Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Приложение, посвященное образовательным учреждениям Новосибирской епархии


 

Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского

Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Выпуск 2007 г.

Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского учреждена по благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне – архиепископ Новосибирский и Бердский) православным приходом Всех святых в земле Российской просиявших 19 августа 1992 года.

Организована она была по инициативе научной общественности Академгородка: некоторые сотрудники НГУ и различных научно-исследовательских институтов СО РАН пожелали, чтобы их дети, получая добротное образование, знали и родную православную культуру, а главное — воспитывались в добрых христианских традициях. Хотя по организационно-правовой форме она является негосударственным общеобразовательным учреждением, но это не частная школа.

С первого дня своего существования православная гимназия активно взаимодействует с государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями Новосибирска, решая, как и они, важную государственную задачу качественного воспитания и обучения подрастающего поколения граждан России.

Через два года после создания были учреждены также детский сад (дошкольная ступень гимназии) и хоровая школа (филиал детской музыкальной школы №10), в которой получают музыкальное образование две трети учащихся. С самого основания гимназии был также организован ежегодный отдых для воспитанников в летнем оздоровительном лагере.

Каждое последнее воскресенье месяца преподавателями проводится лекторий для родителей, который помогает наладить конструктивный диалог по всем актуальным проблемам воспитания и обучения.

Постоянное взаимодействие с НГУ и академической наукой дает благоприятную возможность использовать высокий научный и культурный потенциал Новосибирского научного центра в преподавании практически всех учебных дисциплин.

Гимназисты принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах. За последние 2 года на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников было получено два диплома первой степени по биологии, дипломы первой и второй степени по физике, диплом третьей степени по литературе. Двое учащихся стали обладателями президентского гранта.

Благоприятный психологический климат обучения, использование в учебном процессе исследовательских подходов, многообразная социокультурная деятельность - все это позволяет повышать мотивацию гимназистов к обучению, улучшать его качество и содействовать компетентному выбору в дальнейшем жизненного пути.

Если в 1992 году к обучению приступили 70 учащихся (1–5 классы), то в настоящее время в гимназии насчитывается 274 детей: 229 в 1–11 классах и 45 в детском саду. С 1998-го по 2008-й годы состоялось 11 выпусков, более 90% выпускников поступили в различные высшие учебные заведения. 21% выпускников окончили гимназию с медалями (16 золотых и 17 серебряных).

 

Медалистов-выпускников Гимназии приветствует глава администрации района А.Г.Гордиенко.
Четыре «золотых» юноши и четыре «серебряных» девушки.

Возрастает число тех, кто по окончании вузов устраиваются на работу в «родную» гимназию; более тридцати бывших гимназистов поют в молодежном хоре, работают в летнем лагере, участвуют в делах милосердия и благотворительности. В последние два года из ребят, уже завершивших обучение, организовывался строительный отряд, который помогал в летнее время на строительстве Дома милосердия в Академгородке.

О наших успехах можно судить по таким фактам: в 2005 православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» и по его результатам вошла в десятку лучших школ страны. В 2006 году она стала победителем национального проекта «Образование», в результате чего получила возможность приобрести мобильный компьютерный класс, оборудовать физический кабинет и видеостудию.

Собственно, свою работу видеостудия начала еще в 2002 году. Одним из главных направлений её деятельности стало создание учебных фильмов и видеосюжетов по социальным проектам гимназии. На сегодняшний день подготовлено и выпущено более 30 фильмов, отражающих нашу инновационно-образовательную и социальную деятельность.

Воспитание - основа образования

Главным для православной гимназии является обучающийся в ней ребенок. Развитие ее как общеобразовательного учреждения - это, прежде всего, развитие, то есть совершенствование, ученика. И если образование признано инструментом повышения качества жизни («Сибирский учитель», №1, 2005), то нравственное воспитание считается здесь важнейшим инструментом повышения качества образования.

Владыка Тихон на выпускном акте в гимназии прп. Сергия Радонежского. 25 июня 2007 г.

В основу своей жизнедеятельности и перспективного развития гимназия полагает традиционное для российской педагогики сочетание воспитания и обучения - при приоритете нравственного воспитания.

В Федеральном Законе «Об образовании» под образованием понимается именно «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона).

Развивая в своей педагогической практике это определение, православная гимназия под образованием понимает «целенаправленный процесс обучения, включающий нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России» («Концепция воспитания и образования православной гимназии»).

Заботясь о гармоничном развитии личности обучающегося и активно осваивая современные образовательные технологии, гимназия прежде всего стремится возродить историческую преемственность российских педагогических традиций и поэтому постоянно обращается к трудам великих российских педагогов.

