Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Православный календарь

2 июня/ 20 мая 

575-летие обретения мощей святителя Алексия Московского, всея России чудотворца

Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый князь Димитрий Донской, глубоко почитавший митрополита Алексия, повелел положить тело его в церкви, близ алтаря.

Двадцатого мая 1431 года от ветхости свод храма, в котором покоился святитель, обрушился. Во время строительства нового здания были обретены нетленные мощи митрополита Алексия. Собор русских святителей установил празднования его памяти 12 февраля, в день его преставления, и 20 мая, когда были обретены мощи святого.

В 1485 году мощи святителя Алексия Московского, всея России чудотворца были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве.  

 3 июня/ 21 мая

День празднования Владимирской иконы Божией Матери

Празднество Владимирской иконе Божией Матери было установлено в память спасения Москвы от нашествия татар под предводительством крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Татарские полчища вторглись тогда в русские пределы с такой стремительностью, что великий князь Московский Василий Иоаннович едва успел вывести войска на берег Оки, чтобы задержать врага. Победив русских воевод, татары предали огню и разорению все селения от Нижнего Новгорода до Москвы, умерщвляли и уводили в плен жителей, оскверняли храмы Божии. Так, сея на своем пути смерть и ужас, татары подошли к Москве.

Вместе с митрополитом Варлаамом москвичи усердно молились Богу об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители Петр, Алексий, Иона и другие святые подвижники. С собой они уносили Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя не оставлять города. Вместе с ними вознеся Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов, святители возвратились в Кремль. Преподобные же Сергий и Варлаам, осенив город крестным знамением,  удалились. Подобное видение имел и московский святой, блаженный Василий, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

В тот же день крымский хан внезапно отступил, не причинив городу никакого вреда. Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, как вдруг увидели вокруг них бесчисленные русские дружины и с ужасом доложили об этом хану. Враги в панике бежали, и тем самым столица русского государства была спасена.

5 июня/ 23 мая

День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой

Преподобная Евфросиния (в миру княжна Предислава, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича) с раннего детства пламенела любовью к учению и отличалась сосредоточенностью в молитве. Своей красотой и мудростью она пленила многих князей, но все предложения о браке отвергала, твердо решив посвятить себя Христу. Узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно удалилась в девичий монастырь, где игуменствовала ее тетка Романа, и просила постричь ее в монашество. Вначале юный возраст Предиславы (12 лет) и ее необыкновенная красота показались игуменье препятствием для этого. Но глубокий разум и молитвенность отроковиц       переубедили Роману, и полоцкая княжна приняла постриг с именем Евфросинии. Однако строгая монастырская жизнь со временем показалась ей недостаточной в ее стремлении к духовному подвигу, и по благословению епископа Полоцкого Илии Евфросиния поселилась уединенно в особой келье при Софийском соборе в Полоцке. Здесь она подвизалась в посте, бдении, занималась переписыванием книг, деньги от продажи которых тайно раздавала нищим.

Ангел Господень засвидетельствовал полоцкому епископу, что на Евфросинии почивает Дух Святой, и сообщил Божие повеление поставить ее во главе отдельной обители. Отправляясь в Сельцо (около 1128 года), место будущего монастыря, преподобная Евфросиния взяла с собой только святые книги – «все свое имение». В новоустроенной Спасо-Преображенской обители она обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью, разным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен каменный Спасский собор, сохранившийся до нашего времени, при строительстве которого по молитвам святой чудесным образом обнаруживались недостающие кирпичи.

Воспользовавшись родственной связью с греческим царствующим домом, она обратилась к императору Мануилу и Патриарху Константинопольскому Луке Хризовергу с просьбой прислать из Ефеса чудотворную Корсунскую икону Божией Матери, написанную святым евангелистом Лукой. Незадолго до кончины она отправилась в паломничество по святым местам. После прибытия в Иерусалим 23 мая 1173 года Господь сподобил ее мирной кончины в русском монастыре Пресвятой Богородицы. В 1187 году монахи, изгнанные из завоеванного султаном Саладином Иерусалима, перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Киево-Печерскую обитель. В 1910 году по многочисленным просьбам ее почитателей мощи были переданы в основанный ею монастырь в Полоцке, где находятся и ныне. Преподобная Евфросиния почитается на Руси покровительницей женского монашества.

