Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№6 (54) июнь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Молодежные страницы
Церковь и время
Семья и церковь
Благовестники наших дней
Путями святых апостолов
Праведники наших дней
Литературные страницы
Объявления  

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№6 (54) июнь 2006 года  
Православный календарь

Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших 

Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь прославляет лики всех святых угодников Божиих, просиявших силою веры и подвигами благочестия на Русской земле. Воспевая их подвиги, Святая Церковь просит их молитвенного ходатайства перед Богом.

Чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где не прекращались войны, разврат, жестокость и насилие. Но лишь только засиял луч христианской веры, как жизнь народа сразу изменилась, и под ее влиянием он стал народом, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни. В его среде воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых. Так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Древо христианской веры принесло свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. А кому не известны такие прославленные святые как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских подвизались преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие.

Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль - преподобными Даниилом и Никитой Переславльскими. В Москве это первосвятители - святые Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир - все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Яркими светилами Русской Православной Церкви являются такие подвижники, как подвизавшийся в тамбовских лесах преподобный Серафим Саровский, святители Иоасаф Белгородский, Тихон Воронежский, Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, святитель патриарх Тихон и многие другие. Сибирь же сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский.

История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства. Среди ее святых - великие благоверные князья Владимир, крестивший Русь, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Недаром же в акафисте Преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, святой подвижник назван "данным России воеводою", "светозарным светилом в Православной Российской державе".

После 1917 года Русская Православная Церковь была поставлена вне закона и обречена на уничтожение: храмы разрушались, церковные ценности изымались, тысячи священников оказались брошены в тюрьмы, убиты, замучены. Наша Церковь назвала их российскими новомучениками, запечатлевшими свою верность Христу праведной мученической кровью.

Имена угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но и с любовью почитаются далеко за пределами страны. Богато наше Отечество молитвенниками, прославленными святыми, которых насчитывается уже более четырехсот. А сколько есть подвижников, Богу угодивших, чьи имена нам неизвестны! В этот день мы чествуем не только святых, канонизированных нашей Церковью, но прославляем и тех угодников Божиих, которым по причине неизвестности их не установлены особые праздники. Воспевая добродетели святых, Русская Православная Церковь призывает молящихся подражать им, воспитывать в себе смирение, готовность прощать и любить ближних.

 Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец


Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца его звали Федором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Митрополит просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Это предсказание исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.

В 1431 году скончался митрополит Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда он отправился к Патриарху Иосифу II (1416 - 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, болгарин по происхождению, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438) и принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445 - 1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве.

15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: "Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан". Смиренный Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами". Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При его гробе стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
 

 День памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI века в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года монастырь посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он служил настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах - Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, а спустя пять лет стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году - митрополитом Московским. Двадцать третьего января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января - торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. "Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом", - отмечает его жизнеописатель.

В 1598 году со смертью царя Феодора Иоанновича пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников, а 13 апреля того же года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Престарелый патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Когда слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить его, святитель молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца не дали окончить литургию и сорвали с патриарха архиерейское облачение. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. Перед своей кончиной он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Девятнадцатого июня 1607 года патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 году его мощи были перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен святитель Иов в 1989 г.

Рождество святого пророка Иоанна Предтечи

Священное Писание сохранило историю рождения святого Иоанна Предтечи. Родители "большаго из пророк" святые праведные Захария и Елисавета, как говорится в Евангелии от Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Во время службы в Иерусалимском храме, священником которого состоял праведный Захария, явившийся Архангел Гавриил возвестил ему о чудесном рождении сына и повелел наречь его Иоанном. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой. Когда же родилось долгожданное чадо и праведного Захарию спросили, как бы ему хотелось наречь сына, он потребовал дощечку и написал: "Иoaнн да будет имя ему!". При этом неожиданно язык его приобрел способность говорить, и это было явным свидетельством свыше.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: "Что будет отрок сей?", некоторые же именовали его будущим царем иудейским. Когда эти слухи дошли до царя Ирода, он, опасаясь соперничества, немедленно выслал в Хеврон убийц, чтобы погубить младенца. В это время праведная Елисавета с Иоанном скрылась в пустыне, Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду, и тот велел узнать у священника, где скрывается младенец. Захария не ответил и был убит в самом Иерусалимском храме, между алтарем и жертвенником.

Праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, обратилась к горе: "Гора Божия, приими матерь с сыном!" Гора расступилась и укрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, и над пещерой выросло многоплодное финиковое дерево. Через 40 дней после убиения Захарии праведная Елисавета скончалась в пещере; младенец же Иоанн был питаем и храним Ангелом. О дальнейшей его жизни, до начала пророческой проповеди покаяния, Предание умалчивает.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, и народ настолько свыкся с этим, что уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии. И тот словно пришел теперь в лице Иоанна. Подобно своему великому прообразу, Иоанн носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни - диким медом и акридами (высушенной на солнце саранчой). Он жил отшельником, потому что неправда мира, которая в Иерусалиме была в то время особенно сильна, глубоко его ранила, и находиться с людьми, жившими беззаконно, было для него невыносимо. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: "уклонися от зла и сотвори благо", и первый показал не словом и требованием, а живым примером своим великое царство духа.

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более проповедь его касалась самого жизненного вопроса - времени пришествия Мессии. "Покайтесь, - проповедовал Иоанн, - ибо приблизилось Царство Небесное". И на этот призыв отовсюду стали собираться к нему все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения сурового пророка. Ко всему народу он обращался с предостережением, что тот глубоко заблуждается, когда всю свою надежду на спасение возлагает на происхождение от Авраама, будто бы освобождающее его от всякой дальнейшей обязанности употреблять особенные усилия для достижения спасения. Бог, сотворивший Адама из земли, может и из камней воздвигнуть новых чад Аврааму. Поэтому, чтобы быть истинными сынами Авраама, достойными наследниками данных ему обетований, они должны искренно покаяться и "сотворить достойный плод покаяния". И это особенно необходимо теперь, когда все предвещает, что приблизилось исполнение времен. Настал час пришествия давно ожидаемого Мессии. Эта проповедь потрясала сердца слушателей, которые охотно принимали введенный Иоанном обряд водного крещения, служивший видимым знаком внутреннего покаяния.

Этот обряд неизвестен был Ветхому Завету и составлял видимое преддверие Нового Завета. Правда, вода и в древности служила символом очищающей силы, но Иоанн придал крещению более глубокий смысл символа внутреннего очищения и обновления всего нравственного существа, и в этом именно смысле крещение покаяния преобразилось впоследствии в крещение спасения. Иоанн был величайшим и последним пророком, ибо то, о чем предрекли древние пророки, теперь совершилось. Он, таким образом, был человеком Завета Нового, хотя не произнес ни одного слова нового, евангельского учения, раскрыть всю полноту которого должен был лишь Сам Христос.

Пораженный всем этим, народ спрашивал, кто же этот великий пророк и проповедник: не Илия ли это, или даже не Христос ли? Синедрион, пораженный слухом о проповеди и действиях Иоанна, отправил к нему особое посольство с этим вопросом. Но Иоанн отвечал, что он не Христос, не Илия и не пророк, а только "глас вопиющего в пустыне", только предшественник и предвозвестник Того, у Которого он недостоин развязать ремня сапог, Который будет крестить не водою, но Духом Святым и огнем.

Послушать проповедь Иоанна и принять от него крещение покаяния приходили даже жители отдаленной Галилеи, между ними явился и Иисус. Когда Он впервые пришел на берега Иордана, то самая внешность Его поразила и пленила душу Иоанна. Для других непреклонный пророк, смело укоряющий царей, строго изобличающий фарисеев, в присутствии таинственного Галилеянина он вдруг был объят необъяснимым страхом. Когда Иисус просил крестить Его, Иоанн был смущен таким безграничным смирением Того, в Ком сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно сказал: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". И на это выражение смущения и благоговения со стороны великого пророка последовал ответ Иисуса: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". После этого Иоанн крестил Его, и когда Иисус вышел из воды, отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. "И был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Лк., 3, 22).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн был отправлен в мрачную темницу, но и там не переставал обличать, особенно Ирода Антипу, под власть которого после смерти Ирода Великого отошла Галилея. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женою своего брата Филиппа Иродиадой, и лишь святой Иоанн Предтеча решался, среди всеобщего подобострастного молчания, обличать его: "Не должно тебе иметь жену брата твоего". Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада яростно искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце смогла своей пляской угодить царю и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен таким требованием и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока.

Кто такая Купала, и причем здесь Иван?