Основоположник гимназического образования в России М.В. Ломоносов в «Проекте Регламента Академической гимназии при Московском университете» (1758 г.) писал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».

Девизом православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского служат слова В.А. Жуковского: «Образование - это воспитание для доброделания». То есть главнейшая цель гимназического образования - это воспитание молодых граждан России для совершения благих дел, потребных для блага других людей, блага Отечества и, следовательно, для собственного блага обучающихся.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал нравственное влияние главной задачей воспитания. «Величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности», - писал он в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1860, № 11–12).

Руководством для гимназии служат и слова академика Д.С. Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)» (Лихачев Д.С. «Русская культура».– М., 2000, с. 154–155.).

Урок по словесности ведет доктор филологических наук, профессор НГУ Л.Г.Панин

Формулируя условия для повышения качества образования, авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» называют воспитание первостепенным приоритетом: «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры» (п. 2.2). Какой бы профессией ни овладел выпускник православной гимназии, главное, чтобы он был добрым и честным человеком, добрым семьянином, добрым гражданином своего Отечества, ответственным за свои слова и поступки.

К.Д. Ушинский также писал: «Нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения».

Нравственное и культурное воспитание обучающихся в гимназии подразумевает сохранение их от таких распространенных сегодня среди детей и подростков асоциальных явлений, как непочтение к родителям и старшим, унижение слабых и младших, сквернословие, курение, пьянство, токсикомания, наркомания, развратные действия и, вообще, преступная вседозволенность. Православная гимназия находится не на необитаемом острове, и поэтому все острые и болезненные социальные проблемы современного общества затрагивают обучающихся и их родителей. Общенациональный кризис воспитания детей и молодежи не может быть преодолен только с помощью родительских запретов и правоохранительных мер со стороны государства. Необходима опора на воспитательные ресурсы самой школы.

Для этого здесь создается такой уклад жизни, который, приобщая обучающихся к традиционным российским нравственным и культурным ценностям, помогает родителям и государству ограждать своих воспитанников от детской и подростковой преступности. Предоставляя детям современное образование, гимназия старается при этом не упускать нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. Поэтому девиз Программы развития гимназии - «От качества воспитания - к качеству образования».

Если заложить в сердце и в сознание ребенка нравственные истины, они не только помогут ему удержаться от антисоциальных поступков, но и будут способствовать высокой мотивации к учебе. Обучение тогда будет восприниматься ребенком не как тягостная повинность, а как дар, за который человек несет ответственность.

Воспитательная система православной гимназии предусматривает различные направления воспитательной работы.

Духовно-нравственное направление

Духовно-нравственное воспитание, как основа образования, включает в себя формирование устойчивой нравственной позиции с четким представлением о добре и зле, о грехе и добродетели. Это ведет к соразмерности и гармонии, тогда как преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к односторонности воспитания, ибо, по словам профессора Московского университета С.П. Шевырева (1804–1864), - «духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек».Фото Иконостас

Социальное направление

Гимназия стремится подготовить детей к жизни в социуме. Для этого она воспитывает:

  1. стремление и навык помогать родителям, педагогам, товарищам и всем нуждающимся людям;

  2. умение подчиняться родителям, педагогам (это помогает скорейшему усвоению детьми жизненного и профессионального опыта старших и наиболее полному раскрытию творческих способностей);

  3. умение просить прощения и прощать (неумение просить прощение показывает отсутствие критического отношения человека к себе, а без этого не может быть правильного отношения и к другим людям);

  4. способность сострадать больным и страждущим людям (даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся будет помогать правильному формированию личности; без сострадания воспитывается ущербная личность);

  5. сознание долга и личной ответственности за свои слова и поступки (глубокое сознание долга научит не разрушать, но сохранять и украшать);

  6. благодарность Богу и людям (неблагодарность всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими, худые изменения в жизни человека начинаются чаще всего с его неблагодарности);

  7. благожелательность к людям других взглядов, верований и убеждений (нетерпимость к людям может стать искрой для вражды; осуждение и злословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в самом себе).

Гражданско-патриотическое направление

Икона святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия

Одна из важных задач школьного образования - воспитание учащихся свободными и ответственными гражданами, любящими свое Отечество.

Для того чтобы стать ответственным гражданином демократического государства, ребенку необходимо еще с детства научиться чувствовать сопричастность судьбе своей Родины: научиться любить и ценить ее прошлое, быть ответственным за ее настоящее, верить в ее великое будущее.

Невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя убедить защищать то, что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никак не соприкасался и никогда не был связан. Поэтому гимназия придает большое значение углубленному изучению истории Отечества, родного языка и литературы, православной культуры России. Чувство гражданственности как деятельной любви к своему Отечеству прививается учащимся через их живое участие в реализуемых гимназией социальных проектах «Гражданин Отечества», «Православная культура России», «День славянской письменности и культуры».