6 июня/ 24 мая

День памяти святого праведного Иоанна Русского

Родился он в Малороссии в конце XVII века. Во время русско-турецкой войны служил солдатом в армии Петра I и был взят в плен. Турки много раз безуспешно пытались обратить пленника в мусульманство. Наконец, видя бесстрашие и твердость в христианской вере святого Иоанна, хозяин перестал его мучить и принуждать отречься от православия. Он поручил ему ухаживать за скотом. В стойле же была устроена для Иоанна постель.

Окружающие часто издевались над ним, но святой не только старательно выполнял свои обязанности, но при случае и хозяевам помогал в работе и утешал в беде. Его добросердечие пришлось по душе главе дома. Он стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность, что предложил ему жить как свободному человеку. Однако тот предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал ему каждой ночью молиться Богу. Иногда по ночам он приходил для молитвы к храму великомученика Георгия Победоносца. В этом же храме по праздникам он причащался. Несмотря на свою бедность, святой Иоанн всегда помогал нуждающимся. Господь являл через него и явные чудеса.

Как-то раз, когда хозяин дома находился в дальних краях, родственники очень горевали, что он не участвует в праздничной семейной трапезе. Тогда по тайной молитве святого Иоанна хозяину чудесным образом было перенесено блюдо с пловом с семейного стола. Причем блюдо было из фамильного сервиза, а плов был еще горячим.

Праведная кончина святого последовала 27 мая 1730 года после приобщения Святых Христовых Таин. Хозяин позвал священников, и на погребении праведного Иоанна Русского были все христиане, жившие в Прокопии. Через три с половиной года были обретены его нетленные мощи, которые перенесли в храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки. В 1881 году часть мощей была перенесена в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Другую часть их в 1924 году поместили в храме во имя святого Иоанна Русского на острове Эвбия, где они находятся по сей день. К святым мощам стекаются паломники со всей Греции. Многие считают святого Иоанна молитвенником и заступником за землю русскую.

7 июня/ 25 мая 

Третье обретение честной главы святого Иоанна Предтечи

Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин, спасая святыню от осквернения, ее перенесли в Команы, и в период иконоборческих гонений скрыли в земле. Это произошло приблизительно в 810 – 820 годах. Когда иконопочитание было восстановлено, Константинопольскому патриарху Игнатию (847 – 857) во время ночной молитвы в видении было указано место, где скрыта глава Крестителя Господня Иоанна. Первосвятитель сообщил об этом императору, и тот отправил в Команы посольство. Там, в указанном патриархом месте, спустя почти тридцать лет после сокрытия, святая глава была обретена в третий раз,. Через некоторое время ее вновь доставили в Константинополь, и с 25 мая 850 она стала храниться в придворной церкви. Часть главы находится в одном из монастырей Святой Горы Афон. 

10 июня/ 28 мая 

Троицкая родительская суббота

Человек, до конца прошедший земной путь, уже не может изменить свою загробную участь. И тяжело чувствуют себя те, кто, представ пред светлый лик Господень, получают осуждение. Любовь к ближним побуждает нас усиленно молиться о почивших, ибо у них остается лишь одна надежда на нашу молитвенную помощь и на милосердие Божие, милующее грешника за дары братской любви.

В Православной Церкви поминовение усопших связано с глубокой верой в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мертвых, а все «живы суть».

Нынешняя родительская суббота именуется Троицкой. В день Пятидесятницы на землю сошел Дух Святой на научение и освящение людей и приведение их ко спасению. Войдут ли в этот круг спасаемых и наши усопшие сродники? Из любви к ним накануне этой вселенской радости мы возносим свои молитвы ко Господу, чтобы и они не были лишены того блаженства, которого сподобляется всякий, просвещенный Духом Святым.