Многие думают, что Иван Купала - веселый праздник, когда "купают" друг друга, обливая в жаркий полдень холодной водой, а девушки вечером водят хороводы вокруг костров и пускают по воде веночки с зажженными свечами, гадая о женихах. Однако на самом деле у праздника Купалы другой, совсем не безобидный смысл. Купальские игрища наших далеких предков были посвящены Ящеру - подводному демону, покровителю урожая. Центром празднества было жертвоприношение: ежегодно в середине лета, в день "солнцеворота" - летнего солнцестояния Ящеру выбирали невесту, самую красивую девушку, наряжали ее, украшали цветами как бы на свадьбу, а потом с камнем на шее топили ее в реке или болоте. Она и была Купалой. Считалось, что этот обряд поспособствует хорошему урожаю…

До наших дней сохранились древнеславянские "болотные городища" - идеально круглые искусственные острова посреди болот, которые не имеют культурного слоя, на них никогда не жили люди, там приносись жертвы подводным демонам. Купальским вечером на болотах зажигались костры, кипели котлы с мясом, а люди праздновали "свадьбу" Ящера и предавались самым разнузданным оргиям. Эта часть "праздника" тоже регулярно заканчивалась жертвами, но уже не "священными", а бытовыми, на почве ревности. Купала была летним аналогом Масленицы (которая в древности тоже не ограничивалась поеданием блинов и катанием на санках).

Когда в Х веке Русь принимала христианство, в сознании непросвещенных еще людей (всеобщая грамотность установилась вместе с расцветом Православия в XI-XII веках) смешались представления совершенно разного порядка - демонические пережитки язычества и Евангельские истины. Вместе с "греческой" верой на Русь пришли и традиционные христианские праздники, в том числе День Рождения (по-славянски - Рождество) Иоанна Крестителя - "величайшего из рожденных женами", как говорил о нем Иисус Христос. Рождество Иоанна Крестителя (которое празднуется в соответствии с Евангелием ровно за шесть месяцев до Рождества Христова) по несчастливой случайности оказалось в близком соседстве с Купалой языческого календаря. "Креститель" ассоциировалось с "купалой", церковный праздник - с народно-языческим торжеством, так и получилось в народе несуразное: "Иван Купала". Со временем, под влиянием христианства языческие верования в народе ослабевали, человеческое жертвоприношение было заменено ряженой куклой, а потом и просто веночком, пущенным по воде. Теперь из всех атрибутов языческого культа осталось только обливание водой, хотя гламурные журналы настойчиво рекомендуют девушкам еще и гадание. Жаль, что наши современники с удовольствием предаются этим "невинным" купальским забавам, не имеющим ничего общего собственно с датой 7 июля - Рождеством Иоанна Крестителя.

Священник Андрей РОМАШКО

День празднования Тихвинской иконы Божией Матери

По преданию этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и первоначально пребывал в Иерусалиме. В V веке супругой византийского императора Феодосия II Младшего Евдокией икона была перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. В период иконоборчества святой образ был скрыт от еретиков в обители Пантократора, а затем возвращен во Влахернский храм.

В 1383 году при князе Димитрии Донском почитаемая святыня чудесным образом перенеслась на Русь и впервые явилась в сиянии над водами Ладожского озера. Отсюда икона начала свой путь по северным пределам Руси. Постепенно передвигаясь по воздуху все далее, она остановилась в местности у реки Тихвинки. Здесь по благословению архиепископа Новгородского Алексия в честь ее явления был построен деревянный храм Успения Божией Матери, в котором чудотворный образ и нашел свое земное пристанище.

Слава о чудесах, исходивших от новоявленной святыни, распространилась далеко за пределы края, и по указу князя Василия III (1505-1533) на месте деревянного был построен пятиглавый каменный храм. В 1560 году по повелению царя Иоанна Грозного вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися в обители от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Особенно часто у чудотворной иконы исцелялись больные глазами и прозревали слепые. Тысячи паломников спешили посетить Тихвинскую обитель, чтобы излить свои скорби и попросить помощи у Заступницы усердной.

С устроением Тихвинского монастыря слава о новых чудесах от иконы стала распространяться даже в самые отдаленные уголки Русской земли. Многочисленные списки чудотворного образа благоговейно почитались во многих православных храмах и сами прославлялись чудотворениями, а Тихвинская икона Божией Матери стала одной из любимейших в русском народе.

После 1917 года обитель была разорена и закрыта, а чудотворный образ Божией Матери перенесен в один из уцелевших приходских храмов города, где он и пребывал до начала Великой Отечественной войны.

В марте 1942 года Тихвинская икона вместе с военными трофеями была вывезена немцами в оккупированный Псков. Но и здесь Пресвятая Владычица не переставала оказывать измученным военными невзгодами людям свои милости и утешения. Именно в Пскове Тихвинская икона Божией Матери стала почитаться "покровительницей беженцев". Через два года, четвертого марта 1944 года отступавшие немецкие войска перевезли чудотворный образ в Ригу, где ее принял на попечение епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) - усердный, смиренный и преданный служитель святой Церкви. Именно его Божия Матерь избрала в особые хранители Своего образа.

