Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

В США растет интерес к Православию среди коренных американцев

Численность православных общин США в последние десятилетия неуклонно растет в основном за счет коренных американцев - таковы данные Православного института Патриарха Афинагора в Беркли (США, штат Калифорния). Как утверждает научный руководитель института Алексей Криндач, в прошлом их ряды пополнялись в основном за счет приезжих иммигрантов, и образование новых епархий происходило в соответствии с расселением этнических общин. Некоторые также принимали Православие в результате брака с членами общины. Однако сейчас, по словам А. Криндача, около трети всех православных священников в США являются коренными американцами, перешедшими в Православие в основном из других конфессий, и это число постоянно увеличивается.

По данным исследования, проведенного институтом в 2006 году в четырех православных семинариях страны, 43% семинаристов также являются "обращенцами". Кроме того, треть более чем 200 приходов, в частности, Антиохийской Православной Церкви в США, были образованы уже после 1990 года.

По словам отца Иоанна Матусяка, настоятеля церкви Святого Иосифа в Уитоне (штат Иллинойс), принадлежащей юрисдикции Православной Церкви в Америке, его приход вырос с 20 человек в начале 1990-х до более чем 600 человек в настоящее время, при этом подавляющее большинство прихожан составляют люди моложе 40 лет.

В целом православные христиане в США насчитывают около 1,2 млн. человек и составляют паству 22 различных православных юрисдикций.

Радонеж


В России отмечают 900-летие хождения игумена Даниила в Святую Землю

Игумен Даниил был не первым русским, который посетил Иерусалим, но стал тем человеком, который первый оставил письменное свидетельство о паломничестве.

"Год написания хождения - знаменательная дата не только для русской истории. 12 век - эпоха, когда Запад и Восток открыли друг друга. Для средневекового человека это было эмоциональным потрясением. В памятнике русской письменности, оставленном игуменом Даниилом, сопрягаются русская история и история западная, так как игумен в Иерусалиме встречался с крестоносцами. Можно сказать, что в этом хождении была "закодирована" русская картина мира", - сказал зампредседателя Императорского православного палестинского общества Николай Лисовой.

"Помимо темы паломничества в хождении затрагивается тема путешествий вообще, жизнь духовная и культурная, среди многих других хождений это занимает особое место по глубине, подробности и, конечно, древности", - добавил зампредседателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк. "По благословлению Святейшего, в марте пройдет ряд мероприятий, связанных с празднованием этой даты. Это будет специальная конференция, выставка в музее Андрея Рублева, издание книг. Мы надеемся, что празднования затронут не только церковную общественность, но и всех, кто причастен к русской культуре", - сообщил владыка.

Даниил, по данным историков, был игуменом одного из киевских или черниговских монастырей. В 1106-1108 годах он побывал в Иерусалиме и других святых местах. Все виденное и слышанное в течение 16 месяцев, в том числе топографию, условия путешествия, жизнь местного населения и легенды, паломник подробно описал в своем "дневнике".

О значимости хождения Даниила свидетельствует и тот факт, что Иерусалимский король Балдуин I принял игумена как посланца русских князей. Кроме того, Даниил возжег лампаду у Гроба Господня "от всей Русской земли". И сегодня, по существующему в Иерусалиме преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня при схождении Благодатного огня, символизирует именно ту "лампаду Даниила".

Седмица.Ru


Архиепископ Викентий призывает Россию следовать примеру США в преодолении демографического кризиса

"В России из четырех зарожденных жизней три прерываются абортами. В США наоборот: прерывается одна - рождаются трое детей", - говорится в обращении архиепископа к участникам проходящей в Екатеринбурге конференции "Радость родительства".

Владыка Викентий отметил, что "поистине революционный размах приняла в Америке борьба с абортами". В подтверждение своих слов он сказал, что департамент здравоохранения и социальной помощи США выделил премии для тех штатов, где количество абортов ниже показателей 1995 года: пять - по 20 млн. долларов - штатам с наименьшими показателями родов вне брака и премию в 25 млн. долларов - штату с самым низким числом родов вне брака.

Кроме того, добавил он, в ноябре 2003 года Конгресс США официально запретил прерывание беременности сроком более 12 недель. "Позднее этого срока делать аборт воспрещается даже по медицинским показаниям. Женщина обязана доносить плод, желает она того или нет, иначе она будет привлечена к уголовной ответственности за убийство, - рассказал архиепископ. - Более того, в случае осложнений врачам предписывается, прежде всего, спасать плод, причем независимо от степени его жизнеспособности. Во вторую очередь медики должны бороться за жизнь матери".