18 июня/ 5 июля

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Заключительный день памяти важнейших событий, определивших наше спасение, – крестных страданий Спасителя, Его тридневного Воскресения, славного Вознесения на небо и сошествия Святого Духа на Апостолов, – Святая Церковь посвящает прославлению Всех святых, от века Богу угодивших. Ведь именно ради того, чтобы дать людям возможность достигать святости и наследовать Царствие Небесное, Христос претерпел крестную смерть, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал в мир Духа Святого.

Общее прославление Всех святых совершается еще и потому, что в их сонме есть много тайных угодников Божиих, имена которых Церкви неизвестны. К лику святых эти люди не причислены, однако уже прославлены Богом на небесах. Их объединяет твердая вера во Христа, не знавшая сомнений, надежда на Него и горячая всеобъемлющая любовь к Нему. Его Божественная Личность, Его спасительное учение, – вот что от века питает умы и сердца всех праведников. Ради Господа и скорейшего единения с Ним они, по его заповеди, шли на многочисленные подвиги, с радостью претерпевали лишения, обиды, скорби, поношения, болезни, а многие из них добровольно предавали себя на мучительную смерть. Ничто не могло остановить этих людей на пути следования за Христом. Возлюбив Спасителя всем сердцем, душой и помышлениями, они сохранили любовь и верность Ему, Его учению до конца своей жизни.

В лице святых угодников, прославляемых по окончании дней Пятидесятницы, представляется, таким образом, исполнение той великой цели, для которой приходил на землю Сын Божий. Они служат живыми свидетелями того, что Спаситель поистине «дело, которое дал Ему Отец, совершил» (Ин. 17, 4), что благодать Духа Святого действенна в Церкви Христовой, что царство греха и зла разрушено. Святые угодники свидетельствуют, как высок жребий, предназначенный человеку Создателем, и какой высоты святости может достигнуть человеческая природа, укрепляемая благодатью Божией. Глядя на них, и мы должны стремиться встать на этот светлый путь ко Господу.

1 июня/ 19 мая

Вознесение Господне

По воскресении Своем Спаситель не раз являлся апостолам и давал им последние в Своей земной жизни наставления. В Евангелии от Матфея мы читаем: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 18—20).

В сороковой день после воскресения Господь сказал Своим ученикам, чтобы те не отлучались из Иерусалима, а ожидали обещанного от Отца. А когда сойдет на них Дух Святой, они обретут силу и будут свидетелями Ему повсюду, «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк, 24, 47).

И Господь вывел их из города до Вифании, «и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 50—53).

Вознесение Господне, подобно Его смерти и воскресению, было предопределено заранее, как одно из условий спасения рода человеческого, и потому задолго до его совершения было предсказано и воспето ветхозаветными пророками. И святой апостол Петр, по сошествии Святого Духа, утверждал, что «небеси подобает приятии Христа Иисуса до лет устроения всех» (Деян. 3, 21), то есть до скончания мира.

Время унижения Иисуса Христа навсегда закончилось с принятием Им Крестных страданий и Крестной смерти. Доколе Сын Человеческий имел земную плоть и тело Его было подобно нашему, до тех пор он жил, подобно нам, на земле. Но по воскресении тело Его изменилось и приняло иные свойства – оно могло быть видимым и не видимым, могло быть осязаемым, и в то же время для него не существовало физических преград в виде запертых дверей. Воскресший Иисус Христос мог принимать пищу вместе с апостолами, но тело Его не подлежало изменению.

Сорок дней после воскресения Он находился на земле, но был видим лишь тогда, когда являлся Своим ученикам. Где и как проводил Он прочее время, неизвестно. Но очевидно, что земля не могла уже более быть для Него жилищем.

Вознесение Господа Иисуса Христа – это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил и большее. В Своем лице Он вознес человеческую природу, включая и тело человека, к самому Престолу Отца. Тем самым Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения в своих повествованиях передают нам евангелисты Марк и Лука, и последний более подробно повествует об этом во второй своей книге – «Деяния святых апостолов».

