Молодежное приложение к газете "Новосибирский епархиальный вестник"


Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Встречи

 


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№2 март 2006 года      
Читайте в номере:

Великий пост - пища не приближает нас к Богу
О главном
Что нас объединяет 
Путь-дорога 
Книжное обозрение
 
Издание Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

№2 март 2006 года  

О ГЛАВНОМ


ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ПРОРОКАМИ

Для людей, хоть немного знакомых с Православием, весна всегда ассоциируется с Великим Постом и Пасхой. Это на сегодняшний день – главное в нашей духовной жизни. Но перед праздником Воскресения Христова есть еще два очень важных события, так или иначе имеющих отношение и к посту, и к Пасхе. Церковные праздники, приходящиеся на апрель – Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (в этом году – 16 апреля) - тоже говорят о Христе, о Его пришествии в мир, бывшем две тысячи лет назад, о начале и конце Его земной жизни.

Жизнь Иисуса Христа подробно описана в Новом Завете, но, оказывается, и книги Ветхого Завета повествуют о Спасителе. Для новозаветных писателей пришествие Христа в мир – уже свершившийся факт, а пророки Ветхого Завета говорили о спасении как о будущем событии. Основная мысль Ветхого Завета – подготовка человечества к пришествию Христа. Именно для этого Бог от бездетного Авраама произвел многочисленный народ и вручил ему знание о Боге – Творце мира, Который придет, чтобы искупить мир от греха. Библейская история еврейского народа – это история о том, как Бог старался сохранить знание о Себе неискаженным среди грехов и пороков, как Бог постепенно открывал Себя людям. Поэтому, когда мы читаем Евангелие, то находим множество параллелей с книгами Ветхого Завета. Библейские пророки за много столетий предсказали то, что будет, а из Евангелия мы узнаем, как это было. Жизнь Христа –  это исполнение древних предсказаний, поэтому в Евангелии так часто повторяется: «…да  исполнится предреченное пророками!» 

7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

…Шел к концу VIII век до нашей эры. Могущественное некогда государство, основанное Давидом и Соломоном, пришло в запустение. Один за другим иудейские цари отвергали Бога и обращали свои молитвы к демоническим идолам окрестных народов: Ваалу, Астрате, Молоху, а языческая вера неизбежно несла с собой озлобление и разврат, растлевала магией и оккультизмом религиозное сознание. Единое государство распалось на враждующие между собой царства, Израильское и Иудейское, которые стали объектом притязаний влиятельных соседей.

Не было исключением правление иудейского царя Ахаза. Он попал в зависимость от Ассирии, но и враждебные Израильское и Сирийское государства тоже претендовали на Иерусалимский престол. «…Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей сын Ромалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде…» (4-я Книга Царств, глава 16; 5). Получив известие об огромном войске, стоящем у стен Иерусалима, Ахаз пришел в трепет: «…И всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу» (Книга пророка Исаии глава 7;2). И вот пророк Исаия идет к Ахазу, чтобы утешить его надеждой на Бога: «Враги пришли захватить иерусалимский престол, но Господь говорит, что это не состоится и не сбудется». Нам теперь известно, что Ассирия нанесла удар по Дамаску, и его царь Рецин погиб, и Израильское царство – потомки Ефрема, – как и говорил пророк Исаия, «перестали быть народом», после того, как их столица, Самария, пала от меча все тех же ассирийцев. Но Ахаз в то время, конечно, ничего не знал и не верил пророку. И тогда Исаия продолжает: «…Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил...» Ахаз так и не понял, почему будущее рождение Младенца от Девы должно утешить его; для иудейского царя вполне было достаточно следующих слов пророка: «…прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Итак, оба царя, Рецин и Факей, лишатся своих владений, прежде чем обетованный Младенец придет в совершенный возраст и начнет различать доброе и худое. Это могло быть утешением для Ахаза, но для нас важнее пророчество о рождении Младенца от Девы.

Только с пришествием Христа стал понятен истинный смысл слов Исаии-пророка. Из Евангелия от Матфея мы узнаем, что Ахаз был одним из предков Спасителя. Именно поэтому он должен был жить и сохранять царственную династию Давида, чтобы через семь веков среди его потомков родилась Дева. Именно об этом чуде и говорил Исаия: Мессия должен прийти в мир, и ради этого спасен от смерти нечестивый Ахаз, а Иерусалим избавлен от разграбления.

Но вот, по прошествии многих веков, время исполнилось, и Дева, избранная Богом для рождения Младенца-Еммануила, уже достигла совершеннолетия, и по закону Она, воспитанная при Иерусалимском храме, обязана была выйти замуж. Но Она открыла священникам, что дала обет целомудрия, и потому было решено из иудейских вдовцов найти достойного, которому и обручить Деву. Тогда монашество, особенно женское, еще не было известно, поэтому нужен был своего рода формальный брак со старцем, чтобы Мария сохранила обет, но и не нарушила общественного закона, оставаясь незамужней. Был избран старец Иосиф, бедный плотник, как и Мария, происходивший из рода царя Давида.

В доме праведного Иосифа случилось величайшее событие, названное впоследствии Благовещением. «В шестой месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Евангелие от Луки глава 1; 26-38).

О том, что было потом, нам повествует Евангелие от Матфея. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матфей 1;18-25).