Эстетическое направление

Задача данного направления - воспитание вкуса к истинной красоте.

Гимназия основывается на том понимании красоты, которое на протяжении столетий было традиционным для отечественной культуры. От восхищения послов князя Владимира богослужением в храме святой Софии Константинопольской до слов Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» в ней живет идеал «благообразия» - переживания красоты как святости и святости как красоты (академик С.С. Аверинцев). Такая красота - не просто красивость, а нравственно действенная, преобразующая душу сила.

Гимназисты учатся восприятию этой красоты не только на уроках эстетического цикла (МХК, музыки, изобразительного искусства), не только на уроках литературы и истории, но и на уроках курса «Православная культура России», на занятиях хоровой школы, различных кружков. На курсах «Основы медицинских знаний», а также при участии гимназии в благотворительных акциях и концертах дети знакомятся с самой возвышенной красотой - красотой милосердной и жертвенной души.

Молодежный хор православной гимназии на Рождественском концерте-2008 в НГФ.
Дирижер - выпускница гимназии София Пивоварова.

Трудовое направление

Подлинное трудолюбие формируется не только физическим, но и умственным трудом, учебной деятельностью, всей сферой социальной жизни: дети с большим желанием готовят подарки подопечным из Барышевского детского дома и Бердского пансионата престарелых и инвалидов, а также помогают в уходе за одинокими больными жителями Академгородка, находящимися на попечении Сестричества милосердия. Трудовому воспитанию содействует летняя практика на пришкольном участке, работа на гимназическом поле, в летнем лагере «Радонеж».

Поздравление с Рождеством Христовым в Медсанчасти № 168.

Воспитание через участие в праздниках

Через ежегодный круг празднуемых событий у детей формируется система духовных ценностей и жизненных приоритетов. Праздники поддерживают живую связь времен, сохраняют народную память, а потому имеют большое значение для воспитания гражданственности и патриотизма. Полнота радости праздника достигается, если ему сопутствуют милосердие, благотворительность, доброделание, то есть служение ближнему.

Все учащие и учащиеся с самого первого года существования гимназии принимают участие в подготовке и проведении целого ряда праздников для жителей Академгородка: Рождество Христово, Пасха, День Победы, День славянской письменности и культуры.

Расширение воспитательной среды гимназии осуществляется через разработку и реализацию социально значимых проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации. Один из них, реализуемый с 2002 года, проект «День славянской письменности и культуры». Цель его - возрождение празднования Дня славянской письменности и культуры как всероссийского и общеславянского праздника просвещения.

С 1993 г. в Большом зале Дома ученых СО РАН силами православной гимназии регулярно проводится традиционный концерт для жителей Академгородка. С 2002 г. в нем стали принимать участие творческие коллективы других школ Советского района. В 1996 г. гимназией был издан сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры «Слава вам, братья, славян просветители», получивший гриф Министерства образования. В 2002 г. были выпущены учебное пособие «Православная культура России» и «Сборник учебно-методических материалов к Дню славянской письменности и культуры для общеобразовательных школ». Оба издания получили гриф Управления образования Новосибирской области. Сборник материалов распространен Управлением образования НСО по всем школам области.

В 2002 г. гимназия выступила инициатором учреждения ежегодного районного литературного конкурса учащихся «Души прекрасные порывы» и с тех пор активно участвует в его подготовке и проведении. С целью поощрения творческой деятельности учащихся, а также повышения мотивации участников конкурса по его итогам выпускается сборник лучших работ. В 2005 г. этот конкурс был посвящен 60-летию Великой Победы и сборник лучших работ были получили не только победители, но и все участники конкурса.

***

Православная гимназия изначально выстраивалась как инновационное образовательное учреждение. Благодаря этому она работает в режиме школы-лаборатории.

В январе 2002 г. директором гимназии на рассмотрение педагогического сообщества Советского района Новосибирска был представлен ряд социальных проектов, в реализации которых впоследствии стали принимать участие другие образовательные, а также культурные и медицинские учреждения района и города.

 

Источниковедческий подход к образованию

Систематическое обращение к источникам позволяет не только преподать учащимся определенную сумму знаний, но и побуждает всесторонне изучать сам источник. Источниковедение обогащает содержание образования (особенно в гуманитарных дисциплинах), пробуждает интерес к исследовательской работе, служит самообразованию.

Для этой работы в гимназии создан фонд старопечатных книг и факсимильных изданий – около 40 книг XVIIXX вв., и собрание различных изданий древнерусских летописных сводов. Книги из этого фонда активно используются в Дни славянской письменности и культуры в образовательных и культурных учреждениях района, предоставляются в другие школы для проведения выставок и тематических уроков.

