Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ


 

Церковь призывает к реалистичному восприятию эпохи Сталина

В день 55-й годовщины смерти Сталина исполняющий обязанности секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП священник Георгий Рябых отметил:

- Современные и последующие граждане России должны отдавать себе реалистичный отчет о сталинской эпохе и не строить никаких идеалистических картин того времени.

Он назвал эпоху Сталина «уроком огромного исторического значения для современной России и других стран», подчеркнув, что это время никогда не должно повториться.

По словам отца Георгия, при Сталине страна смогла оправиться после гражданской войны, сохранить свое единство, провести индустриализацию, выиграть войну, нарастить свой научный потенциал.

- Но эти достижения общественного строительства не могут быть оправданы жертвами, которые были принесены советским режимом в годы правления Сталина, - сказал он.

Отец Георгий отметил, что на примере опыта других народов видно, «как те же самые успехи могли быть достигнуты иными путями, ориентированными на сбережение собственных граждан».

- Никакая общественно-политическая система не должна строиться за счет массовых репрессий и привлечения рабского труда представителей собственного народа, - убежден священник. Он также призвал не забывать, что в сталинский период «неистовому гонению» подвергалась и религия - в частности, к 1940-м годам планировалось полное уничтожение Церкви и других религиозных общин России.

- Красноречивым является тот факт, что в конце 1930-х годов на свободе оставалось всего четыре епископа. Это означало близость к реализации зловещих планов. Великая Отечественная война остановила этот безумный проект, - сказал отец Георгий.

Как отметил священник, «под давлением сложных обстоятельств» Сталин обратился к «патриотическому потенциалу» Русской Православной Церкви и прекратил ее систематическое уничтожение. Он разрешил открыть храмы и возвратил многих священнослужителей из тюрем.

- Тем не менее, это потепление в отношении религии строилось на холодном прагматическом расчете, а не на реальном отказе от атеистического курса коммунистической партии. Антирелигиозная пропаганда не была остановлена, а Церковь не получила свободы участия в общественной жизни страны, - подвел итог отец Георгий.

Вместе с тем, в Русской Православной Церкви считают неправильным воспринимать личность Сталина в категориях «черно-белого мышления». «Для одних он убийца и монстр, для других - чуть ли не тайный ревнитель Православия», - пишет в своих зарисовках под общим названием «Лоскутки» заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

По его мнению, в Сталине «было много перемешано». «На нем личная и бесспорная вина за гонения на Церковь, за уничтожение храмов, за гибель и страдания новомучеников», - отмечает отец Всеволод, добавляя, что, насколько известно, «и тени раскаяния за те преступления у Сталина не было». Но он же, продолжает отец Всеволод, когда это было для него политически выгодно, расширил для Русской Церкви рамки свободы и даже посодействовал укреплению ее международного влияния.

«Не думаю, что это говорит о нем как о тайном христианине и чуть ли не «строителе Третьего Рима». Просто у него, как у бывшего семинариста и человека, не лишенного исторических знаний, должны были присутствовать интуиции, которые подсказывали: укрепление российских религиозных центров, снижение зарубежного на них влияния и повышение их собственного авторитета в мире - всегда на пользу государству», - пишет отец Всеволод.

«И в Сталине, и во многих других исторических личностях было хорошее и плохое. То же самое относится и к каждому человеку. Даже к святым, которые нередко ошибались и грешили. Но от этого их подвиг - подвиг борьбы с грехом - совершенно не умаляется. И правда этого подвига всегда для людей более убедительна, чем ретуширование истории, чем превращение реального человека в лакированную картинку», - подчеркивает протоиерей Всеволод Чаплин.

Радонеж


От Поклонной горы до дома Ипатьева: 3 тысячи километров пешком -

- крестный ход, посвященный 90-летию гибели Царской семьи Романовых, пройдет весной и летом из Санкт-Петербурга в Екатеринбург.

Пешее паломничество началось в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля от самой высокой северной точки Санкт-Петербурга - Поклонной горы, где стоит крест с иконой Царственных мучеников. Первая остановка была сделана в Царском Селе - откуда в 1918 году большевики отправили семью императора Николая II в Екатеринбург. Паломники повторят путь Романовых, максимально приближая маршрут к железной дороге, по которой везли арестованных. По пути следования к ним присоединятся жители Вологодской, Ярославской, Костромской, Кировской, Пермской и других областей России. К месту гибели Романовых крестный ход прибудет в день их памяти - 17 июля.

