Главная


Архив новостей


Обновление: 
30 марта 2009 г.

 

 
Новости

Представитель Департамента соцзащиты Москвы Ольга Грачева: Взаимодействие Церкви и государства в социальной сфере уже приносит реальные плоды

О взаимодействии Русской Православной Церкви и Департамента соцзащиты г. Москвы, о направлениях и конкретных делах благотворительности и милосердия «Благовест-инфо» рассказала первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты г. Москвы Ольга Грачева. Она дала интервью в перерыве между заседаниями конференции «Милосердие и благотворительность в домах престарелых, ветеранов и инвалидов», которая состоялась 14 марта в пансионате для ветеранов № 31 в Коньково.

-- Ольга Евгеньевна, сегодня на конференции не раз говорилось о взаимодействии православных организаций и органов соцзащиты в области благотворительности и милосердия, но в самых общих чертах. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

-- В последние годы у нас формируются очень доброжелательные и эффективные отношения с РПЦ, в частности, с комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. Мне кажется, большая заслуга в этом о. Аркадия Шатова, который является ответственным секретарем этой комиссии и делает очень много для того, чтобы социальное служение Русской Православной Церкви действительно возрождалось и приносило пользу всему обществу. В 2006 г. мы заключили соглашение о сотрудничестве и создали специальную комиссию, и это совпало с тем, что такую же комиссию создал Департамент здравоохранения. Это помогает нам параллельно работать, учитывая, что области достаточно близкие. О. Аркадий – уникальный человек, именно он нас подвиг на то, чтобы поддержать ряд проектов.

-- О каких проектах идет речь?

-- Например, это проект «Автобус милосердия», который оказывает помощь на улицах города лицам без определенного места жительства. На мой взгляд, это уникальная инициатива. Многие годы Церковь вела этот проект самостоятельно, при поддержке постоянных спонсоров. Они помогали не только содержать эту службу, но и находили такие формы помощи бездомным, которые не удавалось осуществлять нам как госструктуре. Поэтому когда о. Аркадий обратился к нам за помощью, мы поняли, что эта отработанная «технология» полностью соответствует нашей работе (потому что мы, со своей стороны, тоже начали организовывать горячее питание на улицах города, плотно стали работать с посетителями санпропускников, взаимодействуя с Санэпиднадзором). Вот мы и начали сотрудничать с «Автобусом милосердия»: православные волонтеры подбирали бездомных людей, кормили их, но не знали, как помочь им в восстановлении документов, а это мы как раз умели делать. Мы эффективно владеем своими механизмами, и когда Церковь ста лкивается со случаями неразрешимыми, когда требуется привлечь «административный ресурс», то мы подключаемся и находим наиболее эффективные возможности помощи тому или иному человеку.

Или возьмем патронажную службу. Церковные службы милосердия окормляют людей порой в таком состоянии, в котором мы не можем принять их на обслуживание. Но когда старикам нужно помочь с оформлением инвалидности, с пропиской, с назначением социальных выплат, кого-то обеспечить противопролежневым матрасом – мы как раз это можем, а у них таких ресурсов нет. Вот такое совместное сотрудничество по конкретным жизненным ситуациям, по конкретным проектам.

-- Еще 15-20 лет назад священник не мог легально оказаться в социальном учреждении. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

-- Благодаря взаимопониманию, которое у нас возникло, мы сейчас фактически открыли наши социальные учреждения для РПЦ. Очень много московских приходов, почти все московские священники окормляют сегодня социальные учреждения. Мы постоянно обсуждаем эти вопросы на совместных заседаниях, многие вопросы решаем вместе. Помимо сестричества во имя св.царевича Димитрия, духовным руководителем которого является тот же о. Аркадий, мы открыли для себя и другие сестричества. Например, сестричество во имя Феодоровской иконы Божьей Матери, которое возглавляет монахиня Ольга (Гобзева), в прошлом -- актриса. Это сестричество заботится о двадцати немощных актерах православного исповедания, и мы им даем небольшую субсидию, чтобы эти люди могли в последние дни своей жизни ни в чем не нуждаться и достойно покинуть этот мир. Сегодня на конференции вы слышали об опыте службы сестер милосердия «Преображение» при храме Преображения в Тушино, которая работает в пансионате для ветеранов № 9. Это очень эффективное направление сотрудничества.