Благовещение – «благая весть» – в понимании иудеев того времени означало только одно – весть об исполнении пророчеств и пришествии в мир ожидаемого Спасителя. Дева Мария первая из всего человечества получила эту весть, а потом и все учение Христа и Его жизнеописание стало называться Благой Вестью или, по-гречески, Евангелием. Имя Еммануил, которым Младенец назван в пророчестве, означает «с нами Бог». Это не собственное имя Спасителя, это откровение о том, кем будет рожденный Мессия. Мария зачала, выносила и родила Бога, принявшего ради нас человеческую плоть. Поэтому Христос именуется Богочеловеком: Сыном Божьим и Сыном Человеческим, а Дева Мария – Богородицей.

Праздник Благовещения отмечается ежегодно 7 апреля (по церковному календарю это 25 марта) – ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Благовещение – это начало Евангельской истории, день, когда Сын Божий стал человеком и, не переставая быть Богом, облекся человеческой плотью. Через тридцать три года Он принес Себя в жертву для спасения всего человечества. Это поистине благая весть, ибо через Крестную Жертву рай снова открыт для потомков Адама… 


16 апреля. Вход Господень в Иерусалим

«…Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной...» (Книга пророка Захарии, глава 9; 9). Эти слова были произнесены гораздо позже, чем пророчества Исаии – в конце VI века до нашей эры – и сказаны они были при совсем других обстоятельствах…

Уже прошел период разделения еврейского народа на враждующие Израильское и Иудейское царства. Прошла и страшная эпоха запустения, когда иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, был разрушен язычниками, а весь народ оказался в вавилонском плену. Прошел и плен, иудеи получили свободу и право восстановить храм, в котором, как прежде, возносились жертвы Единому Богу. И снова пророки утешают народ, но теперь уже не для преодоления опасности, а для воодушевления, для возрождения духовной жизни с центром в Иерусалиме, куда должен прийти великий Царь, праведный и спасающий. Он должен прийти не в окружении военной славы, не в сиянии доспехов (тогда уместно было бы изобразить Его на боевом коне), но придет Он с кротостью и смирением, сидя на осленке – сыне вьючной ослицы.

«Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, – говорит Господь, – и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли». (Захария 9; 10). Пророк говорит о том, что не военной силой будет приобретен царский венец, и царство распространится не только на израильский народ, а «до концов земли», но не с помощью колесниц и конницы, не с помощью боевого лука или меча… Кротость, правда и мир будут сопровождать Великого Царя.

Прошло более пяти столетий, и вот, однажды, перед самым праздником Пасхи Иерусалим и его пригороды наполнились шумом и криками тысяч людей: «Благословен Идущий во имя Господа Сын Давидов, Царь Израилев!» Так встречали Иисуса из Назарета, Который, совершив множество чудес, напоследок воскресил известного многим Лазаря, умершего и четыре дня пролежавшего во гробе. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви под ноги осленку, на котором Христос въезжал в Иерусалим для того, чтобы стать Царем через крестные страдания.

Торжественное шествие в Иерусалим вспоминается в последнее воскресение перед праздником Пасхи. Подражая жителям Палестины, мы встречаем Христа с ветвями деревьев, которые первыми распускаются в нашей суровой природе – с вербами. Накануне этого праздника – Лазарева суббота – день вспоминания воскрешения праведного Лазаря, когда люди, потрясенные великим чудом, решили сделать своим царем Иисуса из Назарета, а начальники народа и первосвященники, не принимая проповеди Спасителя, окончательно сговорились убить Его.

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». (Евангелие от Матфея, глава 21; 1-11)

Пророчество Захарии продолжает исполняться и по сей день. Христос пришел не только для одного еврейского, но для всех народов, за всех Он принес жертву на кресте. Своей кровью Царь и Творец вселенной омыл все человечество. Он всех зовет к Себе, и каждый день люди, принявшие Крещение и вступившие в Церковь, становятся подданными великого Царства, простирающегося «от моря и до моря», по всей земле. Теперь уже на всех континентах, на многих языках и наречиях читаются евангельские слова: «Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Само слово «израиль» на языке христианского богословия приобрело совершенно новый смысл. Старый смысл, конечно, остался: это историческое наименование еврейского народа и государства. Но в церковных гимнах Новым Израилем именуется новозаветный богоизбранный народ – христиане, теперь уже без различия рас и национальностей. «Израиль» буквально означает «видящий Бога», и, если в древние времена это было применимо к еврейскому народу, единственному на всей планете сохранявшему монотеизм - веру в Единого Бога, то теперь это название приличествует тем, кто действительно видел Бога, пришедшего во плоти, и тем, кто поверил свидетельству видевших.

Шествие в Иерусалим – единственный случай, когда Христос позволил людям прославлять Себя, но оно стало одновременно и путем на Голгофу, ведь Спаситель знал, что всего через несколько дней тот же народ будет кричать Пилату: «Распни, распни Его!». Христос вошел в Иерусалим, и с этого момента начался Его крестный путь, а для нас после праздника начинается Страстная седмица – семь дней, наполненных повествованием о том, как Христос был предан одним из учеников, как Он совершил первое Причащение, как был схвачен (вернее сказать – добровольно отдал Себя в руки гонителей), о том, как Он страдал на кресте, и был погребен, и воскрес в третий день…

Этот праздник – преддверие Пасхи, а распустившиеся после долгой зимы вербы – символ ожидаемого нами всеобщего воскресения, которое стало возможным после Воскресения Христова.




Яндекс.Метрика

На главную страницу