Православие.Ru


Митрополит Лавр:

«Знаки пробуждения Руси проявляются все отчетливей»

Почивший 16 марта 2007 года Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в интервью, данном им за несколько дней до кончины, рассказал о своем видении духовных перемен в России.

«Взаимообогащение» - так охарактеризовал Владыка Лавр отношения между двумя Церквями после подписания Акта о каноническом общении. Отвечая на просьбу корреспондента прокомментировать свое высказывание о том, что одной из целей восстановления церковного единства было стремление помочь русскому народу, он сказал:

- В том, что сейчас происходит во взаимоотношениях между Церковью в Отечестве и Церковью Зарубежной, понятие «помощь» трудно, почти невозможно разделить на какой-то сугубо деловой, практический аспект и на помощь в каких-то духовных начинаниях, Здесь все едино, все взаимосвязано, ничто не подается рассечению. Конечно, наша помощь состоит и в том, что мы продолжаем вести наше издательское дело при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. В количествах меньших против прежнего, но кое-что мы печатаем, кое-что издаем, и, таким образом, можем помочь разъяснить русским людям некоторые практические вопросы повседневного церковного бытия. Многое было утеряно из наследия старой России, но не забудем, что и утраты Православного Зарубежья велики, и, наоборот - в Отечестве многое удалось сохранить из того, что нами, по разным причинам, было утрачено.

Говоря о помощи со стороны Русской Зарубежной Церкви в деле книгоиздания, Митрополит Лавр, отметив сегодняшний высокий уровень работы Издательского отдела Московской Патриархии, заметил:

- Но мы и сейчас помогаем в том, что касается старой орфографии. У нас набор остался, мы сохранили русскую старую орфографию, и все наши издания, календари с Типиконом, «Православная Русь» - все это печатается по старой орфографии. Таким же образом ведется и наша официальная переписка, синодальные указы, протоколы заседаний. Мы полагаем это важным.

Касаясь вопроса о том, ощущаются ли сегодня духовные перемены в России, Первоиерарх РПЦЗ сказал:

- Конечно, сдвиги произошли. Это очевидно. И в чисто житейском образе иерея, архиерея, какими они сегодня предстают русскому народу, своей пастве, и в повседневном церковном устроении, обиходе, и в богослужебной практике. Уже в девяностые годы, когда мы посещали Россию, чувствовалось, что наступают какие-то перемены духовного плана, чувствовалось, что народ стал как бы духовно оживать, интересоваться верой. У нас была возможность сравнить здешнее положение в ограде церковной с нашей жизнью за рубежами России. Некоторые стороны ее совпадают, некоторые - различаются. Удалось хоть и кратко, но, как говорят сейчас, пообщаться. А я всегда, с детства, любил Россию, думал о России, читал о России. Русских писателей читал, Гоголя всего прочел, поразили меня пушкинские строки о метели, и в стихах, и в «Капитанской дочке», и в повести. И все я эту метелицу вспоминал: бывало, приду к себе, на свой хутор, в свой скит (в Карпатах – Прим. ред.), метель метет! - как в России...

Мое тогдашнее чувство, во время первых посещений Отечества, было: в правильном направлении движется, налаживается церковная жизнь, жизнь русского народа и государства. Это ведь все взаимосвязано. Людей, помню, в храмах полно было... Бабушка подходит, говорит, Владыка, у меня внучка в школе учится, благословите. Стало быть, уже есть в ней тревога о душе внучки. Это вещи крохотные, сокровенные, но хорошо заметные на уровне духовном. Это некие знаки пробуждения Руси. И они проявляются все отчетливей, - заключил Митрополит Лавр.

Патриархия.Ru


«Поклонение «отроку Славику» ведет к погибели» -

- глава Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с резкой критикой распространившегося в Челябинске культа «святого отрока Славика».

- В заявлении митрополита Челябинского и Златоустовского Иова было сказано, что ложный культ «отрока Вячеслава Чебаркульского» чужд духу и учению Христовой Церкви. Причиной тому служит безмерное славолюбие, гордыня и духовная слепота этих заблуждающихся и коснеющих в своих суевериях «ревнителей святого отрока», - заявил Владыка Ювеналий в интервью порталу «Интерфакс-Религия».

- Описания странных и нелепых «чудес» и «пророчеств», переполненные вредным для души содержанием, почти магические ритуалы на месте погребения этого ребенка, неканонические иконы и акафисты - все это составляет основу деятельности последователей чебаркульского лжесвятого.