-- А как обстоят дела в социальных учреждениях для детей?

-- Да, это целое направление -- работа с беспризорными детьми. При поддержке о. Аркадия мы получили благословение Патриарха Алексия II на то, чтобы при приюте «Алтуфьево» открыть домовый храм во имя иконы «Умягчение злых сердец». Это очень символично, потому что эти дети -- исстрадавшиеся беспризорники, испытавшие много того, что в детском возрасте испытывать не положено. А сейчас там есть и хор, и вообще – постоянно православное воспитание, на основе которого реализуется специальная программа реабилитации воспитанников. Они и к святыням ездят, и батюшка постоянно их окормляет – это очень трогательно. А в социально-реабилитационном центре «Отрадное» нашли несколько другую форму: там православное воспитание сейчас осуществляется через обучение детей иконописи. Так, начав систематическое сотрудничество в 2006 г., мы получили очень большие плоды для помощи немощным и для воспитания подрастающего поколения.

-- В Москве уже не первый год проходят акции «Семья помогает семье», инициированные вашим департаментом. Церковь тоже принимает в этом участие?

-- Я искренне благодарна всем представителям РПЦ за участие в этой инициативе, которая с каждым годом все больше и больше набирает обороты. Впервые заговорил об этой акции – «Семья помогает семье» -- Патриарх Алексий II в 2006 г., мэр ее поддержал, и вот уже третий год подряд мы проводим акцию по сбору детской одежды, игрушек, спортивного инвентаря и т.д. И если раньше вещи передавались от семьи к семье, то со временем эта акция привлекла внимание и спонсоров: все больше становится организаций, которые хотя проявить истинное милосердие. Но эта акция имеет не только экономический аспект, но и воспитательный – она стала масштабной гражданской акцией. В этом году в ней участвовали 60 тыс. москвичей! И 200 священников, которые призывали своих прихожан помочь малоимущим, приходили на пункты сбора вещей, благословляли это благое дело. И мы искренне благодарны, что нить духовной поддержки этой акции продолжается. Кстати, благодаря этому проекту у нас появилась возможность помогать л юдям в других регионах России – например, многое из этой помощи мы отправили в Южную Осетию. Конечно, рождается чувство удовлетворения от того, что есть реальная помощь – это не только вещи, но часть человеческого тепла. Но это надо делать тихо, информировать, конечно, но не кричать об этом.

-- Основная работа в области милосердия ложится на плечи волонтеров, а волонтерское движение в нашей стране только начинается.

-- Развитию волонтерского движения тоже важно помогать. Вот был такой момент, когда у добровольческой службы Комиссии о. Аркадия отключился телефон в самый ответственный момент ее формирования: люди звонили и не могли связаться. И они обратились к нам с просьбой помочь в размещении социальной рекламы на улицах города, чтобы люди могли узнать, как примкнуть к волонтерской службе. Мы ходатайствовали перед правительством Москвы, нас поддержали -- и такая реклама существовала на улицах города в течение двух месяцев. И вот результат: у них тогда 300 волонтеров было, а сегодня на конференции прозвучала цифра – 800 человек.

-- А другие религиозные организации тоже сотрудничают с Департаментом соцзащиты?

-- Договоров, подобных тому, о котором я сказала, с другими религиозными организациями у нас нет. Но мы стараемся учитывать разные религиозные нужды. Например, в приюте «Алтуфьево»: поскольку это транзитное учреждение, туда попадает много беспризорных детей из стран СНГ, в том числе – мусульманского вероисповедания. Там устроена отдельная комната, где такие мальчики могут молиться. Но все это осуществляется на добровольной основе, никто никого не принуждает, как, впрочем, и православное воспитание. Но поскольку у нас больше людей в православии, то мы это направление поддерживаем, а так у нас никто никого не ограничивает абсолютно ни в чем.