В день Вознесения Христова вознесемся же над своей обычной жизнью, не только мечтами, – мечтания вредны, а делами. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь, на небо, и зовет нас за Собою, туда, к Отцу Его и к Отцу нашему, к Богу Отцу.

СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

В событии Рождества Сын Божий приходит в мир, взяв Себе человеческое тело и душу, сделав людей Своими родственниками. Это начало спасения человечества, обожения, как говорят святые отцы. С человеческим телом Он прожил на земле, не совершив ни одного греха, и был распят на кресте. Повинуясь общему закону смерти, Он умер, и душа Его пошла в ад, как было со всеми умершими на протяжении всей ветхозаветной истории. Но с пришествием Христа наступила новая эра. Христос воскрес, одолел ад и смерть. Впервые Человек оказался победителем в противоборстве с диаволом, потому что с человеческим естеством во Христе соединено Божество. Через сорок дней Он вознесся на небо, посадив на божественный престол и человеческое естество, завершив обожение человека. Теперь каждый соединившийся со Христом участвует в Его победе над смертью и в Его небесной славе. Вознесшийся Христос послал на землю Духа Святого, Который из горстки учеников создал Церковь и сделал ее вратами в Свое небесное царство. Праздник Пятидесятницы – сошествия Святого Духа на апостолов (в этом году он отмечается 11 июня) завершает пятидесятидневный пасхальный период, завершает историю спасения человека и начинает историю Церкви Христовой на земле.

Есть два образа, с которыми неразрывно связан праздник Пятидесятницы: один из них исторический, другой – нравственный.

Современный праздник уходит своими корнями в глубокую древность ветхозаветной Церкви. В церковном песнопении на праздник Крестовоздвижения есть такие слова: «Неплодящей прежде Церкви ныне процвело древо Креста» (Канон на Воздвижение Креста). «Неплодящая Церковь» – это Церковь ветхозаветная, которая образовалась у подножия Синая именно в пятидесятый день после Пасхи и исхода еврейского народа из Египта.

Позже, когда ветхозаветный Израиль войдет в землю обетованную, Господь часто будет повторять ему: «Когда вы были еще не народ, люди многочисленные, Я избрал вас, освятил и сделал Своим народом». В наше время странно слышать такие слова, ведь для нас народ это и есть «люди многочисленные». Но на языке Библии люди многочисленные – это толпа. А народ – это люди, принявшие определенную структуру. Народ Божий – это люди, принявшие Божию структуру, вошедшие в Его область, признавшие Его Своим Господом, то есть Господином. Структура Божия – это Церковь. Посмотрите, наши современники часто уверяют, что верят в Бога, но не испытывают нужду в Церкви. Да, они могут действительно верить в Бога, но и бесы веруют, только любви не имеют. А те, кто возлюбил Господа – те пожелали стать Его народом, Его Церковью, и Бога Всемогущего признали Своим Господином. Одной веры в бытие Божие для такого шага недостаточно, нужны еще и доверие и покорность. Стать народом Божиим – это значит, войдя в Церквь, признать ее нормативные требования, отказаться от своих эгоистических амбиций и всю жизнь превратить в служение Богу.

У подножия Синая толпа выходцев из Египта становится народом Божиим. Господь освящает этот народ, очищая его грехи и скверны. В книге Исход описано, как произошло рождение ветхозаветной Церкви: Господь предлагает условия вступления в союз с Ним, то есть условия того, чтобы эти люди стали Церковью Божией; народ принимает условия и приносит священную жертву, кровью которой он окропляется со словами: «Вот кровь завета, который заключил Господь с вами» (Исход 24:8). Таким образом, они стали народом Господним. Это было на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства, а потому праздник был назван Пятидесятницей. Видимо, народ не мог найти никакого изысканного слова, могущего выразить их радость, а потому и назвал это событие весьма просто. Так зародилась ветхозаветная Церковь, причем она была еще неплодной, сухой, так как мера благодати Божией, которую могли вместить в себя люди того времени, была еще малая. Лишь во Христе мы обретаем полноту благодати, которая дается даром, из любви к нам.

