Главная


Архив новостей


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Патриарх Алексий призывает священников не прятаться за стенами храмов от вызовов современного мира

В рамках VII церковно-общественной выставки-форума ""Православная Русь" - к Дню народного единства" в Центральном выставочном зале "Манеж" открылась конференция "Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого Иоанна Кронштадтского". В работе форума приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Вятский и Слободский Хрисанф, епископ Егорьевский Марк.

В своем приветственном слове Святейший Патриарх Алексий подчеркнул: "Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду".

"Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее".

По словам Алексия II, сегодня священники обязаны не только давать "взвешенный и достойный ответ" на вопросы, которые ставит современный мир, но также уметь оберегать свою паству от соблазнов и грехов, которые пришли в общество "вместе с внешней свободой. "В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи", - считает Патриарх.

Он также предостерег священников от искушения тщеславия и гордости и призвал их "не заграждать собой Христа, но открывать Его людям". "Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду", - считает Алексий II.

Развитие же информационных технологий, по словам предстоятеля Русской церкви, должно стать для священников "большой подмогой в проповеди Евангелия".

Затем митрополит Кирилл поделился своими размышлениями об успехах пастырского служения в современной России , после чего выступил клирик Московской епархии священник Роман Аксенов.

Далее работа конференции продолжилась в трех секциях, заседания которых прошли в здании Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Обсуждались темы: "Пастырь как созидатель приходской общины и ее молитвенной жизни"; "Пастырь как духовный руководитель. Пастырь и церковная Полнота"; "Пастырь и общество".

Патриархия.Ru


Протоиерей Всеволод Чаплин: "Многие на службе ведут себя, как в театре"

Меня удивляют православные радикалы - как условно консервативные, так и условно либеральные. Одни говорят о том, что Богослужение даже в приходах должно вестись только по строжайшему монастырскому уставу, а все, кто так не делают, пойдут в ад. Другие говорят, что Богослужение нужно немедленно перевести на русский язык, и все, кто это не поддерживают, обрядоверы и язычники, а значит, тоже пойдут в ад", - заявил зампредседателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

На его взгляд, "и те, и другие очень похожи". "За их словами просматривается элементарная гордыня, желание сказать: мы самые умные, самые праведные, а все остальные, то есть подавляющее большинство духовенства и верующих, - это ничтожества", - отметил отец Всеволод. По его словам, "и те, и другие радикалы, похоже, хотят сделать революцию в Церкви, а такая революция сегодня очень опасна, и ее не желает большинство церковного народа, на пользу которого вроде бы эти радикалы ссылаются".

"Главное в богослужении - это молитва. Если она действительно совершается, то происходящее в храме людям становится понятно и близко в любом случае, ведь они чувствуют, что богослужение объединяет людей ради главного - ради общения с Богом", - убежден отец Всеволод. По его мнению, если что и нужно менять в богослужении, "то излишнюю заботу о его внешней стороне".

"Давайте спросим себя, как часто мы, священнослужители, за Богослужением думаем: "Как я стою, во что я одет, какой у меня голос?". А певцы на клиросе, по-моему, подчас вообще ведут себя как на сцене. Главное в храме - не голос, не одежда, не красота иконостаса или музыкальных произведений. Богослужение должно быть умной и сердечной молитвой, без этого оно превращается в театр. К сожалению, многие на службе ведут себя, как в театре", - посетовал представитель Русской Церкви. "Удивляет, что радикальные группы как справа, так и слева, которые больше всего говорят об отсутствии в Церкви соборной дискуссии, либо не появились на этой конференции, либо тихо сидели в зале и писали что-то в блокнотики", - сказал отец Всеволод.

Он пояснил, что имеет в виду, в частности, последователей священника Георгия Кочеткова и бывшего епископа Диомида, а также "многих других, которые громче всех требуют дискуссии, а когда дискуссия реально идет, боятся в нее вступить, потому что знают, что это не будет игрой в одни ворота, что на радикальные предложения будут даны авторитетные, сильные и грамотные ответы".

"Да, в церковной жизни многое нужно обсуждать. Церковь не может в XXI веке жить и управляться так, как это было в советское время. Изменились размеры Церкви. Православные люди понимают, что христианская жизнь - это не только строительство храмов и обустройство приходских и монашеских общин, а это жизнь, которая должна присутствовать в политике, экономике, культуре, международных процессах, везде, где живут и работают православные", - заявил отец Всеволод. По его словам, "в Церкви XXI века не может быть священнослужителей безграмотных, не знающих как следует даже родного языка, способных только совершать Богослужения и требы, не может быть нигде единственного храма на многие десятки, а то и сотни тысяч людей, не может быть отказа от миссии в обществе".