Могу еще привести пример сотрудничества с еврейскими благотворительными организациями, поддерживающими граждан иудейского вероисповедания. Здесь есть и благотворительный центр, и помощь из-за рубежа, но у них несколько другая система: если православие открыто для всех, и мы не спрашиваем о вероисповедании, оказывая помощь, то там, как правило, благотворительность общинного плана. Но они открыты, мы знаем друг о друге, знакомы с руководством, одна из их организаций даже получила грант национального благотворительного фонда при поддержке Департамента соцзащиты. Сейчас мы договорились, что часть помощи будет передана в центры социального обслуживания населения. А вообще все вопросы по другим конфессиям мы решаем вместе с комитетом по связям с религиозными организациями при правительстве Москвы.

-- Есть ли протестантские организации в сфере вашего внимания? Они ведь активно занимаются социальной работой.

-- Про них я вообще пока ничего не знаю, никто не обращался. Знаю только об одном католическом проекте – это социальный приют св. Иоанна Боско в Западном округе. Вот про них я все знаю: мы смотрим, чтобы не было нарушения прав детей. Но не только контролируем -- регулярно детей из этого приюта мы отправляем на летний отдых.

-- Недавно на конференции по тюремному служению РПЦ было высказано общее мнение о необходимости государственной поддержки церковных проектов по реабилитации бывших заключенных. В условиях кризиса многие реабилитационные центры, созданные при приходах и монастырях, могут прекратить свое существование, а ведь они делают работу, значимую для всего общества.

-- Вопросы помощи лицам, освободившимся из мест заключения, так же как и лицам без определенного места жительства – это особая тема. Наш департамент еще два года назад разработал федеральный закон о решении вопроса бродяжничества, попрошайничества и оказания помощи этой категории. Проект был внесен в Госдуму, его вернули на доработку. Но затягивание принятия этого закона очень сдерживает создание государственной системы социальной помощи, потому что некоммерческие организации (НКО), при всех своих усилиях, эту проблему все равно не прикроют. Это колоссальная проблема, которая сейчас «проваливается» в межведомственное пространство. Почему человеку, оказавшемуся на улице, почти невозможно получить документы, медицинский полис? Потому что он никто и зовут его никак. То же касается и освободившихся из мест лишения свободы. И такие люди дают колоссальный рецидив. На федеральном уровне очень медлят с принятием таких законов.

-- Может ли религиозная организация, имея какой-то значимый проект в сфере благотворительности, рассчитывать на финансовую поддержку со стороны правительства Москвы?

-- Может, через Комитет общественных связей – им выделяется специальные средства на поддержку НКО широкого плана. Мы берем под патронаж те организации, которые связаны с предоставлением конкретной социальной услуги. Например, бомжи – мы четко знаем, что входит в перечень этих услуг. Или те же сестричества – они подробно отчитываются, т.к. все финансирование теперь предоставляется под социальный заказ, а это предполагает отчет по всем представленным соцуслугам. У нас очень небольшие средства, и мы поддерживаем те организации, которые предоставляют такую конкретную услугу, которая не дублируется деятельностью государственных социальных служб – это основной принцип.

-- Что можно сказать о перспективах взаимодействия с религиозными организациями?

-- Сейчас мы настроены сделать дальнейшие шаги. На недавней встрече мэра Москвы Юрия Лужкова с Патриархом Кириллом обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества Церкви и государства. Патриарх Кирилл сказал, что церковные приходы должны стать не только местом молитвы и богослужения, но и некими социальными центрами, где решаются вопросы помощи людям, возрождения основ духовно-нравственной жизни, работы с молодежью и т.д. И сегодня эта важная конференция проходит – это возможность оценить сделанную работу и понять, где находятся ресурсы для дальнейшего пути.

Юлия Зайцева


Ученый получил миллион за открытие Бога. Самая крупная ежегодная премия достанется французскому физику-теоретику Бернару д’Эспаньят, известному работами о природе реальности

Самая крупная ежегодная премия в размере одного миллиона фунта стерлингов достанется французскому физику-теоретику Бернару д’Эспаньят, известному работами о природе реальности. 87-летний ученый в своих трудах подробно изучает точки соприкосновения классической и квантовой моделей мира и объясняет несоответствия дуальной системы мироустройства.

Бернар д'Эспаньят стоял у самых истоков квантовой физики, когда это направление только начинало формироваться. В 1951-52 гг. он работал в научной лаборатории Энрико Ферми в Чикаго, а 1953-54 гг. – участвовал в исследовательском проекте Копенгагенского института под руководством Нильса Бора. Кроме того, ученый почти 30 лет возглавлял Научный факультет Сорбонского университета.

К заслугам д'Эспаньята можно отнести экспериментальные доказательства квантовых Теорем Белла, сформулированных великим ирландским физиком в середине 1960-х гг., а также активное участие в создании международных организаций, занимающихся моральным и этическим аудитом научной деятельности.

Награждая д'Эспаньят главным призом, Фонд имени Джона Темплетона отмечает заслуги ученого в популяризации науки и в разрешении сложных вопросов взаимосвязи классической модели мира и квантовой физики.

Официальный пресс-релиз фонда, посвященный объявлению лауреата, без прикрас называет д'Эспаньят тем человеком, чья способность описать квантовый мир позволила современной науке добиться сегодняшних свершений. Именно его открытие в начале 1980-ых "нелокального квантового спутывания", легло в основу всей квантовой системы вычислений и послужило первоосновой теории о "квантовых компьютерах".

Главная философская доктрина, которая и удостоилась внимания фонда Темплетона, заключается в концепции "гиперкосмического бога" - незримого царства вне пространства и времени, которое, несмотря на свою нематериальность, может быть постигнуто человеческим разумом. При этом познание не может быть абсолютным, и за пределами научных горизонтов всегда будет оставаться "завуалированный мир".

Термином "гиперкосмический бог" д'Эспаньят объясняет некоторые процессы квантовой физики, которые еще не могут быть описаны категориями науки на ее текущем уровне развития. По философской теории французского физика присутствие этого Начала (или, как его еще называют, Независимой Реальности) будет вечным, как бы близко человек не подбирался к разгадкам мироздания. Фактически, д'Эспаньят с одной стороны провозглашает бесконечность научного процесса, а с другой – указывает на его тщетность.

"Плюрализм мнений никогда не может дать представление об окончательной истине, - писал д'Эспаньят в 1979 году в своей книге "Квантовая теория и реальность. - Это всего лишь форма нашего самовыражения для постижения деталей".

Ученые высоко ценят научный вклад профессора д’Эспаньята, но практически все они не разделяют его теории о "гиперкосмическом боге". С их точки зрения, эта идея годится только для прикрытия своего невежества и не может рассматриваться всерьез. Тем не менее, семейство Темплетонов являются одним из влиятельнейших и богатейших пресвитериан в мире и с этой позиции могут позволить себе не обращать внимания на доводы научного сообщества.

Справка: премия фонда Джона Темплетона была основана в 1972 году по инициативе миллионера и филантропа сэра Темплетона. До 2001 году приз назывался "За достижения в религии", но с 2002 был переименован и теперь носит название "За достижения в исследованиях и открытиях духовной реальности". Размер премии на сегодняшний день составляет 1,6 млн. долларов, что делает этот приз самым крупным ежегодным денежным вознаграждением.

Основными лауреатами приза Темплетона являются представители интеллигенции, которые сделали неоценимый вклад в понимание духовной реальности посредством своих открытий и исследований. По сложившейся традиции вручение этой премии происходит в Букингемском дворце лично принцем Филиппом.

Первой в 1973 году приз Темплетона получила Мать Тереза. Так же лауреатами премии становились евангелист Билли Грэм (1982г.), писатель Александр Солженицын (1983г.) физик-теоретик Фримен Дайсон (2000г.). В этом году приз впервые будет вручаться без Джона Темплетона, который скончался 4 июля 2008 года. "ПРАВДА.RU" 17 марта 2009 г.

Благовест-Инфо www.blagovest-info.ru




Яндекс.Метрика

На главную страницу