Рождение Святым Духом новозаветной Церкви совершилось именно в день памяти рождения Церкви ветхозаветной, в день Пятидесятницы. Бог показал преемство Нового Завета: Ветхий Завет достиг своей полноты в Завете Новом.

У Апостола Павла дважды – в посланиях к Римлянам и к Галатам мы встречаем указание на то, что все исторически значительные события ветхозаветной Церкви были прообразами новозаветных. Это не значит, что все ветхозаветные события не ценны как исторические факты: давая уставы и законоположения Израилю, Бог живописал в этих событиях прообразы будущего. Он сделал так, что смысл ветхозаветных событий и уставов вполне может быть постигнут только во Христе, в свете совершенного откровения Нового Завета. Христос – исполнение Закона и пророков. Для современного человека «исполнить», значит «выполнить», эти слова стали почти синонимами. Но изначально выполнить – значит завершить, что-то сделать. Исполнить же, значит «наполнить», довести до полноты, до завершенности, то есть до конца. Полнота всего Ветхого Завета явлена нам во Христе, Который и есть смысл всего сказанного и сделанного до Него. День рождения ветхозаветной Церкви у подножия Синая был прообразом дня рождения новозаветной Церкви в Сионской Горнице.

Святой Дух сошел на собранную Церковь, чтобы освятить ее и сделать причастницей Христу. Он освятил Церковь во Христе. Пятидесятница неповторима, но у каждого человека есть момент, когда он приобщается к ней, это Таинство Миропомазания, которое святые отцы называли личной Пятидесятницей, когда человек входит в священное пространство Церкви. Пятидесятница неповторима, но сила Святого Духа в нас постоянно действует, раскрываясь в новом ракурсе.

Второй образ, который неразрывно связан с христианским праздником – образ вавилонской башни и смешения языков. «Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа», – так звучит кондак праздника Пятидесятницы в переводе на современный русский язык. Чтобы понять это, нужно вникнуть, что означает смешение языков в Вавилоне.

Когда люди разных национальностей общаются в мире и взаимопонимании, мы говорим: «они нашли общий язык», или «они общаются на одном языке», – и для нас не важно, что один из них – француз, другой – араб, а третий – русский, поскольку понятийный аппарат первичен по отношению к грамматическому в любом языке. Знать язык – значит, обладать его духовным, культурным корнем, знать его историю и те условия, которые повлияли на формирование именно его смысловой базы, базы формулировок и определений. Единство, коалиция может распасться только в случае, если ее цели и методы каждый видит по-своему, то есть если люди начинают оперировать разными понятиями, или, что тоже самое, «говорить на разных языках».

В Вавилоне произошло именно смешение языков общения. Это вовсе не предполагает, будто сразу же в готовом виде образовались отличительные черты грамматики и лексики разных языков: лингвисты знают, что люди древности могли понимать друг друга и лишь со временем различия в языках углублялись. Всякое предприятие держится на единстве, но истинное единство возможно только в Боге. Там, где  возникает грех, Бог помощником быть не может. Господь покинул тех, кто воодушевил себя лукавым начинанием, и оно распалось, как дом, построенный на песке: хлынули потоки человеческой страсти, гордости и эгоизма, и как могли люди сообща построить башню, если каждый тянул «одеяло на себя», каждый создавал свою собственную башню у себя в душе. Об одной общей цели уже речи быть не могло, ведь каждый видел в ней только средство для достижения своей личной, эгоистической цели. Так грех разделил людей.

В первосвященнической молитве Христос просил Отца: «Да будут все едино» (Евангелие от Иоанна17:21). Обратите внимание, не просто едины, но едины в Господе, в Котором только и возможно подлинное и вечное единство. Всякие другие принципы единства призрачны. Единство – это союз, общение. Дух Святой нам дарует благодать общения и единства, поэтому Пятидесятница – обновление общения, которое было расстроено грехом, но восстановлено силой Святаго Духа во Христе.

Не следует думать, будто создание вавилонской башни – дело прошлое, мы строим эти башни и сегодня. Не мы ли создаем мир иллюзий вокруг себя, чтобы «проще» было жить? Не ставим ли мы в этом иллюзорном мире для себя каких-то личных целей, для которых мы готовы жертвовать многим самым святым и чистым? Вот вам Вавилон: люди из одного дома живут каждый в собственном рукотворном мире фантазий, не замечая близстоящего человека. Но «частная вера» немыслима так же, как частное солнце или частная луна: мировоззрение создается не для того, чтобы соответствовать человеку, а для того, чтобы соответствовать миру. Истина одна, и истина Едина, ибо цельна и неделима. Противостояние истине есть создание своей собственной «истины», которая есть лишь только форма многоликой лжи.

 3 Июня/ 21 Мая

День памяти святых равноапостольных императора Константина и матери его императрицы Елены

Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией) и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклитиана в 18-летнем возрасте он был отправлен в качестве заложника в Никомидию. Когда Диоклитиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году после смерти своего отца был провозглашен императором.

Констанций Хлор, хотя и был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклитиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, христиане занимали разные должности, и Константин сам имел возможность убедиться в их преданности долгу. Позднее он видел ужасы гонений на тех, кто исповедовал христианскую веру и их необыкновенную духовную твердость. Впоследствии император Константин признавался, что пребывание при дворе Диоклитиана во многом способствовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, – говорил он, – потому что видел дикость их нравов».

Во время войн с тремя своими злейшими врагами император Константин постепенно склонился к принятию святой веры. В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом. В 312 году началась новая война между ним и кесарем Максентием, сыном Максимиана. Незадолго до решительной битвы Константин увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и повелел поставить на главной площади свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Вместе со своим зятем Ликинием император Константин издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им в 313 году, предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и со временем перешли в открытую вражду. Это противоборство должно было решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, начал притеснять их, а потом перешел к открытому гонению. Между тем Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. В 322 году в битве при Адрианополе Бог даровал победу императору Константину, Ликиний же лишился престола и жизни. Константин стал единодержавным правителем Римской империи, и христианство восторжествовало.

Всю свою жизнь император посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. Более всего император Константин встречал противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ здесь стали возводить христианские храмы, а вместо статуй языческих богов устанавливать священные изображения.

Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалим-ским патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась. За свои заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.

Всей душой преданный Церкви, император Константин, тем не менее, до последних дней откладывал принятие Святого Крещения. Когда же он почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое Таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 года.

4 июня/22 мая

Память святых отцов Первого Вселенского Собора. Память Второго Вселенского Собора

Начиная с IV века, преследования христиан прекратились, но внутри самой Церкви стали возникать ереси, на борьбу с которыми созывались Вселенские Соборы. Одной из опаснейших было арианство. Александрийский пресвитер Арий был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, он утверждал, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Им во времени. Созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра Поместный Собор осудил ересь Ария, но тот не покорился. Написав многим епископам письма с жалобой на определение Собора, он начал распространять свое лжеучение по всему востоку, получив поддержку от некоторых восточных епископов.

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против основного догмата Христовой Церкви, решил созвать Вселенский Собор. По его приглашению в город Никею в 325 году собрались 318 епископов – представителей христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – Святитель Николай, архиепископ  Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, Афанасий Великий и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Арий со своими сторонниками в лице семнадцати епископов держался высокомерно, но его учение как заблуждение гордого разума было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, впоследствии – патриархом Александрийским, а сам он отлучен от Церкви. Собор также утвердил православный Символ веры, отклонив предложенный арианами. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы – Господа Иисуса Христа. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины и решил вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Отныне она должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы эта ересь, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собой великое множество пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующей, то давно уже христианство как такового не существовало, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. И по сей день враги христианства (например секта «Свидетели Иеговы»), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.

В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Для обличения ересиархов святой царь Феодосий Великий (379 – 395) созвал в Константинополе Второй Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На их рассмотрение было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. В Символе, принятом Первым Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому на Втором Вселенском Соборе к Никейскому Символу были прибавлены 8, 9, 10, 11 и 12 члены, то есть окончательно сформулирован и утвержден Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор, кроме того, установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.




памятники культуры древней руси
Яндекс.Метрика

На главную страницу