между собой царства, Израильское и Иудейское, которые стали объектом притязаний могущественных соседей.

Не было исключением правление иудейского царя Ахаза. Он попал в зависимость от Ассирии, но и враждебные Израильское и Сирийское государства тоже претендовали на Иерусалимский престол. «…Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ромалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде…» (4 Цар 16; 5). Получив известие об огромном войске, стоящем у стен Иерусалима, Ахаз пришел в трепет: «…и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу» (И. 7;2). И вот пророк Исаия идет к Ахазу, чтобы утешить его надеждой на Бога: «Враги пришли захватить иерусалимский престол, но Господь говорит, что это не состоится и не сбудется». Нам теперь известно, что Ассирия нанесла удар по Дамаску, и его царь Рецин погиб, и Израильское царство – потомки Ефрема, как и говорил пророк Исаия: «перестали быть народом», после того, как их столица, Самария, пала от меча все тех же ассирийцев. Но Ахаз, конечно, в то время не знал ничего этого и не верил пророку. И тогда Исаия продолжает: «…Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил...». Ахаз, наверное,  так и не понял, почему будущее рождение Младенца от Девы должно утешить его, для иудейского царя вполне было достаточно следующих слов пророка: «…прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Итак, оба царя, Рецин и Факей, лишатся своих владений, прежде чем обетованный Младенец придет в совершенный возраст и начнет различать доброе и худое. Это могло быть утешением для Ахаза, но для нас важнее пророчество о рождении Младенца от Девы.

Только с пришествием Христа стал понятен истинный смысл слов Исаии-пророка. Из Евангелия от Матфея мы узнаем, что Ахаз был одним из предков Спасителя. Именно потому он должен был жить и сохранять царственную династию Давида, чтобы через семь веков среди его потомков родилась Дева. Именно об этом чуде и говорил Исаия: Мессия должен прийти в мир, и ради этого спасен от смерти нечестивый Ахаз, а Иерусалим избавлен от разграбления.

Но вот, по прошествии многих веков время исполнилось, и Дева, избранная Богом для рождения Младенца-Еммануила уже достигла совершеннолетия, и по закону Она, воспитанная при Иерусалимском храме, обязана была выйти замуж. Но Она открыла священникам, что дала обет целомудрия, и потому было решено из иудейских вдовцов найти достойного, которому и обручить Деву. Тогда монашество, особенно женское еще не было известно, поэтому нужен был своего рода формальный брак со старцем, чтобы Мария сохранила обет, но и не нарушила общественного закона, оставаясь незамужней. Был избран старец Иосиф, бедный плотник, но, как и Мария, происходивший из рода царя Давида.

В доме праведного Иосифа и случилось величайшее событие, названное впоследствии Благовещением. «В шестой месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». (Лк 1; 26-38).

О том, что было потом нам повествует Евангелие от Матфея: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1;18-25).

Благовещение – «благая весть», в понимании иудеев того времени означало только одно – весть об исполнении пророчеств и пришествии в мир ожидаемого Спасителя. Дева Мария первая из всего человечества получила эту весть, а потом и все учение Христа и Его жизнеописание стало называться Благой Вестью или, по-гречески, Евангелием. Имя Еммануил, которым в пророчестве назван Младенец, означает «с нами Бог». Это не собственное имя Спасителя, это откровение о том, кем будет рожденный Мессия. Мария зачала, выносила и родила Бога, принявшего ради нас человеческую плоть. Поэтому Христос именуется Богочеловеком: Сыном Божьим и Сыном Человеческим, а Дева Мария – Богородицей.

Праздник Благовещения отмечается ежегодно 7 апреля (по церковному календарю, 25 марта) – ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Благовещение – это начало Евангельской истории, день, когда Сын Божий стал человеком, когда Он, не переставая быть Богом, облекся человеческой плотью. Через тридцать три года Он принес Себя в жертву для спасения всего  человечества. Это поистине Благая Весть, ибо через крестную жертву рай снова открыт для потомков Адама… 

16 / 3  апреля - Вход Господень в Иерусалим

«…Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной...» (Зах. 9; 9). Эти слова были произнесены гораздо позже, чем пророчества Исаии, в конце VI века до нашей эры, и при совсем других обстоятельствах…