При обучении основам источниковедения активно применяются компьютерные технологии.

 

Новые учебные предметы

С 5-го по 8-й класс наши учащиеся изучают церковнославянский язык, который является не только языком богослужения Русской Православной Церкви, но и, по выражению Д.С. Лихачева, языком, который «питал русскую культуру целого тысячелетия». Изучение церковнославянского языка позволяет детям стать причастными традициям русской культуры, лучше понять историю русского языка, его связи с другими славянскими языками.

С 6-го по 8-й класс детям преподается греческий язык. Как и церковнославянский, церковногреческий язык является хранилищем исторической памяти и культуры. По словам А.С. Пушкина, «древний греческий язык открыл славянскому свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты…». Гимназисты знакомятся и с современным греческим языком.

Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает курс Богословие. Гимназисты изучают основы Православия, знакомятся с Библией, церковной историей, что помогает им лучше понимать и глубже осмысливать мировую историю и культуру.

В 11 классе изучается курс «Религиозно-философской культуры России».

С 2002 года в гимназии факультативно преподается предмет «Православная культура России».

Новый курс «Духовно-нравственная культура» апробируется в гимназии с 2007 года.

В 10-м классе в образовательной области «Технология» преподается предмет «Основы медицинских знаний». Курсы «Основ» были организованны в 2002 г. по инициативе православной гимназии для старшеклассников Советского района Новосибирска. Лекции читают практикующие врачи четырех ведущих клиник района, практические занятия ведутся в больничных учреждениях квалифицированными медицинскими сестрами. Слушателям курсов преподаются и духовные основы милосердия. После экзамена обучающиеся получают свидетельства о начальном медицинском образовании Новосибирского медицинского колледжа.

Курсы по основам медицинских знаний для старшеклассников района. Занятия по сестринскому делу ведет старшая медсестра ЦКБ СО РАН А.Г. Волковская

 

Издание учебников и учебно-методических пособий

Обложка выпуска гимназического журнала «Источниковедение в школе», посвященнного 100-летию Д.С. Лихачева

С 1995 года гимназия имеет государственную лицензию на издательскую деятельность. Она направлена на обновление содержания гимназического образования. За 13 лет выпущено более 40 изданий, значительную часть которых составляют учебные пособия. Два из них получили гриф Министерства образования. Еще два издания рекомендованы Управлением образования Администрации Новосибирской области для общеобразовательных школ. С 1996 г. выпускается гимназический журнал «Источниковедение в школе». В 2004 г. он был зарегистрирован как официальное периодическое издание. К началу нового учебного года сделано пять выпусков журнала. Их темы: «Псалтирь в русской поэзии», «100 лет со дня рождения Д.С. Лихачева», «Дни Победы в Российском календаре», «950 лет Остромирову Евангелию», «А.С. Пушкин и русская словесность».

Преподавателями и работниками гимназии совместно с сотрудниками НГУ разработаны и изданы два мультимедийных учебных пособия на CD-ROM: «Родная история. Начальный курс» (на базе авторского учебника - победителя Всероссийского конкурса «Обновление гуманитарного образования в России») и «Православная культура России». На сайте гимназии www.orthgymn.ru  размещен каталог изданий.

 

Научные общества учащихся

Дифференцированному углубленному обучению по ряду предметов способствуют сформировавшиеся в гимназии научные общества учащихся.

Общество естествоиспытателей

На его заседаниях дети делают доклады о новейших (или интересующих их) открытиях и достижениях в области естественных и других наук. Спектр тем практически неограничен: биология, химия, физика, экология, география, археология, геология, астрономия, математика, искусство и т.д. Лучшие доклады печатаются в «Бюллетене Общества естествоиспытателей».

Общество любителей словесности и древностей Российских

Оно объединяет учащих и учащихся, интересующихся родной историей и русской словесностью, помогает им получить дополнительные знания в области вспомогательных исторических дисциплин (источниковедение, палеография, археография, текстология), открывает новые имена и неизвестные из школьных курсов страницы отечественной истории и культуры.

Общество любителей богословия

Это Общество через знакомство с трудами отечественных богословов способствует формированию у гимназистов традиционной для России системы духовно-нравственных ценностей. В рамках его деятельности проводятся конференции, конкурсы исследовательских работ и сочинений.

На заседаниях Обществ регулярно выступают крупнейшие ученые Новосибирского научного центра - специалисты в различных областях науки.

***

Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского открыта к сотрудничеству со всеми образовательными учреждениями России, научно-педагогическими сообществами, педагогическими вузами и другими учреждениями, участвующими в обновлении российской системы образования.




Яндекс.Метрика

На главную страницу