"Наш храм - это вся Россия, это все люди, даже пока далекие от веры. Материальное обустройство приходов и монастырей - это лишь часть церковного дела, причем сегодня часть уже не первостепенная. Обо всем этом нужно говорить, только дискуссия должна быть серьезной, вдумчивой, ответственной, нацеленной не на бунт и революцию, не на выяснение личных отношений, а на благо нашей Церкви и нашего народа", - подытожил отец Всеволод.

Радонеж


Протоиерей Всеволод Чаплин призывает пастырей не быть "царьками" и активнее проповедовать в миру

Замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин призвал священнослужителей вести более активную пастырскую деятельность, не боясь общения с окружающим миром, в том числе со СМИ. "Нужно осознать необходимость пастырской деятельности вне храма. Наша паства - это не только те, кто ходит в храм, а те, кто составляет округу", - заявил отец Всеволод.

По его словам, это люди разных возрастов, национальностей, с разными культурами, и "ко всем этим людям священник должен идти". Как отметил представитель МП, нужно, чтобы священники были в больницах, школах, на культурных мероприятиях - везде, где люди могут услышать Слово Божие, общались с людьми через местные газеты, телевидение, радио, больше рассказывать людям о смысле богослужений, праздников, поста и т.д.

Необходима "психологическая переориентация духовенства с узкоцерковных дел на попечение обо всех людях, которые составляют местное сообщество людей", убежден отец Всеволод.

Он указал на то, что священники часто оценивают свою деятельность по красоте иконостаса и эффективности приходской деятельности, однако, по его мнению, все больше нужно оценивать свой труд по тому, как их воспринимают люди.

"Нам не нужно ничего бояться, в том числе общения с журналистами", - заявил отец Всеволод, добавив, что СМИ - средство донесения слова священника до такой аудитории, которую он сам физически не способен охватить. "Наш образ в СМИ в общении с окружающим миром должен быть не образом властителей, людей, которые постоянно что-то запрещают. Не нужно быть "царьками", использовать менторский тон", - подчеркнул он.

Представитель Русской Церкви заявил о необходимости открывать больше храмов, поскольку "один храм на сто тысяч человек - это ненормально". Он также отметил, что священнослужителям "не нужно бояться стать бедными: Господь даст священнику пропитание". "Церковь не должна превращаться в конвейер для бездумного совершения треб", - считает отец Всеволод.

Однако "храмы не должны превращаться в конвейеры по исполнению треб, благодать не должна передаваться верующим по схеме "деньги - товар - деньги", сказал замглавы ОВЦС МП.

Он напомнил, что Патриарх Алексий II неоднократно критиковал некоторых представителей духовенства за формальное отношение к таинствам. Тем не менее еще остается немало приходов в той же Москве, где, по словам отца Всеволода, готовы окрестить "кого угодно", и в результате такие храмы превращаются едва ли не в "комбинаты бытовых услуг".

Интерфакс-Религия


Известные православные священники обозначили актуальные проблемы церковной жизни

Портал "Интерфакс-Религия" обратился к известным священникам с вопросом, какие проблемы современной церковной жизни являются, на их взгляд, наиболее актуальными и требуют скорейшего решения.

По словам протоиерея Димитрия Смирнова, настоятеля восьми храмов в Москве и Московской области, главы синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, "самая главная проблема - это то, что Церковь имеет возможность обращаться к народу только с амвона". "У нас катастрофически не хватает храмов в больших городах. В Москве нужно в десять раз больше храмов. В праздник невозможно войти, большинство людей находится "за кадром". Нам необходимы и церковные СМИ на доступном всем канале, и своя церковная радиостанция, которая транслировалась бы всем желающим в FM-диапазоне. Нужны и собственно церковные СМИ, и православные рубрики, отделы в уже существующих популярных светских", - подчеркнул священник.

"В спальных районах нужно построить храмы. Это должна быть государственная программа. Трамвайные остановки кто делает? А магазины? Развязки на дорогах кто строит? Мэрия. А храм - это же насущная вещь! Для Церкви нереально построить храм. Мэрии нужно взять такую программу и быстро настроить храмов. В каждом муниципальном округе, который возглавляет управа, должно быть не меньше одного-двух храмов. Должен быть один храм хотя бы на десять тысяч человек. Это minimum minimorum. На десять тысяч населения в целом, а не уже верующих людей. Сегодня мне кирпич на голову упал - я верующий. Прихожу в храм - а там битком, нельзя войти", - отметил отец Димитрий.

