Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№6 (54) июнь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Молодежные страницы
Церковь и время
Семья и церковь
Благовестники наших дней
Путями святых апостолов
Праведники наших дней
Литературные страницы
Объявления  

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№6 (54) июнь 2006 года  
Семья и церковь

 О рождении и воспитании ребенка

Продолжение. Начало см.  №№  2, 3, 4- 2006

Священник Артемий Владимиров

Беседа пятая. Самый нежный возраст

Продолжу сегодня излюбленную тему молодых мам о воспитании детей с самого-самого нежного возраста.
Помните, как-то недавно мы с вами рассуждали о пользе причащения Святых Христовых Таин, говоря, что младенчик должен припадать и к груди своей родительницы, и к груди церковной, у первой черпая молоко материальное, а у второй – духовное. То есть должно младенчику оживотворяться Причащением Крови Христовой, ибо тогда Бог вселяется в наше естество и хранит нас от всякой болезни, от всякой заразы, от духов тьмы, взращивает и душу, и тело наше во славу Свою.

Но вот младенчик входит в возраст, вот он уже научился говорить слова: «папа», «мама», «Богородица», «Господь». Узнает Иисуса Христа, распятого на Кресте, повторяет слово «Боженька», учит молитву «Спаси, Господи, и помилуй маму и папу». Об этом-то святом периоде первых детских молитв, первых поклонов, еще неумелого крестного знамения хочу я с вами побеседовать. И прежде всего отмечу: более, чем словесное назидание, чем уроки в воскресной школе, воспитывает сердце матери, сердце отца.

Сердце матери – это окно, чрез которое свет вечности льется на душу ребенка. Помните, как поэт говорит: «На отдыхающее поле льется теплая лазурь…» – так точно и в мире духовном через сердце матери благодать Святаго Духа исходит вовне и обымает ребенка, и лепит его по образу и подобию сердца родительского. Поэтому там бывает успешным духовное воспитание, там с легкостию усваивает дитя уроки Закона Божия, где сердце родителей дышит внутренней молитвой.

Есть чему поучиться у Александры Феодоровны, последней Императрицы, которую многие не понимают и осуждают, сами не зная почему, но которая, стяжав дух молитвенный, умела цесаревичу и княжнам еже-
дневно преподавать Закон Божий, притом сердечно, не засушивая предмета, но заставляя детские сердца с благоговением и трепетом биться над бесхитростными библейскими повествованиями, исходящими из уст матери, а не профессора богословия.

Очень важно прививать ребенку дух благоговения и страха Божия, то есть ощущение присутствия везде Творца. Как это сделать? Кто этому научит? Помнится мне, как одна раба Божия, прислуживающая в Троице-Сергиевой обители, говорила:

– У меня всего три класса образования, но я всегда боялась Бога.

– А как Вы боялись Бога, матушка, расскажите.

Послушайте, что вкладывает в это понятие православная душа:

– А вот я помню, лежу с сестренкой на печке, мама внизу (дело-то было в деревне русской в первые годы Советской власти. Но еще не вошла тогда атмосфера безбожия в крестьянскую избу), – и смотрю я, теплится лампадка перед образом Спасителя, – повествует матушка, – а было мне от роду тогда три годочка. И вижу: Спаситель как бы пальчиком мне грозит и смотрит на меня так строго-строго, а вместе с тем и милостиво. Я заснуть никак не могу. Спаситель на меня взор устремил. Зажмурила глазки, думаю: может, отведет Лик Свой! Открыла – нет! Прямо в сердце Господь взирает!

– Мама, мама! А почему мне Спаситель пальчиком грозит? – спрашиваю у матери.

– А потому что Он тебя, дитя, видит и слышит, благословляет на всякое доброе дело, а злого творить не велит! Иначе прогневаешь ты Его, отойдет от тебя благодать Святаго Духа! – А мне так страшно стало от этих слов: «благодать Святаго Духа отойдет». Куда же я тогда пойду? У кого найду утешения?

...Слушал я повествование матушки и поражался: три класса образования, а говорит ведь куда лучше, чем «профессор кислых щей», остепененный и умудренный! Но не все повествование я вам пересказал:

– Дай, думаю, я спрячусь от Спасителя, а потом в одеяле щелочку маленькую сделаю, дырочку, и посмотрю, – решила хитрая девочка, – и тогда-то Спаситель, видя, что я под одеялом, от меня взор отведет, и я пойму тогда, что не всегда Он на меня смотрит!

Залезла под одеяло, а у самой сердце бьется: я решила ведь Спасителя перехитрить! Потом ма-а-аленькую дырочку сделала в одеяле, смотрю, вижу: лампадка мерцает, а поверх лампадки – Спаситель. И все мне пальчиком грозит! Прямо в дырочку! И тогда я поняла, что от Бога никуда не скроешься!

Ведь написано в Псалтири: «от Духа Твоего камо бежу: аще взыду на небо – тамо еси, и на море – крыла Твои покроют меня», – приблизительно так говорит царь Давид. Вот что такое страх Божий! Потому, друзья, оставляя наших деток одних играть в комнате, непременно надо спросить строго, но с любовию:

– Маша, а где Господь?

Трехлетняя Маша привычно поворачивается туда, к восточному углу, где икона Христа, протягивает свой розовый, пухленький пальчик и говорит:

– Вон Господь!

– Маша, – спрашиваем нашу дочку (знаете ведь, как дети любят, чтобы им задавали вопросы! Хлебом не корми, о чем-нибудь спроси – на все у них готов ответ. Ведь дитя – это ходячая энциклопедия, при том не советская энциклопедия, с вымаранными отдельными именами и местами, а Божья энциклопедия без купюр и интерполяций), – сейчас я уйду, как ты считаешь: Бог будет за тобой наблюдать?

– Да, мамочка.

– Машенька, а слышит ли тебя Иисус Христос?

– Слышит.

– Машенька, а зачем это Господь пальчиком так на иконе держит удивительно?

– А это Он меня благословляет!

– Машенька, а на что тебя Господь благословляет?

– Ну, чтоб я играла, маме помогала, послушной чтоб была.

– Машенька, а вот видишь: Господь тебя благословляет, одновременно и пальчиком грозит. Что Он тебе запрещает делать?

– Ну как?.. (И Машенька вам тут же исповедует все свои немощи) Господь недоволен бывает, когда игрушки разбросаю, а потом не соберу. Господь огорчается, когда я бабушке грубо говорю. Господь недоволен бывает, когда я оставляю постель неубранной. Господь не любит мои капризы. Господь сердится, когда я молюсь поспешно и невнимательно...

И вот здесь уже от матери зависит, чтобы дитя ее разговорилось, но говорило не суетное, пустое, инфантильное, а Божественное, подлинное, правдивое.




Яндекс.Метрика

На главную страницу