Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Православный календарь

 4 / 17 июля

День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

Год рождения преподобного Андрея неизвестен, неизвестно и его происхождение, исторические сведения о его жизни скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) позволяет предположить, что святой Андрей происходил из образованных кругов, поскольку в ту пору фамилии носили лишь представители высших слоев общества. Он отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Принято считать, что святой Андрей родился около 1360 года.

Живописному мастерству он учился в Византии и Болгарии, некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и, возможно, был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Предание, восходящее к XVI веку, свидетельствует о нем, как о духовном сыне преподобного Никона Радонежского, по духу же святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия.

Около 20 лет, до самой смерти, вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным он вел жизнь иконописца-подвижника. Уже после смерти преподобного Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире (1408 г.). Он написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в Владимире; иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и др.

Согласно поздним источникам, святые мощи преподобного Андрея Рублева почивают в Спасо-Андрониковом монастыре.

 5 / 18 июля
День памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары


Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Тогда она решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Великая княгиня купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

С начала первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Ее арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в уральский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

18 июля 1918 года совершилась казнь царственных узников – живыми они были сброшены в шахту. Несколько месяцев спустя, когда Екатеринбург был занят войсками адмирала Колчака, тела мучеников были извлечены из шахты. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц были доставлены вначале в Пекин, а затем – на Святую Землю. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет. 

12 / 25 июля

Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 декабря) был ложно обвинен императором Львом III Исавром (717 – 740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Матерь Божия обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Она повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.

13 / 26 июля
Празднование собора Архангела Гавриила

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

17 / 30 июля
Память святых отцов шести Вселенских Соборов

В воскресный день, предшествующий или последующий 29 июля, празднуется память отцов первых шести Вселенских Соборов. На первых двух Вселенских Соборах, бывших в четвертом столетии, определена и утверждена самая первая, главная и отличительная истина христианской веры – догмат о Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной, Отце и Сыне и Святом Духе. На следующих четырех Вселенских Соборах, бывших в пятом, шестом и седьмом столетиях, определен догмат о соединении в Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, в единой Божественной Ипостаси, или в едином Божественном Лице Его.

4 / 17 июля
День памяти святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии 

Будущий император Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном царя Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» – такое требование выдвигал Александр III к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование – знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У императора Александра III была программа всесторонней подготовки наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться.

Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью – принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса – дома ее звали Аликc – была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы – их было семеро – воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

Первое горе Аликс перенесла в шесть лет – от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс стала замкнутой, отчужденной, начала сторониться незнакомых людей; успокаивалась она только в семейном кругу. После смерти дочери королева Виктория перенесла свою любовь на ее детей, особенно на младшую, Аликс. Ее воспитание, образование отныне проходило под контролем бабушки.

Первая встреча шестнадцатилетнего цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елисавета, вступила в брак с великим князем Сергеем Александровичем. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. В 1894 году император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие – по российским законам невеста наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания.

Двадцать первого октября в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны. Бракосочетание состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года.

Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь – в еликая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Но заветным желанием царской четы было рождение наследника. Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Но через несколько недель после рождения царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни.

Глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто и воспитание детей. Все члены семьи жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей. Однако личная религиозность Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли государя и Александру Феодоровну, поэтому специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь императрица молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы.

Нуждам Православной Церкви Николай II уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, он щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось почти на 10 тысяч, было открыто около 250 новых монастырей, канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.).. Николай II высоко чтил святого праведного Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