Как подчеркнул протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, глава духовного совета Союза православных граждан, "лично мне кажется правильной позиция, выраженная в книге владыки Илариона (Алфеева) "Православное свидетельство в современном мире". "Позиция, оформленная там, очень здравая, серьезная. Мне кажется, что если бы она была принята в большинстве приходов, то дело бы шло нормально. Тогда, с одной стороны, мы были бы лишены формальной холодности, а с другой стороны - чрезмерного либерализма, где уже стираются грани между дозволенным и недозволенным. Многое в вопросах подготовки к таинству причащения зависит не только от традиций приходской жизни, но и от самого человека, который приступает к святым таинам. Абсолютно одинаковые нормы здесь невозможны. Одни люди более церковны, другие - менее, одни физически здоровы, другие - немощны. Следует учитывать все эти обстоятельства, а не находить общую солдатскую мерку", - отметил священник.

"К сожалению, в Русской Церкви на протяжении веков сформировалась такая идеология, будто личного благочестия достаточно для спасения, это важнее, чем правильно верить. Люди жили с такими представлениями, эти взгляды пропагандировались. Как сказал Николай Лесков, "Русь была крещена, но не просвещена". Это благочестие не обязательно показное и фарисейское, оно вполне может быть серьезным и искренним. Хотя прямо никто не признается, что считает более важным индивидуальную правильную жизнь, следование традициям, чем истинную веру. Священники должны проповедовать, объяснять православное учение своим прихожанам. Только так можно решить эту проблему, хотя это очень трудно на самом деле", - заключил отец Владислав.

По мнению священника Георгия Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП, существует "несколько проблем современной церковной жизни". "Прежде всего, остаются на достаточно низком уровне знания простых верующих о таинственной жизни Церкви, об истории Церкви, о церковном взгляде на жизнь. Здесь есть задача для серьезных катехизаторских занятий как с людьми, уже находящимися в Церкви, так и с готовящимися к принятию таинства крещения. У людей, которые становятся восприемниками младенцев, знание церковной жизни тоже оставляет желать лучшего. Также многие люди приходят сегодня в храм венчаться, ничего не зная о смысле этого таинства. Люди обращаются к церковной жизни, ожидают от нее чего-то, но их ожидания не основаны на понимании сути того, о чем они просят. Решение этой проблемы, просвещение людей в вопросах веры, требует серьезных усилий, как со стороны священнослужителей, так и со стороны активных верующих", - подчеркнул священник.

"Другая проблема - это организация церковной жизни, прежде всего общинной. У нас, в Русской Церкви, редко можно встретить общину, которая жила бы единой жизнью. Люди являются просто прихожанами, это слово сегодня уже обрело некий иной смысл. Оно обозначает человека, который приходит в храм, чтобы получить некие услуги, и уходит. А ведь общинная жизнь предполагает, чтобы люди, участвующие в богослужении, знали друг друга, общались между собой не только молитвенно, но и за пределами храма. Община, церковный приход - это семья. Есть, конечно, объективные причины такой ситуации - например, в Москве храмов мало, а людей много. В таких условиях невозможно создать прочную, хорошую общину. Тем не менее, есть выход и из этой ситуации. Но в большинстве случаев не происходит строительства именно такой общинной жизни. Ведь очень ценны связи, возникающие между верующими людьми, чтобы они общались, помогали друг другу, поддерживали друг друга, в том числе и в мирской жизни. Этого сегодня не хватает", - отметил отец Георгий.

Русская линия


Архиереи Сербской Православной Церкви обратились с открытым письмом к властям Черногории

Власти Черногории по идеологическим причинам, вопреки Конституции и международным конвенциям поддержали насильственные действия представителей "партийного религиозного объединения, провозгласившего себя Черногорской Православной Церковью", говорится в открытом письме архиереев Сербской Православной Церкви к властям Черногории.

"Сторонники так называемой ЧПЦ при попустительстве черногорской полиции 31 октября узурпировали церковь святого Иоанна Крестителя в Байице под Цетинье, а проправительственная пресса упорно повторяет угрозы, произнесенные пресс-секретарем этой группировки, обещая захват цетиньского монастыря, многовековой резиденции Цетиньской митрополии", - указывается в письме.