По мнению архиепископа Викентия, чтобы Россия не погибла, необходимо "вернуть в жизнь народа традиционное мировоззрение, основанное на православии, обращая главное внимание на воспитание молодого поколения". "Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит наш народ. Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народом Божиим - хранителем православия, будет следовать заповеди чадородия, данной нам Творцом", - подчеркнул архиерей.

Интерфакс-Религия


Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" приступил к созданию 12-серийного фильма "Планета Православия"

Несколько съемочных групп и несколько ведущих будут снимать документальную ленту в 42 странах мира. "В этом фильме будет немало интереснейшего исторического материала и совершенно поразительных сведений из современной действительности. Зрители откроют для себя много нового о православной жизни в глубинных уголках Африки, Южной Америки, Кореи, Китая", - сообщил руководитель центра Сергей Кравец. Он отметил, что в этом году предполагается завершить съемочный период и приступить к монтажу, чтобы в начале 2008 года начать показ фильма на канале "Россия".

Кроме того, ЦНЦ "Православная энциклопедия" завершает работу над сериалом, который был начат в минувшем году телефильмами "Крест против свастики" и "Сталин и Третий Рим". Это будет фильм под рабочим названием "Гонения во время оттепели" - о хрущевских временах. Речь в нем пойдет не столько о самих гонениях на Церковь со стороны власти, "сколько о той атмосфере общественного равнодушия, в которой эти гонения совершались". "То самое общество шестидесятников, которое многими воспринимается как тогдашний свет в окне, как носитель свободы, на самом деле было безразлично к судьбе Церкви, которую жестоко преследовали, и вообще к проблеме веры", - добавил С.Л. Кравец.

Радонеж


В Санкт-Петербурге состоялось молитвенное стояние в память о детях, убиенных посредством абортов

В полдень на площади перед Казанским собором представители православной общественности зажгли свечи "о спасении нерожденных младенцев и избавлении родителей от греха детоубийства". Ежегодно в России в результате абортов погибают более 2 миллионов нерожденных детей.

Служба коммуникации ОВЦС МП


Накануне Рождества в Национальной библиотеке парламента Грузии состоялась презентация изданной в Лондоне на английском языке "Истории новой эпохи Грузинской Православной Церкви с 1811 г. по настоящее время".

Книга издана по инициативе и под руководством основателя "Общества грузино-швейцарской дружбы" Лукаса Вишера. До сих пор история новой эпохи ГПЦ не была издана ни на одном иностранном языке. На рубеже XIX-XX вв. в свет выходили три книги по общей истории Грузинской Церкви на французском и английском языках.

Православие.Ru


Режиссер "Острова" хочет снять фильм об Иване Грозном с Петром Мамоновым в главной роли.

"Есть такая идея! На съемках "Острова" я неожиданно увидел в Петре Мамонове черты Ивана Грозного. Теперь вот надо бы сценарий подготовить. Иван Грозный был очень противоречивой личностью. Казнил днем, а ночами стоял и молился, - сказал П. Лунгин. - Ноги у него были сбиты, колени расплющены: хотелось бы попытаться разобраться в этом характере. Мне кажется, в Мамонове есть зерно, которое может стать ключом к этому образу. В любом случае это не станет развлекательной историей", - отметил режиссер.

Пресс-служба УПЦ


Около трех миллионов православных верующих ежегодно совершают паломничество к святыням России

Около 100 тыс. россиян ежегодно посещают Святую Землю. В прошлом году на Пасху Храм Гроба Господня посетило наибольшее количество русских паломников за последние годы - более тысячи человек.

Седмица.Ru


По благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония во всех женских консультациях Красноярска появятся фотовыставки, посвященные радости материнства.

По мнению владыки, трогательные фотографии, где изображены счастливые мамы и дети, окажут благотворное влияние на решение женщин сохранить беременность и родить ребенка.

Служба коммуникации ОВЦС МП


«Мы любим друг друга и хотим быть вместе всегда!»

СПРАВКА:

Маховиков Сергей Анатольевич - актер, режиссер, поэт, писатель, автор музыки и песен к нескольким телевизионным фильмам. Снялся в фильмах «Простодушный», «Золотое дно», «Инструктор», «Сармат», «Громовы», «Слепой», «Слепой 2» и др.