Вскоре святыня продолжила свой долгий путь - через опаленные войной Польшу и Германию в далекую Америку. До конца своей жизни владыка Иоанн не оставлял своего попечения и заботы о чудотворном образе. Он свято верил, что русский народ очнется и вернется в порушенные и разоренные некогда храмы.

И вот, 23 июня 2004 года произошло долгожданное возвращение в Россию великой святыни - Тихвинской иконы Божией Матери. После долгого отсутствия святой образ был вновь перенесен в восстановленный Свято-Успенский Тихвинский монастырь, который был избран для его пребывания шесть столетий назад.

Собор святых славных и всехвальных апостолов 12

Празднование памяти двенадцати ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа было установлено еще в древности; уже в IV веке император Константин Великий (306-337) построил в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Иисус Христос избрал Своими ближайшими учениками не мудрых и богатых, не вельмож и старейшин, но простых рыбаков, имевших себе пропитание от трудов своих. Дав им силу слова и чудотворения, Он послал их на проповедь Слова Божия всем людям. В течение многолетних проповеднических трудов, сопровождающихся гонениями и болезнями, святые апостолы просветили светом Христовой истины многие народы, жившие в различных уголках земли. Об их трудах Святая Церковь свидетельствует словами пророка Давида: "Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их".

Святитель Иоанн Златоуст так говорит об апостолах: "Они - и виноградари, и рыбари, и столпы, и врачи, и военачальники, и учители. Столпы - потому что поддерживали крышу веры; гавани - потому что они уняли волны нечестия; кормчие - потому что руководили Вселенную на пути от земли к небу; пастыри - потому что прогнали волков и сохранили овец; виноградари - потому что вырвали терние и посеяли семена благочестия; врачи - потому что исцелили наши раны".

 День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По ее учению власть в евангельской общине принадлежала Собору апостолов, среди которых главными - "первоверховными", считаются Петр и Павел, - в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным главой апостолов. Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится и напоминанием о разнообразии церковной жизни.

Сначала он был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви - преемники апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. В Восточной Церкви дню памяти предшествует многодневный так называемый Петров пост, установленный в подражание апостолам, в посте и молитве готовившимся к началу евангельской проповеди. Он начинается в понедельник после празднования дня Всех святых и длится по-разному - от шести недель до восьми дней, поскольку его начало зависит от даты празднования Пасхи.

Петр (первоначальное имя Симон) занимался рыбной ловлей и был призван Иисусом Христом в Его ученики вместе с братом Андреем. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса, и за свою веру в то, что Он есть Христос, Сын Божий, получил от Него имя "Петр", что означает "камень". Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь. Святой Петр проповедовал слово Божие преимущественно среди иудеев, но, странствуя, он приводил к вере и язычников, за что был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. Своей проповедью в Риме, он умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, здесь святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в христианство двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. В них он увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

Павел (до крещения Савл) - первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его воззрения сыграли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии.

Будущий апостол родился в малоазийском городе Тарс в фарисейской семье. Ревнитель еврейского закона, Савл жестоко преследовал христиан, считая, что это вредное еретическое учение. Он даже участвовал в убиении первого христианского мученика архидиакона Стефана, однако был чудесным образом обращен к вере во Христа. В книге Деяний Апостолов говорится, что на пути в Дамаск Савл вдруг услышал голос, взывающий к нему с неба: "Савл, Савл, за что гонишь Меня?" "Кто Ты, Господи?" - в ужасе спросил Савл. И услышал в ответ: "Я есмь Иисус, Которого ты гонишь". После этого Савл крестился, получив имя Павел, и стал ревностным проповедником христианства.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество его проповеди было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола сопровождалась чудесами: по нему исцелялись больные (Деян. 14, 10; 16, 18), был поражен слепотой волшебник (Деян. 13, 11), воскрешен мертвый (Деян. 20, 9-12). Даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до Третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он "был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, он испытывал и великое уважение к себе своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12). Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Петр - один из первых учеников Христа, Павел первоначально был врагом христианства. Различно и их апостольское служение. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "петрово" и "павлово" в Церкви дополняют друг друга.

Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 г. от Р.Х.) в Риме. Павел как римский гражданин "усечен мечом" (то есть обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, апостола, по собственной просьбе, распяли "стремглав" (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное празднование дней их памяти было сильно распространено уже в первые века христианства. Православная Церковь в этот день прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
 




формат бумаги серия
Яндекс.Метрика

На главную страницу