Из опыта Церкви мы знаем, как легко подобные заблуждения соблазняют простых и легковерных людей и, отсекая их от Тела Церкви, уводят к погибели, - отметил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Седмица.Ru


История Франкенштейна повторяется

Новые разработки британских генетиков, предполагающие создание гибридных эмбрионов в результате помещения человеческого ДНК в клетку животного, требуют серьезного изучения и контроля со стороны Церкви и общества, считают в Московском Патриархате.

- Подобный эмбрион не может считаться человеческим существом, а потому его создание и последующее разрушение в медицинских целях, на первый взгляд, не нарушает формальных требований христианской нравственности, - отметил заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

Кроме того, по его словам, Русской Православной Церковью не осуждается «клонирование изолированных клеток и тканей организма для лечения тяжелых болезней». Однако последние исследования британских генетиков могут, в конечном счете, оказаться «сильнейшим ударом по целостности данной Богом природы человека».

Так отец Вячеслав прокомментировал обсуждаемый в британском парламенте закон об оплодотворении и эмбриологии, позволяющий помещать человеческую ДНК в клетку животного для получения пригодного для исследовательских целей эмбриона. Как уверяют специалисты-генетики, изучение гибридного эмбриона позволит лучше понять природу болезней Паркинсона и Альцгеймера.

- Очевидно, что новая технология несет в себе немало потенциальных опасностей. Самая главная из них - выращивание из данных эмбрионов настоящих монстров, животных с человеческим ДНК, что может привести к абсолютно непредсказуемым результатам, - сказал священник. - Что ждет человечество в результате появления подобных человекозверей, мы сейчас не можем даже себе представить.

По словам отца Всеволода, ранее Церковь многократно осуждала клонирование человека, которое опасно «эрозией человеческой природы», так как приведет к созданию точной копии другого человека вместо «слияния наследия отца и матери». Это может погубить разнообразие человеческого рода, но тем более опасным, по его мнению, видится создание «гибрида человека и животного». Имея в виду эту опасность, Церковь и общество должны держать под жестким контролем возможные манипуляции с развитием новой технологии.

- По крайней мере, мне видятся совершенно недопустимыми попытки выращивания «гибридных» эмбрионов до состояния существ, способных к самостоятельной жизни, - подчеркнул заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Интерфакс-Религия


История для туристов

Православные верующие Ельца (Липецкая область), представители духовенства и научного сообщества возмущены тем, что из новой концепции туристического развития города может быть исключено предание о явлении Богородицы Тамерлану во время его похода на Русь.

Как известно, Тамерлан, шедший походом на Русь, в 1395 году на подступах к Ельцу неожиданно повернул войска обратно. Причина его решения до сих пор однозначно не объяснена историками. Однако, согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для ее защиты от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела немедленно уйти из пределов Руси.

Областная администрация недавно приняла новую программу создания в Ельце туристической зоны. Авторы концепции «раскрутки нового имиджа Ельца», представители московского пиар-агентства, среди прочего заявили о том, что упоминание о явлении Тамерлану Божией Матери в ходе рекламной кампании будет некорректным по отношению к другим религиям и оттолкнет от города туристов из мусульманских стран.

- Происходит страшная вещь: нам пытаются посредством распространенных сегодня методов подменить историю, подменить духовность бездуховностью и наглостью, - заявил «Интерфаксу» член Союза архитекторов России, историк-краевед Александр Новосельцев, одним из первых выступивший в СМИ с критикой этой концепции.

Настоятель Вознесенского кафедрального собора Ельца протоиерей Василий Романов признался, что ужаснулся после знакомства с предложенным ревизионистским взглядом на историю города, и многие верующие в епархии, по его словам, намерены выступить против предложенного документа.

- Намерение властей Ельца исключить предание о явлении Богородицы Тамерлану из новой туристической концепции города оскорбляет православных и вносит раскол в общество, - заявила заведующая кафедрой религиозного туризма Российской международной академии туризма Инга Брандт. - Действия администрации Ельца у специалистов в сфере туризма могут вызывать лишь недоумение. Елец принадлежит к числу древних русских городов со своей богатой событиями историей, которая и привлекает туда туристов. Она не нуждается в домыслах.

По ее мнению, «стремление замолчать предание о чудесном заступничестве Божией Матери гораздо больше оскорбляет чувства православных верующих - не только ельчан». К тому же это предание «никоим образом не может быть «некорректным по отношению к мусульманам», поскольку в исламе относятся с уважением к Пресвятой Богородице как к матери Пророка».