В неофициальной обстановке с государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Александре Феодоровне нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери. Отношения детей с государем были трогательны – он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Обстоятельством, постоянно омрачавшим жизнь царской семьи, была неизлечимая болезнь наследника. В сентябре 1912 года вследствие неосторожного движения произошло внутреннее кровотечение, и положение было настолько серьезно, что высказывались опасения за его жизнь. Императрица хорошо понимала, что медицина здесь бессильна. Будучи глубоко верующей, она всей душой предавалась усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров, ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись, и это наполняло душу матери бесконечной скорбью. Она готова была поверить всякому, кто обещал помочь ее горю, хоть как-то облегчить страдания сына, – и болезнь цесаревича открывала двери во дворец тем людям, которых рекомендовали царской семье как целителей и молитвенников. В их числе и появился во дворце крестьянин Григорий Распутин, которому суждено было сыграть свою роль в судьбе всей страны. Лица, искренне любившие царскую семью, пытались как-то ограничить влияние Распутина; среди них были будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета, священномученик митрополит Владимир и другие.

В 1913 году вся Россия торжественно праздновала трехсотлетие Дома Романовых. После февральских торжеств в Петербурге и Москве государь с семьей довершает поездку по древним среднерусским городам, история которых связана с событиями начала XVII века.

Россия находилась в это время на вершине славы и могущества: невиданными темпами развивалась промышленность, все более могущественными становились армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа. Казалось, что все внутренние проблемы в недалеком будущем благополучно разрешатся. Но этому не суждено было осуществиться: назревала первая мировая война. Использовав как предлог убийство террористом наследника австро-венгерского престола, Австрия напала на Сербию. Николай II посчитал своим христианским долгом вступиться за православных сербских братьев. В ответ первого августа 1914 года Германия объявила России войну, которая вскоре стала общеевропейской. Необходимость помочь своей союзнице Франции заставила Россию начать слишком поспешное наступление в Восточной Пруссии, что привело к тяжелому поражению. К осени стало ясно, что близкого конца военных действий не предвидится.

Государь регулярно выезжал в Ставку, посещал различные секторы своей огромной армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы – то есть все, что играло роль в ведении этой грандиозной войны. 22 августа 1915 года государь выехал в Могилев, чтобы принять на себя командование всеми вооруженными силами России. Императрица же посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми – великими княжнами Ольгой и Татьяной – она по нескольку часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете.

Январь и февраль 1917 года Николай II провел в Царском Селе. Он чувствовал, что политическая обстановка становится все более и более натянутой, но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма все же возьмет верх, сохранял веру в армию, положение которой значительно улучшилось. Это вселяло надежды на успех большого весеннего наступления, которое нанесет решительный удар Германии. Но это хорошо понимали и враждебные государю силы.

25 февраля в Ставке было получено сообщение о беспорядках в столице. Узнав о положении дел, царь посылает войска в Петроград для поддержания порядка, а затем сам отправляется в Царское Село. Его отъезд оказался роковым. В 150 верстах от Петрограда царский поезд был остановлен – следующая станция Любань была в руках восставших. Пришлось следовать через станцию Дно, но и тут путь оказался закрыт. Вечером первого марта Николай II прибыл в Псков, в ставку командующего Северным фронтом генерала Н. В. Рузского.

В телефонных переговорах с председателем Государственной думы М. В. Родзянко государь соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок в стране. Ответ был: уже поздно. Это поставило царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными ему войсками – последнее означало гражданскую войну в то время, как внешний враг находился в российских пределах.

Все окружающие Николая II убеждали его в том, что отречение есть единственный выход. И после долгих и мучительных размышлений он принял решение: отречься и за себя, и за наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.

Восьмого марта последний российский царь был арестован представителями Временного правительства, и девятого марта перевезен в Царское Село, где его уже ждала вся семья. Начался почти пятимесячный период неопределенности. Дни проходили размеренно – в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении и общении с родными людьми.

В жизни царственных узников тем временем назревали серьезные изменения. Временное правительство приняло решение удалить их из Царского Села. В ночь на первое августа они были отправлены в Тобольск –якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой которых могла сделаться семья бывшего государя, и шестого августа прибыли в этот сибирский город. Первые недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период заточения. Пятнадцатого ноября до Тобольска дошло известие о произошедшей в Петрограде революции.

Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск 22 апреля. Через несколько дней комиссар Яковлев сообщил, что должен увезти Николая Александровича, но ничего плохого с ним не случится. Цесаревич Алексий в это время был болен, и отправляться с ним в поездку было невозможно. Несмотря на страх за больного сына, Александра Феодоровна принимает решение следовать за супругом; с ними отправилась и великая княжна Мария Николаевна. Седьмого мая члены семьи, оставшиеся в Тобольске, получили известие о том, что царская чета и Мария Николаевна заключены в дом Ипатьева в Екатеринбурге. Когда здоровье наследника улучшилось, всех остальных также доставили в Екатеринбург и заточили в том же доме, но большинство лиц, приближенных к царю, допущены к нему не были.

Рядом с царской семьей оставались лишь доктор Е.С. Боткин, который окружил узников заботой и был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько испытанных, верных слуг: А.С. Демидова, И. С. Харитонов, А. Е. Трупп и мальчик Леня Седнев.

Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все понимали возможность скорого конца. Даже у четырнадцатилетнего Алексия как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили...» Государыня и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против воли слушал их караул. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявили удивительное благородство и ясность духа.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года комиссар Юровский разбудил царскую семью. Им было сказано, что в городе беспорядки, поэтому необходимо перейти в безопасное место. Их привели в подвал этого же дома. Все внешне были спокойны. Государь стоял в центре комнаты рядом с наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились поотдаль и приготовились долго ждать, привыкнув к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. Юровский подошел к государю совсем близко, и сказав: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей», – выстрелил из револьвера почти в упор несколько раз. Государь сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву… Затем убитых вынесли во двор, где уже стоял наготове грузовик – шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале, и еще до восхода солнца тела вывезли в лес. После этого в течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние.

Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, – пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, – они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

Вместе с императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо доктора Е.С. Боткина, комнатной девушки императрицы А.С. Демидовой, придворного повара И.М. Харитонова и лакея А.Е. Труппа, принадлежали также убиенные позднее генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, «дядька» наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина императрицы А.В. Гендрикова и гофлектрисса Е.А. Шнейдер.

Память святым страстотерпцам императору Николаю, императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

 11 / 24 июля
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во Святом Крещении Елена

Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Принадлежала она к роду князей Изборских. Начало самостоятельного правления княгини Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря.

Ольга Богомудрая вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения гражданского и хозяйственного быта подданных. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах.

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление «погост» в смысле «кладбище».)

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Поручив Киев подросшему сыну Святославу, великая княгиня Ольга летом 954 года, взыскав благодати и истины, отправляется с большим флотом в Царьград.

Сердце ее открылось святому Православию, и она принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912-959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне.

Став христианкой, святая Ольга ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы – в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – во Пскове. Храм, построенный Ольгой над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше «Лучом Трисиятельного Божества», простоял более полутора веков. В 1137 году святой князь Всеволод-Гавриил († 1138, память 11 февраля) заменил деревянный храм каменным, который был перестроен в свою очередь в 1З63 году и сменен наконец доныне существующим Троицким собором.

В храме Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенном вскоре по возвращении из Царьграда и освященном 11 мая 960 года, главной святыней стал Святой Крест, принесенный ею из Царьграда, и полученный в благословение от Константинопольского Патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Святая Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова: над могилой Аскольда воздвигла Никольский храм, где, по некоторым сведениям, сама была впоследствии похоронена, над могилой Дира – вышеназванный Софийский собор, который, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ярослав Мудрый на этом месте построил позже, в 1050 году, церковь святой Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в каменный храм того же имени – доныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года. В Прологе ХIII века об Ольгином кресте сказано: «иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». Разграбление киевских святынь, продолженное после монголов литовцами, которым город достался в 1341 году, не пощадило и его. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей – ревнителей языческой старины, с надеждой взиравших на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Нужно было спешить с задуманным делом Крещения Руси, и в поисках решения великая княгиня обращает взоры на Запад. Никакого противоречия здесь нет. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Под 959 годом немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Германской империи, охотно откликнулся на просьбу Ольги, но повел дело не спеша, с чисто немецкой основательностью. Лишь на Рождество следующего, 960 года, епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце. Но он вскоре умер (15 марта 961 года). На его место был посвящен Адальберт Трирский, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Трудно сказать, что случилось бы, не промедли король так долго, но когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». Хуже того, на обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности».