Письмо, в котором сербские архиереи требуют защиты прав, имущества и достоинства Черногорско-Приморской митрополии Сербской Церкви, подписали владыки, совершившие в день памяти евангелиста Луки Божественную литургию в Цетиньском монастыре - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, митрополит Добробосанский Николай, епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, викарный епископ Липлянский Феодосий, викарный епископ Диоклийский Иоанн и находящийся на покое епископ Афанасий.

Патриархия.Ru


Протоиерей Андрей Ткачев прокомментировал намерение ученых Оксфорда объяснить, почему люди верят в Бога

"Я думаю, что наука может приблизиться к правильным ответам, но никогда не сможет дать исчерпывающих знаний. По словам Григория Нисского, она беременна, но никогда не может родить. Некое приближение к истине возможно, но никогда не будет полноценного ответа на вопросы бытия. Религиозность можно считать врожденной в человеке, потому что человек изначально был сотворен Богом как существо религиозное, существо многомерное и устремленное главной частью своего существа к Богу", - заявил протоиерей Андрей Ткачев, комментируя решение ученых Оксфордского университета приступить к широкомасштабным междисциплинарным исследованиям, цель которых - найти научный ответ на вопрос: почему люди верят в Бога.

В задачу исследователей не входит поиск ответа на вопрос, есть ли Бог. Ученые хотят выяснить, является ли вера в высшее существо естественным явлением, свойственным человеческой ментальности, или же это продукт воспитания или социальной эволюции.

Исследования, которые проводит Центр исследования антропологии и сознания Оксфордского университета, стали возможны благодаря гранту в 1,9 миллиона фунтов, предоставленному Фондом Темплетона. Проект рассчитан на три года и включает и теоретические разработки, и полевые исследования с привлечением респондентов разного возраста, образованности и социального статуса. Реализация этого научного проекта предполагает привлечение методов этнологии, эволюционной биологии, психологии, неврологии, лингвистики и компьютерных технологий. Особое внимание ученые будут уделять конфликтам на религиозной почве, психологическому механизму возникновения религиозного чувства и социальной роли религии.

По словам протоиерея Андрея Ткачева, "на сегодняшний день мы знаем только человека согрешившего, мы не знаем безгрешного человека". "В нашем опыте Христос - безгрешный человек, и он - закваска, вложенная в муку человечества. Мы имеем опыт постоянного общения, когда грешники общаются с грешниками. В каждом человеке присутствует борьба нового и старого, какое-то глубокое ядро первичного призвания, а все остальное - наносное, грешное, грязное, обреченное на слом, на уничтожение. Старое и новое борется в человеке, и правильное воспитание помогает раскрыть внутреннее ядро человека. Это подобно тому, как и правильное ведение сельского хозяйства помогает увеличить урожай", - отметил священник.

"Религиозность можно считать внутренней потребностью человеческого духа, главным отличительным свойством человека от всего остального живого мира, и, если угодно, то это может быть главный антропологический признак. Человек становится человеком в силу религиозности. Если перебирать признаки человека, например, прямохождение, членораздельная речь и так далее, то это вещи второго порядка. Я уверен, что главным антропологическим признаком, видовым отличием человека от всех живых существ является его религиозность, врожденная и первичная. Без обучения вере, без правильного объекта религиозного поклонения человек превращается в язычника или он может искривлять свою жизнь, но импульс в нем сохраняется", - подчеркнул отец Андрей.

"Будем ждать, что скажут ученые Оксфордского университета, ученые часто приближаются к правильным ответам. Все науки о человеке находятся в странном состоянии; они тратят долгие годы на изучение того, что уже известно. Один ученый говорил: мы лезем на высокую вершину, залезаем на нее, а там сидят богословы. Поэтому, дай Бог им поставить много разных опытов, провести много разных анализов и прийти к выводу, о котором мы уже говорили, то есть доказать, что человек - это врожденное религиозное существо, которое может увеличивать или уменьшать свою религиозность в зависимости от воспитания или социальной среды", - заключил протоиерей Андрей Ткачев.

Русская линия



Warning: include(../../ins.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/users/r/rodinoved/domains/orthedu.ru/news/2008/24-11-08.htm on line 440

Warning: include(): Failed opening '../../ins.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/r/rodinoved/domains/orthedu.ru/news/2008/24-11-08.htm on line 440


bgcolor="#000000" class="mal" > bgcolor="#000000" class="mal" >