- Тамерлан не был мусульманином, напротив, он сравнял с землей многие города Средней Азии, населенные мусульманами, - напомнила И.Брандт. - С этих позиций поэтизировать образ человека, повинного в массовых убийствах мирного населения, строить на этом концепцию бренда города, по меньшей мере, дико.

Вместе с тем «не может не настораживать участившееся в последнее время бесцеремонное вторжение дилетантов в историю с желанием ее «осовременить» в русле политической конъюнктуры или вообще переписать в соответствии со своими воззрениями.

- К сожалению, пример Ельца не единичен, просто наиболее вопиющ, - констатировала специалист по религиозному туризму. - Подобные подмены очень опасны, поскольку трактуют историю нашего Отечества в некоем фантасмагорическом ключе и, в конечном счете, вносят раскол в общество.

Радонеж


Пора вернуться к целомудрию

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий критикует родителей, которые поощряют внебрачные связи своих детей.

- Сейчас разводов очень много: человек потерял понятие об ответственности пред Таинством венчания. Он венчался, жил некоторое время, потом развелся, женился, будучи еще венчанным первым браком, живет в новом браке еще несколько лет. Проходит некоторое время, снова развелись, опять повенчались…

Если родители будут правильно воспитывать детей, чтобы они сохраняли девственную чистоту до брака, не допускали блуд и разврат а в целомудрии вступали в брак, тогда брак будет честным, благодатным и благословенным, - сказал Владыка.

Архиепископ Викентий призвал взрослых воспитывать не только детей, но и самих себя, «чтобы был один-единственный брак, один и навсегда».

- Мы должны не допускать добрачных и внебрачных союзов, тогда брак будет крепким и сильным. Сейчас уже стало традицией, правилом жизни, что сначала живут вместе (и родители на это благословляют, даже покупают квартиру или дом - пускай живут как муж и жена), не будучи ни венчанными, ни расписанными», - отметил архиерей.

По его словам, пары живут так, чтобы «попробовать, посмотреть».

- А на что смотреть, на грех? К сожалению, в таких случаях бывает: рождается ребенок, а потом «гражданские» супруги разочаровываются в совместной жизни, и начинаются раздоры, - констатировал архиепископ Викентий.

Он назвал ситуацию «очень тяжелой, катастрофичной».

- Нужно вернуться к тому, как раньше было в нашей стране, и не допускать добрачных и внебрачных союзов, сохранять целомудрие. Тогда, я думаю, мы это дело исправим. Сделать это в наших силах, потому нужно всем жителям нашего Отечества, чадам нашей Церкви жить по христианским принципам, - подчеркнул Владыка.

Патриархия.Ru


Нужен положительный герой нашего времени

России необходимо возрождать культ семьи, в том числе с помощью телевидения, считают в РПЦ.

- Нам не хватает идеи положительного героя, которая была бы связана с семейными ценностями. Нам нужны фильмы, сериалы не о том, как люди изменяют друг другу и разрушают брак, а нам нужны сериалы, где бы в центре была ценность семьи, - сказал глава ОВЦС МП митрополит Кирилл в интервью телеканалу «Вести».

Он заверил, что Церковь всегда будет поддерживать и «максимально содействовать продвижению всех этих идей».

- Но наваливаться на проблемы, если мы хотим решить демографическую проблему, вывести Россию в иную демографическую ситуацию, нужно всем миром, - убежден митрополит Кирилл.

Радонеж


День супружеской любви и семейного счастья

На заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике было единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника. Отныне 8 июля, в день святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, будет праздноваться Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья.

В обсуждении этого вопроса приняли участие не  только члены Совета Федерации, но и представители администрации Владимирской области, глава округа Муром Валентин Качеван, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин, наместник Муромского Спасо-Преображенского женского монастыря игумен Кирилл.

Оргкомитет по организации празднования возглавила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко. Его члены займутся организацией торжественных мероприятий в Муроме, разработкой символики и атрибутики Дня супружеской любви и семейного счастья.

- Это должен быть праздник, основанный на национальных культурных традициях. Мы должны дать нашей молодежи пример нравственности, чистоты и душевного тепла в семье, показать, какими должны быть отношения в ней и какая ответственность лежит на мужчине и женщине, создающих семью, -  отметила В. Петренко.  

По ее мнению, в первый раз празднование Дня супружеской любви и семейного счастья нужно провести именно на родине святых благоверных князей Петра и Февронии, но в дальнейшем оно должен распространиться и проходить во всех российских регионах.

Православие. Ru


 

 


 




Яндекс.Метрика

На главную страницу