Шахворостова Лариса Анатольевна – актриса. Вела программы "Утро делового человека", "Деловая хроника" на телевидении. Снялась в фильмах «Слуга», «Царь Иван Грозный», «Маэстро вор», «Ехай», «По ту сторону волков», «Бедная Настя», «Участок», «Заколдованный участок», «Громовы», «Гибель империи» и др.

- Первый шаг на пути воцерковления многие люди делают после разного рода потрясений: тяжелой болезни, потери близкого человека, иных трагических событий. Других приводит в Церковь простое любопытство, а для кого-то это является результатом трудных и долгих духовных поисков. Наконец, кто-то просто крестится «на всякий случай». А что привело каждого из вас в Церковь?

Сергей Маховиков. Любой здравомыслящий человек временами пересматривает свою жизненную позицию для того, чтобы убедиться, на правильном ли пути он находится. В связи с этим эта позиция может меняться. И в этом смысле я ничем не отличаюсь от большинства моих соотечественников. Но к Православию мое отношение незыблемое.

Я крестился не «на всякий случай», и не для моды, как это, к сожалению, случается до сих пор. Мой выбор был обдуманным и целенаправленным. И оглядываясь назад, я вижу, что мой приход в Церковь был предопределен. Как будто Кто-то взял меня за руку, и все эти годы осторожно вел к Вере.

Мои бабушка и дедушка были глубоко верующими людьми. Они ходили в церковь, исправно исполняли утреннее и вечернее молитвенное правило для мирян. Мои родители тоже крещены в Православной Церкви, но о том, что они христиане мама и папа (у которого, кстати, в роду было много священников) никому не говорили. Давайте вспомним, какое это было время. Еще каких-то 15-20 лет назад, в конце 80-х, если кто-то и говорил о вере в Бога, о Православной Церкви, то с оглядкой. А что уж говорить о более дальних временах. Люди были напуганы атеистической властью. Поэтому родители не ходили на воскресные службы, в доме не было икон. Но в Бога они верили.

Я начал ходить в храм – Никольский собор в Петербурге - еще в школе. Веры как таковой у меня не было. Скорее, было любопытство (запретный плод сладок!) плюс своеобразный вызов обществу, свойственный многим подросткам. Глупость, конечно, но ведь пути Господни неисповедимы. И было еще интуитивное желание приобщиться к благолепию. Ведь Никольский храм – великолепный, и от пребывания в нем я в какой-то мере получал эстетическое удовольствие.

В военно-механическом Институте, где я одно время учился, история КПСС и научный атеизм преподавал один очень неординарный человек, в прошлом из дворян. Так вот он был верующим. Говоря на тему религии, он очень тонко апеллировал то к трудам Достоевского, то к книгам Астафьева, в результате чего студенты начинали критически подходить к вопросам так называемого научного атеизма. Этот преподаватель учил нас не принимать атеистические «истины» на веру, а размышлять. Его уроки произвели на меня тогда очень серьезное впечатление.

Но дальше этого не пошло. Дело в том, что Питер – город и «театральный», и «рокенрольный», одним словом «творческий». И если ты считаешь себя «творческим» человеком, значит, ты должен быть еще и в меру «сумасшедшим», то есть вести соответствующий образ жизни. Естественно, такая жизнь не приближала к Богу.

А затем я уехал на Дальний Восток, потом служил в иркутском театре. Прекрасный город! По современным меркам совсем небольшой, но сколько в нем действующих церквей! Именно в Иркутске я стал понимать, что не найду для себя духовной полноты ни в политике, ни на сцене, ни в кино. А где же тогда?.. В то время в силу профессиональной необходимости и по движению сердца я читал классическую литературу, в которой много говорилось и о взаимоотношениях человеческой души с Богом. А когда стал читать Булгакова, то ясно понял: нужно идти в Церковь.

После показа сериала «Мастер и Маргарита» о творчестве Булгакова пришлось услышать разное. В том числе и то, что роман «Мастер и Маргарита» может запутать человека, увести его от Истины. Но в моей жизни именно проза Булгакова помогла мне обрести Веру.

Я крестился в 25 лет в Знаменском монастыре в Иркутске. Думал – все! Грехи попалились, начинается новая безгрешная светлая жизнь. Но, как оказалось, это было только самое начало. Впереди лежал путь, на котором меня ждали серьезные испытания, искушения, взлеты и падения. Я еще тогда не знал, что дорога в Царствие Небесное нелегкая, тернистая.