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы.

Провал миссии Адальберта имел промыслительное значение для будущего Русской Православной Церкви, избежавшей папского пленения. Святой Ольге оставалось смириться с происшедшим и полностью уйти в дела личного благочестия, предоставив бразды правления язычнику Святославу. С ней по-прежнему считались, к ее государственной мудрости неизменно обращались во всех трудных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, а он большую часть времени проводил в походах и войнах, управление государством вновь вручалось княгине-матери. Но вопрос о Крещении Руси был временно снят с повестки дня, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестие главным делом своей жизни.

Она кротко переносила скорби и огорчения, старалась помогать сыну в государственных и военных заботах, руководить им в героических замыслах. Святослав мечтал о создании огромной русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь, Болгарию, Сербию, Причерноморье и Приазовье и простерла свои пределы до самого Царьграда. Мудрая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, Святослава ждала неудача. Но сын не слушал предостережений матери. Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.

 12 / 25 июля
День памяти святых мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии. В это время варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси.

Князь Владимир, будущий Креститель Руси, начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир «сел на столе отца своего в Киеве». Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христианами, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

... Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У него был сын Иоанн, исповедавший, как и отец, христианство.

«И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженная толпа ринулась к Феодору, разнесла его двор, окружила дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов (сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. На месте их мученической кончины святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В нее были перенесены в 1007 году мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 году его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега.

…Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

 15 / 28 июля
День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

Владимир, родившийся около 960 года, был внуком святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) – дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде – Владимир. После разгрома войск Ярополка в 978 году Владимир становится «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни – миром, а непокорных – мечем».

Но Господь готовил ему иное поприще. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». В это время Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны.

С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны. Весной 988 года великий князь отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи.

Вернувшись в Киев, святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». И в чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году).

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви.

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. В день его освящения – 12 мая – в 960 году при святой равноапостольной Ольге был освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Господу при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум – познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты: святой Михаил († 15 июня 991), Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), Леонтий (997-1008), Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».

Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» – линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие.

Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Последние годы Х столетия наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.

После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил «гонящим и ненавидевшим» его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.

Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к последнему своему походу Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015) из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

20 июля / 2 августа
День памяти пророка Илии

По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины, город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином.

Происходил Илия из рода Ааронова. В то самое время, когда мать рождала его, отец будущего пророка, Савах, увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Один из них сказал Саваху: «Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиля оружием и огнем».

Воспитание Илия получил такое, какое подобает юноше из священнического рода; с самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Слыша же и видя, с одной стороны, совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей – пребывающих в богопротивном нечестии, судей и старейшин – поступающих не по правде, народ – служащий мерзостям идольским и коснеющий во всяких духовных и телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящий сыновей и дочерей своих в жертву бесам; а с другой, – ревностных последователей истиннoгo Бога, претерпевающих всяческие притеснения и гонения, даже смерть – обо всем этом пророк Божий сильно болел сердцем.

В то время в Израиле царствовал царь Ахав, который женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала. Она как язычница принесла с собой в новое отечество идола сидонского, бога Ваала. Ахав построил для него в Самарии капище, поставил там жертвенник, сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу.

И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк сказал, что в наказание ему и заблудшим людям в ближайшие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по его слову.

И настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Был полный неурожай хлебов, наступил голод. Когда согрешает один царь, гнев Божий обращается и на его подданных. Пророк Илия ожидал, что Ахав, царь израильский, будучи наказан, сознает свое заблуждение, обратится к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав остается ожесточенным, не только не думает покончить с нечестием, но, наоборот, все более погружается в бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своей жизнью, то продолжил наказание на другой и на третий год.

Все деревья, цветы и трава завяли, вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалась безводной. Засуха постигло не только царство Израиля, но и окрестные страны: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная.

В это время пророк Илия жил возле Хорафского потока, а пищу ему приносили вороны. И совесть говорила ему: «Смотри, вороны, будучи по природе своей дикими, лакомыми, прожорливыми, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом».

Господь, премудро склоняя своего раба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского. Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую дрова, не более двух поленьев, ибо у нее в кадке была только одна горсть муки и немного масла в кувшине. Илия, мучимый голодом, попросил у вдовы кусок хлеба. Женщина в ответ поведала ему о своей крайней бедности в последнее время, сказав, что хочет для себя и для своего сына из оставшейся муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Илия сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимыми, и он питался у нее до тех пор, пока не прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвой, соединенной с троекратным дуновением на умершего (Существует сказание об этом воскрешенном сыне вдовицы, что имя ему было Иона. Именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара и был послан в Ниневию проповедовать покаяние. Будучи же поглощен в море китом и через три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, о чем повествуется подробно в пророческой книге и в житии его).

По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагий Бог послал Своего пророка в Израильское царство, сказав: « Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всем, что ты прикажешь ему».

Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, столицу Израиля. Он пришел к Ахаву и повелел царю собрать четыреста пятьдесят пророков Вааловых и четыреста пророков богини Астарты на горе Кармил. Илия встал перед народом и сказал: «Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают, а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия. Языческие пророки построили жертвенник, положили на него достаточное количество дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их на жертвенник поверх дров и начали молиться Ваалу, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали его имя с утра до полудня, крича: «Послушай нас, Ваал, послушай!»

Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но все напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними: «Кричите громче, – говорил он, – чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул; кричите как можно громче, чтобы разбудить его».

Лжепророки громким голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Перед наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: «Замолчите и перестаньте. Уже время быть моей жертве».

Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, обложив жертвенник дровами, разделил тельца на части, положил их на дрова вокруг жертвенника, выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, трижды вылили воду на жертву и на дрова. Вода полилась вокруг жертвенника и в ров. И возопил Илия к Богу, обратя взор свой к небу: «Услышь меня, Господи, услышь меня нынe в огне. И пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я – раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе!» И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все сжигаемое – и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, – все истребил огонь.

При виде этого весь народ пал лицом на землю, взывая: «Господь есть Бог!» (3Цар.18,39).

Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленями своими и молился Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и обильно напоил жаждущую землю. Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди него, радуясь о славе Господа Бога.

Уйдя из Самарии от гнева царицы Иезавели, Илия шел сорок дней и сорок ночей, пока не дошел до горы Божией Хорива, где поселился в пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог. Спустя некоторое время Илия вернулся в царство Израильское вместе со своим учеником Елисеем. По его пророчеству погиб род нечестивого царя Ахава, и жена его Иезавель была съедена псами.

Но приблизилось время, в которое Господь определил взять к себе Илию живым во плоти. Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя». Елисей отвечал: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».

Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». Вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо.

Святой пророк Божий Илия до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых апостола во время Преображения Господня на Фаворе (Лк. 9,30), и опять увидят его обыкновенные смертные люди перед вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова (Апок. 11,3-12), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного Бога.

9 / 19 августа
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Иисус Христос в беседах со Своими учениками часто говорил о том, что очень скоро Ему предстоят страдания в Иерусалиме, смерть, а затем воскресение. Слышавше это, апостолы приходили в сильное смущение: как может быть, чтобы Сын Божий и Спаситель мира был унижен перед людьми и умер самой позорной смертью – на кресте? Они отказывались верить словам Учителя.