Уже прошел период разделения еврейского народа на враждующие Израильское и Иудейское царства. Прошла и страшная эпоха запустения, когда Bерусалимский храм, построенный царем Соломоном, был разрушен язычниками, а весь народ оказался в вавилонском плену. Прошел и плен, иудеи получили свободу и право восстановить Храм, в котором, как прежде, возносились жертвы Единому Богу. И снова пророки утешают народ, но теперь уже не для преодоления опасности, а для воодушевления, для возрождения духовной жизни с центром в Иерусалиме, куда должен прийти великий Царь, праведный и спасающий. Он должен прийти не в окружении военной славы, не в сиянии доспехов (тогда уместно было бы изобразить Его на боевом коне), но придет Он с кротостью и смирением, сидя на осленке – сыне вьючной ослицы. «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, – говорит Господь, – и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9; 10). Не военной силой будет приобретен царский венец, и царство распространится не только на израильский народ, а «до концов земли», но не с помощью колесниц и конницы, не с помощью боевого лука или меча… Кротость, правда и мир будут сопровождать Великого Царя.

Прошло более пяти столетий, и вот однажды, перед самым праздником Пасхи,  Иерусалим и его пригороды перед самым праздником Пасхи наполнились шумом и криками тысяч людей: «Благословен Идущий во имя Господа Сын Давидов, Царь Израилев!» Так встречали Иисуса из Назарета, Который, совершив множество чудес, напоследок воскресил известного многим Лазаря, умершего и четыре дня пролежавшего во гробе. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви под ноги осленку, на котором Христос въезжал в Иерусалим для того, чтобы стать Царем через крестные страдания.

Торжественное шествие в Иерусалим  вспоминается в последнее воскресение перед праздником Пасхи. Подражая жителям Палестины, мы встречаем Христа с ветвями деревьев, которые первыми распускаются в нашей суровой природе – с вербами.  Накануне этого праздника – Лазарева суббота, – день вспоминания, восрешения праведного  Лазаря, когда люди, потрясенные великим чудом, решили сделать своим царем Иисуса из Назарета.  Начальники же народа и первосвященники, не принимая проповеди Спасителя окончательно сговорились убить Его.

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21; 1-11)

Пророчество Захарии продолжает исполняться и по сей день. Христос пришел не только для еврейского, но для всех народов, за всех Он принес жертву на кресте. Своей кровью Царь и Творец Вселенной омыл все человечество. Он всех зовет к Себе, и каждый день люди, принявшие Крещение и вступившие в Церковь, становятся подданными великого Царства, простирающегося «от моря и до моря», по всей земле. Теперь уже на всех континентах и на многих языках и наречиях читаются евангельские слова: «Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Само слово «израиль» на языке христианского богословия приобрело совершенно новый смысл. Старый смысл, конечно, остался: это историческое наименование еврейского народа и государства. Но в церковных гимнах Новым Израилем именуется новозаветный богоизбранный народ – христиане, теперь уже без различия рас и национальностей. «Израиль» буквально означает «видящий Бога», и, если в древние времена это было применимо к еврейскому народу, единственному на всей земле сохранявшему монотеизм, веру в Единого Бога, то теперь это название приличествует тем, кто действительно видел Бога, пришедшего во плоти, и тем, кто поверил свидетельству видевших.

Шествие в Иерусалим – единственный случай, когда Христос позволил людям прославлять Себя, но оно стало было одновременно и путем на Голгофу, ведь Спаситель знал, что всего через несколько дней тот же народ будет кричать Пилату: «Распни, распни Его!» Христос вошел в Иерусалим, и с этого момента начался Его крестный путь, а для нас после праздника начинается Страстная седмица – семь дней, наполненных повествованием о том, как Христос был предан одним из учеников, как Он совершил первое Причащение, как был схвачен (вернее сказать – добровольно отдал Себя в руки гонителей), о том, как Он страдал на кресте, и был погребен, и воскрес в третий день…

Этот праздник – преддверие Пасхи, а распустившиеся после долгой зимы вербы – символ ожидаемого нами всеобщего воскресения, которое стало возможным после Воскресения Христова.

Ведущий рубрики иерей Андрей Ромашко




Яндекс.Метрика

На главную страницу