Лариса Шахворостова. В отличие от Сергея я не искала Истину. Мой папа военный, коммунист. Он и воспитывал нас в соответствующем духе. Но о Пасхе я знала и всегда ждала ее, потому что в этот день настроение у всех было праздничным, все пекли куличи, красили яйца. И мне это нравилось. Возможно, поэтому Господь помог мне обрести веру именно в Светлую Седмицу. Я «случайно» зашла в Вознесенскую церковь, которая находится недалеко от ГИТИСа. Батюшка как-то очень внимательно посмотрел на меня и вдруг со словами «Христос Воскресе!» протянул мне пасхальное яичко. И в этот момент я поняла, что должна обязательно покреститься.

Вскоре я поехала к родителям в Бийск. Взяла свою младшую 12-летнюю сестренку Катюшку за руку и пошла в Покровский храм. Нас с ней крестил отец Ермоген – огромный батюшка. И даже причастил. Спросил, ели ли мы что-нибудь с утра? А мы как раз не завтракали!

Иногда подумаешь: надо же как Господь приводит к вере! В роду у Сергея были священники, которые на том свете, наверняка, молились за него, и Господь по их святым молитвам наставил Сергея на путь Истины. И мне судил идти по этому пути вместе с ним.

- Сколько уже лет вы состоите в церковном браке?

Лариса Шахворостова. Двенадцать лет. Мы любим друг друга и хотим быть вместе всегда: не только в этой жизни, но и в будущей. Пошли в Церковь, и оказалось, что это день памяти преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Сергея. И тогда мы еще больше укрепились в своем решении венчаться.

В день венчания у Сергея образовался огромный флюс, боль была невыносимая. А у меня распух палец на ноге, да так, что я ходить не могла. А тут еще неудачно наклонилась - и разогнуться не могу. Сергей предложил перенести день венчания. Но я ни в какую: будем венчаться сегодня! Кое-как пришли на Божественную литургию, исповедовались, причастились. А когда подошло время венчаться, то увидели в храме много знакомых, хотя никого специально не звали. Просто говорили тем, кто спрашивал, что мы собираемся делать в этот день, что будем венчаться в церкви.

Во время Таинства я впервые узнала, что такое благодатные слезы и ощутила всем своим существом, что браки, действительно, совершаются на небесах. А домой мы вернулись совершенно здоровыми. Ничего не болит!

- Некоторые семейные христиане, только-только вставшие на путь воцерковления, считают, что спасаться легче вдвоем, чем по одиночке. Вы согласны с этим?

Лариса Шахворостова. Для женщины это такое счастье, когда она может быть ЗА-мужем. Проблем, возможно, становится больше, но вся дорога не бывает устлана лепестками роз – попадаются и шипы. Но вместе переносить невзгоды легче, чем по одиночке. Для меня Сережа – духовный центр в семье, я ощущаю, какую ответственность он несет за нас перед Богом, стараюсь разделить с ним эту ответственность. В этот момент приходит понимание того, что иногда я готова отдать жизнь за любимых людей.

- А Любовь – это и есть, прежде всего, жертвенность. Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин. 15, 13.) Из-за любви к роду человеческому Христос взошел на крест. И в семейной жизни каждый несет на свой крест.

Сергей Маховиков. В Евангелие сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. А тело без болезней не бывает. Во время Таинства венчания на жениха и невесту надевают венцы, как напоминание о терновом венце Спасителя. Страдал Христос, страдаем и мы – православные христиане. Но в страданиях мы поддерживаем друг друга и взываем ко Господу о помощи. Он сказал: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Вот и получается, что православная семья – это малая Церковь, в которой муж и жена возносят Господу молитвы о спасении своих душ.

Лариса Шахворостова. А когда преодолеешь трудности – радуешься, что Господь нас не оставил. И укрепляешься в мысли, что Он и впредь будет помогать и благодаришь, благодаришь Бога, все время благодаришь. И радуешься…

- Вы сейчас повторяете слова Спасителя: «женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости...»(Ин.16,21)

Сергей Маховиков. Кроме того, на нашем пути нам очень помогает наш батюшка, к которому мы обращаемся за советом.

- У вас есть духовник? Кто он? В какой церкви служит?

Сергей Маховиков. Мы прихожане храма в честь Животворящей Троицы в Голенищеве. Настоятель храма - известный в Москве протоирей Сергий Правдолюбов. У нас очень дружный приход. Среди прихожан много художников, музыкантов, писателей, поэтов, журналистов, артистов. Например, Володя Ильин, хорошо известный по фильмам «Опаленные солнцем», «Марш Турецкого», «Менялы». Его супруга Зоя, тоже артистка по профессии, регент церковного хора. Одно время с нами ходила на воскресные службы Аня Табанина, которая играла с Ларисой в «Бедной Насте». Сейчас она поет в церковном хоре в храме в Пушкино.