Несомненно, что Богочеловек понимал смятение Своих учеников. И вот, чтобы укрепить в них веру в Него как Сына Божия, Господь решил «явить им Царство Свое прежде поругания Свoeго и честь Свою прежде бесчестия Cвоего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» – так объясняет последующие события святой Ефрем Сирин.

Однажды Иисус Христос был с учениками недалеко от Назарета. Остановившись отдохнуть, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на знакомую Ему еще с детства гору Фавор, название которой в переводе означает «чертог чистоты и света».

Поднявшись на гору, уставшие апостолы уснули, Христос же в некотором отдалении от учеников стал молиться. И вот, во время молитвы неожиданно изменился Его облик: лицо засияло как солнце, одежды стали белыми как снег и также блистали необычайным светом.

Этот свет разбудил спящих. Среди ночного мрака потрясенные Петр, Иаков и Иоанн увидели своего Учителя в Божественном величии, Небесной Славе Сына Божия. С изумлением глядя на Него, они заметили рядом с Ним двух мужей – то были великие пророки Моисей и Илия. Появившиеся из невидимого мира, они говорили с Господом о Его грядущих страданиях и крестной смерти в Иерусалиме.

Апостолов охватило особое, благодатное состояние. Общее желание – остановить это мгновение навечно – не мог скрыть простодушный Петр. Из самой глубины его сердца вырвались слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии… Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк. 9,33—35). В страхе и благоговении ученики пали на землю. Сколько прошло времени, они не знали. Таинственный голос Самого Бога Отца... Ветхозаветные пророки... Наконец, преображенный Учитель в Божественном свете... Все произошедшее было выше их сил...

Подошедший к ним Иисус сказал: «Встаньте, не бойтесь!» Перед поднявшимися с земли Петром, Иоанном и Иаковом стоял один Богочеловек в привычной одежде и обличии. Чудное видение кончилось…

Иисус стал молча спускаться. Взволнованные и ошеломленные ученики поспешили за Ним. Почти спустившись, Иисус Христос сказал им, чтобы они никому ни о чем не рассказывали до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 36).

В память этого события, с самых первых веков христианства, Святая Церковь установила великий двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день на богослужении освящаются начатки плодов, новые семена ржи, пшеницы и прочих злаков.

 15 / 28 августа
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

По церковному преданию, после крестной смерти и Воскресения Своего Божественного Сына, Божия Матерь прожила еще 24 года. И после сошествия Святого Духа на апостолов Она оставалась в Иерусалиме, посещая те места, где Спаситель учил, страдал и умер. Она не хотела покинуть этой священной для Нее страны, но когда царь Ирод Агриппа начал гонения на христианскую Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом удалилась в Ефес (Эфес), расположенный в римской провинции Асии (ныне – город на территории западной Турции). К этому времени предание относит посещение Матерью Божией на Кипре епископа Лазаря Четверодневного, воскрешенного Иисусом Христом, и горы Афонской. После прекращения гонений на христиан Она вновь возвратилась в Иерусалим и поселилась в доме апостола Иоанна Богослова на Сионе.

За эти годы слава о Матери Спасителя мира разнеслась по всем странам, где проповедовали слово Божие святые апостолы. Отовсюду за утешением и с многочисленными просьбами приходят к Ней верующие. Как истинная Мать, Она принимает всех: больные получают исцеление, печальные слышат слова утешения, грешники после Ее наставлений каются и встают на путь истинный. Всех Она утверждает в вере, укрепляет в надежде, пробуждая в сердце каждого сладость божественной любви.

Oднажды во время молитвы на Елеонской горе Ей явился Архангел Гавриил с сияющей необыкновенным светом, светом небесной благодати, райской пальмовой ветвью. Он возвестил Пречистой Деве Марии, что через три дня Она отойдет ко Господу, и смерть Ее будет как тихий сон, на самое краткое время, а потом Она узрит бессмертную жизнь в горнем царстве и пребудет рядом со Своим Сыном вовеки.

Вернувшись в дом Иоанна, Матерь Божия рассказала ему о предстоящем и стала готовиться к Своей кончине. Лишь об одном просила Она Своего нареченного сына – Ей хотелось проститься с апостолами, и благословить их. И вот, как поется в церковных песнопениях, из разных стран, где они проповедовали, в Иерусалим «собрася чудно всечестный лик премудрых апостол погребсти славно тело» Пречистой Богородицы – по воле Божией они были доставлены в Иерусалим на «облацех» – все, кроме Фомы. Они пребывали в грусти оттого, что Матерь Божия покидает их. Но Она утешала апостолов: « Не плачьте, друзья и ученики Христовы, и не омрачайте Моей радости вашим горем. Я иду к Сыну Моему и Богу вашему, а вы, похоронив Мое тело, возвратитесь каждый к своему делу».

Она заповедала похоронить Ее в Гефсимании, там, где были погребены Ее родители, праведные Иоаким и Анна, и обручник Ее, праведный Иосиф.

И вот наступил скорбный день. Погруженная в глубокую молитву Матерь Божия возлежала на украшенном ложе. Несмотря на раннее утро, в комнате горело множество свечей. По церковному преданию, кроме первых учеников Христа здесь собрались и многие из позднейших 70 апостолов, в том числе апостол Павел, его ученики Дионисий Ареопагит, Иерофей Дивный, Тимофей и благочестивые христиане.

Когда же настало время кончины Богородицы, в третьем часу дня, вдруг в комнате засиял яркий свет божественной славы, крыша дома раскрылась, и чудное видение предстало очам верующих. Сам Господь Иисус Христос сошел с неба, окруженный сонмом небесных сил. «Величит душа Моя Господа! – воскликнула Богоматерь. – И возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!» С этими словами Она приподнялась на одре, как бы навстречу Спасителю, и предала душу Свою в руки Своего Божественного Сына. Тогда раздалось пение ангельского хора, повторявшего слова, которыми Архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Деву Марию во время Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Все присутствующие смотрели на это со страхом и благоговением, и когда подошли к одру, на котором лежало тело Пречистой Богородицы, были поражены небесным сиянием Ее лица и дивным благоуханием, разнесшимся по всей комнате.

С пением священных гимнов апостолы понесли одр к мecту погребения. Иоанн Богослов шел впереди со светящейся райской ветвью, принесенной Небесным Вестником Архангелом Гавриилом. Многолюдную процессию сопровождало неожиданно появившееся светозарное облако в виде венца.

Положив пречестное тело Богородицы в погребальную пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем. Три дня они не отходили от пещеры и молились об упокоении Пречистой Девы Марии. На третий день из далекой Индии в Иерусалим прибыл апостол Фома. С воплем и слезами повергся он перед пещерой, тяжело скорбя о том, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. Сочувствуя ему всем сердцем, апостолы отвалили камень, чтобы Фома мог поклониться останкам Пречистой Девы. Но пещера была пуста…Только плащаница лежала на том месте, куда они положили тело Божией Матери.

В тот жe вечер апостолы собрались за общей трапезой и, по обыкновению своему, оставили свободным одно место, перед которым они всегда полагали хлеб в честь воскресшего своего Учителя Иисуса Христа. После трапезы они, как и обычно, вознесли этот хлеб, восклицая «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», но вдруг услышали над собой ангельское пение. Подняв головы, они увидели стоявшую в воздухе Божию Матерь, окруженную ликами ангелов. «Радуйтесь! – приветствовала Она их. – Ибо Я с вами во вся дни». Тогда апостолы исполнились великой радости и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Только в этот момент они по-настоящему уверовали в то, что Она в третий день по Своем успении воскресла.

В память того, что Пресвятая Богородица последние несколько дней пред своим успением проводила в посте и молитве, Святая Церковь установила Успенский пост, который начинается 1/14 августа и заканчивается 15/28 августа.




Яндекс.Метрика

На главную страницу