До сих пор некоторые считают, что верить в Бога могут только малообразованные люди. Чем образованнее человек, тем он культурнее, а культурному человеку нечего делать в церкви. Зачем, если, как они уверяют, Бог у него в душе. А здесь столько высокообразованных и культурных людей – и все стоят в храме, молятся!

Но позвольте задать следующий вопрос: с какими трудностям приходится сталкиваться православному актеру?

Лариса Шахворостова. Сейчас появляется очень много сценариев, в которых ужас, что написано! Разрабатываются совершенно безнравственные проекты. Прежде чем согласиться на работу, приходиться проводить строжайший отбор. Нередко в погоне за деньгами или славой люди поступаются принципами. Испытание славой – тяжкое испытание. На пути человека встают чудовищные искушения. Поверьте, пасть очень легко. И люди падают, и при этом зачастую даже не видят своего падения. Очень немногие, преступив черту, возвращаются обратно. Устоять можно только в семье, в Церкви, уповая на помощью Божию, молясь друг за друга.

Людям свойственно ошибаться и затем расплачиваться за свои ошибки. Но ошибки артистов имеют более серьезные последствия. Хотелось бы все исправить, но это уже невозможно.

Сергей Маховиков. Сегодня моя позиция в этом отношении жесткая. Сначала я христианин и только потом актер. Поэтому христианские ценности для меня превыше всего. Однако как быть с тем материалом, с которым артист работал давно и который оказался неудачным, но, к сожалению, живет и будет жить? А душа-то болит. Я приду в церковь и покаюсь перед Богом, и Бог меня простит, но фильм, за который актеру может быть стыдно, продолжает выходить на экраны.

К сожалению, то, что сейчас происходит в нашей стране, заставляет нас страдать. Невооруженным глазом видно, что Православию оказывается ожесточенное сопротивление. Участились кражи православных святынь, происходят надругательства над храмами, священников грабят, угрожают их родным и близким. Мне сказали страшную вещь: ежегодно в результате физической расправы в стране гибнут священнослужители! Кто об этом знает?

Я это расцениваю как посягательство на мою веру. Но то же самое происходит и в телевизионной и киношной работе. Фильмы о церкви зачастую делают люди, далекие от Православия. И равнодушные. Поэтому эти фильмы неправдоподобные, хотя, я допускаю, что у авторов были самые благие намерения. Но такие фильмы только уводят зрителей от веры. Чтобы сказать о вере, о служении Богу и Отечеству, может быть, лучше сделать кино о Врангеле, Колчаке – православных христианах, патриотах? Сергей Мирошниченко недавно снял фильм о Жженове и Астафьеве – вот, на мой взгляд, глубоко православное кино, в котором говорится о взаимоотношении православных людей с миром, с властью, с окружающими людьми.

- Кстати, иногда приходится слышать о необходимости создания православного кинематографа. Что вы можете сказать об этом?

Сергей Маховиков. Мне пока сложно ответить на этот вопрос, потому что я не совсем понимаю, что это такое. Я уже видел названия «православная студия», «православное кино». Но у меня возникает вопрос: если ты снимаешь православное кино, то какое кино снимаю я? Я православный христианин, снимаюсь в приключенческом боевике «Слепой», где мой герой попадает в секту. В этом фильме - моя человеческая позиция по отношению к такому страшному явлению, как псевдорелигиозные тоталитарные секты. Разве это не православное кино?

Я думаю, что нужен не столько православный кинематограф, сколько духовная цензура. Организовать бы, к примеру, общественный совет из культурных образованных людей, заслуги которых перед отечеством для всех очевидны. И вот эти люди и проводили бы отбор материала, руководствуясь моральными, культурными и религиозными принципами. Ведь что мы сейчас видим в кино? Убийства смакуются, педофилия и гомосексуализм представляются чуть ли ни как заурядное явление. О культуре рассуждают люди, чьи знания в этой области весьма сомнительны. Но именно эти люди диктуют свою волю через кино, музыку, телевидение.

И тем не менее студии, которые будут отбирать сценарии или готовые материалы, оценивая их с православной точки зрения, на мой взгляд, тоже нужны. Нужна своя православная аудитория, свой православный зритель.

(Священник Александр НОВОПАШИН)

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2155


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу